Ты умеешь хорошо учиться?!
Полезная книга для нерадивых учеников
|
А.В. Карпов
СПб.: Речь, 2007
|
Сказать по совести, поставив
задачу отрецензировать иную книгу, порой
приходится делать над собой усилие, чтобы
прочитать ее от корки до корки. Нередко с первых
же страниц становится ясно, чем книга может
порадовать или огорчить, и дальнейшее чтение
превращается в рутинную обязанность, почти
ничего не прибавляя к первому впечатлению. Книга
Алексея Карпова — не из таких. Написанная в
легком изящном стиле, она читается на одном
дыхании, оставляя сожаление лишь о том, что так
невелика. Но, по мнению автора, «долгие разговоры
утомляют», и потому свои рассуждения он излагает
конспективно и концентрированно.
Как нетрудно понять из названия, обращается он
в основном к школьникам, которым не совсем чужды
познавательные интересы, но которым тем не менее
учеба не дается. Происходит это, по мнению автора,
в силу недостаточной мотивации, отсутствия
представлений о смысле учебной деятельности и от
несформированности навыков оперирования
информацией. Недостачу во всех этих областях
книга и призвана восполнить. По сути, книга
ставит задачу, хорошо понятную многим
психологам, — «перепрограммирование» школьного
неудачника на достижение успеха, а также
снабжение его некоторыми практическими приемами
достижения этой цели.
Признаться, попытка решения автором второй
задачи не сильно впечатляет — книга содержит
лишь несколько довольно общих и расплывчатых
рекомендаций, которые даже не самый компетентный
специалист по учебной деятельности легко мог бы
расширить, уточнить и дополнить. Скажем, совет
упорядочивать учебную информацию в виде
блок-схемы сопровождается авторской ремаркой: «В
моей педагогической практике блок-схемы иногда
творили чудеса. А иногда совсем не работают».
Предложения осмысливать логику учебного
материала, выделять в нем главное, отыскивать
межпредметные связи и проч. порой производят
впечатление «изобретения велосипеда», в чем и
сам автор бесхитростно признается, предвосхищая
неизбежный сарказм специалистов по
педагогической психологии. Просто беда этих
специалистов в том, что плоды своих
академических штудий они не торопятся донести до
тех, кому это жизненно необходимо, — школьников.
А вот Алексей Карпов именно об этом и
позаботился.
Пожалуй, наибольший интерес представляют
рассуждения автора, направленные на перестройку
учебной мотивации неудачливого школьника.
Ключевая идея, стоящая многих томов
педагогических сочинений: главный и, по сути,
единственный предмет, которому учит школа, — это
сама жизнь, и решение учебных задач — это своего
рода тренинг решения разнообразных жизненных
задач. Пренебрегая такой тренировкой, рискуешь
так и не накачать «умственные мускулы» и
остаться «двоечником по жизни». Интересная
мысль, не правда ли? И таких эта небольшая книжка
содержит множество, благодаря чему, кстати, может
послужить хорошим подспорьем школьному
психологу в его работе со школьными
неудачниками. Разумеется, не как сценарий
тренинга, а как творческий набросок, эскиз. Очень
полезный и поучительный.
Сергей СТЕПАНОВ
|