СОЧИНИ ИСТОРИЮ
Психотерапевтическая игра
Игра является авторской
модификацией известной техники сочинения
историй с помощью игральных карт Нормы Лебен
(Практикум по игровой психотерапии Х. Кэдьюсон, Ч.
Шефер).
Сочинение истории – известная
психотерапевтическая техника в работе с
различными возрастными категориями.
Использование колоды карт позволяет повысить
мотивацию участников, усилить привлекательность
такого вида деятельности, как сочинение истории.
Введение в изображение карт символических
фигурок позволяет участнику наделить их
содержанием, соответствующим его переживаниям;
введение букв и цифр на изображении карт
позволяет расширить диапазон фантазирования,
что, в свою очередь, дополняет терапевтический
эффект. Ведение в игру цветовых полей наряду с
колодой карт визуально стимулирует появление у
участника образов, которые позволяют
конкретизировать переживаемое событие или
чувство.
Игра может быть использована в работе с
детьми начиная с трех лет, поскольку в ней
заложены различные степени сложности. Игра
проста и в то же время способна отражать
глубинные мысли и переживания игроков. Даже
наиболее замкнутые и тихие дети успешно
участвуют в ней. Кроме того, она может быть
использована как в индивидуальной, так и в
групповой работе с детьми и с членами семьи.
Количество участников не ограничено.
Игра позволяет участнику выражать наиболее
скрываемые, тревожащие его чувства и мысли в
достаточно безопасных для него условиях. Участие
психолога в игре обязательно! Психолог на
наиболее значимых этапах повествования вносит в
рассказ определенные элементы, органично
вплетающиеся в сюжет и не вызывающие
сопротивления даже со стороны наиболее
сенситивных игроков.
Поскольку в каждой колоде имеется определенное
количество карт, игрок всегда знает, как долго
еще продлится игра (до момента, когда все карты
будут открыты). Это освобождает его от излишнего
напряжения, связанного с необходимостью
сочинения финальной части повествования.
Игра может быть использована в целях:
– диагностики и оценки состояния игрока
(группы);
– развития психических процессов и речи;
– развития произвольности;
– совершенствования коммуникативных
возможностей;
– коррекции эмоционально-личностных
переживаний.
ХОД ИГРЫ
Ведущий кладет перед игроком (группой) колоду
карт рубашкой вверх и колоду цветных полей
(количество цветных полей равно количеству карт
в колоде), разложив ее по цветам, цветным полем
вверх.
Он поясняет, что им всем вместе предстоит
сочинить историю, используя картинки, числовые и
буквенные символы, изображенные на карте, а также
цветную карточку – в зависимости от степени
сложности игры. Психолог начинает игру и задает
тон развитию сюжета. Каждый игрок в свою очередь
открывает следующую карту из колоды и цветную
карточку, придумывая свою часть общей истории.
Цвет и символы используются игроком по его
усмотрению. Карты выкладываются игроками друг за
другом (последовательно) в общую линию. Форма
линии может быть любой.
Степени сложности
I. Используется только символическое
изображение в центре карты (цифры и фигурки).
II. Дополнительно используется цветная
карточка.
III. Дополнительно используются буквенные
символы на карте (количество используемых букв
определяется самим участником).
Наталья ПЕТРЕНКО,
педагог-психолог,
г. Железногорск,
Красноярский край
|