Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №20/2007


КНИГА В ГАЗЕТЕ

Наталья САКОВИЧ,
ведущий психолог
отдела прикладной
педагогической психологии
Академии последипломного образования,
г. Минск,
Республика Беларусь

 

Шаги навстречу

Коррекционная работа с агрессивными детьми
и подростками

Жизнь в пруду скучна у Жабы.
Запустить туда Ужа бы…
Рената Муха

Так сложилось, что коррекционная работа с агрессией включает в себя прежде всего различные программы и тренинги модификации поведения. Часто, анализируя динамику в процессе коррекционной работы, школьный психолог не понимает, почему ничего не меняется или меняется ситуативно, почему разработанные специалистами программы не дают ожидаемого результата или вообще не работают.

Специфика этой категории детей заключается в том, что они находятся в остром эмоциональном состоянии. Их поведенческие проблемы обусловлены высоким уровнем эмоциональной, сенсорной депривации и фрустрации; высоким уровнем тревоги и страхов (среди них — страхи несоответствия, одиночества, смерти и др.); высоким уровнем агрессии (аутоагрессии); сильными чувствами вины и обиды. Отсюда — неадекватная самооценка (либо заниженная, либо завышенная), негативное самоотношение, рассогласованность образов «Я». Без снятия острого эмоционального состояния, преодоления фрустрированности, без реабилитации «Я» невозможно провести коррекцию поведения. Итак, что же необходимо сделать?

Первый шаг — гармонизация
эмоциональной сферы подростков

Реализовать этот шаг можно через организацию различных мероприятий, где подросток получит положительный эмоциональный опыт.

Какие это могут быть мероприятия? Во-первых, психологические акции, в ходе которых у эмоционально депривированного подростка появляются новые друзья, новые интересы, новые возможности.

Например:

.Общешкольные (или на параллель 8-х, или на параллель 9-х классов) мероприятия типа «Минута славы», «Фабрика звезд» и пр., в которых эти подростки могли бы себя проявить и получить эмоциональное подкрепление.

.«Доска знакомства» или «Наши открытия». В каждом классе организуется доска, на которой размещается информация о подростке (фотографии, его творчество, его мечты, его обведенная рука, его пожелания одноклассникам, описание его предпочтений). Информация должна носить эмоционально положительный характер. Там может быть место для отзывов одноклассников и учителей. Через «Доску знакомства» «проходят» все дети класса.

.«День звезды», «День имени». Каждый день какой-либо ребенок (или несколько, в соответствии с именем) становится звездой дня (можно это как-то символически обозначать). В этот день все должны брать у него интервью, автографы, восхищаться им, хвалить и т.п.

.Организация «Выставки достижений», когда каждый депривированный подросток включается в какую-то интересную и богатую положительным опытом деятельность, а затем в классе (школе) организуется выставка его достижений.

.Организация психологических игр, которые способствуют отреагированию негативных эмоций.

Подобные мероприятия позволяют подростку почувствовать себя интересным, нужным, достойным, любимым. Это все — укрепление эмоционального ресурса.

Второй шаг — реабилитация «Я»

Этот шаг реализуется педагогом-психологом через различные мероприятия, позволяющие актуализировать образы «Я», переориентировать их, развить самоинтерес, идентифицироваться с положительными образами, сформировать адекватную самооценку и пр.

Мероприятия:

• В первую очередь — организация клубов или студий (открытая форма), в работе которых будут участвовать разные дети. Психологический клуб (студия, театр или что-то еще) работает в тематически ориентированном формате, и его цель — позитивизация «Я». Каждая встреча посвящена какой-то теме (темы могут предлагать ребята, или психолог продумывает темы на год), которая раскрывается через активные, креативные формы работы. Примерные темы: «Имя», «Прошлое, Настоящее, Будущее», «Достижения», «Мечты и желания» и др.

• Большие психологические игры.

• Индивидуальные коррекционные занятия.

• Поиск и подготовка медиаторов из числа детей или взрослых, помогающих и поддерживающих позитивный образ «Я» в урочное и внеурочное время.

Это все — укрепление личностного ресурса и позитивизация образа «Я».

И только при прохождении подростком первых двух шагов, при наличии эмоционального и личностного ресурса можно делать третий шаг.

