Акция «ПОДЕЛИСЬ
УСПЕХОМ!»
Новогодний подарок
Я работаю психологом ПМПК семь
лет, четвертый год параллельно работаю в
дошкольном учреждении и с первых дней настольной
книгой и путеводителем считаю ваше издание.
Спасибо за практико-ориентированный подход, за
доброту и человечность печатаемых материалов.
Результаты деятельности психолога, как и
педагога, видны не сразу, тем дороже те изменения,
которые произошли в достаточно короткие сроки.
За консультацией ко мне обратилась мама
пятилетней девочки с просьбой помочь «отнять» у
дочери соску. Родители пробовали уговорить
дочку, но у них ничего не получалось.
Девочка — первый ребенок в семье. Возврат к
соске произошел два с половиной года назад, когда
появилась младшая сестра. Взаимоотношения между
членами семьи и детьми ровные, ревности,
конкуренции между детьми мама не отмечает. Обе
дочки регулярно посещают детский сад.
Старший ребенок ведет себя в группе
сверстников адекватно, выглядит на свой возраст.
Отставаний в интеллектуальном и речевом
развитии нет. Программу ДОУ усваивает на среднем
уровне. Дневной сон проходит, как у большинства
детей, без проблем. Воспитатели, работающие в
группе, были крайне удивлены обозначенной
проблемой.
Со слов мамы, ночью дочка засыпает только с
соской на бутылочке. Младший ребенок тоже
пользуется соской.
До этого случая подобных проблем мне решать не
приходилось, поэтому на первой встрече мы с мамой
обсудили причину появления этой привычки, мамино
состояние.
Ко второй встрече я подготовила несколько
рекомендаций, на основе которых можно было
разработать один или несколько способов работы с
семьей.
Среди них были следующие:
• Соску убирать у обеих девочек одновременно.
• Заменить соску на кружку для младенца,
эмоционально близкую игрушку (долгожданную
игрушку).
• Использовать ритуал дарения «нуждающемуся»
малышу.
• Создать ситуацию, при которой ребенок бужет
вынужден изменить поведение.
• Обозначить территорию ребенка.
Все происходило в преддверии новогодних
праздников, поэтому большинство «пунктов»
подходило для реализации нашего плана. К
психологическому труду был подключен и папа. Его
роль заключалась в оформлении коробки и
исполнении роли почтальона.
На третью консультацию мама пришла уже с
результатом — дочка отказалась от соски
самостоятельно, причем пожалела сестренку и не
дала отнять соску у нее.
А
происходило все так. После Нового года мама как
бы невзначай сделала акцент на своем новогоднем
подарке — детском компьютере, уточнив, что это
игрушка только для старших детей, и тут же
рассказала, что, к сожалению, не все дети смогли
получить подарки от своих родных, у некоторых
родителей нет, поэтому нет и подарков. Мама
предложила подарить что-нибудь близкое и теплое
малышам в детском доме, хотя бы соску. (Обращение
к сиротам было вынужденным, так как малыша
подходящего возраста в ближайшем окружении нет
— соску дарить просто некому.) Младшая дочка
быстро откликнулась на просьбу и подобрала
разные игрушечки, и соску в том числе.
Расстроившись от того, что есть дети, которым не
дарят подарков, старшая дочка нарисовала и
добавила в посылку детям рисунки. Все эти
драгоценности семья упаковала в коробку, папа
написал адрес и на глазах детей унес из дома.
Процесс отхода ко сну понемногу вошел у девочки
в норму, хотя первое время она еще нервничала при
засыпании, но возвращать соску наотрез
отказывалась.
Это моя одна из самых ощутимых и быстрых побед
на ниве психологического консультирования.
Кроме того что эта ситуация добавила
уверенности мне, она дала силы маме, убедила ее,
что она может и будет впредь помогать своим детям
преодолевать трудности.
Анна МАЛЬЦЕВА,
педагог-психолог ПМПК,
психолог ДОУ № 41,
г. Соликамск,
Пермский край
|