Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №17/2007


МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

Алиса МИНАЕВА,
студентка факультета
педагогики и психологии МПГУ

Школа лидерского искусства

Элементы психологического тренинга
развития лидерских качеств у старшеклассников

Занятие «Хороший старт — залог успеха!»

Цели: введение в тему; группообразование; снятие тактильного барьера; принятие групповых правил.

Необходимые материалы: бейджики, рабочие тетради, флип-чарт, маркеры, карточки для записи.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Приветствие и настройка

Приветствие ведущего и обсуждение настроения.

(10 мин.)

2. Введение в тему

Этап 1. Индивидуально.

Ведущий. Я сейчас попрошу каждого представить себе лидера — человека, который по своим личностным качествам для вас является лидером, авторитетом во многих отношениях, того, кого можно назвать образцом лидерства. Это может быть реальный человек, герой книги или фильма.

Кто он? Какой он? Как он выглядит? Какими качествами обладает?

Почему этот человек или герой является для вас настоящим лидером, образцом лидерства, авторитетом?

(1 мин.)

Этап 2. В парах.

Ведущий. Теперь я прошу вас объединиться в пару с тем человеком, с которым вы рядом сидите. Поделитесь друг с другом вашим образом лидера.

Кто он? Какой он? Как он выглядит? Какими качествами обладает?

Почему этот человек или герой является для вас настоящим лидером, образцом лидерства, авторитетом?

(По 1,5 мин. на человека.)

Этап 3. В группе.

Ведущий. Какие образы вы представляли? Были ли среди них известные персонажи? Кто хочет рассказать о своем образе?

Кто он? Какой он? Как он выглядит? Какими качествами обладает?

Почему именно этот человек или герой является для вас настоящим лидером, образцом лидерства, авторитетом?

(3 мин.)

Упражнение «Антилидер»

Ведущий. Теперь представьте себе образ человека, который, по-вашему мнению, совершенно не является лидером, или, иначе говоря, образ «отрицательного лидера», то есть человека, который отрицательно влияет на окружающих людей. Это может быть реальный человек, герой книги или фильма.

Кто он? Какой он? Как он выглядит? Какими качествами обладает?

Почему этот человек или герой не является для вас настоящим лидером, образцом лидерства, авторитетом?

То же самое индивидуально, в парах и в группе.

(7 мин.)

Упражнение «Определения лидерства»

Ведущий. Давайте определим тогда, кто же такой настоящий лидер? Может быть, вам известны определения из словарей или специальной литературы.

Ведущий может выписывать основные слова на доске, флип-чарте.

Затем из всех определений выбрать наиболее простые и понятные для участников и записать их всем в свои рабочие тетради.

(10–15 мин.)

ПЕРЕРЫВ — 10 мин.

3. Работа с групповым сплочением

Игра «Паутинка» (или «Гордиев узел»)

Ведущий. Ребята, сейчас вы становитесь в тесный круг и протягиваете руки к его середине. По моему хлопку вы беретесь за руки так, чтобы у каждого в левой и правой руке оказались руки других участников (но не соседей справа и слева). А потом вам нужно будет распутаться, не разнимая рук.

(10 мин.)

Игра «Перестройки»1

Первое задание
Ведущий. Сейчас вам необходимо построиться по размеру обуви (молча). Справа от меня ребята с самым большим размером обуви, а у крайнего слева должен быть самый маленький размер.

(2 мин.)

После выполнения этого и следующих заданий происходит проверка правильности выполнения и обсуждение:

Как вы себя ощущаете? Справились? Почему? Что помогло?

Второе задание
Ведущий. А теперь постройтесь по цвету глаз (молча). Справа от меня — самые светлые, а слева — самые темные.

(3 мин.)

Третье задание
Ведущий. Постройтесь в той же последовательности, как идут номера домов, в которых вы живете (молча).

(3 мин.)

Четвертое задание
Ведущий. Постройтесь по первой букве отчества мамы (молча). Справа от меня — А, слева — Я.

(3 мин.)

Пятое задание
Ведущий. Сейчас самое интересное. Вам необходимо построиться по росту. Справа от меня — самый высокий, а слева — самый маленький. Причем сделать это нужно молча, с закрытыми глазами.

(3 мин.)

Общий анализ после этого упражнения включает обсуждение следующих вопросов:

— Как вы себя ощущаете?

— Что вам понравилось больше всего?

— Что было труднее всего выполнить?

— С чем связаны некоторые ваши неудачи в выполнении заданий?

— Успешен ли, по-вашему, результат?

— Что бы вы изменили, если бы у вас была возможность пройти все испытания сначала?

— Произошли ли какие-то изменения в группе после прохождения всех испытаний? Если да, то что изменилось?

— Что берем с собой?

4. Завершение

Шеринг

Что я сейчас чувствую?

Какой опыт я приобрел после этого занятия?

Приложение
Афоризмы для лидера

В рай доходит тот, кто после каждого падения встает и идет дальше.

 Иоанн Златоуст

Не дерево выбирает птицу, а птица выбирает дерево.

Конфуций

Стучите — и откроется вам!

Из Библии


1 Игра в тренинге: Возможности игрового взаимодействия / Под редакцией Е.А. Левановой.

