Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №17/2007


КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Вадим РОДИОНОВ,
доктор педагогических наук

Психология здоровья школьников:
технология работы

КУРС ЛЕКЦИЙ

Учебный план курса

№ газеты

Учебный материал

17 Лекция 1. Психология здоровья. Различные представления о здоровье. Психическое и психологическое здоровье. Социология здоровья. Психологическая компетентность в сфере здоровья
18 Лекция 2. Психология здоровья в школе. Влияние школы на здоровье школьников. Педагогика здоровья. Психология здоровья участников образовательного процесса
19 Лекция 3. Поведенческие установки школьников в сфере здоровья. Поведенческие установки, факторы, воздействующие на их формирование. Особенности формирования поведенческих установок у детей и подростков
Контрольная работа № 1
20 Лекция 4. Организация работы по формированию ценностного отношения к здоровью в школе. Комплексный психолого-педагогический подход: классные часы, тренинги, психологические игры и др. Особенности применения различных форм и подходов
21 Лекция 5. Алгоритм построения программы. Структура программы и выбор тем занятий. Алгоритм построения занятий
Контрольная работа № 2
22 Лекция 6. Особенности проведения психопрофилактической работы с учащимися. Учет возрастных особенностей учащихся, периодов учебного года. Учет возрастных особенностей подростков при проведении тренинговых занятий, посвященных различным проблемам
23 Лекция 7. Особенности проведения психопрофилактической работы с педагогами и родителями. Работа с педагогами. Синдром профессионального выгорания. Работа с родителями
24 Лекция 8. Проверка эффективности программы. Подходы к оценке эффективности. Проективные методики. Контрольные вопросы. Психологические игры. Самоанализ. Характерные ошибки при разработке авторских программ.

Итоговая работа должна представлять собой цикл из 3–5 тренинговых занятий или сценарных планов классных часов по формированию ценностного отношения к здоровью для одной из учебных параллелей основного или среднего звена школы. К работе необходимо приложить справку (акт о внедрении), заверенную в вашем образовательном учреждении и подтверждающую факт проведения цикла занятий

Представленный материал подготовлен
на основе опыта работы в школе «Премьер» (Москва).
Автор благодарен своим коллегам М.А. Ступницкой и Т.Ю. Морозовой
за помощь в разработке и реализации профилактических программ

ЛЕКЦИЯ 1
Психология здоровья

Потерял деньги — жалко,
потерял время — досадно,
потерял здоровье — безнадежно.
Народная мудрость

Введение

В последние годы в структуре заболеваемости детей и подростков школьного возраста все большее значение приобретают социальные и поведенческие факторы. Особенно высок уровень опасных для здоровья поведенческих рисков у подростков, так как, выходя из-под опеки взрослых, они, как правило, оказываются не подготовленными к соблазнам взрослой жизни. Подобная неподготовленность проявляется в неумении избежать вредных привычек, вовремя сказать «нет», даже просто последить за своим здоровьем. В свою очередь, вредные привычки, закрепляясь под негативным влиянием социальной среды, неизбежно приобретают форму чрезвычайно опасных заболеваний. Среди последних — различные виды зависимости (в том числе от психоактивных веществ), заболевания, передаваемые половым путем, СПИД.

Следует отметить, что не меньшую угрозу для здоровья представляют и другие факторы, присущие современному обществу: гиподинамия, избыточный вес, повышенная стрессогенность, информационные перегрузки и пр.

Всемирная организация здравоохранения выделяет школу как наиболее перспективный участок воздействия на формирование поведенческих установок детей и подростков в области здорового образа жизни. В документах международных организаций, посвященных проблемам здоровья, отмечается, что «школьные программы открывают достаточно широкие возможности для просвещения по вопросам профилактики; никакая другая институциональная система не может конкурировать со школой в плане численности молодежи, охваченной такой просветительской работой. Программы профилактики заболеваний, а также пропаганды здорового образа жизни должны охватывать всю школьную структуру… Эта работа является ключевым компонентом национальных программ, направленных на улучшение здоровья и развития детей и подростков»1.

Со сказанным трудно не согласиться, но тогда возникает вопрос: а кто в школе реально отвечает за развитие мотивации здорового образа жизни, профилактику социально обусловленных заболеваний, координацию той самой работы, которая должна «охватывать всю школьную структуру»?