Третий шаг — переориентация поведения

Вот здесь уже будут уместны различные программы и тренинги, целью которых является модификация поведения.

Вообще работа педагога-психолога с подростками, имеющими эмоционально поведенческие нарушения, напоминает деятельность «Фабрики звезд». Главная цель — вырастить подростков эмоционально и личностно, «зажечь потухшие сердца».

Понятно, что подобная работа организуется во взаимодействии и при разделении ответственности с педагогами, социальным педагогом и администрацией.

Работа с родителями

Параллельно необходимо организовать работу с родителями. Школьный психолог принимает решение, будет ли он работать с семьей сам или направит ее к семейному психологу. В любом случае предложенные три шага распространяются и на работу с родителями. Принцип здесь тот же: сначала решение эмоциональных проблем, затем личностных и только потом переориентация родительского поведения.

В ситуации, когда психолог проводит с родителями агрессивных подростков тренинг «Переориентация родительского поведения», не проработав эмоциональные и личностные проблемы, многие родители уносят советы с собой, но не меняют стиль взаимодействия с ребенком. К сожалению, просто лекция о том, почему ребенок агрессивный, не помогает. Проблемы возвращаются снова.

Диагностический минимум

В начале и в конце любой коррекционной работы проводится диагностический минимум, позволяющий определить характер проблемы, увидеть динамику и спланировать зону развития. При работе с агрессивными подростками таким минимумом будет:

.Опросник Басса–Дарки (агрессивность);

.Шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера–Ханина (тревожность);

.Фрустрационный вербальный тест (Л.Н. Собчик) (фрустрация);

.Методика диагностики социально-психологической адаптации (К. Роджерса, Р. Даймонда) (образ «Я»).

Кроме этого, любые продукты деятельности подростка: истории, рисунки, фотографии, скульптуры и пр. станут источниками информации о нем.

На начальных этапах показаны индивидуальные формы работы (2–3 занятия). Затем подростка необходимо включать в группу. Групповая форма занятий является для него естественной, и такая работа будет более эффективной.

Хочу предложить психологические игры, которые вы сможете включать в свою пошаговую программу, двигаясь навстречу агрессивному подростку.

ТЕАТРАЛЬНЫЕ ИГРЫ

Тотемное животное

Цель: актуализация внутренних ресурсов и развитие самоинтереса.

Необходимые материалы: бумага, изобразительные средства, ножницы, клей, журналы, цветная бумага, музыкальные инструменты, магнитофон, различные композиции и записи звуков животных.

ХОД РАБОТЫ

1. Путешествие. Ведущий рассказывает подросткам о том, в каких странах было принято поклоняться животным и почему, что такое тотемное животное, какую роль оно играло в жизни древнего человека. Затем предлагает занять удобную позицию, расслабиться, представить свое тотемное животное и вместе с ним совершить небольшое путешествие — пробежаться, проплыть, пролететь. В качестве фона релаксации используются записи звуков природы. Время путешествия — 3–5 минут.

2. Создание. Психолог предлагает подросткам, используя арт-материалы, создать маску (костюм) своего тотемного животного.

3. Проигрывание. Каждый участник должен невербально представить свое тотемное животное. Для этого он надевает маску и совершает ритуальный танец. По желанию можно использовать музыкальные инструменты или музыкальные композиции.

4. Диалоги. Группа делится на пары, и внутри между двумя тотемными животными происходит диалог. Участники должны рассказать друг другу о себе в роли животного, о своих качествах, особенностях, возможностях, ресурсах.

5. Обсуждение

– Обратите внимание, каких тотемных животных в группе больше всего? Как вам кажется, почему?

– Какими качествами вы наделяли своих животных?

– Какими способностями, не свойственными вам, обладает ваше животное?

– Что необходимо делать, чтобы развить эти способности у себя?

– Чем вам помогло ваше тотемное животное? В каких ситуациях вы бы обратились к нему?

Эмоциональные этюды

Цель: содействие отреагированию разных эмоциональных состояний.

Необходимые материалы: фотографии или рисунки разных эмоций, магнитофон, различные музыкальные композиции (желательно отражающие различные эмоциональные состояния).

