Американский вариант
Среди
российских ученых, педагогов и психологов есть
те, кто сменил место жительства и продолжает
трудиться, но уже в другой стране и в отличной от
России системе образования и развития детей.
Татьяна Катл (Cottle) — наша коллега — более девяти
лет назад покинула страну, работает в школьной
системе образования графства Ферфакс, штат
Вирджиния (Fairfax County Public School), недалеко от
Вашингтона. Должность — школьный практический
психолог. Мы побеседовали с ней об особенностях
американской психологической службы.
Татьяна,
расскажите о национальной модели школьной
психологической служба США.
Школьная психологическая служба в Америке была
создана более ста лет назад. Несмотря на долгий
период становления в настоящее время процесс
оказания психологических услуг продолжает
совершенствоваться и каждый год подвергается
доработке. Школьным психологам отведена особая
роль, они являются мостом между службами
специального образования и школой.
Школьный психолог и школьный практический
психолог (counselor) — это два разных специалиста.
Ведущая роль отводится школьным психологам,
непосредственно занимающимся тестированием, по
результатам которого все учащиеся либо проходят
дальнейшее обучение с определенным уклоном, либо
получают «инклюзивное» образование.
Следует отметить, что в Америке нет
специализированных школ. Все учатся в одном
учебном заведении, единственное отличие —
подбор специальных программ для неуспевающих
учеников.
Построением эмоциональной основы
индивидуального роста, на которую ребенок сможет
опираться в дальнейшем, занимаются школьные
практические психологи. В их обязанности входит
посещение классов, работа в малых группах и
индивидуальные занятия (куда детей направляют
родители, учителя, иногда они сами обращаются за
помощью), консультации с родителями, учителями и
администрацией.
Интересный факт: на протяжении уже нескольких
лет приоритетом при взаимодействии с учащимися
является работа с чувствами, эмоциями. Школьный
практический психолог призван распознать
трудности, которые испытывает ребенок, и дать ему
необходимую поддержку.
Национальная модель для практических
психологов (НМПП) — некое руководство к
составлению и проведению программ, она
определяет в общих чертах работу психологов.
Модель может быть принята в одном штате и
отвергнута в другом. НМПП рекомендует
соотношение 250–300 учеников на одного
психолога-практика, но в реальности хорошо, если
на одного приходится 500 учащихся, а существуют
такие регионы, где один специалист разъезжает по
двум, а то и трем школам.
Практические психологи выступают в качестве
адвокатов своих программ. Все результаты работы
фиксируются документально, выявляется их
валидность. По запросу администрации проводится
скрининговая диагностика, которая позволяет
выявить значение индивидуальных занятий по
сравнению с групповыми. Главный показатель
хорошей работы — улучшение поведения ребенка
или снятие проблемы. Тем не менее порой
руководство, учителя не верят в успех
деятельности психологов.
А что такое
Американская ассоциация школьных практических
психологов?
Ассоциация школьных практических психологов (American
School Counseling Association) базируется на совместных
решениях профессионалов. В каждом штате
существует ветка ассоциации со своим
президентом, секретарем. Любой психолог,
обратившись в ассоциацию, может получить ответы
на все интересующие его вопросы.
Психологи-практики на общем заседании
ассоциации вырабатывают набор критериев,
которого нужно придерживаться при построении
групповой и индивидуальной работы, принципы
доставки услуг, систему управления программой и
подотчетностью. Все перечисленные факторы
внесены в Национальную модель, которую
используют психологи в виде базы для своей
работы.
Какова
рабочая неделя психолога в соответствии со
ставкой? Есть ли у психолога специальные
методические (учебные) дни?
Практические психологи работают по такому же
расписанию, что и учителя, — 37,5 часов в неделю.
Конечно, это в идеале. Часто приходится
задерживаться, чтобы закончить работу, позвонить
родителям, подготовиться к конференции с
учителями, подготовиться к следующему дню, так
как в течение рабочего дня на все это, как
правило, не хватает времени.
Рабочий день в целом составляет 6 часов (иногда
до 8); 4–5 часов минимум психолог проводит с
детьми. Обычно мы ведем несколько занятий в
классах по 30–40 минут, проводим тренинги, беседы и
обязательно консультации. Если поведение
ребенка характеризуется как девиантное, то этим
занимаются уже клинические психологи в
специальных службах.
Отдельных методических дней нет. Повышение
квалификации осуществляется благодаря участию в
конференциях, специальных тренингах,
предлагаемых школьной системой.
С детьми
какого возраста приходится работать психологу в
школе и есть ли обязательный курс по психологии в
школьной программе?
