|
НОМИНАЦИЯ:
«Работа со школьниками: игры, тренинги,
индивидуальные и групповые занятия» |
Что может сделать психолог для
налаживания взаимопонимания между людьми?
Обычно в этом случае, в какой бы парадигме —
помощи, содействия, поддержки или сопровождения
— ни рассматривалась деятельность
практического психолога, принято говорить о пяти
основных направлениях: психопрофилактика,
психодиагностика, психологическая коррекция,
психологическое консультирование, психотерапия.
При этом работа ведется с использованием
психологических игр, тренингов, системы
коррекционноразвивающих занятий и пр. У меня
есть опыт использования в деятельности
психолога современных информационных
технологий.
Вреден ли рэп для школьников?
Использование современных
информационных технологий в работе психолога
Ситуация. Учащийся 6-го класса, назовем
его Никитой, приходит к психологу с вопросом:
насколько вредно воздействует музыка стилей рок
и рэп на человека, какие изменения происходят с
тем, кто слушает подобную музыку. Как ему
реагировать на то, что родители не разрешают
прослушивать любимые музыкальные композиции,
объясняя это вредным воздействием их на организм.
Я не буду подробно останавливаться на
консультации родителей, на беседе с ними о
воспитании и рекомендациях, которые были даны по
поводу взаимоотношений с сыном. Подробнее
остановлюсь на том, как мы с ребенком совместными
усилиями ответили на интересующие его вопросы и
что у нас получилось.
На некоторые вопросы учащийся может получить
ответ сам, участвуя в проектной деятельности под
руководством опытного педагога, в том числе и
педагога-психолога. Включаясь в практическую
поисковую деятельность, работая над
разнообразными проектами, школьники имеют
возможность вместе с учителем в соответствии со
своими интересами решать реально стоящие перед
ними задачи и создавать некий продукт.
Проектирование предполагает формирование у
учащихся познавательного интереса, умений
самостоятельно получать свои знания,
ориентироваться в информационном пространстве,
развивать критическое мышление. Создание
проектов на основе компьютерных технологий —
это, на наш взгляд, хорошая возможность
познакомить учащихся с возможностью решения
интересующих их задач и при этом придать самому
процессу познания творческий характер.
Так, Никите было предложено попытаться найти
ответы самому, работая над проектом «Особенности
психологического воздействия музыки на
человека». Первый этап — выбор темы —
состоялся.
В процессе работы Никите надо было выявить
музыкальные предпочтения учащихся и учителей
школы, понять, действительно ли рок и рэп плохо
воздействуют на эмоциональное самочувствие
человека и возможно ли найти такие музыкальные
произведения, которые позволили бы
удовлетворить вкусы и детей, и взрослых.
На втором этапе ведется поиск и сбор
информации. Ее источниками являются учебная,
научно-популярная литература, энциклопедии,
Интернет.
Третий этап — собственно исследование.
Для выявления музыкальных предпочтений под
руководством педагога-психолога была составлена
анкета для учителей и учащихся 6–8-х классов. В
результате оказалось, что большинство
опрошенных учащихся (82%) привлекает рок-музыка, 59%
школьников нравится также популярная, эстрадная
музыка. Для учителей наиболее характерно
предпочтение классической и духовной музыки (81%),
а также эстрадной и популярной (54%).
В работе представлены результаты исследования
негативного воздействия фанатичного увлечения
роком и рэпом, проведенные с учащимися 6-го «А»
класса на уроках музыки. До и после прослушивания
определенного произведения производились
замеры с помощью «Шкалы самооценки тревожности»
(Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина) и цветового теста
Люшера. После анализа полученных данных был
сделан вывод, что однозначной связи между
прослушиванеим «тяжелого» рока и
агрессивностью, тревожностью установить нельзя.
Скорее всего, по мнению Никиты, повышение уровня
напряженности, раздражительности наблюдается у
тех, кому эта музыка не нравится, то есть у
родителей, учителей. Но для подтверждения этого
предположения требуется продолжение
эксперимента в следующем учебном году.
Исходя из данных, полученных в ходе
экспериментального исследования, школьник
выделяет пакет музыкальных произведений,
которые снижают тревогу, настраивают на
спокойную плодотворную работу, а также
активизируют мыслительную деятельность, в том
числе и во время уроков. Для 6-го «А» это были
произведения Бетховена, Баха в современной
инструментальной обработке. Именно такая музыка,
по мнению юного исследователя, может улучшить
эмоциональный фон на уроке, снять нервное
напряжение у детей и учителя.
Четвертый этап — техническая обработка
полученной информации. Здесь ребенку
потребовались умения работать в разных
компьютерных программах, пользоваться сканером,
копировальной техникой.
Пятый этап — анализ и обобщение
информации, составление текста и печатание его
и иллюстраций на компьютере.
Последний этап — презентация
полученных результатов работы над проектом.
При выполнении проектной работы учеником
решались следующие задачи:
• освоение основных элементов самостоятельной
индивидуальной деятельности (постановка цели и
задач работы; составление плана исследования;
использование различных источников информации;
обработка полученной информации);
• отработка умения создавать устное и
письменное сообщения, что должно способствовать
развитию коммуникативной компетентности
ученика;
• решение проблемных вопросов и создание
определенного продукта;
• освоение новых информационных технологий.
Данная работа выполнена с применением современных
компьютерных технологий:
• поиск необходимой информации в сети Интернет;
• использование программы Microsoft Excel для
анализа информации с целью создания таблиц и
диаграмм;
• техническая обработка полученных данных
предполагала наличие у ребенка навыков сканирования
рисунков (нарисованных школьниками ковриков
«Мое настроение» после прослушивания
определенного музыкального произведения), их
последующая обработка в Microsoft Office Picture Manager;
• использование специализированных
программ: Nero Wave Editor (изменения аудиофайлов с
помощью профессиональных инструментов, обрезка,
создание миксов, транспонирование мелодий в
разные тональности), Nero SoundTrax (создание
музыкальных миксов, изменение настроек
эквалайзера), Windows Media (воспроизведение
аудиофайлов), электронный ди-джей MIX Station 3
(микширование музыки, караоке);
• презентация полученных результатов работы
над проектом с помощью программы Microsoft Office Power
Point.
Проектная деятельность с использованием
современных компьютерных технологий является
весьма привлекательной для учащихся,
увеличивается возможность более тесного
контакта педагога и ребенка. Кроме того, она
является эффективным средством развития
творческих способностей школьников,
формирования у них навыков исследовательской
работы, способствует активному вовлечению
учащихся в творческий поиск.
Успешная презентация проекта, полученные
мальчиком ответы на вопросы, взаимопонимание и
мир в его семье, появившийся интерес к
музыкальным произведениям различных
музыкальных стилей и направлений, а также
интерес к современным техническим возможностям
их обработки — все это может говорить об
успешной работе педагога-психолога с ребенком.
А у Никиты появились планы — продолжить
участие в проектной деятельности, освоить новые
информационные технологии, с помощью которых он
сможет решать свои личностные и поведенческие
проблемы.
Ирина КАЗЕИЧЕВА,
педагог-психолог,
МОУ СОШ № 18,
г. Орехово-Зуево,
Московская область
|