Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №17/2007


НАШИ ДЕТИ

Поколение «отцов» всегда относилось к молодежным субкультурам в лучшем случае настороженно, в худшем — агрессивно-неприязненно. Ведь любую субкультуру правильнее назвать «контркультурой» — отвергая «родительское» мироощущение, она предлагает свое, альтернативное, тем самым намекая старшим на их мировоззренческую и житейскую несостоятельность. Те, со своей стороны, как могут защищаются, объявляя новое мировоззрение деструктивным, идеалы — извращенными и упадническими, манеру поведения — неприличной. Нередки и прозрачные намеки на моральную ущербность и даже душевное нездоровье приверженцев той или иной субкультуры. Тем самым конфликт поколений обостряется до крайности, а путь личностного становления юношества оказывается усыпан терниями, которые его только затрудняют. Можно ли без этого обойтись?

НА ЛИЦО УЖАСНЫЕ,
ДОБРЫЕ ВНУТРИ

Мрачные романтики

Палитра молодежных субкультур пестра и разнообразна, и обозреть их все — задача почти непосильная. Присмотримся лишь к одному направлению — самому, пожалуй, спорному, провокационному и загадочному. Его приверженцы именуют себя готами и всем своим обликом и поведением словно напрашиваются на родительское негодование. Кто же они такие? Чудаки, заигравшиеся в странные игры? Люди с душевным изъяном, требующие серьезной психологической помощи? И самое главное — как с ними иметь дело? Спасать? Перевоспитывать? Игнорировать?

Как и большинство молодежных субкультур, готика в нашей стране — явление заимствованное. Она берет свое начало из Западной Европы и Северной Америки конца 70-х — начала 80-х гг. прошлого века. К тому времени постаревшие битники уже нянчили внуков, пришедшие им на смену хиппи себя практически исчерпали и потихоньку ассимилировались в истэблишмент, поднявшаяся им вслед волна панк-культуры тоже постепенно спадала. Молодежь страдала от недостатка новых идей. Энтузиазм прежних лет начал сменяться унынием. Музыка многих музыкальных групп стала более депрессивной, а их внешний вид и одежда приобрели мрачный вид. В этой атмосфере зарождавшаяся культура готов синтезировала в себе как новые настроения, которые витали в воздухе, так и философские идеи эпохи романтизма — извечная борьба добра и зла, тема печали и пр. Существенным отличием готической субкультуры от всех остальных является стремление к романтике, но не слащавой, а мрачной, печальной, всегда экзальтированной и глубокой.

В России готическая субкультура появилась гораздо позднее. Мода на готику начала набирать обороты в последние десять лет. В рамках готики постоянно возникают музыкальные стили и направления, романы и стихи. А сами готы пугающе похожи на героев фильма про вампиров.

В основном молодые люди приходят туда решать собственные проблемы, связанные с духовным поиском. В музыке, литературе, попытках собственного творчества, в общении с себе подобными готы находят поддержку и ищут ответы на жизненные вопросы.

Готическая субкультура открыта не для всех, точнее, не каждому она окажется по душе. Представители готики имеют ряд психологических особенностей, которые вписываются в философию субкультуры.

К примеру, для готов характерна повышенная возбудимость, в ряде случаев агрессивность, типичны частые депрессии, смена настроения — от подавленного состояния до бурной радости, повышенная чувствительность, сосредоточенность на мрачных сторонах жизни, но при этом четкая жизненная позиция, нестандартное отношение к миру, положительное сочетание серьезности и романтичности.

Необычные пристрастия

Из вышесказанного можно сделать вывод, что молодые люди, приобщившиеся к этой культуре, непросты в общении. Они тяготеют к мрачной эстетике, максимальному индивидуализму и, если так можно выразиться, интеллектуализму: готы читают классическую литературу, нередко имеют четкие представления по поводу выбранного ими вероисповедания, умеют аргументировать свою точку зрения.

Все это мало бы отличало их от обычного интеллектуально развитого человека, если бы не пристрастие к тематике смерти. Они очень любят пофилософствовать на эту тему: «жизнь — это очередь за смертью, но некоторые люди влезают без очереди», «жизнь — наказание, смерть — освобождение» и пр. Готы нередко пишут стихи и рассказы о смерти, даже о своей собственной. Более опасны их суицидальные настроения, тенденции к нанесению себе физических травм. Иногда это проявляется в виде шрамов на коже, мыслей о суициде и действительном его осуществлении. По некоторым данным (достоверность которых, впрочем, спорна), акты аутоагрессии среди готов встречаются чаще, чем среди их ровесников в целом.

В последнее время склонность к суициду проявляется у подростков все чаще. Это не обязательно зависит от пребывания в какой-то определенной субкультуре. Нередко таким образом они демонстрируют обществу свою душевную боль и переживания, не в силах выразить их вербально. Это, наверное, и есть та действительная проблема, на которую следовало бы обратить внимание старшим, в первую очередь — родителям и психологам.

Что же касается, говоря словами фрейдистов, преобладания Танатоса в готическом мироощущении, то это, наверное, не есть некрофилия в клиническом или даже расширительном, фроммовском толковании этого понятия. Тут может насторожить обычно не свойственное юношеству глубокое осознание готами конечности человеческого бытия. Но не упрекаем же мы за это философов-экзистенциалистов? Они, правда, все люди зрелые, даже немолодые. Так может быть, готы просто кое в чем обгоняют своих ровесников? Важно лишь, чтобы они не сбились с пути, не устремились в депрессивный, упаднический тупик.