ХОД РАБОТЫ

1. Ведущий рассказывает об эмоциональном мире человека: что есть эмоции, для чего они человеку, как проявляются и др. В качестве иллюстраций можно использовать фотографии, рисунки или мультимедийные сюжеты, отражающие многообразие эмоционального мира людей. Чтобы увеличить спектр эмоций для отреагирования, необходимо написать на доске список либо развесить фотографии (рисунки) таким образом, чтобы подростки могли их хорошо видеть.

2. Группа делится на пары. Каждый из участников с помощью пластики и мимики показывает другому какую-то эмоцию. Партнер должен ее угадать. Повторяться нельзя (проигрываемые в паре эмоции должны быть разные).

3. Участники образуют круг. Ведущий предлагает им музыкальные фрагменты, отражающие различные эмоциональные состояния. Каждый фрагмент длится 3 минуты. Задача подростков — узнать эмоцию и с помощью мимики или пластического этюда показать ее. Здесь допускается как групповая, так и индивидуальная работа. Поощряйте спонтанность.

Если возникают сложности с угадыванием эмоций или с проявлением спонтанности, помогите ребятам. Немного выждав, покажите фотографию человека, испытывающего эту эмоцию (ее же отражает звучащий музыкальный фрагмент), и предложите подросткам мимически или пластически ее «отзеркалить», выразить, прожить.

4. Обсуждение

– Какие эмоции вы переживаете чаще других? Какие редко?

– Что такое эмоциональный опыт?

– Влияет ли эмоциональный опыт человека на его жизнь?

– Можно ли изменить жизнь человека, изменив его эмоциональный опыт?

– Какие эмоции нас чаще всего окружают (дома, в школе, на улице)?

– Как обогатить свой эмоциональный мир? Что для этого необходимо сделать?

Мое состояние

Цель: актуализация, проживание и трансформация различных эмоциональных состояний.

Необходимые материалы: магнитофон, музыкальные композиции, отражающие различные эмоциональные состояния, музыкальные инструменты.

ХОД РАБОТЫ

1. Группа делится на микрогруппы (4–6 человек). Внутри микрогруппы каждый из участников проговаривает, какое из своих состояний он хотел бы прожить (проиграть, показать). Задача участников: используя музыку (музыкальные инструменты), пластику и мимику, как можно полнее раскрыть заданное состояние. Тот, чье состояние показывают, выступает в качестве зрителя. По очереди в микрогруппах проживаются состояния всех участников.

В этой игре важно так организовать пространство, чтобы подгруппы не мешали друг другу. Если вы работаете с небольшой группой подростков, то делить их на подгруппы необязательно.

2. Обсуждение

– Каких состояний было проиграно больше всего?

– Как выглядит ваше состояние со стороны?

– Что из вашего состояния группа не показала, не смогла выразить?

– Как вам кажется, что могло бы повлиять на ваше состояние, изменить его?

– Какие из состояний человека легче выражать через пластику и мимику, а какие сложнее? Почему?

3. Эксперимент. Ведущий предлагает провести следующий эксперимент.

Ведущий. Сейчас мы все вместе вспомним чье-нибудь состояние. Кто хотел бы еще раз прожить свое состояние?

Один из подростков еще раз рассказывает о своем состоянии. Вся группа (или желающие) его показывает. Затем ведущий предлагает подростку-зрителю принять участие в пластикодраме своего состояния.

Ведущий. Сейчас ты можешь сделать что-то, чтобы изменить свое состояние. Ты можешь взаимодействовать с ним, менять музыку, вводить новых персонажей из группы, делать что-то еще.

Эксперимент при наличии небольшого количества участников проводится со всеми. При наличии большой группы — на ваше усмотрение или по желанию (там, где это действительно нужно, где были негативные состояния). После того как эксперимент закончен, состояние изменено или дополнено, снова проводится обсуждение.

4. Обсуждение

– Как изменилось состояние?

– Что вы делали, чтобы его изменить?

– Если ваши действия по изменению состояния перевести в реальную жизнь, что это за шаги? Что необходимо сделать, чтобы изменить состояние постоянной тревоги (злости, агрессии, страха и пр.)?

Осел и Насреддин

Цель: актуализация и проживание упрямства

Необходимые материалы: магнитофон, восточная музыка для фона.