Занятие «Пираты Карибского моря — 4»

Цели: командообразование; принятие групповых правил; принятие группового решения; диагностика ролевого распределения; раскрытие и проявление лидерских качеств.

Рекомендации по проведению

Первая часть занятия, включая разогрев, подготовку и «плавание», происходит в одном помещении (возможно, в помещении, смежном с основным тренинговым залом, или в коридоре). Основная часть занятия (выполнение задания на острове) проходит в тренинговом зале.

Ведущему на этом занятии важно изменить свой имидж адекватно новой роли. Здесь он выступает в качестве проводника по морю и суше. Он может переодеться в соответствующий костюм. Если это двое ведущих, то, соответственно, два проводника.

Необходимые материалы (расписать количество): записи музыки и специальных звуков (тамтамы, африканские барабаны, голоса природы, звуки джунглей, шум моря); письмо, конверт и фото Джека Воробья из фильма «Пираты Карибского моря»; граница моря и суши — линия на полу, обозначающая берег; бумага формата А3; бумага формата А4; фломастеры и маркеры; гофра; скотч; ножницы; шляпа капитана; бельевая резинка; магнитофон; гирлянды-бусы из гофрированной бумаги.

Время: 2,5–3 часа.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Этап 1. Легенда о капитане

Ведущий. Сегодня меня зовут… и я буду вашим проводником по морю и по суше. Перед вами простирается море (показывает рукой на коридор). А море хранит в себе много тайн. Вы наверняка слышали про пиратов Карибского моря и про их легендарного капитана Джека Воробья. Когда-то я был и его проводником.

Капитан Джек Воробей ушел в отставку вместе со своим кораблем, женился, решил завести потомство, но до сих пор остается авторитетом в своем деле, и к нему часто приходят за советом. Многие просят его, чтобы он поделился секретами своего мастерства…

Однако здесь все не так просто: он не хочет кому попало открывать эти секреты, но и не хочет, чтобы они исчезли и их никто не узнал. Джек стал искать себе преемников, которые бы снова покоряли моря, а главное — разгадали одну загадку, которую он в свое время разгадать не успел.

Многих он уже проверил, но так и не нашел никого достойного… И тут он решил испытать ребят, которые еще никогда толком не плавали в море, и посмотреть, на что они способны, — вдруг они окажутся теми находчивыми, смекалистыми, прозорливыми и уверенными людьми, которые смогут разгадать загадку и принести ему ответ.

Его выбор остановился на вас. За каждым из вас он наблюдал отдельно и решил собрать из вас команду. Каждый из вас находится в ней не случайно.

С этой минуты вы становитесь командой, которой предстоит выполнить некоторые задания, пройти через непростые испытания. А что будет происходить дальше, вы узнаете позже. Хотя знаменитый капитан и посчитал вас уже достаточно способными для того, чтобы отправиться в опасное дальнее плавание, надо еще проверить, на что вы способны как команда.

Этап 2. Подготовка команды

Задание № 1
Ведущий. Для начала нужно принять соответствующий вашему новому положению — команда корабля — вид. Для этого у вас есть материалы: гофра, ножницы, скотч, бумага, кусочки ткани, резинка, фломастеры и многое другое, из чего вы можете сделать соответствующие атрибуты: повязку, бандану, значок и пр. От вашей сноровки в будущем путешествии будет многое зависеть. Проверим, сколько времени вам потребуется на экипировку.

Задание № 2
Придумать название корабля и легенду корабля.

(5 мин.)

Задание № 3
Нарисовать флаг корабля c указанным на нем названием.

(3 мин.)

Задание № 4
Ведущий. А теперь вам необходимо серьезно подумать всей командой и выбрать капитана вашего корабля. Капитан — это ваш лидер. Во всех сложных ситуациях он должен принимать конкретные решения, нести ответственность за всю команду. Прошу вас выбрать помощника капитана, парламентера, кока и других членов команды по вашему усмотрению. Распределите обязанности в команде корабля, договоритесь о функции каждого.

(10 мин.)

После выбора капитана и других членов экипажа ведущий всех поздравляет с прохождением первичной подготовки, а капитан торжественно награждается шляпой капитана.

Ведущий предлагает ввести такое правило: капитан может передать свою шляпу другому члену команды, если он считает это целесообразным или не готов нести ответственность за решение группы, если оно не совпадает с его собственным. Тогда он снимает с себя шляпу, а вместе с ней и полномочия капитана.

Этап 3. Создание корабля

Ведущий. Прежде чем у вас появится корабль, вам нужно принять решение (каждому по отдельности и всем вместе), готовы ли вы отправиться в плавание… Поздравляю, вы сделали правильный выбор. Сейчас я зачитаю присягу, которую принимает каждая настоящая команда корабля, и вам нужно будет ее повторять за мной.

Я обязуюсь:

1. Все задания делать всем вместе, всей командой.

2. Быть готовым к тому, что, если один человек не выполнил задание, команда начинает все сначала.

3. Проявлять уважение друг к другу.