Готы в школе

Негативные чувства по отношению к представителям готики будут возникать до тех пор, пока эта субкультура существует. Некоторые наиболее юные готы подогревают этот негатив своим «авангардным», бросающимся в глаза поведением, иногда имеющим асоциальный характер.

Однако не надо забывать, что готы — это в основной массе молодые люди, живущие с родителями и обучающиеся в школе. Из-за вышеописанных стремлений и увлечений у них, безусловно, возникают конфликты со старшим поколением. Взрослые пугаются некроромантических интересов своего ребенка, тем самым провоцируя семейные конфликты. Однако опыт свидетельствует, что чем спокойнее родители относятся к данной субкультуре, тем менее агрессивно ведет себя подросток как внутри семьи, так и за ее пределами.

В школе у представителей готической субкультуры также могут возникнуть проблемы. Учителя, желающие вывести своих учеников в люди, в ряде случаев отказываются принимать такого воспитанника, игнорируя его способности либо стремясь отправить к психологу на исправление. Негативное отношение вызывает внешний облик подростка — мрачные (чаще черные) тона одежды, яркая косметика и отстраненная манера поведения. Такое субъективное отношение к подростку может породить у него агрессию и неприятие по отношению к преподавателю. Учителям следовало бы не исходить из особенностей внешнего вида учеников, а сконцентрировать свое внимание на способностях и знаниях детей, ведь готы — тоже дети, пускай и отличающиеся от основной массы.

Необходимо отметить, что часть подростков втягиваются в сумрачный мир готики по велению моды, но есть и такие, кто делает это по велению сердца. Мир готики разнообразен: музыка, литература, архитектура, дизайн одежды и многое другое, что вполне может оказаться для ребенка ценным опытом.

Важно знать, что готическая музыка, литература и пр. — достаточно глубокое, но тяжелое для восприятия творчество. Те подростки, которые пришли в данную субкультуру на волне моды, достаточно быстро отсеются, так как очень трудно долгое время изображать из себя депрессивных романтиков. Остальные же могут просуществовать в ней в течение продолжительного времени.

Мрачное, интровертированное состояние — особенность их характера, а готическая субкультура — лишь возможность выразить себя и свои чувства. Она помогает решать ряд психологических проблем ее представителей: стремление к индивидуальности, поиск себя, помогает развивать и культивировать эстетические чувства (правда, достаточно своеобразные, гротескные), ценностные ориентации (так как готы испытывают неудовлетворенность общественно-значимыми ценностями и представлениями).

Несмотря на свою мрачность, готическая субкультура, равно как и другие, выполняет ряд положительных функций: адаптация подростков к обществу, передача социальных ценностей и представлений; попытка самовыражения. Готы, которым трудно социализироваться, имея представления, отличные от традиционной культуры, собираются в группки и образуют маленькое сообщество, в котором они являются полноправными представителями. Так молодому человеку предоставляется возможность выработать собственный первичный социальный статус, проиграть социальные роли; сформировать собственное философское отношение к миру (это особенность именно готики).

Постараться понять

Опасность и одновременно притягательность данной субкультуры состоит в том, что готы постоянно ищут то, что стимулирует разнообразные чувства, позволяя погружаться во внутренний мир. Подростки могут «заиграться» и остановиться на этой ступени. Здесь важную роль приобретают именно отношения с родителями, которым не стоит вступать с детьми в открытую конфронтацию.

Сама по себе субкультура открывает возможности, которые позволят ребенку полноценно развиваться. При правильном отношении пребывание в субкультуре может быть полезным и ценным опытом. Именно такое отношение позволит ребенку не закрываться, а лишь прикрываться от мира!

«Готы — те, кто испытал эмоциональную боль и понял, что она может давать силу».

Может быть, их надо просто понять? И не пугаться перспективы упадка, якобы им грозящей. Ибо, если вести речь о настоящих готах, а не о примазывающихся к ним вандалах и извращенцах, то перспективы их социализации вовсе не пессимистичны. Так, по крайней мере, считает английский культуролог Дунья Брилл из Университета Сассекса, посвятившая культуре готов свою докторскую диссертацию.

Многие молодежные субкультуры побуждают людей бросать школу и совершать противозаконные поступки. Однако именно поклонники мрачной готики получают хорошее образование, редко бросают школу и часто бывают первыми учениками.

Эта субкультура пробуждает интерес к классическому образованию, особенно к искусству, считает Брилл. По ее мнению, готы обычно выбирают профессии, связанные с веб-дизайном, программированием или журналистикой.

Опыт обычных людей подтверждает выводы культуролога. Как говорит врач стоматологической клиники «Архангел» в Западном Лондоне гот Дидье Голард, у него есть друзья готы, вполне преуспевающие. Среди них зубной врач из Лиона, парочка поверенных, англиканский священник. Голард, которому 39 лет, отказывается носить белый халат и ходит в черной униформе.

Брилл утверждает, что готика — субкультура, чуждая насилию. «Они вроде хиппи. Я не знаю ни одного гота, который участвовал бы в осквернении кладбища или убивал кошек. Они любят свои кладбища и своих кошек», — говорит культуролог.

Конечно, психологические проблемы у готов есть. (А у кого, спрашивается, их нет?!) Но если они сумели найти свои особые способы их решения, никому не причиняя вреда, — разве это плохо? Кому не по душе такие решения — пусть предложат им лучшие.

Ирина ГЕТМАНЧЕНКО,
психолог,
Москва