Такие разные читатели
Книги ценны лишь тогда,
когда ведут к жизни и служат жизни…
и каждый час чтения… пущен на ветер,
если читатель не воспримет в этот час
искру силы, каплю молодости,
дыхание свежести.
Г. Гессе. Эссе о книгах и читателях
Первое сентября — особый день
для тех, чья личная или профессиональная жизнь
связана со школой. Причем он не только знаменует
собой начало нового учебного года, но и
отмечается как День знаний. В такой вдвойне
праздничный день вроде бы неуместно говорить о
том, чего дети не умеют и не знают, как-то само
собой разумеется, что все школьники соскучились
по школе, учителям и урокам.
На классном часе, который по традиции проходит
в первый учебный день, ребята делятся своими
впечатлениями о лете, богатом на различные
события и не обремененном никакими заботами.
Поездки, походы, прогулки, встречи со старыми
друзьями и обретение новых… А вот на чтение,
оказывается, времени не хватило. На уроке
литературы выясняется, что мало кто из ребят
озаботился прочтением программных произведений
— они напрочь «забыли» о том списке книг на лето,
который им был дан в конце учебного года. Если в
5–6-х классах упущенное еще как-то можно
восполнить и за выходные дни прочитать сказки
Пушкина или басни Крылова, то школьники постарше
практически оказываются обреченными на незнание
школьной программы по литературе, а значит, и
отечественной литературы вообще.
Знакомые типы
За словами ребят о том, что им некогда читать,
скрывается не лень и даже не отсутствие желания
напрягать себя не очень интересным занятием, а
полное равнодушие к книге. О том, что современные
дети не читают или читают до обидного мало,
говорится уже давно — этим фактом, к сожалению,
никого не удивишь. Многие педагоги причину
сложившегося положения видят в неправильном
преподавании литературы в школе. Действительно,
уроки литературы порой превращаются в скучные
наставления по поводу того, что же хотел сказать
автор, а это, по словам П. Вайля и А. Гениса, мешает
видеть в ней живую словесность. Такое объяснение,
однако, далеко не единственное, и было бы большой
ошибкой сводить знакомство с книгой к урокам
литературы и, как следствие, всю вину за
нескрываемую нелюбовь к ней перекладывать на
школу. Становление в ребенке Читателя — процесс
длительный, родом из раннего детства.
Озабоченность взрослых
(правда, следует оговориться — далеко не всех
взрослых) ситуацией вполне понятна. Однако
прежде чем искать пути выхода, надо разобраться в
самом явлении: что же было не так в воспитании
детей, если книга оказалась им ненужной?
Не надо проводить специального исследования,
чтобы заметить: как читатели бывают разными, так
и нечитатели не представляют единого целого.
Читающие дети сильно отличаются друг от друга
кругом предпочитаемых произведений, а среди
детей, отказавшихся от чтения, встречаются такие,
кто совсем недавно прогулке со сверстниками
предпочитал вечер в кресле с романом Пелевина. Да
и отношение детей к чтению и книгам разное: одни
берут в руки книгу под давлением взрослых —
родителей или учителей литературы, другие
скрывают свой интерес к чтению от
одноклассников, а третьи с гордостью заявляют,
что это занятие устарело и они, как истинно
современные люди, найдут чем себя занять.
Наблюдения за школьниками одной из московских
гимназий (учеников 5–11-х классов) позволило
выделить, как минимум, три группы детей по
критерию: какое место в их жизни занимает книга.
Количественное соотношение школьников,
безусловно, может быть разным и варьироватьcя не
только от школы к школе, но и от класса к классу в
одном и том же учебном заведении. А вот описанные
типы наверняка покажутся знакомыми: кто-то
узнает в них своих подопечных, а кто-то, может
быть, найдет сходство с собой. Потому и
рекомендации по поводу обучения и воспитания
носят не частный, а общий характер.
Привычка свыше нам дана
Довольно большую группу составляют дети,
которые практически вообще не читают
художественной литературы. На уроках литературы
они в лучшем случае обращаются к краткому
изложению содержания (отдельное «спасибо» всем
взрослым, принявшим участие в создании этого
проекта), а в худшем и, увы, наиболее частом — к
поисковой системе Интернета и благополучно
списывают (скачивают) сочинения. В нынешнее время
никого не удивляет ситуация, когда в одном классе
оказываются два одинаковых сочинения —
свидетельство того, что ученики не удосужились
хотя бы что-то добавить от себя.
У этих детей весьма предвзятое отношение к
литературе. Они даже не пробовали читать «Анну
Каренину», но уже наверняка знают, что книга
неинтересная. В результате Лев Толстой, а вместе
с ним и остальные писатели-классики попадают в
разряд скучных, занудных и пр. Действительно,
нельзя полюбить то, что никогда не пробовал.