Ведущий. Теперь дело за малым: для путешествия нужен хороший корабль. Моряки утверждают, что корабль — это живое существо и они могут разговаривать со штурвалом, обращаться к якорю, прежде чем его опустить, и пр. Вам необходимо «построить корабль» из своих тел со всеми необходимыми атрибутами: руль, штурвал, парус, капитанская рубка, якорь, компас, спасательная шлюпка и пр. Можно использовать веревку, резинку так, чтобы все вы были в одной связке, чтобы в корабле не было пробоин, дыр и щелей и чтобы это был корабль, который сможет плыть.

На корабле обязательно должны быть:

штурвал,
паруса (для паруса можно использовать ткань и веревку),
компас,
шлюпки (или спасательный круг),
флаг,
еда для команды (у кока) — вкусные конфеты.

Капитан потом расскажет нам, что есть у вас на корабле, и покажет, как он может плыть (то есть реально передвигаться).

(7 мин.)

Ведущий выслушивает рассказ о созданном корабле и проверяет его на наличие пробоин и на способность к плаванью.

Ведущий. Ну что ж, отличный получился корабль. Теперь можно плыть.

В случае непрохождения проверки команде дается время, чтобы она подправила корабль, чтобы он смог плыть (то есть идти).

Этап 4. Плавание

Ведущий. А сейчас ваша задача, оставаясь «кораблем», доплыть до острова (до двери в комнату; расстояние должно быть большим, но не очень — таким, чтобы ребята сочли «плавание» по нему своим достижением, — не менее 10 метров.)

Есть несколько условий:

— плыть нужно, оставаясь кораблем, то есть в одной связке, без пробоин (передвигаться, находясь плотно друг к другу);

— если образовывается пробоина, корабль ломается (за этим следит ведущий), корабль тонет, то есть возвращается в начало пути.

На пути будут встречаться разные опасности, а также вам нужно будет постичь азы навигации — управления кораблем. Если вы проплывете этот маршрут, то сможете стать достойными преемниками Джека Воробья и настоящими моряками.

Все дальнейшие команды произносит ведущий в определенный момент пути. Команды важно произносить четко, приказным тоном, с достаточно небольшими промежутками.

— Сняться с якоря!

— Поднять паруса!

— Полный вперед!

— Право руля!

— Обед на корабле! (Задача кока — накормить всех: каждому дать конфетку.)

— Подводные рифы! (всем нужно одновременно подпрыгнуть.)

— Лево руля!

— Сели на мель! (всем нужно присесть.)

— Шторм! (корабль наклоняется то вправо, то влево.)

— Приплыли!

— Бросить якорь!

— Отдать швартовы!

— Сойти на берег! (зайти за линию, обозначающую берег.)

Этап 5. Карибские острова

Ведущий встречает команду у острова (у двери в аудиторию), поздравляет с прибытием.

Ведущий. Сейчас, прежде чем вы попадете на остров, давайте обсудим несколько вопросов:

— Как плавание?

— Как настроение?

— Что было легче всего?

— Что труднее?

— За счет чего справились?

— Почему не получилось?

— Что помогало? Мешало?

— Что делать в следующий раз, для того чтобы получилось?

ПЕРЕРЫВ — 10 мин.

Этап 5 (продолжение)

Все заходят на остров (в аудиторию), начинают звучать тамтамы. Каждому участнику предлагается надеть бусы-гирлянды (разноцветные ленты из гофрированной бумаги).

Ведущий. А теперь, когда вы прошли курс подготовки и доплыли на корабле до острова, начинается самое интересное. Это то, за чем вы отправлялись. Здесь вы столкнетесь с одним из самых интересных и сложных заданий, с которым справляются далеко не все. Это специальное задание от капитана Джека Воробья. Настоящей команде и на суше, и на море необходимо владеть искусством завязывать узлы. Только секрет этой процедуры был утерян, и каждый раз перед новой командой встает задача — заново разгадать этот секрет.

Игра «Завязать узел»

У ведущего в руках шнур. Его длина зависит от количества участников (примерно 2 метра на пять человек). Группа выстраивается в линию, и ведущий дает шнур участникам. Каждый берется за нее обеими руками на ширине плеч, на расстоянии примерно 40 см друг от друга.

Ведущий. Вам нужно завязать на этом шнуре узел, но сделать это необходимо всем вместе, не отпуская веревку. Ну что ж, теперь можете приступить к выполнению.

Ребята все держатся за шнур и, не убирая рук со шнура, пробуют завязать узел. Ведущий следит за выполнением задания. Здесь важно отметить следующие моменты: как ребята выполняют задание, в какой последовательности, к чьим мнениям прислушиваются, согласованы ли их действия, какие стратегии они выбирают, как происходит взаимодействие между участниками и пр.

Вначале можно спросить, нужно ли им время на обсуждение, чтобы выработать стратегию. Затем через некоторое время — по ситуации — снова задать этот вопрос. Также можно сказать, уже после обсуждения стратегии, что на то, чтобы завязать узел, у команды есть 10 минут. Если ребята не справились, можно спросить, нужно ли им еще время на обсуждение и сколько им времени нужно для того, чтобы завязать узел, и т.д.

Когда отведенное время заканчивается, обязательно подчеркивать, что прошло 10 минут, при неудаче предложить провести мини-анализ на 2–3 минуты.

— Почему не удалось завязать узел?

— Что помешало?

— Как действовать в следующий раз?

— Сколько нужно времени, чтобы справиться с заданием?