Учитель физкультуры, с уроков которого нередко стремится сбежать больше половины старшеклассников? Заметим, кстати, что старшеклассники — это подростки того самого возраста, который все чаще характеризуется как возраст наркодебюта и начала активного употребления алкоголя.

Медицинская сестра или приходящий врач, отвечающие в лучшем случае за организацию диспансеризации и выявление учащихся с ослабленной группой здоровья? Редкие лекции и малопригодные для чтения подростков санпросветбюллетени? Эффективность такой работы с точки зрения профилактики вряд ли можно отметить как высокую.

Есть еще заместитель директора по воспитательной работе, однако его функционал в большей степени ориентирован на другие виды деятельности. Что касается профессиональных валеологов, то их число стремительно убывает, тем более что эту профессию изрядно скомпрометировали называвшие себя валеологами поклонники дианетики, Муна и других «учений о всеобщем счастье».

Поскольку речь идет не о нескольких десятках или даже сотнях школ здоровья, а о десятках тысяч (в масштабах страны) массовых школ, можно констатировать, что вопрос о том, кто будет вести (координировать, направлять) профилактическую работу, остается открытым.

Вместе с тем школу можно не превращать в филиал поликлиники, увеличивая количество врачей и медицинских процедур, а заниматься формированием у школьников здорового жизненного стиля, подразумевающего успешную адаптацию, социализацию, стремление к саморазвитию. Успешная реализация подобного подхода позволит, хочется надеяться, «дать не рыбу, но удочку» — во взрослой жизни вчерашний школьник будет в состоянии самостоятельно, без медицинской поддержки способствовать сохранению и укреплению своего здоровья.

В этом случае можно и нужно говорить о психологических методах и средствах сохранения и укрепления здоровья, о формировании у школьников органической потребности в здоровом образе жизни и соответствующих формах его обеспечения, иными словами — о психологии здоровья.

Таким образом, на первое место в реализации профилактических задач в школе, сформулированных Всемирной организацией здравоохранения, выходит школьный психолог. Вопросам психологии здоровья в школе посвящен предлагаемый лекционный курс, в той или иной степени затрагивающий, помимо психологических, медицинские, биологические, социальные, педагогические аспекты здоровья. Учитывая мультидисциплинарность рассматриваемой проблемы, в первую очередь следует определиться с терминологией. Этому будет посвящен следующий раздел.

Различные представления о здоровье

В знаменитой пьесе Бернарда Шоу «Пигмалион» профессор Генри Хиггинс, инструктируя свою ученицу Элизу Дулитл перед ее первым выходом в свет, разрешает в разговоре касаться только двух «безопасных» тем: погода и здоровье. Выбор тем приводит в возмущение мать профессора: «Безопасно! Безопасно говорить о нашем здоровье! О внутренностях! Может быть, даже о внешности! Как мог ты так наглупить, Генри!»

В этом споре двух поколений отразилась противоречивость отношения к здоровью (а точнее, к тому, что понималось под словом «здоровье»), сопровождавшая практически всю историю человечества. Если в древней Греции здоровье и сила были возведены в культ, то знать средневековой Европы гордилась своей изнеженностью.

Писатель и палеонтолог И.А. Ефремов отмечал, что характерное для Средневековья «поредение волос и частое облысение, отодвигание назад границы волос на лбу даже вызвало моду, продержавшуюся более двух столетий. Стараясь походить на самую рахитичную городскую аристократию, женщины выбривали себе волосы надо лбом». «Гордые лбы винчианских мадонн я встречал не однажды у русских крестьянок», — писал поэт Дмитрий Кедрин, принимая за признак красоты последствия плохого питания, вероятного рахита и раннего выпадения волос, характерные для плохих условий жизни русских крестьянок.

Простодушный Максим Максимович из «Героя нашего времени» М.Ю. Лермонтова, выражая представления о здоровье и красоте своего времени, так описывал Бэлу: «Она у нас так похорошела, что чудо; с лица и рук сошел загар». Долгое время загар считался неаристократическим признаком, а сегодняшние красавицы готовы отдать немалые деньги за посещение солярия — загар в цене!