Статья опубликована при поддержке персонального сайта врача-гинеколога Ирины Новицкой. На сайте Вы найдёте статьи, публикации и резюме Ирины Алексеевны, а также сможете бесплатно задать вопрос гинекологу. Узнать подробнее, посмотреть контакты, а также записаться на приём Вы можете на сайте, который располагается по адресу: http://ginekolog-kaluga.ru/.
Среди нечитающих детей встречаются и те, кто
имел неудачный опыт общения с книгой. Чтение,
даже приключенческой литературы, требует
известного напряжения умственных сил, что, увы,
для некоторых школьников оказывается занятием
непосильным. Таких детей немного, но они, к
сожалению, есть, и непонятно, как им помочь.
Это, с одной стороны, самая трудная в
воспитательном отношении категория детей, так
как навык чтения у них просто отсутствует. Им в
детстве не читали или читали очень мало (недавно
в СМИ были опубликованы данные, согласно которым
только в 7% российских семей детям читают книги —
это против прежних 80%), их родители не держат в
доме книг за ненадобностью, и общаются они с себе
подобными, отнюдь не страдающими без чтения. Еще
Уильям Джемс писал, что вся наша жизнь слагается
из привычек — практических, эмоциональных и
умственных, которые «влекут нас навстречу нашей
судьбе». Привычка к чтению у таких детей, увы, не
сформирована, что, если верить Джемсу, скажется
на всей их дальнейшей жизни.
С другой стороны, эти школьники в специальном
воспитании не очень-то и нуждаются, так как
чтение, по большому счету, им не нужно. Как
обходятся многие без посещения картинных
галерей и концертных залов, так кто-то может
неплохо жить без книг. Утверждение, может быть, и
не очень педагогичное, зато реалистическое.
Ни дня без строчки
Вторую группу образуют дети читающие: они
читают везде и все подряд. Их можно встретить с
книгой в руках где и когда угодно: в транспорте, в
очереди, на переменах. Правда, они не всегда
читают вдумчиво, что негативно сказывается на
умении связно и красиво излагать мысли. В свое
время М. Цветаева писала о своем сыне: «Он не
живет в книге, он по ней скачет, ее ест и дальше…».
Конечно, далеко не все читающие дети так
«проглатывают» книги, но очевидно, что чтение
ради слежения за сюжетом существенного влияния
на психическое развитие оказать не может. Оно
сродни пробежке по залам музея — вроде был и
смотрел, и даже что-то осталось в памяти, но
ничего не увидел.
Такие дети, безусловно, благополучнее детей
предыдущей группы, но тем не менее тоже нуждаются
во внимании со стороны взрослых. Необходимо
регулировать процесс их чтения, не позволять
«заглатывать» книги в невероятных количествах –
здесь тот случай, когда количество не всегда
переходит в качество. Следует помочь детям
разобраться в море литературы и остановиться на
том, что соответствует возрасту и индивидуальным
склонностям. Формирование читательского
интереса требует от взрослых большого терпения,
но возвращается сторицей: из ребенка вырастает
достойный собеседник или даже единомышленник.
«Пушкин устарел…»
И, наконец, третья группа школьников — самая
интересная и для психолога-исследователя, и для
практика. Эти дети отличаются противоречивостью
в своем восприятии художественной литературы и,
на первый взгляд, некоторой
непоследовательностью суждений по поводу
прочитанного. Критика того или иного
произведения, а то и автора в целом, может
сопровождаться восторженными отзывами о
персонаже, причем совсем не обязательно
наделенном только положительными чертами.
Чеховский Лопахин вызывает у них восхищение по
причине своей жизненной активности, особенно на
фоне пассивно переживающей Раневской, и они
готовы «простить» ему излишний прагматизм и
полное отсутствие романтического отношения к
жизни (так свойственного молодости). Стремление
иметь собственное мнение — вот что выделяет этих
детей среди одноклассников; это мнение не всегда
совпадает с позицией, занимаемой подавляющим
большинством сверстников или, наоборот,
педагогами и родителями, и касается оно самого
широкого круга вопросов.
За огульным отрицанием
навязанных взрослыми образцов «настоящей
литературы» не сразу можно разглядеть
уважительное и даже трепетное отношение к книге.
Эти дети читают, и читают много, но не совсем то,
что нужно, с точки зрения взрослых. Им довольно
часто неинтересна школьная программа, но они
могут провести целый вечер за романом в стиле
фэнтези и наутро прийти в школу с невыполненными
заданиями, в том числе и по литературе. Причем
они, в отличие от детей предыдущей группы,
читающих нередко без разбору, хорошо осознают,
какие книги и почему их привлекают. Как правило,
они останавливают свой выбор на современных
авторах, с удовольствием читают приключенческую
литературу. Представление об этой категории
детей дает отрывок из сочинения девятиклассника
«Устарел ли Пушкин?»:
«В моем кругу почти никого не интересует
чтение, а тем более заучивание его произведений.
