Акция «ПОДЕЛИСЬ
УСПЕХОМ!»
Возрожденный одуванчик
О технологии вдохновения
через интерпретацию материалов
«Школьного психолога»
В деятельности школьного
педагога-психолога нередки ситуации (как
утверждает определенная часть наших коллег),
когда для воплощения задуманного, которое
стремишься претворить по-новому, недостает
практического материала. Думается, что подобные
сетования в значительной степени разрешаются,
если под руками твоя профессиональная газета
«Школьный психолог». Другой вопрос: как этим
материалом пользоваться? Если ими наполнять
«папки направлений психологической работы», то
вряд ли что-то новое будет заметно для
окружающих. Если же свежими идеями постараться
наполнить свою практику, то результат непременно
проявится.
Казалось бы, что нового может внести
педагог-психолог в практику преподавания ОБЖ?
Вроде бы это не твое, просто учебная догрузка
(чтоб не бедствовал). Оказывается, может, и даже
многое может.
…Изучаем с пятиклассниками параграф
«Загрязнение почвы» из темы «Нарушение
экологического равновесия». Думаю, как бы их
задеть за живое, чтоб прониклись уважением и к
природе, и к разумному природопользованию. Да
чтоб и мрачные мысли по поводу решения
экологических проблем не возобладали… И тут
почему-то в памяти всплывает только что
прочитанная сказка-метафора В. Кротова «Песенка
для весны» («Школьный психолог», № 8, 2007). И сразу
же вспоминается ранее прочитанная «Сказка о
цветке» Е. Белинской («Школьный психолог», № 11,
2006).
И вдруг, как озарение: а не создать ли
проблемную ситуацию на предстоящем уроке с
помощью экологической сказки? Благо и
соответствующий иллюстративный материал в «Моих
картинках» в ноутбуке есть (сканированный мной
из «Школьного психолога», № 21, 2006). А чтобы с
экологическими новинками познакомиться, дай-ка,
думаю, просмотрю «Материалы участников
Фестиваля педагогических идей «Открытый урок»
2005/2006, подготовленный издательским домом «Первое
сентября» (который имеется в нашей семейной
медиатеке). И здесь, конечно же, нашла для себя
много полезного.
И вот уже мои пятиклашки, увлеченные поисками
при разработке учебного исследовательского
проекта, приносят на заключительные уроки свои
экознаки, экосказки, плакаты, макеты, газету «Мир
глазами эколога»… Глаза горят радостью
творчества, состязательностью. А учебный
материал у них «отскакивает», как говорится, «от
зубов».
А всего-то и надо было для этого — 15 минут
вдохновения учителю, чтобы создать следующую
экосказку:
Сказка
Поздний одуванчик расцвел на заброшенной
растрескавшейся земле в самые жаркие дни лета. Он
покачивался на своем тоненьком стебельке из
стороны в сторону и с удивлением смотрел на
окружающий мир. Его хотели вырвать, как сорную
траву, но потом сжалились и оставили на
возделываемом участке. Маленькая девочка,
благодаря которой он, собственно, и остался жив,
заботилась о нем, часто поливала, взрыхляла
вокруг него почву. Скоро он заметно вырос, окреп.
Но затем лепестки его начали облетать один за
другим. Вместо них появились тонкие, седые
волоски.
— Что со мной? — в ужасе воскликнул цветок. — Я
старею и умираю!
— Не бойся. Успокойся и прислушайся к себе, —
прожужжала пролетавшая мимо пчела, которая, так
же как и девочка, давно дружила с одуванчиком.
И действительно, когда цветок успокоился и
прислушался к себе, он ощутил что-то новое внутри
маленькой чаши, где были раньше лепестки. Там
зрели маленькие зернышки. С каждым днем их
становилось все больше и больше.
К осени одуванчик окончательно засох.
Маленькая девочка осторожно вынесла его за
ограду своей строящейся дачи и изо всей сил
подула на его макушку. Зернышки на тонких
волосках с парашютиками весело разлетелись
вдоль грунтовой дороги. Девочка ловко поймала
одно из них и принесла на то же место, где прежде
рос одуванчик. Зернышко соскользнуло из ее
добрых рук в мягкую возделанную почву и уснуло
там до весны. А весной на этом месте вновь
появился маленький росток, который под лучами
нашего ласкового кубанского солнышка вырос и
распустился веселым цветком.
Земля вокруг была мягкой, пушистой и
рассыпчатой. На удобренной почве зеленели
деревья и кустарники, которые девочка сажала
осенью вместе со своими родителями. Щебетали
птицы и жужжали пчелы…
Удачных и вам интерпретаций
материалов «Школьного психолога» и творческого
вдохновения!
Л. КУСТОВА,
педагог-психолог,
преподаватель-организатор ОБЖ
МОУ СОШ № 1,
ст. Ленинградская,
Краснодарский край
|