Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №17/2007


ИГРОТЕКА

Вселенская Тайна

Большая психологическая игра
для учащихся 5-х классов

Цель: развитие коммуникативных способностей, формирование коллектива класса, интеграция умений и навыков успешного взаимодействия с другими людьми.

Задачи: формирование навыков понимания другого; развитие навыков самоконтроля; расширение стилей поведения пятиклассников; развитие умения работать в команде.

Условия проведения: пространство для свободного перемещения участников, свободно передвигающиеся столы и стулья.

Материалы: цветные карандаши, фломастеры, бумага для медалек, нитки для медалек (либо визитки с картинками и булавки), бумага А4 для эмблемы и названия планет, веревки-канатики, две пустые коробки, скотч, ножницы, анкеты обратной связи от участников тренинга.

Заранее приготовленная и разрезанная на кусочки «карта местности».

Заранее приготовленный и разрезанный на кусочки текст сказки или притчи (при необходимости).

Время игры: 4 часа.

ХОД ИГРЫ

1. Начало, распределение на команды (5–10 минут)

При входе в зал каждый ребенок получает медальку определенного вида.

До начала игры пространство зала организуется таким образом, чтобы детям было понятно, где искать свою команду. То есть стулья в зале поставлены в 5 кругов по 5–6 штук в каждом (в зависимости от количества участников). В каждом круге находится медалька определенного вида, по которой дети находят свою команду. Таким образом формируется 5 команд.

2. Слово ведущего, вхождение в игру (5 минут)

Ведущий. Вы все — представители разных планет нашей большой Вселенной. Главные космические старейшины созвали вас на Большой космический совет.

Дело в том, что Главные космические старейшины очень обеспокоены тем, что все планеты Вселенной очень разрозненны, мало что знают о своих соседях и не общаются с ними. Хотя у каждой планеты есть свои обязанности и каждая делает что-то полезное для всех остальных, но жители каждой из планет интересуются только своей планетой.

Поэтому Главные космические старейшины решили наконец-то открыть всем Тайну великого вселенского взаимопонимания, которую вам предстоит найти. Настало время открыть эту великую тайну для всех планет. Главные космические старейшины передали через нас (ведущих) некоторые подсказки, с помощью которых вы сможете найти секретное место, где спрятана тайна. Чтобы получать эти подсказки, вам придется пройти разные испытания. Главное условие, которое поставили старейшины — планеты должны работать сообща и помогать друг другу. За выполнение заданий старейшины будут передавать командам кусочки карты, по которой вы потом найдете это секретное место.

3. Представление планет (30–40 минут)

Ведущий. Поскольку нам предстоит всем вместе решать одну задачу, необходимо познакомиться и узнать, что за планеты прибыли сегодня на Большой космический совет. Каждой планете дается 15 минут для того, чтобы придумать название своей планеты, девиз планеты, выраженный тремя словами, изобразить ее символ и рассказать, какую пользу жители вашей планеты приносят остальным обитателям Вселенной.

Собственные имена, по которым можно обращаться друг к другу в течение тренинга, нужно написать на медальке и повесить на шею.

После подготовки каждая команда представляет себя. Все остальные внимательно слушают. После представления всех команд можно задать вопрос: есть ли что-то общее у представителей планет, которые прибыли на Большой космический совет?

4. Разминка «Летающие тарелки» (5–10 минут)

Ведущий. Каждой команде для перемещения по нашей планете Главные космические старейшины предоставили летающие тарелки. Но эти тарелки обладают особенностью изменять свой размер и форму в самый неожиданный момент. Может случиться так, что у вас будет очень мало времени, для того чтобы быстро всей команде запрыгнуть в тарелку, какой бы маленькой она ни была. Естественно, никто не должен остаться за бортом.

Тарелки для вас уже подготовлены, давайте потренируемся, сможете ли вы быстро забраться в них в любой момент.

По моему хлопку каждой команде нужно запрыгнуть в свою тарелку. До посадки в тарелки все участники передвигаются по нашей планете определенным образом. Я буду говорить, как именно. Передвигаясь по планете, нельзя наступать на территорию тарелок. И помните об их особенностях — менять размер и форму, когда им захочется.