Русские пословицы и поговорки на тему здоровья отмечают функциональность красоты («Где здоровь, там и красота»), значение для здоровья соблюдения гигиенических норм («Чистота — половина здоровья»), необходимость профилактики («Болен — лечись, а здоров — берегись).

Анализ определений здоровья в литературе современной Великобритании выявил, что наиболее распространенными являются следующие: не болезнь, отсутствие заболевания; резерв, энергия, жизнеспособность; здоровая жизнь, физическое самосовершенствование; благополучные социальные взаимоотношения, психосоциальное благополучие.

Расхождение представлений о здоровье в культуре и искусстве является закономерным следствием отсутствия единого определения здоровья в науке. В настоящее время насчитывается около 80 различных определений, причем и в отечественной, и в зарубежной литературе понятия «здоровье» и «норма» часто объединяют. В толковом словаре С.И. Ожегова под здоровьем понимается «правильная, нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие». Российская педагогическая энциклопедия определяет здоровье как «состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений». «Большая медицинская энциклопедия» уточняет, что речь идет об отсутствии «выраженных» болезненных состояний. По определению Всемирной организации здравоохранения (1991), здоровье характеризуется «состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов».

Многочисленные определения здоровья, каждое из которых является в определенной степени справедливым (но только в определенной степени) могут классифицироваться в четыре основных группы: медицинская, биомедицинская, биосоциальная и ценностно-социальная. Медицинская группа объединяет определения, подчеркивающие отсутствие болезни, нормальное функционирование организма. К биомедицинской группе относят определения, в которых в качестве главного фактора выделяется способность приспосабливаться к меняющимся условиям. Биосоциальная в большей степени обращает внимание на социальную значимость успешной профессиональной деятельности. С позиций ценностно-социальных здоровье рассматривается как необходимое условие полноценной жизни в социуме, наполненном взаимодействием с окружающими.

Емкое определение предложил В.А. Ананьев. Согласно этому определению, «здоровье — это процесс балансирования (равновесия) между адаптационными и компенсаторными возможностями человека при постоянно меняющихся условиях среды» [1].

Независимо от имеющихся расхождений в определении аксиомой является то, что здоровье — необходимое условие полноценной жизнедеятельности человека, являющееся предметом рассмотрения многих научных дисциплин, в том числе психологии здоровья.

Психическое и психологическое здоровье

Истоки психологии здоровья как одного из направлений медицинской психологии, можно найти в появившейся в 1930-х годах психосоматической медицине, которая во многом опиралась на психиатрию. В дальнейшем изучение роли психологии в этиологии заболеваний привело к примерно одновременному возникновению новых отраслей двух наук: поведенческой (бихевиоральной) медицины и психологии здоровья. Обе отрасли рассматривали здоровье и болезнь как результат взаимодействия биологических, психологических и социальных факторов.

Психология здоровья — это наука о психологических причинах здоровья, о методах и средствах его сохранения, укрепления и развития.

Цель психологии здоровья, по мнению В.А. Ананьева, не может быть окончательно определена, так как она выходит за рамки только сохранения здоровья. Само здоровье может рассматриваться как условие для успешного достижения человеком намеченных жизненных целей. Таким образом, «главный принцип развития здоровья не в том, чтобы только иметь крепкое здоровье, а в том, чтобы реализовать с помощью этого здоровья свою миссию» (В.А. Ананьев).

Если главная задача психологии здоровья — «улучшение уже вполне здорового человека», то «попутной задачей» является сохранение, укрепление и целостное развитие духовной, психической, социальной и соматической составляющих здоровья.

Среди задач психологии здоровья также выделяют повышение уровня психологической и коммуникативной культуры; определение путей и условий для самореализации, раскрытия своего творческого и духовного потенциала.

В предмет психологии здоровья включают «изучение механизмов влияния психосоциальных факторов… а также превентивную психологию — концептуальные, программные и эмпирические характеристики профилактических усилий в сфере психического здоровья» [6].

Психологи здоровья рассматривают вопросы изменения мотивации человека по отношению к здоровому образу жизни, опираясь на теории, посвященные психическому здоровью. Следовательно, для нас представляется важным определиться с понятием «психическое здоровье» и его отличием от понятия «психологическое здоровье».