Как поступить, если участники группы долго не могут справиться с заданием? Ведь может наступить такая стадия, когда от ребят можно услышать: «Мы уже устали, и ничего не получится», или когда они просто «тупо делают» то, что им велели. В этом случае надо обязательно спросить о причинах неудачи. Можно сказать, что правильная версия прозвучала (если она прозвучала). Можно спросить, нужна ли подсказка. В самом крайнем случае следует спросить: «Как завязывается узел?» — и наглядно показать на веревке. Возможно, даже прямо показать, как они должны пройти, чтобы у них получилось. Еще одна подсказка:

«Кстати никто не говорил в правилах, что руки нельзя немного двигать!»

Когда задание выполнено, стоит поздравить друг друга бурными аплодисментами.

Эта игра может занять до сорока минут.

Этап 6. Завершение

Ведущий. Я поздравляю вас с разгадкой секрета. Все это время капитан Джек Воробей наблюдал за вами, и он рад, что не ошибся в своем выборе. Самые трудные испытания, которые стоят перед человеком, — это не шторм и ветер, а человеческие взаимоотношения. Капитан считает, что у вас есть все для того, чтобы стать настоящий командой, в которой есть свой кодекс чести, свои внутренние правила. И то, какими вы захотите стать, полностью зависит от каждого из вас и от всех вас вместе. И мы вместе с капитаном поздравляем вас с прохождением первого испытания и желаем больших успехов на пути достижения ваших заветных целей.

В качестве приза можно подарить экипажу корабля красивый свиток для записи правил, кодекса чести (например, свернутый в трубку красиво обожженный по краям лист бумаги).

Этап 7. Анализ

На этом этапе осуществляется принятие правил групповой работы.

Важно, чтобы у самой группы была потребность в правилах. По ходу анализа правила принимаются и записываются на свиток.

По ходу обсуждения следует выйти на анализ того, что происходило в течение занятия, и того, что может помочь в дальнейшем.

Вопросы для обсуждения

Эмоциональный уровень:

— Как вы себя ощущаете?

— Что вам понравилось больше всего?

Рациональный уровень:

— Что было труднее всего выполнить?

— С чем связаны некоторые ваши неудачи в выполнении заданий?

— Успешен ли, по-вашему, результат?

— Что бы вы изменили, если бы у вас была возможность пройти все испытания сначала?

— Произошли ли какие-то изменения в группе после прохождения всех испытаний? Если «да», то что изменилось?

— Что берем с собой? Какой опыт вы получили?

— Что было самое значимое для каждого сегодня?

Приложение 1

Афоризмы для лидера

Единственная настоящая роскошь — это роскошь человеческого общения.

Есть только одна подлинная ценность — это связь человека с человеком.

Антуан де Сент-Экзюпери

 

Приложение 2

 

 

Приложение 3

Примерные «Правила»

Общепрограммные:

• Правило чистоты

• Правило бережного отношения к вещам

Правила программы:

• Правило одного микрофона

• Правило поднятой руки

• Правило «00:00» (приходить вовремя)

• Правило целостности группы

Групповые тренинговые правила:

• Здесь и теперь

• Правда или ничего

• Критикуешь — предлагай

• Активная внутренняя позиция

• Конфиденциальность

• Персонификация высказываний

• Правило команды

Занятие «С творчеством по жизни»,
или «Кто во что горазд?!»

Цель: расширение представлений о качествах лидера; выявление своих собственных качеств и соотнесение их с качествами лидера; выявление творческого потенциала и его развитие; выявление социально-ролевых позиций.

Необходимые материалы

Для теоретической части: рабочие тетради, разноцветные маркеры, белый ватман со схематично нарисованным человеком, бланк «Инструментарий успешного лидера, по мнению исследователей лидерства» (см. приложение) — по количеству участников.

Для коллективного творческого дела (КТД): фломастеры на 3–4 подгруппы, листы формата А3 для названия и эмблемы по количеству групп плюс еще 10 листов, формата А4 — 150 листов газетной бумаги для моста и 20 листов белых, 5 сырых яиц, 10 пластиковых стаканчиков, 50 соломинок для напитков, 5 скотчей, 5 ножниц, подстилка на пол (например, большой мусорный пакет), стол или парта, стулья, фотоаппарат.

Время: для первой части — 55 мин. + перерыв, для второй части — 1час 40 мин. + завершение.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Теоретическая часть
«Качества лидера…»

Разминка «Матрица-перезагрузка»

Все встают в круг (важно, чтобы места было достаточно и сзади не мешали стулья). Ведущий дает инструкцию и показывает необходимые действия.

Ведущий. Мы с вами знаем немало героев из кинофильмов: Нео из «Матрицы», Бетмэн... У каждого героя есть своя особенность, сильная сторона, он владеет каким-то особым мастерством. Сегодня нам предстоит небольшое путешествие в мир кино. У нас будет возможность научиться ловкости и мастерству у знаменитых персонажей.

Раньше очень популярным был мультфильм «Черепашки Ниндзя». Смотрели? Чем славились черепашки? Их звали Донателло, Микеланджело, Леонардо, Рафаэль... Они великолепно сражались и прыгали, а еще у них были чудесные разноцветные ремни. Они в прямом смысле слова выпрыгивали из любых ситуаций.