ХОД РАБОТЫ

1. Ведущий. Еще Насреддин говорил: «Можно подвести осла к ручью, но ни один шайтан не заставит его напиться!» Иногда мы становимся упрямыми, упираемся, нас сложно сдвинуть с выбранной позиции. Иногда мы сталкиваемся с «ослиной» позицией других и не знаем, что же сделать, чтобы сдвинуть человека с мертвой точки. Предлагаю поиграть с этим состоянием.

Группа делится на пары. По очереди каждый в паре будет то Ослом, то Насреддином. Задача Осла — упираться и не двигаться с места. Задача Насреддина — сдвинуть Осла. Подростки становятся напротив друг друга. Осел, расставив ноги, упирается, заняв удобную позицию (можно это делать и на корточках), Насреддин всеми возможными способами должен его сдвинуть. По сигналу ведущего, роли в паре меняются.

2. Монологи. Подростки в паре договариваются, кто Осел, кто Насреддин. Затем каждый, исходя из своей роли, должен произнести монолог. Содержание монолога каждый определяет сам. Что хотелось бы сказать Ослу, которого пытаются сдвинуть с места? Что хотелось бы сказать Насреддину, затратившему столько сил на упрямого осла?

3. Диалоги (на этом этапе ролями можно поменяться).

Между Ослом и Насреддином должен состояться диалог. В процессе этого диалога Осел и Насреддин должны договориться: что может помочь или заставить Осла сделать шаг, то есть что должен делать Насреддин, чтобы справиться с упрямством, снизить страх движения.

4. Обсуждение

– В каких ситуациях вы проявляете упрямство?

– Что чувствует Осел по отношению к Насреддину?

– А Насреддин по отношению к Ослу?

– Какие шаги необходимо сделать, чтобы сдвинуться с мертвой точки, уйти с «ослиной» позиции?

– В каких случаях и при каких обстоятельствах человек ни за что не изменит свою позицию?

Игры-путешествия

Уже из названия данного вида игр понятно, что подростки отправятся в путешествие. Оно может носить индивидуальный или групповой характер, в зависимости от группы и целей.

Путешествие предполагает наличие героя (подросток) и цели (зачем иду? для чего?). Путешествовать можно по школе, по кабинетам или по улице. Работая в лагере, вы сможете организовать подобные игры-путешествия на природе.

Злой-добрый мир

Цель: позитивизация образа «Я».

Необходимые материалы: бумага, фломастеры или карандаши, ножницы.

ХОД РАБОТЫ

1. Ведущий рассказывает о двойственности мира, о том, что в мире есть доброго и злого (можно спросить у самих подростков). Затем он предлагает отправиться в путешествие, которое для каждого станет индивидуальным. Сначала в мир Зла, а затем в мир Добра. Для этого каждый подросток должен придумать себе новое имя. В качестве кого он отправится в путешествие? А также цель путешествия. Для чего мне, как герою, нужно попасть сначала в мир Зла, а затем в мир Добра? Что этот герой хочет понять или найти? На какой вопрос получить ответ?

2. Подготовка. Используя изобразительные материалы, подростки делают символ своего героя, символ своего имени в этом путешествии. Он не должен быть большим и сложным в изготовлении. Кроме того, ведущий предлагает нарисовать на отдельном листочке, а затем вырезать три предмета. Они должны помочь герою достичь цели, проходя через миры Зла и Добра. Это то, что подростки возьмут с собой в путешествие.

3. Путешествие. Подростки вместе с психологом, взяв свои символы и предметы-помощники, отправляются на улицу. Как правило, такие игры проводятся на пришкольной территории или в находящихся рядом со школой парках и скверах. Подросткам нужно четко определить границы путешествия и время.

Ведущий. Левая сторона пришкольной территории (сквера) — это мир Зла, правая до забора — мир Добра. У вас есть 40 минут. 20 минут на один мир и 20 минут на другой. Ваша задача: попав в мир Зла, увидеть все злое, что там есть, не замечая доброго, как можно больше злого (грязь, злых людей, плачущих детей, поломанные деревья или вытоптанные газоны и пр.). Кроме этого, решить те задачи, которые ставил для достижения своей цели ваш герой. Можно пользоваться помощниками. Затем так же поступаете с миром Добра. Нужно увидеть в этой части как можно больше доброго – улыбки, цветы, любовь, чистоту – и ответить на вопросы, поставленные вашим героем (для чего ему нужно пройти через мир Добра?). Постарайтесь запомнить или записать все, что вы увидели и поняли в обоих мирах. Итак, в путь!