Упражнение «Круги из веревок»

В круги из веревок нужно войти всей командой по хлопку ведущего. Размер кругов периодически уменьшается.

Варианты передвижения участников между посадками в тарелки: 1 — обычное, 2 — спиной вперед, 3 — на одной ножке, 4 — в абсолютной тишине, 5 — издавая определенные звуки, 6 — как предложат дети, 7 — как еще придумаете.

5. Закодированное послание (20 минут)

Ведущий. Вам дается шанс получить первые ключевые слова Тайны вселенского взаимопонимания. Слова эти закодированы. Каждой команде будет дано только одно слово, но для понимания тайны они должны быть собраны все вместе.

Мы приглашаем по одному представителю от каждой планеты. Вам будет дано слово, написанное на листочке. Каждый участник команды выбирает себе по одной букве из слова и придумывает на эту букву свое слово. Далее команда выстраивается в линеечку в «перепутанном буквенном порядке» и каждый вслух называет придуманное слово. Задача других команд — записать первые буквы этих слов и составить из них исходное слово.

Остальные команды угадывают зашифрованное слово. После того как все слова отгаданы, ведущий говорит:

Обязательно запомните (или запишите) все эти слова, вам предстоит их вставить в текст Тайны вселенского взаимопонимания (вариант 1), для того чтобы она обрела смысл.

За каждое отгаданное слово команды получают кусочек карты.

Очень важно в начале занятия или при объяснении этого упражнения оговорить правила взаимодействия команд: ответ от команды принимается в том случае, если команда первой подала сигнал о своей готовности. Если условия не соблюдаются и кто-то выкрикивает ответ, эта команда лишается права ответа и, в крайнем случае, лишается кусочка карты.

6. Переправа (15 минут)

Ведущий. Перед вами участок местности, который нельзя перелететь из-за высоких гор, его можно только перейти пешком. Но почва здесь очень зыбкая, ноги постоянно проваливаются, и идти очень трудно. По одному идти невозможно (сразу проваливаешься), нужно идти тройками. Чтобы всем командам успешно преодолеть это космическое болото, Главные космические старейшины побеспокоились о нас и предложили для переправы две космические галоши. Но идти можно только втроем, поддерживая друг друга и помогая.

Перед началом упражнения команды в зале располагаются с двух сторон вдоль стен по командам, чтобы освободить место для «космического болота». Желательно ограничить «болото» веревками. По условию ведущих, в тройке могут оказаться представители как одной команды, так и разных.

В упражнение «Переправа» участвуют 3 человека в двух коробках. Тот, кто в центре, ставит обе ноги в коробки, крайние, соответственно, только по одной. Наиболее устойчивый вариант, когда дети держатся друг за друга и находят общий ритм движения. Но это получается далеко не всегда.

После успешного преодоления участка команды получают по кусочку карты.

7. Портрет (30 минут)

Ведущий. Главные космические старейшины внимательно наблюдают за вашими командами, и у них уже сложился определенный образ жителей каждой из планет. Но им все же очень хочется быть уверенными в том, что они не ошиблись.

Старейшины попросили, чтобы представители каждой планеты составили собирательный портрет жителя своей планеты:

— какими он обладает качествами, какой у него характер,

— какое у него бывает настроение,

— что он умеет делать,

— чем он любит заниматься,

— с кем он дружит,

— с кем живет и т.д.

После того как все команды представят собирательный образ жителя своей планеты, необходимо обсудить со всеми командами, были ли совпадения качеств, характеров, занятий у представителей разных планет. Что общего у жителей разных планет и какими исключительными качествами или делами они отличаются.

ПЕРЕРЫВ — 15 МИНУТ (прогулки по планете)

8. Разминка «Летающие тарелки» (5–10 минут)

После перерыва, чтобы настроиться и вернуться в контекст занятия, командам снова предлагается путешествие на летающих тарелках. но на этот раз летающие тарелки с особенным усердием проявляют свой скверный характер и не только меняют свой размер и форму, но и могут объединяться друг с другом и превратиться в одну летающую тарелку очень скромного размера.