Ведущий становится в центр круга, подходит к любому человеку и называет героя, например: «Черепашки Ниндзя».

Задача выбранного игрока — изобразить центральную часть общей фигуры, носящей имя героя. Игроки, стоящие справа и слева о него, принимают определенные позы, дополняя нужную фигуру. Если кто-то не успевает, путает «фигуру» или делает неправильный жест, он становится в центр водящим и снова называет «фигуры» в любом порядке, а бывший водящий становится на его место.

Перед началом упражнения ведущий показывает участникам группы, какие фигуры соответствуют каждому из героев: Черепашки Ниндзя, Человек-паук, Бетмэн, Нео, Зорро, Сейлармун.

Фигуры

1) «Черепашки Ниндзя»

Тот человек, который стоит в центре, становится в бойцовскую позицию — руки, как в боксе, вытянуты вперед — и начинает прыгать; соседи справа и слева кладут руки на ремни и тоже подпрыгивают; все вместе в тройке хором поют: «Мы не мелкие букашки — Супер- Ниндзя черепашки!»

2) «Человек-паук»

Кто из героев отличался удивительной ловкостью? Конечно, Человек-паук. Тот игрок, который стоит в центре, начинает «взбираться по стене» — ее образуют соседи справа и слева (берут друг друга за плечи, разворачиваются спиной к Человеку-пауку и чувствуют себя крепкими, как стена).

3) «Бетмэн»

А какого вы знаете героя, который великолепно летал и тоже спасал людей? Правильно, Бетмэн. Для того чтобы летать, а особенно ночью, нужно обладать не только крыльями, но и великолепной зоркостью и наблюдательностью.

Человек, стоящий в центре, «надевает» на глаза очки из рук (нужно поставить руки перед собой ладонями вниз, указательный и большой пальцы сомкнуть в круг, теперь полученную конструкцию перевернуть и «надеть на глаза»); соседи справа и слева изображают крылья.

4) «Нео»

Один из самых популярных героев — Нео из «Матрицы». А каким же он мастерством владел? Силой мысли! Также все мы помним, что время замедлялось и Нео «плавно» сражался.

Тот, кто стоит в центре, пригибается плавно, медленно и красиво назад, соседи справа и слева имитируют удар рукой, но Нео остается невредимым, удары его не касаются.

5) «Зорро»

Ну а как же неуловимый Зорро?

Центральный игрок скачет на лошади (одной рукой держится за пояс, а другой размахивает, как будто лассо); соседи справа и слева развевают плащ Зорро на ветру.

6) «Сейлармун»

Женщины тоже бывают героями и могут успешно бороться за добро и справедливость.

Центральный игрок становится ровно, вытягивает правую руку вверх, как будто бы держит жезл, и говорит: «Я Сейлармун — Луна в матроске — борец за добро и справедливость»; соседи справа и слева становятся так же, только боком, и говорят: «Лунная призма, дай мне силу!»

Завершение

Ведущий. Давайте поаплодируем друг другу. Вот и подошел к концу урок Мастерства. Мы и выпрыгивали из различных ситуаций и освоили лазание по стенам, развили свою зоркость и наблюдательность, потренировали свою силу мысли и почувствовали себя неуловимыми.

Упражнение «Лидерские качества»

Ведущий. Для того чтобы стать успешным лидером, нужно обладать определенными качествами. Какими должны быть эти качества?

(Вместе с группой ведущий выделяет характерные для лидера качества и записывает их на флип-чарте.)

А вот инструментарий успешного лидера (см. приложение к занятию).

Каждому участнику раздается список качеств, которые были выделены исследователями. К нему можно добавить качества, которые необходимы, по мнению участников.

Ведущий. Посмотрите на список и отметьте 10 качеств, которые, по вашему мнению, являются наиболее значимыми для успешного лидера. Отметьте те качества, которые присутствуют у вас из всего списка (можно выделить процентное соотношение развития того или иного качества).

Сравните два полученных списка.

Обсуждение

Какие качества вы выделяли, почему?

— Есть ли отличия между первым и вторым списками?

Ведущий. Отметьте для себя те качества, которые вам бы хотелось развивать.

Можно также попросить, чтобы участники сделали пометки в своих рабочих тетрадях, а бланки на время отдали ведущему, их можно не подписывать.

Если есть необходимость, далее можно продолжить выделять 10 качеств в мини-группах и затем выбрать 10 качеств всей группой целиком. Здесь группам нужно будет обосновать, почему именно эти качества они выбирают.

Упражнение «Рисунок человека»

Ведущий. Все, что есть в человеке, имеет свое назначение. Каждая часть тела выполняет определенную функцию. Каждая часть тела может также символизировать определенное качество, способность человека.

(Ведущий вешает на доску ватман, на котором схематически нарисован человек, который будет символизировать лидера.)

Выберите себе любую часть тела человека (руку, ногу, голову, ухо и т.д.) и подумайте, зачем она нужна лидеру?

Например: уши — умение слышать и слушать. А теперь прошу каждого по очереди обозначить эту часть тела на нашем рисунке и рассказать, зачем она нужна лидеру, какой смысл несет.

Каждый участник выбирает себе любую часть тела и затем, рисуя ее на ватмане, объясняет, зачем она нужна лидеру. Ведущий и другие участники также могут дополнять своими идеями высказывания.

