В конкурентной борьбе за
успеваемость
Использование прогностической
и ретроспективной самооценки ученика
для оптимизации образовательного процесса
Одной из основных задач
школьного обучения, как известно, является
формирование у ученика познавательной
мотивации. Процесс этот чрезвычайно тесно связан
с содержанием и способами обучения. При
традиционных формах обучения познавательная
мотивация у ребенка может и не возникнуть. К
сожалению, в школе обычно работают методами
внешних побуждений, и в качестве основной
побудительной силы выступает отметка.
Стереотип успешности
Отметка — определенная форма оценки. В школе
учебная деятельность ребенка начинается с того,
что его оценивают. Оценка всегда есть и должна
быть как можно более развернутой. Детям очень
важно знать, как их учебная деятельность, их
школьные успехи оцениваются другими (учителями,
родителями, сверстниками). Существует тесная
связь между успехами, достигнутыми в овладении
учебной деятельностью, и развитием личности.
Эффективность учебной деятельности школьника
зависит не только от системы хорошо усвоенных
знаний и владения приемами умственной
деятельности, но и от уровня самооценки и
самоотношения. Самое главное в учебной
деятельности — это поворот человека на самого
себя: оценка того, «чем я был» и «чем я стал».
Оценка собственных изменений, рефлексия —
важные качественные составляющие результата
оценивания учебной деятельности школьника.
Одним из условий эффективного взаимодействия
учителя с учеником считается развитие
реалистической самооценки у учащихся.
Реалистическая оценка должна основываться на
сравнении с предыдущими результатами. Сравнение
какого-либо прогресса, достигнутого ребенком,
относительно него самого гораздо
целесообразнее, чем сравнение на основе
нормативов. Это избавляет школьника от
отрицательных эмоций и страха потерпеть неудачу
в конкурентной борьбе за «хорошую успеваемость»,
которая стала в школьной системе самоценностью и
стереотипом успешности. Реалистическая оценка
способствует также повышению мотивации
обучения, положительному самовосприятию и
самоотношению.
Говоря об оценивании, следует также учитывать
еще и следующие моменты:
– целесообразно сначала дать ребенку
возможность самому оценить результаты своей
деятельности, так как если оценка взрослого
предшествует детской, то ребенок либо некритично
принимает ее, либо аффективно отвергает;
– оценка не должна носить обобщающего
характера;
– необходимо устанавливать и соблюдать
объективные критерии оценки, которые должны быть
понятны не только учителю, но и ученикам.
Реальным воплощением всего вышеизложенного
является эксперимент «Изучение влияния
рефлексивной самооценки учащихся выпускного
(9-го) класса неполной средней школы на мотивацию
образовательного процесса при совместном
применении системы самооценки на уроках
математики и русского языка (предметах,
выведенных на государственную аттестацию)»,
который мы проводим в 9-м «Б» классе средней
общеобразовательной школы.
Эффективность самооценки
Поводом для проведения эксперимента стала
сформированная в данной обучающейся группе
ситуация, при которой подавляющее большинство
учеников, вполне способных и интеллектуально
развитых, в качестве единственной учебной
ценности рассматривали отметку. Мы столкнулись с
полным безразличием детей к учебе как к
самоценности. Предположительно, это связано с
тем, что в процессе обучения в средней школе у
ребят часто менялись учителя, следовательно,
твердых упорядоченных знаний дети не получили,
также у них не сформировалось четкое
представление об организации учебного процесса
и умение выделять главное и сосредоточивать на
нем усилия.
В процессе преподавания в 8-м классе было
выявлено, что класс в целом представляет собой
мобильную образовательную группу, стабильную,
творческую, заинтересованную в познании, но у
ребят отсутствует правильная самооценка своих
возможностей и способностей. Кроме того, у
подавляющего большинства детей в сформированной
системе учебных ценностей преобладает отметка,
стремление к познанию подавлено.
Тогда и был продуман и разработан этот
эксперимент. Суть его заключается в следующем:
учитель, не отказываясь от выставления
традиционных отметок, которые основываются на
нормативах, регламентированных
программно-методическими документами
Министерства образования и науки, применяет
систему индивидуального оценивания работы
конкретного ученика по каждой теме предметного
учебного плана.
Более подробно аналогичная деятельность
описана в книге А.Б. Воронцова «Педагогическая
технология контроля и оценки учебной
деятельности. Образовательная система Д.Б.
Эльконина — В.В. Давыдова». Разработки, сделанные
в ряде экспериментальных школ, работающих по
этой системе, также очень интересны, но при
изучении системы становится очевидно, что
применена она может быть только в совокупности
всех ее составляющих, а именно в работе
последовательно развивающихся учебных групп
(причем авторы делают акцент на необходимости
применения всего системного комплекса еще на
уровне начальной школы, как это предлагала еще Г.