Практически все лучше бы почитали того же
Перумова или Лукьяненко. Конечно, есть люди,
которым интересно читать Пушкина, но с каждым
годом таких становится все меньше. Может быть,
пройдет несколько десятков лет, и никто из
будущих поколений не вспомнит о нем. Но стоит ли
тогда учить его стихотворения, разбирать
биографию? Мне кажется, что не стоит.
Я считаю, что на протяжении своей жизни Пушкин
не написал ничего гениального. Мы так много
рассуждаем о том, что он хотел нам сказать, но,
может быть, он не хотел этого, а все, что мы
называем скрытым смыслом в его произведениях, не
больше чем игра слов? Никто не может ответить на
этот вопрос с полной уверенностью. Скорее всего,
через некоторые стихотворения он и правда хотел
что-то донести до людей, но людей своего времени,
а не нашего.
Из этого можно сделать вывод о том, что Пушкин
действительно устарел, но некоторые не хотят или
не могут этого заметить».
Это сочинение заслуживает внимания и даже
анализа, но наша задача сейчас иная — определить
отношение автора данного текста к чтению.
Прежде всего, обращает на себя внимание стиль
изложения: сочинение написано хорошим
литературным языком, что наводит на мысль об
изрядном багаже прочитанных книг, причем отнюдь
не низкопробных романов, а «литературы большого
дыхания» (такими словами охарактеризовал
русскую литературу немецкий прозаик Генрих
Бёлль).
Что же заставляет подростка отказаться от
классики, и в частности от Пушкина? Действительно
ли он от нее устал, или дело в другом — например, в
нежелании принимать классическую литературу как
безусловный образец художественного творчества?
А может быть, подростку надо каким-то образом
заявить о своем особом мировосприятии, и он
выбирает такой путь? Вот на эти и многие другие
вопросы психологу следует искать ответы, и в
зависимости от ответа выстраивать дальнейшие
отношения с ребенком.
Из нечитателей в почитатели
Одни дети читают много, другие меньше, а третьи
и вовсе не берут в руки книгу, причем число
последних неуклонно растет. Об этом пишут статьи
журналисты, беспокоятся родители, уже почти
кричат педагоги. Действительно ли это такая
большая и важная проблема, чуть ли не
государственной важности? Нужно ли специально
заниматься приобщением детей к чтению на фоне
таких требующих немедленного решения проблем,
как рост числа несовершеннолетних наркоманов,
появление новых форм игровой зависимости,
увеличение числа преступлений среди подростков?
Нужно. И именно потому, что молодеет преступность
и размываются границы дозволенного.
В школьном расписании уроков литература — один
из многих учебных предметов, наряду с химией,
биологией и историей, изучение которых
направлено на передачу детям необходимых
сведений об окружающем нас мире. Но литература —
это не только источник информации и потому не
просто учебный предмет, а особый учебный предмет.
На уроках литературы мы, безусловно, узнаем о том,
как жили, о чем мечтали и размышляли наши
соотечественники сто или двести лет назад.
Однако, став взрослыми, мы, как правило, берем в
руки книгу не затем, чтобы почерпнуть из нее
что-то новое, а совсем с другой целью. В свое время
Владимир Набоков писал: «Настоящее достоинство
писателя… способность возбуждать в других
душевный трепет». Следует признаться, что есть
немало писателей, которые вызывали и продолжают
вызывать трепет у сменяющих другу друга
поколений читателей. Правда, к сожалению, не у
всех.
До сих пор остается неясным, как сделать так,
чтобы чтение стало необходимостью для
подрастающего поколения. Но уже сейчас можно
точно сказать, что для этого делать не надо.
Во-первых, не надо думать, что эта проблема
может быть решена без нашего с вами участия. А это
значит, что начинать воспитывать трепетное
отношение к книге и чтению надо с себя. Попробуем
припомнить, когда в последний раз приходилось
держать в руках томик А. Ахматовой, «Повести
Белкина» Пушкина или сборник рассказов В.
Шукшина? И может ли учитель литературы
остановиться в обогащении своего читательского
опыта и ничего не знать об упомянутых выше
девятиклассником Лукьяненко и Перумове? К
сожалению, может, что и формирует у подростков
равнодушие сначала к учителю и предмету, а потом
и к литературе вообще.
Во-вторых, не следует настаивать на своей
правоте и любой ценой стараться добиться
желаемого результата. Лучше попытаться показать
ребятам, что с книгой жить лучше, чем без нее.
Герман Гессе, неоднократно обращавшийся к
вопросу о роли книги, заметил: «Мы должны идти к
книге… как люди с добрыми помыслами — к друзьям
или помощникам».
Дело осталось за малым — выбрать, на какой
книге остановиться, с какой прийти к ребятам. Ну а
это — тема уже другого разговора, а наша задача
была значительно скромнее: показать, какие
бывают читатели и нечитатели, почитатели книги и
ее скрытые или явные противники.
Марина СТЕПАНОВА
|