Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №19/2007


МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

НОМИНАЦИЯ:

«Родители учащихся и психолог: формы и методы сотрудничества»

 

Светлана БАКУНЕЦ,
педагог-психолог СШ № 26,
г. Брест, Республика Беларусь

На тропе сотрудничества

Игра-тренинг

Цель: оптимизация взаимоотношений между педагогами и родителями.

Задачи: сплочение родителей и педагогов; развитие сотрудничества; осознание общих задач, стоящих перед школой и семьей; развитие умений поставить себя на место другого человека; реализация творческих способностей.

Категория участников: родители и педагоги.

Количество участников: 25–30 человек.

Время проведения: 2–2,5 часа.

Материалы: две коробки из-под обуви, маркеры, восковые мелки, бумага формата А3 и А4.

ХОД ИГРЫ

Знакомство

Участники располагаются по кругу, взявшись за руки. Каждый участник по очереди называет свое имя и рассказывает о себе. При проведении упражнения необходимо соблюдать правило: не разнимать руки.

После знакомства педагогов и родителей нужно разделить на две группы (в каждой должны оказаться представители разных сторон). Группы размещаются за столами.

Упражнение «Коробка»

Приглашаются три участника (по желанию). Один ставит ноги в коробки (правую — в одну коробку, левую — в другую), участники сбоку ставят одну ногу в коробку к игроку в центре. В таком положении им предлагается пересечь комнату.

По окончании проводится обсуждение:

— Удобно ли было двигаться?

— Кому из участников наиболее сложно перемещаться?

— В каком случае игроку в центре двигаться легче, увереннее — когда участники сбоку помогают ему и двигаются в одном направлении или когда каждый участник двигается в своем направлении?

Ведущий. В положении человека, стоявшего в центре, находится ребенок. С одной стороны располагается школа со своими методами воспитания, требованиями, задачами, ожиданиями, а с другой — семья, родители со своими средствами воспитания, взглядами, ожиданиями. Ребенку необходимо соответствовать ожиданиям школы и семьи, выполнять требования и родителей, и педагогов. Успешность воспитания и обучения ребенка зависит от взаимопонимания, сотрудничества родителей и педагогов.

Мы разделились на две группы. По сценарию нашей игры каждая группа является отдельным царством. Сегодня образовались такие царства-государства:

— Царство Родителей,

— Царство Педагогов.

Каждое государство имеет свою символику, следовательно, жителям царств нужно создать свой герб.

Упражнение «Царский герб»

На листах А3 участники каждой группы изображают свою символику. Представление каждой группы.

Упражнение «Наши чувства»

Ведущий. Царство Родителей граничит с Царством Педагогов. Жители царств часто ездят друг к другу по экономическим и политическим делам, на экскурсии. Поездки иногда бывают интересными, удачными, иногда — не очень приятными. Одно дело, когда находишься дома, на родной территории, в своем царстве, а другое — когда приезжаешь в чужое государство со своими взглядами, правилами, законами, менталитетом жителей. В разных ситуациях мы испытываем разные чувства.

Каждая группа игроков делит лист бумаги на две части. На одной половине листа изображают (в виде образов, предметов, используя определенные цвета) чувства, которые они испытывают, находясь на территории родного царства, на другой половине — чувства, испытываемые при посещении чужого.

Обсуждение. Акцентировать внимание участников на том, что чувства у людей из разных государств во многом похожи. На территории родной страны мы испытываем чувства безопасности, спокойствия, на чужой территории — тревогу, страх быть непонятым и др.

Упражнение «Ожидания»

Ведущий. Жители Царства Родителей каждый день отправляют своих любимых детей в Царство Педагогов. Жители Царств постоянно общаются между собой по поводу обучения и воспитания маленьких жителей Царства Родителей.

Жители каждого Царства-государства имеют свои ожидания. Чего же ожидают родители от педагогов и педагоги от родителей?

Игроки каждой группы записывают свои ожидания.

Обсуждение.

Упражнение «Объединение государств»

Ведущий. Много лет существуют царства бок о бок, иногда конфликтуют, иногда мирятся, то оправдывают ожидания друг друга, то предъявляют претензии. Время течет, все меняется, в мире все развивается, совершенствуется. Выживать поодиночке становится все труднее и труднее. Некоторые жители предложили создать союз независимых царств-государств, чтобы совместно решать общие вопросы, проблемы. Однако некоторые граждане были категорически против такого союза. Для решения вопроса создания союзнического государства проведем референдум в обоих царствах. Каждому жителю предоставляется право высказаться «за» или «против» объединения.

Каждый игрок получает лист бумаги («бюллетень»), на котором необходимо написать «за» или «против». «Бюллетени» бросают в «ящик для голосования». После того как все участники высказали свое мнение с помощью голосования, проводится социологический опрос:

— Какие отрицательные стороны есть в создании союза? Почему не надо объединяться в союзническое государство?

— Почему лучше создать союз независимых царств-государств? Какие выгоды приобретет союз?

Подведение итогов референдума.

Ведущий. Большинство жителей двух царств высказались за создание союза. С этого момента провозглашаем союз независимых царств-государств. Каждое союзное государство имеет свои структуры управления. Теперь нам предстоит выбрать главу новоиспеченного союза и сформировать кабинет министров, состоящий из четырех министерств. Министрам необходимо разработать Положение о деятельности своего министерства (в документе определить цели и задачи, правила, требования и т.д.). Положение о деятельности министерства может быть оформлено в виде схемы, рисунка, оно может быть в стихотворной форме. Оформляется на листах А3.

На распределение ролей и разработку документов дается 20–25 минут. Участникам предлагается либо самим определить (назвать) свои министерства, либо ведущий называет следующие: Министерство общения, Министерство обучения, Министерство здоровья, Министерство воспитания.

Обсуждение документов. Обсуждение работы в группах.

Скульптура «Союз Семьи и Школы»

Ведущий. Мы провозгласили создание союза независимых Царств Родителей и Педагогов, выбрали главу, сформировали кабинет министров, утвердили пакет документов. Чтобы наше союзное государство не было формальным (на бумаге), продемонстрируем взаимодействие, сотрудничество в реальной жизни. Для этого нам нужно создать совместную скульптуру «Союз Семьи и Школы».

Все игроки участвуют в создании скульптуры.

Фестиваль музыки и юмора

Ведущий. Союз царств-государств существует в реальности. Это взаимодействие мы только что наблюдали. Теперь все вопросы, возникающие в Царствах, решаются на общих собраниях. В данный момент у нас назрел один вопрос, требующий незамедлительного решения. Жители пограничных государств решили провести фестиваль музыки и юмора. Для этого мероприятия необходимо срочно подготовить юмористические четверостишия.

Игроки получают листы, на которых напечатано начало четверостишия, которое надо закончить.

Варианты незаконченных четверостиший:

1. Педагог ведет урок,
Свесив голову на бок…

2. Приходим на собрание,
Словно на свидание…

3. Маленький мальчик решил поиграть,
Урок математики в школе сорвать…

4. Если б не было детей,
Не было б игрушек…

5. На урок иду с надеждой
Получить мешок с одеждой…

Рефлексия.