ПЕРЕРЫВ — 10 мин.

II. Коллективное творческое дело

Необходимые материалы для каждой группы: маркеры, фломастеры и по 1 листу бумаги А3, по 4 листа А4.

Участники с помощью цветных карточек разбиваются на нужное количество групп, лучше всего 3–4 группы по 5 человек.

Ведущий. Международное лидерское сообщество, самое элитное, престижное и респектабельное в мире, решило пополнить свои ряды и включить в них новую команду лидеров. Прямо сейчас проходит конкурс, в котором могут принять участие все желающие — будущие или настоящие лидеры. Организаторы придумали ряд заданий, в которых они на деле хотят посмотреть конкурсантов и выбрать самых лучших, которые пройдут в финал.

Лучшие из лучших смогут стать полноправными членами Международного лидерского сообщества, их мнение будет учитываться в принятии решений, у них появится множество возможностей. И самое главное — они смогут по-настоящему раскрыть и реализовать свой творческий и лидерский потенциал. Количество вакантных мест ограничено! Эту команду приглашают приехать в штаб, который находится в секретном месте, и принять участие в самых интересных мастер-классах у самых успешных людей в мире.

Первое задание: придумать название своим командам и эмблему, символизирующую группу (5 мин.).

Презентация: 4 мин.

Второе задание: придумать девиз, слоган, который представляет каждого участника и команду. Его нужно будет прокричать всем вместе.

Презентация: 3 мин.

Третье задание: проверка креативных способностей.

Каждой группе ведущий называет свой сказочный предмет:

— скатерть-самобранка,

— цветик-семицветик,

— меч-кладенец,

— волшебное зеркало.

Надо придумать как можно больше оригинальных — как волшебных, так и неволшебных — способов использования данных предметов. Учитываться будет и качество, и количество, нужно будет объяснить, почему его можно так использовать (7 мин.).

Презентация: 5–7 мин.

Представитель от каждой группы по очереди зачитывает список новых способов, называет их количество. Участники могут задавать вопросы, если не понимают, как предлагается использовать предмет. Затем ведущий подводит итог.

Четвертое задание

Ведущий. Сейчас Международное лидерское сообщество смогло оценить вашу креативность. И членам жюри хотелось бы узнать побольше о вас, о том, какие вы, — им хочется отобрать самую интересную лидерскую команду.

Вам нужно «показать» видеоролик о себе. У вас есть 15 минут на подготовку.

Презентация: 10 мин.

Ведущий. Сейчас происходила прямая трансляция — благо современные технологии и спутниковые системы дают такие возможности. Пока Лидерское сообщество затрудняется дать ответ, кто же пройдет в финал. Понравились представители всех команд, и им трудно выбрать кого-то. Они подготовили следующее задание.

Ведущий раздает каждой группе: одно яйцо, два пластиковых стаканчика, одни ножницы, десять соломинок, скотч.

Пятое задание

Ведущий. Ваша задача, используя данные подручные материалы, сделать так, чтобы яйцо, упав и стукнувшись об пол, не разбилось. Бросать яйцо нужно с высоты человеческого роста: человек будет стоять на столе и держать яйцо на вытянутой руке параллельно полу.

Презентация: 5 мин.

Представитель от каждой группы становится на стол, вытягивает руку и бросает яйцо (конструкцию, которую они соорудили для его защиты, вместе с яйцом) на пол. Если яйцо не разбилось — бурные аплодисменты.

Затем ведущий подводит итоги: сколько яиц осталось целыми и сколько разбилось.

Примечание. сделать из подручных материалов такую конструкцию, которая защитит яйцо, абсолютно реально. Способы существуют разные. Подсказывать группам не стоит, они сами в состоянии найти решение.

Шестое задание

Каждой группе раздается примерно одинаковое количество газетной бумаги: 40–50 листов формата А4.

Ведущий. Ваша задача — построить мост через стул так, чтобы он был устойчивым и не опирался на стул.

Первый вариант: без ножниц и скотча.

Второй вариант: можно использовать ножницы и скотч.

Презентация: 3 мин.

Каждая группа показывает свой мост. Ведущий проверяет, насколько прочно он стоит, достаточна ли его высота.

Седьмое задание

Ведущий. Международное лидерское сообщество наблюдало за всеми командами, за тем, как они творчески проявляли себя в различных заданиях. И решило, что в первый раз оно не может сделать выбор и не хочет пропустить ни одного успешного лидера. В связи с этим оно решило увеличить число мест в сообществе и приглашает все команды вступить в их ряды — приехать в штаб и участвовать в мастер-классах.

Добраться туда можно только на машине, которую должны создать участники группы. Теперь вам нужно объединиться и всем вместе (это обязательное условие) создать из себя машину, а потом представить, как она функционирует (то есть показать ее составные части).

Презентация: 2 мин.

Затем, когда машина из участников построена, один представитель рассказывает, что есть в этой машине и как она функционирует.

III. Завершение

Ведущий. А теперь на такой замечательной машине такой классной командой вы можете ехать в самое творческое и интересное место в мире!

Обсуждение

Что больше всего понравилось, запомнилось?