Цукерман), и одновременно на уроках по всем
предметам учебного цикла. И, главное, должен быть
изменен весь ход преподавания, контроля и оценки
на уроках, посвященных конкретному предмету.
Однако во всех этих работах звучит утверждение:
«Весьма существенно располагать такими
критериями эффективности обучения, с помощью
которых удается не только сравнивать ученика с
другими, но прежде всего фиксировать динамику
его индивидуального развития, то есть сравнивать
его с самим собой в разные периоды обучения, и тем
самым оценивать его развитие как личности» (А.Б.
Воронцов).
Мы решили модифицировать предыдущую
экспериментальную деятельность, проводимую
ранее на уроках русского языка и литературы и
давшую позитивные результаты, и применить
систему самооценивания на двух отдельно взятых
предметах: алгебре и русском языке.
На каждом завершающем этапе образовательного
процесса учащемуся выдается
экспериментально-диагностическая карта, в
которой он должен самостоятельно выставить себе
«оценку-отметку» за свою деятельность в процессе
обучения и спрогнозировать возможный результат
контроля. То есть ученик должен сделать как бы
прогноз успешности своей будущей
самостоятельной деятельности, приняв во
внимание и проанализировав свои возможности. Эта
прогностическая оценка становится стимулом его
дальнейшей познавательной активности по
актуализации и обобщению полученных знаний
перед контролем.
Но вот работа написана, и ученику предстоит
вновь оценить себя. Однако на этот раз он
оценивает свои достижения в конкретном их
воплощении. Это и есть оценка проделанной им
самим работы, то есть самооценка своей
успешности. Учитель также выставляет в карте
свою оценку работы ученика по пройденной теме за
контролируемый период. Сопоставляя свои
прогностическую и ретроспективную оценки с
оценкой учителя, ученик учится рефлексии;
самооценка его становится более
дифференцированной, уточняются ее критерии,
возрастает ее самостоятельность, устойчивость,
адекватность, действенность.
О системе и результате
Хочется сказать несколько слов о системе
оценок, используемых в диагностической карте.
Оценка образуется из попарного сочетания шести
символов (знаков), относящихся к двум категориям
познавательной деятельности. К первой категории
относятся символы, характеризующие степень
овладения определенной темой учебной программы
(1 — тема вполне усвоена, 2 — тема усвоена, но
недостаточно закреплена, 3 — тема усвоена
поверхностно, есть пробелы). Вторая категория
отражает уровень вовлеченности ученика в
познавательный процесс («+» — могу работать с
материалом повышенного уровня сложности, «v» —
могу только воспроизвести изученное, точка —
затрудняюсь в воспроизведении изученного).
Данная система оценок способствует развитию у
учеников критичности и формированию
дифференцированной самооценки. Ее радикальное
отличие от традиционных отметок создает
благоприятные условия для конструктивной работы
с учениками с низким уровнем школьной
успеваемости.
Эксперимент продолжается год. Его результаты
весьма любопытны. По истечении первого этапа
дети стали свободнее чувствовать себя на уроках,
свободнее говорить и принимать участие в
дискуссиях. Все это оказало влияние на
становление у ребят позитивного самоотношения и
развитие творческих склонностей. Например,
именно в этом классе ребята с удовольствием
пишут сочинения, предпочитая этой деятельности
любую другую. Именно в этом классе большое число
учащихся выбрали для сдачи экзаменов по выбору
предметы, на которых проводился эксперимент, а
именно русский язык, литературу, алгебру и
геометрию.
В процессе работы также произошло сглаживание
расхождений между прогностической,
ретроспективной отметкой учащегося,
проставленной им за одну и ту же работу, и
отметкой учителя. Если вначале все три отметки
могли принципиально различаться, то к концу года
расхождения в оценивании своих достижений
ребенком до контроля и после контроля
сгладились, практически самооценка перестала
отличаться от отметки, выставленной учителем.
Ребята с интересом наблюдали за процессом
«формирования общего мнения», причем на
компромиссы идти не хотели. Часты стали споры и
обсуждения учителями и учениками не оценок,
выставленных в классном журнале, а критериев, по
которым эти оценки выставляются, а также
недочетов, допущенных при ответах или на
контрольных, причин этих недочетов и способов их
устранения.
Вместе с семьей
Нам удалось в своей деятельности учесть
интересы семьи.
В процесс оценивания активно вовлекаются и
родители: в карте есть графа, предназначенная для
их комментариев. Таким образом, родители не
только проверяют дневник своего ребенка с
текущими отметками, но и действенно участвуют в
формировании его познавательной деятельности.
Общение родителей и детей по поводу выставленных
в карте оценок положительным образом влияет на
учебную мотивацию учащихся и способствует
развитию их самосознания.
