Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №19/2007


КОНКУРС

НОМИНАЦИЯ:

«Работа со школьниками: игры, тренинги, индивидуальные и групповые занятия»

Что может сделать психолог для налаживания взаимопонимания между людьми? Обычно в этом случае, в какой бы парадигме — помощи, содействия, поддержки или сопровождения — ни рассматривалась деятельность практического психолога, принято говорить о пяти основных направлениях: психопрофилактика, психодиагностика, психологическая коррекция, психологическое консультирование, психотерапия. При этом работа ведется с использованием психологических игр, тренингов, системы коррекционноразвивающих занятий и пр. У меня есть опыт использования в деятельности психолога современных информационных технологий.

Вреден ли рэп для школьников?

Использование современных
информационных технологий в работе психолога

Ситуация. Учащийся 6-го класса, назовем его Никитой, приходит к психологу с вопросом: насколько вредно воздействует музыка стилей рок и рэп на человека, какие изменения происходят с тем, кто слушает подобную музыку. Как ему реагировать на то, что родители не разрешают прослушивать любимые музыкальные композиции, объясняя это вредным воздействием их на организм.

Я не буду подробно останавливаться на консультации родителей, на беседе с ними о воспитании и рекомендациях, которые были даны по поводу взаимоотношений с сыном. Подробнее остановлюсь на том, как мы с ребенком совместными усилиями ответили на интересующие его вопросы и что у нас получилось.

На некоторые вопросы учащийся может получить ответ сам, участвуя в проектной деятельности под руководством опытного педагога, в том числе и педагога-психолога. Включаясь в практическую поисковую деятельность, работая над разнообразными проектами, школьники имеют возможность вместе с учителем в соответствии со своими интересами решать реально стоящие перед ними задачи и создавать некий продукт.

Проектирование предполагает формирование у учащихся познавательного интереса, умений самостоятельно получать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое мышление. Создание проектов на основе компьютерных технологий — это, на наш взгляд, хорошая возможность познакомить учащихся с возможностью решения интересующих их задач и при этом придать самому процессу познания творческий характер.

Так, Никите было предложено попытаться найти ответы самому, работая над проектом «Особенности психологического воздействия музыки на человека». Первый этап — выбор темы — состоялся.

В процессе работы Никите надо было выявить музыкальные предпочтения учащихся и учителей школы, понять, действительно ли рок и рэп плохо воздействуют на эмоциональное самочувствие человека и возможно ли найти такие музыкальные произведения, которые позволили бы удовлетворить вкусы и детей, и взрослых.

На втором этапе ведется поиск и сбор информации. Ее источниками являются учебная, научно-популярная литература, энциклопедии, Интернет.

Третий этап — собственно исследование.

Для выявления музыкальных предпочтений под руководством педагога-психолога была составлена анкета для учителей и учащихся 6–8-х классов. В результате оказалось, что большинство опрошенных учащихся (82%) привлекает рок-музыка, 59% школьников нравится также популярная, эстрадная музыка. Для учителей наиболее характерно предпочтение классической и духовной музыки (81%), а также эстрадной и популярной (54%).

В работе представлены результаты исследования негативного воздействия фанатичного увлечения роком и рэпом, проведенные с учащимися 6-го «А» класса на уроках музыки. До и после прослушивания определенного произведения производились замеры с помощью «Шкалы самооценки тревожности» (Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина) и цветового теста Люшера. После анализа полученных данных был сделан вывод, что однозначной связи между прослушиванеим «тяжелого» рока и агрессивностью, тревожностью установить нельзя. Скорее всего, по мнению Никиты, повышение уровня напряженности, раздражительности наблюдается у тех, кому эта музыка не нравится, то есть у родителей, учителей. Но для подтверждения этого предположения требуется продолжение эксперимента в следующем учебном году.

Исходя из данных, полученных в ходе экспериментального исследования, школьник выделяет пакет музыкальных произведений, которые снижают тревогу, настраивают на спокойную плодотворную работу, а также активизируют мыслительную деятельность, в том числе и во время уроков. Для 6-го «А» это были произведения Бетховена, Баха в современной инструментальной обработке. Именно такая музыка, по мнению юного исследователя, может улучшить эмоциональный фон на уроке, снять нервное напряжение у детей и учителя.

Четвертый этаптехническая обработка полученной информации. Здесь ребенку потребовались умения работать в разных компьютерных программах, пользоваться сканером, копировальной техникой.

Пятый этапанализ и обобщение информации, составление текста и печатание его и иллюстраций на компьютере.

Последний этаппрезентация полученных результатов работы над проектом.

При выполнении проектной работы учеником решались следующие задачи:

• освоение основных элементов самостоятельной индивидуальной деятельности (постановка цели и задач работы; составление плана исследования; использование различных источников информации; обработка полученной информации);

• отработка умения создавать устное и письменное сообщения, что должно способствовать развитию коммуникативной компетентности ученика;

• решение проблемных вопросов и создание определенного продукта;

• освоение новых информационных технологий.

Данная работа выполнена с применением современных компьютерных технологий:

• поиск необходимой информации в сети Интернет;

• использование программы Microsoft Excel для анализа информации с целью создания таблиц и диаграмм;

• техническая обработка полученных данных предполагала наличие у ребенка навыков сканирования рисунков (нарисованных школьниками ковриков «Мое настроение» после прослушивания определенного музыкального произведения), их последующая обработка в Microsoft Office Picture Manager;

• использование специализированных программ: Nero Wave Editor (изменения аудиофайлов с помощью профессиональных инструментов, обрезка, создание миксов, транспонирование мелодий в разные тональности), Nero SoundTrax (создание музыкальных миксов, изменение настроек эквалайзера), Windows Media (воспроизведение аудиофайлов), электронный ди-джей MIX Station 3 (микширование музыки, караоке);

• презентация полученных результатов работы над проектом с помощью программы Microsoft Office Power Point.

Проектная деятельность с использованием современных компьютерных технологий является весьма привлекательной для учащихся, увеличивается возможность более тесного контакта педагога и ребенка. Кроме того, она является эффективным средством развития творческих способностей школьников, формирования у них навыков исследовательской работы, способствует активному вовлечению учащихся в творческий поиск.

Успешная презентация проекта, полученные мальчиком ответы на вопросы, взаимопонимание и мир в его семье, появившийся интерес к музыкальным произведениям различных музыкальных стилей и направлений, а также интерес к современным техническим возможностям их обработки — все это может говорить об успешной работе педагога-психолога с ребенком.

А у Никиты появились планы — продолжить участие в проектной деятельности, освоить новые информационные технологии, с помощью которых он сможет решать свои личностные и поведенческие проблемы.

Ирина КАЗЕИЧЕВА,
педагог-психолог,
МОУ СОШ № 18,
г. Орехово-Зуево,
Московская область