Практический психолог обязательно работает в
старших классах (так сложилось исторически). В
средних и младших сегодня тоже появились
практические психологи, но периодически
поднимается вопрос об их необходимости, особенно
в младших классах. Что касается тем и программ,
они определяются нуждами школы, и практические
психологи должны руководствоваться нормативами
НМПП (Национальной модели психологической
службы).
Одна из обязательных программ — это
«Воспитание личности» (Caracter Education).
Предполагается, что такая программа будет
проводиться в каждой школе и для всех возрастов.
Цель — помочь детям развить личностные качества:
уважение, ответственность, умение заботиться о
себе и о других, умение работать сообща, быть
хорошим гражданином и др. Программу проводит
практический психолог. Предлагается множество
дидактических материалов: игр, книг,
видеоматериалов, чтобы облегчить работу, что
позволяет учителю продолжить начатое.
Одна из профилактических программ, которая
широко представлена в США, — «Неделя Красной
Ленты».
А что это
такое?
Цель: профилактика вредных привычек. В октябре
по всей стране проводится «Красная Неделя». Во
время мероприятий детям объясняют, почему вредно
употребление алкоголя, наркотиков, курение и как
они влияют на растущий организм.
Мероприятия проходят во всех классах, в них
вовлекаются и учителя-предметники. Например,
ребята с преподавателем в рамках урока могут
сочинять стихи, слоганы или, например,
рассчитать, сколько курильщик тратит денег в год
на сигареты.
Каждый день что-нибудь происходит. Скажем, в
течение одного дня все носят одежду задом
наперед и украшают ее девизом: «Повернемся
спиной к выпивке, наркотикам и курению!»
Мероприятие пользуется огромным успехом у
учителей и учащихся всех возрастов.
Как
проходит профориентация в школе?
Профобучение начинается в США с начальной
школы, проводятся специальные занятия в игровой
(тренинговой) форме. В дальнейшем дети начинают
знакомиться с профессиями. В старших классах
ребята рассматривают уже выбранные для себя
профессии, определяют учебное заведение
(академия, университет). Каждая профессия очень
уважаема — будь то водитель или полицейский.
Какая
нормативная документация сопровождает
деятельность психолога?
Существует профессиональный этикет (Ethics) —
руководство для профессионалов. В нем прописана
такая норма поведения, как конфиденциальность,
сказано, сколько раз можно проводить
индивидуальные занятия с ребенком и когда
психолог обязан связаться с родителями, чтобы
обсудить возможность направить его в агентство
или центр (mental health centers) для получения
дальнейшей клинической помощи, если школа уже не
может помочь. Для уточнения информации школьный
психолог обязательно свяжется с центром и будет
всячески содействовать решению проблемы.
Зачем
школьному психологу в США нужна лицензия и кто ее
выдает?
Лицензия требуется для работы в школе.
Требования для ее получения разнятся от штата к
штату, но основные следующие: образование
(аспирантура-магистратура, в России это
считается законченным высшим, здесь это
называется аспирантурой) и хорошая практика.
Подготовка проходит в аккредитованном
университете, практика — в школе под чутким
взглядом супервизора и преподавателя
университета. Это, как правило, 600 часов, и затем
надо успешно пройти тест (набрать определенное
количество баллов). Выдается лицензия отделом
образования штата.
Российские
психологи известны в Америке?
Всеобщее признание получил Л.С. Выготский. Его
труды цитируются во многих изданиях,
американские психологи ссылаются на его работы.
Зона ближайшего развития представлена в статьях
и книгах, когда речь идет об изучении
психического развития и обучении.
И.М Сеченов и И.П Павлов также широко известны.
Они выступают, как основоположники рефлекторной
теории, изучавшие безусловные рефлексы.
Какие сайты
получили наибольшую популярность и где общаются
американские психологи?
Существует общий сайт ассоциации школьных
психологов, где есть ресурсы, законы и форум для
психологов всех уровней, — http://www.schoolcounselor.org/.
На форуме для практических психологов коллеги
имеют возможность обменяться опытом, получить
консультацию от более опытных специалистов,
найти планы уроков по различным темам — http://teachers.net/mentors/counseling/index2.html
Интересным для российских коллег, даже не
знающих языка, может быть построение мандалы для
детей — http://www.girlsgotech.org/mandala.asp
Интересен сайт по песочной терапии — http://lovethosekids.com/playgrnd/sandart.htm
Беседовала Наталья МОСТАЙКИНА,
педагог-психолог МОУ СОШ «Лидер-2»,
г. Находка,
Приморский край
Tatyana.cottle@gmail.com
|