Проанализировав собранные отзывы родителей, мы
систематизировали их для дальнейшей работы,
условно собрав в три группы.
В первую группу можно объединить высказывания,
содержащие благодарность педагогам и высокую
оценку проводимой работы:
«Для ребенка очень важна правильная
самооценка. Спасибо!»
Во 2-ю группу можно объединить высказывания,
приглашающие учителей к диалогу:
«Мой сын старается не углубляться в проблему, а
стремится скорее перейти к теме, которую знает
лучше»;
«Самооценка Ольги действительно занижена, хотя
готовится к урокам всегда основательно. Готовит
уроки подолгу, но есть пробелы в знаниях, которые
заполнить не успевает. Объективно оценивать свои
знания у ребенка не получается, так как нет
уверенности в знаниях по всем темам»;
«Илья очень часто переоценивает свои
возможности, у него завышенная самооценка. На
домашние задания тратит минимум времени —
отсюда его беды»;
«Возможно ли по теме, которая усвоена, но
недостаточно закреплена, задать дополнительное
задание и проверить его?».
Несомненно, подобные приглашения к диалогу
очень ценны для педагогов, потому что дают
возможность вступить в более тесный контакт с
семьями, лучше узнать детей, объединить усилия
семьи и школы для решения проблемы ребенка.
В 3-ю группу можно объединить высказывания,
содержащие комментарии родителей не столько к
самому экспериментальному процессу, сколько к
его пролонгированному результату, собственно к
тому, к чему изначально стремились учителя,
задумывая и разрабатывая эту деятельность.
«Спасибо, теперь я знаю темы, над которыми нужно
поработать с дочерью»;
«Хочу сказать большое спасибо за преподавание
предмета: я чувствую искреннюю
заинтересованность ребенка в изучении русского
языка и литературы»;
«Стал стараться узнать о языке как можно
больше»:
«У Маши вообще сложности с русским языком, и
только в последнее время я начала замечать
улучшение и какое-то понимание предмета»;
«Лучше стал выражать свои мысли. Стал более
грамотен. Перестал бояться писать сочинения».
Подобный результат уже сегодня
свидетельствует о том, что эксперимент дал,
несомненно, положительный результат.
Марина БАРАБАНОВА,
учитель русского языка школы № 1252
Елена ГРИЦЕНКО,
учитель математики школы № 1252,
Москва
ПРИЛОЖЕНИЕ
Экспериментально-диагностическая
карта
«Оценка — отметка» по русскому языку
Ученика ____________________________________
Учитель М.А. Барабанова
Контролируемая
тема |
Прогностическая оценка
ученика |
Ретроспективная
оценка ученика |
Отметка
учителя |
Комментарий
родителя |
1. Повторение и диагностика
в начале учебного года |
|
|
|
|
2. Сложносочиненное предложение |
|
|
|
|
3. Сложноподчиненное предложение |
|
|
|
|
4. Бессоюзное предложение |
|
|
|
|
5. Сложное предложение
с разными видами связи |
|
|
|
|
6. Повторение и диагностика
в конце учебного года |
|
|
|
|
Знаковая система оценивания учащимся
своих знаний и возможностей.
1 – тема вполне усвоена.
2 – тема усвоена, но недостаточно
закреплена.
3 – тема усвоена поверхностно, есть пробелы.
+ – могу работать с материалом повышенного
уровня сложности.
v – могу только воспроизвести изученное.
. – затрудняюсь в воспроизведении
изученного.
Экспериментально-диагностическая
карта
«Оценка — отметка» по алгебре
Ученика ____________________________________
Учитель Е.Ю. Гриценко
Контролируемая
тема |
Прогностическая
оценка ученика |
Ретроспективная
оценка ученика |
Отметка
учителя |
Комментарий родителя |
1. Свойства функций, квадратичная
функция и ее график |
|
|
|
|
2. Решение неравенств
2-й степени.
Уравнения с одной переменной |
|
|
|
|
3. Системы уравнений
второй степени |
|
|
|
|
4. Арифметическая прогрессия |
|
|
|
|
5. Геометрическая прогрессия |
|
|
|
|
6. Степенная функция.
Корень в степени |
|
|
|
|
7. Степень с рациональным показателем |
|
|
|
|
8. Основные тригонометрические формулы |
|
|
|
|
9. Формулы тригонометрии |
|
|
|
|
10. Предаттестационная работа |
|
|
|
|
Знаковая система оценивания учащимся
своих знаний и возможностей.
1 – тема вполне усвоена.
2 – тема усвоена, но недостаточно
закреплена.
3 – тема усвоена поверхностно, есть пробелы.
+ – могу работать с материалом повышенного
уровня сложности.
v – могу только воспроизвести изученное.
. – затрудняюсь в воспроизведении
изученного.
|