Психолог находится вместе с подростками на улице, при необходимости отвечая на их вопросы и контролируя время. По окончании путешествия все возвращаются в кабинет.

4. Возвращение героев. Подростки садятся в круг, и психолог предлагает рассказать каждому о его герое, цели и путешествии.

Вопросы:

– Какой образ (героя) ты выбрал для путешествия? Почему?

– Какова цель путешествия твоего героя? Для чего он отправился в путь?

– Для чего твоему герою нужно было пройти мир Зла? Как это связано с его целью?

– Для чего твоему герою нужно было пройти мир Добра? Как это связано с его целью?

– С каким злом твой герой встретился на пути? Что помогло ему в пути?

– Что доброе герой узнал? Что это ему дало?

– Каковы результаты путешествия? Достиг ли герой своей цели?

– В каких жизненных ситуациях наш мир делится на два — злой и добрый?

– Что может помочь справиться со злом в реальной жизни? Откуда ждать помощи?

– Что необходимо делать, чтобы жить в добром мире?

В поисках Грааля

(модификация упражнения М. Андерсен-Уоррен)

Цель: актуализация и осознание личностных ресурсов.

Необходимые материалы: бумага, фломастеры или карандаши, ножницы.

ХОД РАБОТЫ

1. Ведущий рассказывает подросткам легенду о святом Граале, сопровождая рассказ иллюстрациями из книг или отрывками из фильмов. Затем предлагает каждому участнику перевоплотиться в рыцаря и совершить путешествие за Граалем. Для этого необходимо придумать себе рыцарское имя, герб, легенду (откуда и куда направляется, достижения). Также важно продумать, для чего твоему рыцарю Грааль. На своем пути рыцари столкнутся с многочисленными препятствиями, которые необходимо будет преодолеть. В конце пути, в Замке Грааля, они встретятся с Фишером, охраняющим Грааль. Рыцарь должен убедить Фишера дать ему Грааль. Для каждого рыцаря Грааль — это что-то свое, сокровенное, поэтому он принесет из своего путешествия какой-то символ полученного Грааля.

2. Подготовка. Используя изобразительные материалы, подростки изготавливают своего рыцаря (под чьим именем отправятся в путь), герб и Фишера (короля-рыбака, сторожа Грааля). На отдельном листе необходимо нарисовать карту путешествия с предполагаемыми препятствиями. Препятствия подростки придумывают сами (железный лес, пещеры драконов, болота вампиров). Это то, что подростки возьмут с собой в путешествие.

3. Поиск Грааля. Психолог определяет границы путешествия (территория школы или сквер) и время (30 минут). На своем пути подростки должны найти предполагаемые препятствия (обозначенные на карте) и преодолеть их. Когда препятствия преодолены, подростки находят замок Грааля (для каждого это свое место) и там ставят напротив друг друга фигуры Фишера и Рыцаря. Здесь должен произойти диалог. Рыцарь рассказывает Фишеру, для чего ему Грааль, и просит отдать его, подключая аргументы. Затем подросток берет с этого места символ Грааля и возвращается в кабинет.

В процессе путешествия рыцари не должны разговаривать друг с другом, но могут разговаривать с другими детьми и взрослыми, даже задавать вопросы на волнующие их в связи с путешествием темы.

4. Возвращение. Подростки садятся в круг. Психолог предлагает им по очереди рассказать о своем путешествии.

Вопросы:

– Расскажи о рыцаре, в образе которого ты путешествовал? Что значит его имя?

– Что стало целью путешествия за Граалем для твоего рыцаря?

– С какими препятствиями он столкнулся на своем пути? Как преодолевал?

– Каким образом твой рыцарь убедил Фишера отдать Грааль?

– Как Грааль помог твоему рыцарю? Достиг ли он желанной цели?

– Что из твоей реальной жизни отражает это путешествие?

– Что для тебя Священный Грааль?

– С какими препятствиями ты сталкиваешься на пути к нему?

– Кто в твоей жизни Фишер? Как ты с ним договариваешься?

– Что помогает тебе достичь желаемой цели?

Используя различные арт-материалы, на последующем занятии каждый участник может изготовить чашу Грааля, придумать к ней истории-путешествия, стихи, рыцарские песни.