— Какие задания оказались самыми трудными? Самыми легкими? Самыми интересными?

— Какой опыт вы приобрели?

Приложение

Инструментарий успешного лидера

(И. Вагин, А. Глущай)

Открытость
Решительность
Жесткость
Энергичность
Целеустремленность
Ориентированность на результат
Энтузиазм
Вдохновленность
Свобода от предрассудков
Смелость
Уверенность
Выдержка
Независимость
Спокойствие
Критическая настроенность
Здравый смысл
Гибкость
Простота
Непредсказуемость
Любознательность
Толстокожесть
Интуитивность
Бойцовские качества
Позитивное мышление
Видение перспективы
«Особое знание»
Способность к риску
Ораторское искусство
Дар убеждения
Искренность
Настойчивость
Инициативность
Доброжелательность
Умение схватывать суть
Навыки общения
Фантазия
Ответственность
Способность выявлять лучшие качества у других людей
Понимание взаимосвязей
Умение внушать доверие
Опытность
Адекватное окружение
Контраст с предыдущим лидером

Занятие «Вся наша жизнь — игра»

Цель: знакомство с различными ролями в группе; расширение ролевого спектра.

Необходимые материалы: флип-чарт, маркеры, рабочие тетради, ручки, 3–4 комплекта карточек с пятью ролями в группе, 1 комплект карточек со всеми ролями по количеству участников.

Время: 2–2, 5 часа.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Разогрев

Игра «Шумахер», или «Ангелы Чарли»

Ведущий. Кто такой Шумахер? Правильно, выдающийся гонщик. Он славился скоростью реакции, а для лидера это очень важное качество. Когда он готовился к тренировкам, то пользовался определенными упражнениями для развития этого качества. Нам удалось узнать некоторые его упражнения, и сейчас специально для вас — уроки мастерства от Шумахера.

Участники встают в круг, лицом в центр. Ведущий показывает фигуры, состоящие из трех человек (слон, пальма, обезьяна, миксер, Шумахер, кенгуру и пр.). После этого ведущий встает в центр круга, показывает на любого человека и называет фигуру. Тот, на кого показали, становится центральным в фигуре, два человека справа и слева дополняют фигуру. Тот, кто не успел или что-то перепутал, становится ведущим.

«Слон»: человек в центре, к которому обращался ведущий, показывает хобот ладонями, сложенными особым образом, те, кто стоят справа и слева от него, показывают уши.

«Ангелы Чарли»: все показывают «пистолетики» и встают, как Ангелы Чарли.

«Викинг»: центральный ставит себе рожки, как на шлеме у викингов, те, кто по бокам, гребут веслами.

«Обезьяны»: «не слышу, не вижу, не говорю».

2. Актуализация темы

Упражнение «Что такое группа?»

Ведущий. Что вы сейчас делали? Да, совершенно верно, играли определенные роли, и у каждой роли есть свой набор действий, или, можно сказать, своя характеристика. А как происходит в жизни? Играет ли человек роли в жизни? Дома он — сын, в школе — ученик, на работе — начальник, с друзьями — балагур…

А что происходит в группе? Есть ли роли в группе?

Давайте вместе попробуем понять, что такое группа, дать ей определение.

Ведущий записывает варианты определений на доске и, корректируя их вместе с участниками, дает определение «группе» («малой и большой»). Обсуждение идет по вопросам:

— Сколько должно быть человек, чтобы их можно было назвать группой?

— Как вы думаете, есть ли в группе роли?

— Какие в группе есть роли?

Малая группа — это немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей целью своей деятельности и находятся в непосредственном личном контакте (общении), что является основой для возникновения и развития группы как целого.

Пять человек — минимальный предел для распределения ролей.

Упражнение «Роли в группе»

Ведущий вместе с участниками называет роли, которые может играть участник группы, и вместе с группой дает ее определение. Важно проговорить плюсы и минусы каждой роли. Ведущий параллельно записывает на флип-чарте роли и главные характеристики, которые называют участники. Важно, чтобы участники группы записывали определения также в своих рабочих тетрадях, поскольку это пригодится в дальнейшем.

Например: участники называют роль «лидер», ведущий спрашивает у них, какова характеристика этой роли, и, задавая наводящие вопросы, корректируя совместно с группой, выводит ее определение.

Лидер (лидер-организатор, эмоциональный лидер, явный лидер, скрытый лидер)

— в зависимости от содержания деятельности: вдохновитель и исполнитель;

— в зависимости от характера деятельности: универсальный и ситуационный;

— в зависимости от направленности деятельности: эмоциональный и деловой;

— в зависимости от отношения к официальному руководителю: позитивный и негативный;

— в зависимости от соответствия формальных полномочий и степени влияния: формальный и неформальный.

Примерный список предлагаемых ролей

Интеллектуальный центр
Швейцар
Хулиган
Оппонент
Критик (Циник)
Шестерка (Флюгер)
Миротворец
Тихоня (Молчун)
Весельчак (Шут)
Козел отпущения
Наблюдатель
Аутсайдер

Можно добавить другие роли (материал из книги Игоря Вагина «Заяц, стань тигром!»):

Доминантные:

Босс, Барин, Благодетель, Учитель.

Подчиненные:

Шут, Жертва, Слуга, Вечный ученик.

