Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №19/2007


ГИЛЬДИЯ

Акция «ПОДЕЛИСЬ УСПЕХОМ!»

Новогодний подарок

Я работаю психологом ПМПК семь лет, четвертый год параллельно работаю в дошкольном учреждении и с первых дней настольной книгой и путеводителем считаю ваше издание. Спасибо за практико-ориентированный подход, за доброту и человечность печатаемых материалов.

Результаты деятельности психолога, как и педагога, видны не сразу, тем дороже те изменения, которые произошли в достаточно короткие сроки.

За консультацией ко мне обратилась мама пятилетней девочки с просьбой помочь «отнять» у дочери соску. Родители пробовали уговорить дочку, но у них ничего не получалось.

Девочка — первый ребенок в семье. Возврат к соске произошел два с половиной года назад, когда появилась младшая сестра. Взаимоотношения между членами семьи и детьми ровные, ревности, конкуренции между детьми мама не отмечает. Обе дочки регулярно посещают детский сад.

Старший ребенок ведет себя в группе сверстников адекватно, выглядит на свой возраст. Отставаний в интеллектуальном и речевом развитии нет. Программу ДОУ усваивает на среднем уровне. Дневной сон проходит, как у большинства детей, без проблем. Воспитатели, работающие в группе, были крайне удивлены обозначенной проблемой.

Со слов мамы, ночью дочка засыпает только с соской на бутылочке. Младший ребенок тоже пользуется соской.

До этого случая подобных проблем мне решать не приходилось, поэтому на первой встрече мы с мамой обсудили причину появления этой привычки, мамино состояние.

Ко второй встрече я подготовила несколько рекомендаций, на основе которых можно было разработать один или несколько способов работы с семьей.

Среди них были следующие:

• Соску убирать у обеих девочек одновременно.

• Заменить соску на кружку для младенца, эмоционально близкую игрушку (долгожданную игрушку).

• Использовать ритуал дарения «нуждающемуся» малышу.

• Создать ситуацию, при которой ребенок бужет вынужден изменить поведение.

• Обозначить территорию ребенка.

Все происходило в преддверии новогодних праздников, поэтому большинство «пунктов» подходило для реализации нашего плана. К психологическому труду был подключен и папа. Его роль заключалась в оформлении коробки и исполнении роли почтальона.

На третью консультацию мама пришла уже с результатом — дочка отказалась от соски самостоятельно, причем пожалела сестренку и не дала отнять соску у нее.

А происходило все так. После Нового года мама как бы невзначай сделала акцент на своем новогоднем подарке — детском компьютере, уточнив, что это игрушка только для старших детей, и тут же рассказала, что, к сожалению, не все дети смогли получить подарки от своих родных, у некоторых родителей нет, поэтому нет и подарков. Мама предложила подарить что-нибудь близкое и теплое малышам в детском доме, хотя бы соску. (Обращение к сиротам было вынужденным, так как малыша подходящего возраста в ближайшем окружении нет — соску дарить просто некому.) Младшая дочка быстро откликнулась на просьбу и подобрала разные игрушечки, и соску в том числе. Расстроившись от того, что есть дети, которым не дарят подарков, старшая дочка нарисовала и добавила в посылку детям рисунки. Все эти драгоценности семья упаковала в коробку, папа написал адрес и на глазах детей унес из дома.

Процесс отхода ко сну понемногу вошел у девочки в норму, хотя первое время она еще нервничала при засыпании, но возвращать соску наотрез отказывалась.

Это моя одна из самых ощутимых и быстрых побед на ниве психологического консультирования.

Кроме того что эта ситуация добавила уверенности мне, она дала силы маме, убедила ее, что она может и будет впредь помогать своим детям преодолевать трудности.

Анна МАЛЬЦЕВА,
педагог-психолог ПМПК,
психолог ДОУ № 41,
г. Соликамск,
Пермский край