Глубокий анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме психического и психологического здоровья, выполненный московским психологом В.Э. Пахальяном, показывает, что психическое здоровье нередко рассматривается как отсутствие нарушений психики, психического нездоровья [5]. В свою очередь, Всемирная организация здравоохранения наряду с определением понятия «здоровье» предлагает определение понятия «психическое здоровье», подразумевающее отсутствие выраженных психических расстройств, наличие определенного ресурса, позволяющего преодолевать неожиданные стрессы и затруднения, а также «равновесие между человеком и окружающим миром, гармонии между ним и обществом, сосуществование представлений отдельного человека с представлениями других людей об «объективной реальности» (Сарториус Н., 1983, цит. по: Пахальян В.Э., 2006).

О гармонии пишут Н.Г.Гаранян и А.Б.Холмогорова, определяя психическое здоровье как «баланс различных психических свойств и процессов» [8].

Рассматривая психическое здоровье как собственную «жизнеспособность индивида», а человечность — как «свободный, сознательный и ответственный выбор поведения», В.И.Слободчиков и А.В.Шувалов отмечают, что совокупность (интеграл) жизнеспособности и человечности индивида является нормой психологического здоровья [7].

Психологическое здоровье (по И.В.Дубровиной2), это психологические аспекты психического здоровья, то есть совокупность личностных характеристик, являющихся предпосылками стрессоустойчивости, социальной адаптации, успешной самореализации.

Остановимся на определении В.Э.Пахальяна (2006), в соответствии с которым психологическое здоровье — это динамическое состояние внутреннего благополучия (согласованности), которое позволяет человеку актуализировать свои индивидуальные и возрастно-психологические возможности на любом этапе.

Социология здоровья

Становится очевидным, что психология здоровья не может рассматриваться в отрыве от социума, тесно соприкасаясь при этом с социологией здоровья — наукой, изучающей здоровье с социологических позиций. Изучение здоровья в этом случае подразумевает, в частности, изучение факторов, влияющих на здоровье членов различных социальных групп, а также выявление причин возникновения этих факторов. Можно сказать, что анализ состояния здоровья, его качество и достаточность во многом определяют ход социально-исторического развития отдельно взятой страны.

Свое начало социология здоровья берет от социальной гигиены и медицинской социологии. В целом социология медицины сформировалась под влиянием классиков социологии ХIХ — начала ХХ веков. Уже тогда была выявлена взаимосвязь индивидуального поведения человека с социальными процессами. Высокая интенсивность социальных изменений неизбежно отражается на здоровье индивида.

В России первые медико-статистические исследования появились в начале ХVIII века, когда по указу Петра I была введена обязательная регистрация смертей, а затем — повсеместное ведение метрических книг. Что касается первых медико-социологических исследований, то они были проведены в 1907 году, позволив сделать вывод о зависимости здоровья от социально-экономического положения населения.

В 1920–1930-х годах в СССР заболеваемость изучалась с учетом социально-профессионального и регионального факторов, анализировались наиболее распространенные заболевания, осуществлялись первые исследования структуры причин смертности. Уже тогда в СССР изучались социальные причины алкоголизма, туберкулеза, нервно-психических заболеваний. Один из основоположников советской социологии здоровья Н.А. Семашко считал, что декрет о 8-часовом рабочем дне (1917) устранил основной и наиболее распространенный вред фабрично-заводского труда, а именно слишком большую его продолжительность. Очевидно, следует напомнить, что средняя учебная нагрузка современного старшеклассника намного превышает 8 часов в день.

Если в 1980-е годы социология здоровья как самостоятельная научная дисциплина в нашей стране не признавалась, то в 1990-е социологией здоровья стали называть науку о связи физического, психосоциального здоровья человека со средой его обитания. Основными понятиями этой науки являются «здоровье», «образ жизни», «продвижение здорового образа жизни», «качество здоровья».

При разработке и внедрении профилактических программ в такой всеохватывающей социальной нише, как система образования, наличие единого метаязыка, единого понятийного аппарата представляется особенно важным. Это позволит избежать разногласий и разночтений при взаимодействии между врачами, педагогами, чиновниками, представителями органов внутренних дел и других государственных и общественных организаций.

