Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №19/2007


ГИЛЬДИЯ

Акция «ПОДЕЛИСЬ УСПЕХОМ!»

Возрожденный одуванчик

О технологии вдохновения
через интерпретацию материалов
«Школьного психолога»

В деятельности школьного педагога-психолога нередки ситуации (как утверждает определенная часть наших коллег), когда для воплощения задуманного, которое стремишься претворить по-новому, недостает практического материала. Думается, что подобные сетования в значительной степени разрешаются, если под руками твоя профессиональная газета «Школьный психолог». Другой вопрос: как этим материалом пользоваться? Если ими наполнять «папки направлений психологической работы», то вряд ли что-то новое будет заметно для окружающих. Если же свежими идеями постараться наполнить свою практику, то результат непременно проявится.

Казалось бы, что нового может внести педагог-психолог в практику преподавания ОБЖ? Вроде бы это не твое, просто учебная догрузка (чтоб не бедствовал). Оказывается, может, и даже многое может.

…Изучаем с пятиклассниками параграф «Загрязнение почвы» из темы «Нарушение экологического равновесия». Думаю, как бы их задеть за живое, чтоб прониклись уважением и к природе, и к разумному природопользованию. Да чтоб и мрачные мысли по поводу решения экологических проблем не возобладали… И тут почему-то в памяти всплывает только что прочитанная сказка-метафора В. Кротова «Песенка для весны» («Школьный психолог», № 8, 2007). И сразу же вспоминается ранее прочитанная «Сказка о цветке» Е. Белинской («Школьный психолог», № 11, 2006).

И вдруг, как озарение: а не создать ли проблемную ситуацию на предстоящем уроке с помощью экологической сказки? Благо и соответствующий иллюстративный материал в «Моих картинках» в ноутбуке есть (сканированный мной из «Школьного психолога», № 21, 2006). А чтобы с экологическими новинками познакомиться, дай-ка, думаю, просмотрю «Материалы участников Фестиваля педагогических идей «Открытый урок» 2005/2006, подготовленный издательским домом «Первое сентября» (который имеется в нашей семейной медиатеке). И здесь, конечно же, нашла для себя много полезного.

И вот уже мои пятиклашки, увлеченные поисками при разработке учебного исследовательского проекта, приносят на заключительные уроки свои экознаки, экосказки, плакаты, макеты, газету «Мир глазами эколога»… Глаза горят радостью творчества, состязательностью. А учебный материал у них «отскакивает», как говорится, «от зубов».

А всего-то и надо было для этого — 15 минут вдохновения учителю, чтобы создать следующую экосказку:

Сказка

Поздний одуванчик расцвел на заброшенной растрескавшейся земле в самые жаркие дни лета. Он покачивался на своем тоненьком стебельке из стороны в сторону и с удивлением смотрел на окружающий мир. Его хотели вырвать, как сорную траву, но потом сжалились и оставили на возделываемом участке. Маленькая девочка, благодаря которой он, собственно, и остался жив, заботилась о нем, часто поливала, взрыхляла вокруг него почву. Скоро он заметно вырос, окреп. Но затем лепестки его начали облетать один за другим. Вместо них появились тонкие, седые волоски.

— Что со мной? — в ужасе воскликнул цветок. — Я старею и умираю!

— Не бойся. Успокойся и прислушайся к себе, — прожужжала пролетавшая мимо пчела, которая, так же как и девочка, давно дружила с одуванчиком.

И действительно, когда цветок успокоился и прислушался к себе, он ощутил что-то новое внутри маленькой чаши, где были раньше лепестки. Там зрели маленькие зернышки. С каждым днем их становилось все больше и больше.

К осени одуванчик окончательно засох. Маленькая девочка осторожно вынесла его за ограду своей строящейся дачи и изо всей сил подула на его макушку. Зернышки на тонких волосках с парашютиками весело разлетелись вдоль грунтовой дороги. Девочка ловко поймала одно из них и принесла на то же место, где прежде рос одуванчик. Зернышко соскользнуло из ее добрых рук в мягкую возделанную почву и уснуло там до весны. А весной на этом месте вновь появился маленький росток, который под лучами нашего ласкового кубанского солнышка вырос и распустился веселым цветком.

Земля вокруг была мягкой, пушистой и рассыпчатой. На удобренной почве зеленели деревья и кустарники, которые девочка сажала осенью вместе со своими родителями. Щебетали птицы и жужжали пчелы…

Удачных и вам интерпретаций
материалов «Школьного психолога» и творческого вдохновения!

Л. КУСТОВА,
педагог-психолог,
преподаватель-организатор ОБЖ
МОУ СОШ № 1,
ст. Ленинградская,
Краснодарский край