Пойти туда, не знаю куда,
принести то, не знаю что

Цель: актуализация и осознание личностных ресурсов.

Необходимые материалы: бумага, ручки или карандаши.

ХОД РАБОТЫ

1. Ведущий. Многие герои отправлялись в путешествие, не зная цели (например, Федот-Стрелец из сказки Л. Филатова). Так случалось в их жизни, что они попадали во власть других людей и под страхом смерти отправлялись «туда, не знаю куда, принести то, не знаю что». Сегодня мы с вами отправимся в такое путешествие. Каждый из вас представит, что ему необходимо пойти «туда, не знаю куда, принести то, не знаю что». Наше путешествие будет проходить по школе. Задача каждого из вас — вернуться из путешествия с тремя вещами. Это могут быть надписи, которые вы увидели где-то, запомнили или переписали, реальные предметы или что-то другое, что вы увидели и запомнили. Главное — эти три вещи должны иметь для вас какое-то значение.

Время путешествия — 20 минут.

2. Возвращение героя.

Подростки садятся в круг. Ведущий предлагает по очереди рассказать о своем путешествии и о том, с чем они пришли.

Вопросы:

– Что значит «пойти туда, не знаю куда, принести то, не знаю что»?

– Были ли у вас такие ситуации?

– Что вы принесли из своего путешествия? Какое значение имеет для вас каждая вещь?

– В чем смысл путешествия без цели?

3. Придумывание истории (сказки). Психолог предлагает подросткам придумать историю, используя три найденные в путешествии вещи.

Обсуждение

– О чем твоя история?

– Какое значение имел каждый предмет в твоей истории?

– Какие моменты из твоей реальной жизни отражает придуманная история?

Придумывание истории может стать домашним заданием. Тогда обсуждение вы проведете на следующем занятии.

Найденные предметы (образы, тексты), используя арт-материалы, можно преобразовать в талисманы.

ИГРЫ С КУКЛАМИ

Встреча с драконом (тигром)

Цель: отреагирование негативных состояний.

Необходимые материалы: картон для труда, бумага, цветная гофрированная бумага, нейлоновые или атласные ленточки (как для волос), стиплер, скотч, ножницы, клей, фломастеры.

ХОД РАБОТЫ

1. Изготовление. Ведущий рассказывает подросткам о драконах (тиграх), иллюстрируя свой рассказ мифами, картинками или отрывками из фильмов про драконов.

До сегодняшнего дня во многих восточных странах сохранились ритуалы, посвященные дракону (тигру). Как правило, это обряд встречи дракона и героя. Психолог предлагает провести такой обряд, но сначала нужно сделать дракона (тигра). Для этого из подготовленных материалов изготовить большую маску дракона. Ее делает вся группа.

Основа маски — из картона, а затем подростки (по своему усмотрению) украшают маску, создавая образ дракона. Если к готовой маске степлером прикрепить по краям ленточки, то при движении дракон будет выглядеть почти живым.

Если вы работаете с большой группой, то предварительно разделите участников на подгруппы. Тогда у вас получится не один, а несколько драконов.

2. Оживление. Когда маска готова, подросткам предлагается придумать дракону имя, легенду, наделить его какими-то свойствами, подобрать музыку, под которую дракон оживет, а затем придумать и разыграть ритуал оживления (что нужно сделать, чтобы дракон ожил?). Этим ритуалом может быть какой-то танец с маской, пение, проговаривание заклинаний и др.

При работе с подгруппами каждая показывает свой ритуал остальным группам.

3. Встреча с героем. Есть легенда, что если герой слабее духом, чем дракон, то при встрече он может превратиться в дракона. Каждый герой в древние времена много тренировал свой дух, чтобы сохранить себя при встрече с драконом.

Один из подростков (по желанию) берет в руки маску и становится драконом. Все остальные — герои. Подростки (герои) стоят по кругу. Дракон — внутри круга. Дракон по очереди должен подойти к каждому герою. Герой говорит дракону: «Я не стану драконом, потому что…» — приводя в качестве довода свои сильные стороны, те качества, которые позволяют подростку в ситуации конфликта оставаться собой.

Драконом может быть и психолог. Тогда он провоцирует подростков (героев) вопросами. Например: «Ты не станешь драконом, даже если тебя покусают? Ты не будешь нападать в ответ?» И др.