Так, под образом жизни, как правило, понимается совокупность принимаемых человеком решений, воздействующих на его здоровье. Кроме того, образ жизни характеризует жизнь в целом, основанную на взаимодействии ее условий и особенностей индивидуального поведения, определяемого социально-культурными факторами и личностными характеристиками. Соответственно, здоровый образ жизни — это деятельность, направленная на сохранение, улучшение и укрепление здоровья человека. Это также «коллективная модель поведения в отношении здоровья, выбор которой ограничен жизненными шансами индивида» (W. Cockerham, A. Rutten. цит по: Дмитриева Е.В. [3]). При этом жизненные шансы подразумевают социально-экономический класс, возраст, пол, национальность и пр. Выбор — принятие решения о курении, употреблении алкоголя, диете и др.

С понятием «здоровый образ жизни» также тесно ассоциируется понятие «наличие или отсутствие вредных привычек». Индивидуальные вредные или потенциально вредные для здоровья привычки во многом являются добровольно приобретенными и могут быть изменены под воздействием такого важного базового явления, как «продвижение здоровья». Это процесс, позволяющий индивидам, с одной стороны, повышать контроль над своим здоровьем и, с другой стороны, улучшать его. Продвижение здоровья предполагает обязательную личностно-ориентированную работу, так как большая часть населения рождается здоровой и становится больной в результате неправильного поведения и негативного влияния окружающей среды. Если при этом рассматривать здоровье не как ресурс для повседневной жизни, а как цель существования, то продвижение здоровья становится не функцией здравоохранения, а системой мероприятий, направленных на формирование и развитие у населения здорового образа жизни.

Функцией, принадлежащей исключительно здравоохранению, является контроль за санитарным здоровьем, которое подразумевает сочетание различных показателей: уровень заболеваемости, инвалидности, антропометрические показатели физического развития, смертность и др. Обратим внимание, что показатели здоровья в здравоохранении нередко замещаются данными о болезнях и заболеваниях [3].

Интересно, что в нашей стране каких-нибудь пятнадцать-двадцать лет назад существовала своеобразная система поощрения болезней, так как больной человек пользовался многими привилегиями: бесплатным лечением при стопроцентно оплачиваемых больничных листах, льготными путевками в санатории и дома отдыха. В то же время человек, уделяющий время укреплению и развитию здоровья, подчас воспринимался как эгоист, заботящийся только о себе. Мы видим, что в зависимости от социальных установок, пока люди не станут ощущать ответственность за собственное здоровье, они не будут воспринимать идеи продвижения здорового образа жизни.

В современном обществе востребован здоровый, социально адаптированный и активный человек, который способен обеспечить себе, своим близким более высокий материальный уровень. И все же чаще всего на здоровый образ жизни человека вдохновляют болезни, жизненные кризисы. Кардинально изменить положение вещей может целенаправленная работа, проводимая уже в рамках общеобразовательной школы. Именно там нужно формировать «здоровые» общественные стереотипы, например моду на здоровье [2]. Вместе с тем заметим что, несмотря на наличие в последнее десятилетие положительных сдвигов в этом направлении, спорт в силу своей дороговизны все более отдаляется от широких масс школьников. Кроме того, следует учесть, что реклама экстремальных видов спорта, принося доходы производителям спортивного инвентаря, не может рассматриваться как средство популяризации здорового образа жизни. Это обусловлено дороговизной экстрима, с одной стороны, и его повышенной травмоопасностью — с другой.

Психологическая компетентность
в сфере здоровья

Американский психолог Деннис Кун в работе «Основы психологии» (СПб., 2003) пишет: «Большинство людей согласятся, что здоровье имеет очень важное значение — особенно их собственное здоровье. И при этом половина всех смертей в Северной Америке происходит чаще всего из-за вредного для здоровья поведения». Приведенные данные, если не считать незначительных расхождений в процентном соотношении, характерны для Европы и России. Таким образом, мы видим, что наличие знаний о необходимости вести здоровый образ жизни не означает наличия у человека компетентности в этой сфере.

