Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №19/2007
В одном из психологических центров я стал однажды случайным свидетелем забавного разговора. Телефонный звонок. Психолог берет трубку. Выслушав собеседника, произносит: «Да, у нас можно записаться на консультацию к специалисту… Нет, наши психологические консультации бесплатны… До свидания!» Недоуменно смотрит на меня: «Сказали, что бесплатных консультаций им не надо…»

В народе давно и прочно сложилось мнение, что «лечиться даром — это даром лечиться». То же самое относится и к психологическим услугам. С повышением психологической культуры населения (безусловно, очень медленным, но все-таки очевидным) число запросов на психологическую помощь увеличивается, однако при этом недоверие к бесплатной помощи сохраняется. А ведь школьный психолог осуществляет свою работу бесплатно для клиентов (государство, конечно, выплачивает ему зарплату, размер которой, впрочем, может вызвать лишь горькую усмешку). Может быть, в этом еще одна причина того, что многие родители скептически относятся к возможностям даже весьма квалифицированных педагогов-психологов?

Но можно ли вообще оценить психологическую работу в деньгах? Можно ли брать плату с людей за внимательное к ним отношение, за теплоту и участие, за сопереживание и эмоциональную поддержку? Непростые этические вопросы…

Интересно, что у большинства молодых школьных психологов постановка этой проблемы вообще вызывает недоумение. Они полагают, что всякая работа должна быть оплачена, а внимание к клиенту — составляющая часть психологической профессии.и спорить тут не о чем. И в свободное от основной работы время они часто проводят платные консультации.

Но почему-то многих опытных психологов эта проблема беспокоит. Может быть, это хорошо, что беспокоит? Все-таки этика в нашей работе — вещь не последняя…

Игорь ВАЧКОВ,
главный редактор