Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №19/2007


КНИЖНЫЙ ШКАФ

Психологическая служба
в образовательном учреждении

Учебное пособие для студентов вузов

Е.И. Изотова
М.:
Академия, 2007

Пособие по вопросам организации психологической службы в образовании предназначено тем, кто еще только собирается посвятить себя практической психологии. Сказанное, однако, не означает, что психолог, за плечами которого не один год работы в школе, не найдет в нем для себя ничего интересного и полезного.
Данная книга написана в помощь изучающим дисциплину «Психологическая служба в образовании», программа которой (помещена в конце книги) полностью соответствует материалам учебного пособия. И программа, и пособие состоят из пяти разделов. В первом и четвертом речь идет об организации деятельности психолога в сфере образования. Второй раздел посвящен описанию хорошо знакомых школьным психологам направлений профессиональной деятельности. Отрадно, что, наряду с традиционными психодиагностикой, профилактикой, коррекцией и консультированием, автор уделяет внимание психологическому сопровождению образовательного процесса. Именно на это направление работы у психологов, как правило, не хватает ни времени, ни подготовки, а практика показывает, что педагоги весьма заинтересованы в получении именно психологической консультации по вопросам содержания и методов обучения. Самостоятельный раздел книги знакомит с методическим обеспечением самого привычного вида деятельности практического психолога – психодиагностики. И наконец, последний, пятый раздел касается вопросов документации психолога образовательного учреждения.
О материалах пятого раздела хочется сказать особо. Ведение документации – необходимое, но не самое приятное занятие. Как это ни парадоксально, но именно неправильное ведение документации нередко становится источником нареканий со стороны школьной администрации. Оказывается, этого можно избежать, и советы автора данного издания могут оказаться весьма кстати. Например, все психологи в конце года пишут аналитический отчет: одни уже набили на этом руку и довольно легко справляются с поставленной задачей, а другие останавливаются на слове «аналитический». В это понятие входит не только обзор проделанной работы и сделанные на ее основе выводы и рекомендации педагогического характера. Аналитический отчет должен содержать в себе информацию о прочитанной психологами специальной литературе, о его участии в научных и научно-практических конференциях и даже о проведении собственных исследований.
Все это на первый взгляд лишь расширяет круг профессиональных обязанностей практикующего психолога, но не стоит пугаться, так как обратной стороной этого выступает и право психолога на повышение собственной профессиональной грамотности, не ограниченное рамками специальных курсов повышения квалификации. Единственное, на что можно посетовать, – это отсутствие в пособии нормативных документов для психолога, автор ограничился лишь их списком.
Если все сказанное читателю «Школьного психолога» показалось хорошо знакомым, то за него можно только порадоваться и пожелать ему делиться накопленными знаниями и опытом с молодыми коллегами.

Марина СТЕПАНОВА