Одноуровневые:

Рубаха-парень, Скандалист, Человек со связями.

Из раздаточных материалов «Тренинга тренеров: основы групповой работы», раздел «Проблемные участники группы»:

1. Энергетический чайник, или Говорун-террорист

2. Конспираторы и Шептун-провокатор

3. Весельчак, или Шут

4. Великий Ворчун

5. Фома неверующий, или Циник

6. Эксперт

7. Цветочек

8. Молчун

ПЕРЕРЫВ — 10 мин.

3. Работа над расширением ролевого репертуара

Ведущий. Человек может в разных группах (командах, коллективах, компаниях) играть разные роли. Для того чтобы лучше понять себя, ответить на вопрос: «А в какой роли мне наиболее комфортно?» — и расширить свой ролевой спектр, давайте прямо сейчас попробуем их на практике.

Вся группа делится на 3–4 мини-группы по 5 человек.

На каждую группу есть свой комплект карточек с одинаковым набором ролей. Например: лидер, хулиган, наблюдатель, шестерка (флюгер), критик (оппонент). Каждый участник в мини-группе вытягивает карточку с ролью, никому ее не показывая.

Другой возможный вариант: ведущий целенаправленно раздает роли в группах, чтобы сделать разные наборы ролей на каждый круг, с сохранением роли лидера и наблюдателя и с добавлением еще трех ролей. В этом случае каждый участник не сможет побывать в каждой роли.

Ведущий (перед тем как дать задание). Прошу всех внимательно посмотреть на роли, вспомнить их характеристики. А наблюдателей прошу внимательно следить за тем, что происходит в группе (вы можете делать себе пометки). Сейчас я дам вам тему для дискуссии. Ваша задача — обсуждать ее каждому из своей роли.

После обсуждения каждой ситуации группа по часовой стрелке меняется ролями так, чтобы все участники смогли побывать в каждой роли. Также можно резюмировать ход обсуждения или решение, которое приняла группа по данному вопросу, основные мнения. Ситуации специально подобраны разные, связанные с актуальными интересами старшеклассников.

Примеры ситуаций

Ситуация № 1

«В вашу школу собираются поставить новую систему пропуска по магнитным карточкам (как в автобусе), которая фиксирует посещаемость».

«В вашей школе собираются ввести систему видеонаблюдения в каждом классе, а также на территории около школы. Теперь директор, педагоги при желании могут наблюдать за тем, что происходит в школе».

Ситуация № 2

«Правительство одной страны вынесло решение о том, что всех скунсов на территории страны необходимо отстреливать, так как содержать их в питомниках не представляется возможным в силу невыносимого запаха. Сейчас это самый острый вопрос в мировой политике. В зависимости от того, как отреагирует общественность, он будет решен».

Ситуация № 3

«В школе хотят ввести строгий дресс-код. Теперь все девушки должны будут ходить только в юбках чуть ниже колена, а все молодые люди — в костюмах-тройках».

Ситуация № 4

«В России решили запретить смешанные браки (то есть браки между русскими и представителями других национальностей), для того чтобы сохранить чистоту русского этноса, культуры и традиции».

Ситуация № 5

«Общественность и правительства разных стран сильно озабочены проблемой общения людей друг с другом. С появлением Интернета, ICQ, Skype, видеосвязи, чатов и других средств опосредованного, электронного общения люди практически перестали общаться друг с другом вживую, семей стало создаваться ровно вполовину меньше, чем до массового распространения электронных средств коммуникации. Было выдвинуто решение о ликвидации Интернета как средства связи между людьми».

Времяна обсуждение каждой ситуации — 3 мин.

Обсуждение
(после каждой ситуации или одно общее)

Все участники остаются сидеть в своих группах. Желательно обсуждение провести прямо по группам, чтобы представители каждой группы и все желающие могли высказаться.

— Как вы думаете, кто в какой роли был?

— Как вы чувствовали себя в этих ролях?

— Удалось ли войти в роль?

— В какой роли было комфортно, в какой нет?

— В какой удалось наиболее ярко проявить себя?

— Всегда ли удавалось войти в роль?

Вопрос к остальным участникам:

— Как, на ваш взгляд, проявляли себя участники в ролях?

Вопрос к наблюдателям:

— Что происходило с остальными участниками в ходе обсуждения?

Время: 10 мин.

Теперь все объединяются в одну большую группу, садятся в общий круг. У ведущего есть карточки со всеми ролями (по количеству участников, некоторые роли могут дублироваться). Каждый участник вытягивает карточку с ролью.

Теперь ведущий, не задавая группе никакой ситуации, дает время на общение 3–5 мин. Задача группы: войти в роли и действовать в заданных ролях.

4. Итоговое обсуждение

— Как вам кажется, кто кем был?

— Как вы чувствовали себя в своей роли?

— Удалось ли вжиться в роль?

— В какой роли было наиболее комфортно из всех опробованных? Какую бы хотелось опробовать?

— Подумайте, в каких ситуациях, в каких ролях вы бываете?

— В каких вам комфортно, в каких не очень (про себя)?

— Можно ли поменять свою роль в группе? Как это сделать? (Примерить на себя другую роль, побыть в ней.)

— Нужно ли осознавать и принимать свою роль?