Цель этого упражнения – объединить весь класс в единое целое.

9. «Пантомима» (30 минут)

Ведущий. Внимание! Мы прилетели в Зону молчания. За время прогулок по планете каждая команда была заколдована (планета полна неожиданностей!). Чтобы расколдоваться и двигаться дальше, вам потребуется помощь других команд.

Мы приглашаем одного представителя из любой команды. Ему будет сообщено слово, которым заколдована какая-то другая команда, надо будет ее расколдовать. Он без слов (только при помощи мимики и жестов) должен показать это слово команде. На время отгадывания слова команда, которую расколдовывают, приобретает право говорить. В случае затруднений он может позвать на помощь любого человека из любой команды.

Когда команда расколдована, ее представитель выбирает и расколдовывает следующую команду.

Слова для этого задания могут быть любыми, например: жираф, гроза, улитка, океан, гора.

После успешного выполнения задания команды получают по кусочку карты.

10. Завершение, составление
общей карты из кусочков
(10–15 минут)

Ведущий. Поздравляем! Все препятствия преодолены, все команды расколдованы! Вам осталось самое главное — сложить вместе все кусочки карты и найти место, где спрятана Тайна великого вселенского взаимопонимания!

В центр зала мы приглашаем по одному представителю от каждой команды с кусочками карты. Они начинают собирать карту.

Затем происходит смена игроков, подходят другие ребята и так далее, пока карта не будет собрана. Собранную карту необходимо склеить скотчем и перевернуть на другую сторону, где изображен план «местности» и крестиком помечено место расположения Тайны.

11. Поиск Тайны по карте
и выявление ее смысла
(20–30 минут)

Ведущий. Главные космические старейшины высоко оценили то, как вы справлялись с испытаниями, которые они для вас приготовили. Все команды работали дружно и слаженно. Все помогали друг другу. И вот все вместе вы нашли Тайну великого вселенского взаимопонимания.

Давайте сядем в круг, прочтем все вместе то, что написано на этих кусочках древнего пергамента, и попробуем понять, в чем же состоит Тайна великого вселенского взаимопонимания.

Вариант 1

Тайна представляет собой свиток с написанной притчей, в которую необходимо вставить слова из задания «Закодированное послание».

Вариант 2

Тайна представляет собой конверт, в котором находится текст какой-либо сказки (например, «Сказки о конфликте и контакте» И.В. Вачкова). Текст разрезан на пронумерованные кусочки по количеству участников тренинга. Ведущие раздают детям кусочки текста в произвольном порядке и предлагают прочитать текст, начиная с кусочка № 1. При этом детям нельзя переговариваться и выяснять, у кого какой номер, а необходимо следить за текстом по смыслу. Сделано это для того, чтобы удержать внимание детей на содержании текста.

12. Рефлексия (30 минут)

Обсуждение смысла Тайны:

— Почему Главные космические старейшины решили открыть нам Тайну великого вселенского взаимопонимания?

— Чему учит нас Тайна великого вселенского взаимопонимания?

— Что помогало вам проходить испытания?

Елена ВОРОБЬЕВА,
Яна ГОЛУБЕВА,
Нина ИВАНОВА,
Василиса НИКИТИНА,
педагоги-психологи
Центра образования № 548 «Царицыно»,
Москва

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вачков И.В. Королевство разорванных связей. — М.: Ось-89, 2001.

2. Кипнис М. Тренинг коммуникации. — М.: Ось-89, 2006.

3. Коротаева Е. Хочу, могу, умею! Обучение, погруженное в общение. — М., 1997.

4. Никитина В.А. Морское путешествие. Игра для учащихся 6 класса // Школьный психолог. № 13, 2006.

5. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? — М.: Генезис, 1999.

6. Чуричков А., Снегирев В. Копилка для тренера. — СПб.: Речь, 2006.