Психологическая служба
в образовательном учреждении
Учебное пособие для студентов вузов
|
Е.И. Изотова
М.:
Академия, 2007
|
Пособие по вопросам
организации психологической службы в
образовании предназначено тем, кто еще только
собирается посвятить себя практической
психологии. Сказанное, однако, не означает, что
психолог, за плечами которого не один год работы
в школе, не найдет в нем для себя ничего
интересного и полезного.
Данная книга написана в помощь изучающим
дисциплину «Психологическая служба в
образовании», программа которой (помещена в
конце книги) полностью соответствует материалам
учебного пособия. И программа, и пособие состоят
из пяти разделов. В первом и четвертом речь идет
об организации деятельности психолога в сфере
образования. Второй раздел посвящен описанию
хорошо знакомых школьным психологам направлений
профессиональной деятельности. Отрадно, что,
наряду с традиционными психодиагностикой,
профилактикой, коррекцией и консультированием,
автор уделяет внимание психологическому
сопровождению образовательного процесса. Именно
на это направление работы у психологов, как
правило, не хватает ни времени, ни подготовки, а
практика показывает, что педагоги весьма
заинтересованы в получении именно
психологической консультации по вопросам
содержания и методов обучения. Самостоятельный
раздел книги знакомит с методическим
обеспечением самого привычного вида
деятельности практического психолога –
психодиагностики. И наконец, последний, пятый
раздел касается вопросов документации психолога
образовательного учреждения.
О материалах пятого раздела хочется сказать
особо. Ведение документации – необходимое, но не
самое приятное занятие. Как это ни парадоксально,
но именно неправильное ведение документации
нередко становится источником нареканий со
стороны школьной администрации. Оказывается,
этого можно избежать, и советы автора данного
издания могут оказаться весьма кстати. Например,
все психологи в конце года пишут аналитический
отчет: одни уже набили на этом руку и довольно
легко справляются с поставленной задачей, а
другие останавливаются на слове «аналитический».
В это понятие входит не только обзор проделанной
работы и сделанные на ее основе выводы и
рекомендации педагогического характера.
Аналитический отчет должен содержать в себе
информацию о прочитанной психологами
специальной литературе, о его участии в научных и
научно-практических конференциях и даже о
проведении собственных исследований.
Все это на первый взгляд лишь расширяет круг
профессиональных обязанностей практикующего
психолога, но не стоит пугаться, так как обратной
стороной этого выступает и право психолога на
повышение собственной профессиональной
грамотности, не ограниченное рамками
специальных курсов повышения квалификации.
Единственное, на что можно посетовать, – это
отсутствие в пособии нормативных документов для
психолога, автор ограничился лишь их списком.
Если все сказанное читателю «Школьного
психолога» показалось хорошо знакомым, то за
него можно только порадоваться и пожелать ему
делиться накопленными знаниями и опытом с
молодыми коллегами.
Марина СТЕПАНОВА
|