Компетентностью можно назвать общий уровень способностей или квалификации, который не только имеется у человека, но и демонстрируется им в повседневной жизни. Независимо от того, о какой функциональной компетенции мы говорим — профессиональной, личностной, предметной, — мы должны помнить, что в ее основе лежит определенная система психологических свойств, которые представляют собой психологическую компетенцию. Эта система включает в себя определенный «минимум социально-психологических знаний и умений их использовать для достижения успеха в различных формах взаимодействия с миром, другими людьми и самим собой»3.

Отсутствие этих знаний и умений закономерно приводит человека к социальной дезадаптации, каким бы благожелательным ни был окружающий социум. Вместе с тем известно, что одним из эффективных средств профилактики дезадаптивного поведения является психологическая культура человека (напомним, что повышение уровня психологической и коммуникативной культуры является одной из задач психологии здоровья). Так, специалисты в области профилактики наркозависимости отмечают успешность формирования у подростков определенных компонентов психологической культуры, например: навыков решения проблемных ситуаций (в том числе умения обратиться за помощью), саморегуляции, конструктивного общения, умения распознавать манипулятивные действия и противостоять им, а также способности ставить цели и определять средства их достижения4.

Подводя итоги, отметим, что понятие «здоровье» подразумевает, в частности, определенные формы поведения, улучшающие качество жизни. Формирование у школьников потребности в здоровом образе жизни и обеспечивающих его формах поведения может быть успешно осуществлено с помощью психологических методов и средств сохранения, укрепления и развития здоровья. Задачи психологии здоровья: сохранение, укрепление и развитие здоровья здорового человека, повышение уровня его психологической и коммуникативной культуры; определение путей и условий для самореализации, раскрытия своего творческого и духовного потенциала — соответствуют задачам школьного психолога.


1 Impact of HIV and sexual health education on the sexual behavior of young people: A review update/ UNAIDS. – 1997.

2 Дубровина И.В. Школьная психологическая служба. — М., 1991.

3 Рубцов В.В., Каманов И.М., Семикин В.В., Баева И.А. Психологическая культура и психологическая безопасность как актуальные области психологических исследований // Психологическая культура и психологическая безопасность в образовании (СанктПетербург, 27—28 ноября 2003 г.): Материалы Всероссийской конференции. – М., 2003.

4 Грецов А.Г., Попова Е.Г. Повышение уровня психологической культуры подростков как средство профилактики наркозависимости // Психологическая культура и психологическая безопасность в образовании (СанктПетербург, 27—28 ноября 2003 г.): Материалы Всероссийской конференции. — М., 2003; Родионов В.А., Лангуева Е.А. Развитие навыков делового общения. Тренинговые занятия для учащихся старших классов. – Ярославль: Академия развития, 2005.

Рекомендуемая литература

1. Ананьев В.А. Основы психологии здоровья. Книга 1. Концептуальные основы психологии здоровья. — СПб., 2006.

2. Васильева О.С., Журавлева Е.В. Здоровый образ жизни — стереотипные представления и реальная ситуация // Школа здоровья. — 1999. — № 2.

3. Дмитриева Е.В. Социология здоровья: методологические подходы и коммуникационные программы. — М., 2002.

4. Никифоров Г.С. Психология здоровья. — СПб., 2006.

5. Пахальян В.Э. Развитие и психическое здоровье. Дошкольный и школьный возраст. — СПб., 2006.

6. Секач М.Ф. Психология здоровья: Учебное пособие для высшей школы. — 2-е изд. — М., 2005.

7. Слободчиков В.И., Шувалов А.В. Антропологический подход к решению проблемы психологического здоровья детей // Вопросы психологии. — 2001. — № 4.

8. Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г. Культура, эмоции и психическое здоровье // Вопросы психологии. — 1999. — № 2.

Контрольные вопросы и задания

1. Почему Всемирная организация здравоохранения именно школу выбирает в качестве наиболее перспективного участка воздействия на развитие подростков в сфере здоровья?

2. Можно ли сказать, что признаки здоровья непреходящи для всех социально-исторических периодов развития человечества? Обоснуйте ваш ответ.

3. В чем заключаются предмет и задачи психологии здоровья?

4. Можно ли сказать, что психическое и психологическое здоровье — это одно и то же? Почему?

5. Что такое «здоровый образ жизни»?

6. В чем выражается психологическая компетентность?