Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №18/2007


КНИЖНЫЙ ШКАФ

Современные средства
оценивания результатов обучения
в школе

Учебное пособие

Т.И. Шамова, С.Н. Белова,
И.В. Ильина, Г.Н. Подчалимова,
А.Н. Худин М.: Педагогическое
общество России, 2007

Книга, как известно, начинается с обложки, а значит, с названия и аннотации, в которой говорится о том, для кого эта книга написана. Если следовать этому критерию, то данное учебное пособие, предназначенное для повышающих квалификацию работников школьной администрации и специалистов органов управления образованием, вряд ли привлечет к себе внимание педагогов-психологов. В сложившейся ситуации, когда еженедельно выходят новые книги по психологическим аспектам образования, литература по общим вопросам образования, как правило, рассчитанная на руководителей учебных учреждений, проходит мимо школьных психологов. Это имеет вполне предсказуемые последствия относительно независимого существования педагогов, с одной стороны, и психологов — с другой.
Пособие, о котором идет речь, на первый взгляд никак не соприкасается с психологией, а точнее говоря, с теми задачами, которые приходится решать школьным психологам. Однако оно может принести им ощутимую пользу, если они найдут время познакомиться с этой небольшой книгой, а еще лучше — прочесть ее вместе с учителями и школьной администрацией. И вот почему.
В пособии речь идет о такой актуальной проблеме школьного обучения, как оценка качества приобретенных школьниками знаний. Существующая система оценивания уже давно вызывает критику, в том числе и со стороны психологов. В современных условиях модернизации образования появляются новые формы оценивания школьной успешности, к которым принадлежат тестирование и его разновидность – ЕГЭ. Два раздела книги (а это основная ее часть) как раз и называются «Теория и практика создания тестов и тестовых заданий» и «Единый государственный экзамен». Эти сведения полезны психологам, по крайней мере, по двум основаниям. Во-первых, прежде чем высказывать свое отношение к нововведениям, их надо как следует узнать. Во-вторых, в последнее время тестирование приобретает все большее распространение, а ЕГЭ вообще сдают все выпускники школ, и от содержания и своевременности их психологического сопровождения (недостаточно свести психологическую подготовку к ЕГЭ к снятию предэкзаменационной тревожности) зависят демонстрируемые учениками результаты. Причем в психологической поддержке нуждаются не только дети, но и педагоги, и родители.
Это издание по своей направленности носит не оценочный, а скорее информационный, справочный характер: оно способствует появлению достаточно полного представления о тестировании и ЕГЭ. Правда, профессиональных психологов наверняка разочаруют ошибки и оплошности, которые допустили авторы, недостаточно знакомые с азами нашей науки. Так, авторство понятия «тест» приписывается Гальтону, а история развития тестологии представлена лишь как история педагогического тестирования. Будем снисходительны к авторам и постараемся сами не допускать подобных ошибок в родственной нам области – педагогике, а для этого надо разобраться, что же представляет из себя страшный зверь по имени ЕГЭ и как лучше к нему подготовить подростков и взрослых.

Марина СТЕПАНОВА