В одном из
психологических центров я стал однажды
случайным свидетелем забавного разговора.
Телефонный звонок. Психолог берет трубку.
Выслушав собеседника, произносит: «Да, у нас
можно записаться на консультацию к специалисту…
Нет, наши психологические консультации
бесплатны… До свидания!» Недоуменно смотрит на
меня: «Сказали, что бесплатных консультаций им не
надо…» В народе давно и прочно сложилось
мнение, что «лечиться даром — это даром
лечиться». То же самое относится и к
психологическим услугам. С повышением
психологической культуры населения (безусловно,
очень медленным, но все-таки очевидным) число
запросов на психологическую помощь
увеличивается, однако при этом недоверие к
бесплатной помощи сохраняется. А ведь школьный
психолог осуществляет свою работу бесплатно для
клиентов (государство, конечно, выплачивает ему
зарплату, размер которой, впрочем, может вызвать
лишь горькую усмешку). Может быть, в этом еще одна
причина того, что многие родители скептически
относятся к возможностям даже весьма
квалифицированных педагогов-психологов?
Но можно ли вообще оценить психологическую
работу в деньгах? Можно ли брать плату с людей за
внимательное к ним отношение, за теплоту и
участие, за сопереживание и эмоциональную
поддержку? Непростые этические вопросы…
Интересно, что у большинства молодых школьных
психологов постановка этой проблемы вообще
вызывает недоумение. Они полагают, что всякая
работа должна быть оплачена, а внимание к клиенту
— составляющая часть психологической
профессии.и спорить тут не о чем. И в свободное от
основной работы время они часто проводят платные
консультации.
Но почему-то многих опытных психологов эта
проблема беспокоит. Может быть, это хорошо, что
беспокоит? Все-таки этика в нашей работе — вещь
не последняя…
Игорь ВАЧКОВ,
главный редактор
|