4. Обсуждение

– Какой дракон живет в каждом из вас?

– Что должно произойти, чтобы он ожил?

– Для чего герою необходимо сохранить себя? Почему нельзя превращаться в дракона?

– Что может помочь герою, укрепить его дух?

– Как противостоять дракону, если использовать его стратегии нельзя?

– Как можно защититься, если не кусаться, не драться, не ругаться матом и пр.?

Импровизация с марионеткой

Цель: развитие навыков саморегуляции и самоуправления.

Необходимые материалы: два куска ткани размером 50 х 50 см для верхнего платья и 70 х 70 см для нижнего платья (брюк); футляр от киндер-сюрприза как основа для головы; четыре-пять мелких предметов: бусинки, кнопки, скобки, бисер и т.п. Эти предметы помещаются в футляр от киндер-сюрприза. Каждый предмет наделяется качеством, которого у подростка нет, но который хотелось бы иметь или развить в себе (эффект «мозгов» Страшилы, из сказки «Волшебник изумрудного города»). При движении марионетки мелкие предметы в футляре будут шуметь, создавая тем самым эффект действия заложенных качеств, их присутствия; вата для головы и рук; чулок для головы и рук; нитки, мочалка, магнитная лента от аудиокассеты либо что-то другое для изготовления волос; пуговицы или клеящаяся бумага для глаз и рта; нитки типа «Ирис» для «подвязывания» марионетки; 2 иглы (маленькая и большая), ножницы, клей; украшения для марионетки.

ХОД РАБОТЫ

1. Изготовление куклы. Ведущий предлагает подросткам изготовить свой автопортрет-марионетку. Портретное сходство необязательно. Важно, чтобы кукла передавала основные черты характера того, кто ее делает.

Изготовление куклы начинается с головы. Для этого капсула от киндер-сюрприза (с начинкой из мелких предметов) плотно оборачивается ватой. После того как основа головы готова, сверху она обтягивается чулком телесного цвета и сшивается на «затылке» куклы. Затем поверх облицованной основы голова снова обтягивается чулком телесного цвета или другой тканью для лица (куклу можно сделать темнокожей, розовой и т.д.). Важно, чтобы в том месте, где у куклы начинается шея, остался «хвостик» из ткани или чулка не менее 5 см. Волосы и украшения на голову пришиваются в последнюю очередь.

Костюм куклы (верхнее платье) шьется из красивой цветной ткани размером 50 х 50 см. В кусочке ткани надрезается середина, куда продевается «шея-хвостик» куклы. Далее ткань расправляется и пришивается к «шее» куклы.

Для изготовления нижнего платья рекомендуется взять ткань размером 70 х 70 см. В середине кусочка нужно сделать маленькую дырочку и просунуть в нее «хвостик», к которому уже пришито «верхнее платье». Далее «нижнее платье» тоже пришивается к «шее» куклы. Для того чтобы пришить руки нужно положить куклу на стол, разложить «верхнее платье» треугольником и, слегка подвернув ткань в двух верхних углах вовнутрь, пришить туда руки. Для изготовления рук берется та же ткань, что и для лица. Из нее нужно вырезать два прямоугольника размером 7 х 4 см, сшить их и оставить небольшую дырочку, чтобы можно было набить руки ватой. Когда костюм куклы готов и руки вшиты, следует подумать об украшении куклы: сделать ей прическу, дополнительные детали костюма — все, что подскажет воображение подростков.

Когда кукла будет полностью готова, можно ее «подвязать». Для этого берется толстая длинная игла, заправленная толстой нитью (лучше, если это будет «Ирис»). С помощью иглы голова куклы протыкается в области висков. Таким образом, кукла повиснет на нитке, пропущенной сквозь ее голову. Длина нити над головой куклы должна быть не больше 12–15 см, чтобы подростку было удобно ей управлять. Концы нити связываются. Подвязать руки можно следующим образом: один конец длинной нити привязывается к запястью правой руки куклы, а другой к левому запястью. Кукла-автопортрет готова.

Психолог совместно с участниками группы изготавливает марионетку, демонстрируя на ней все этапы работы. При этом не стоит тратить много времени на украшение марионетки, это можно будет сделать дома. Время работы — 40 минут. Эта работа проходит под музыкальное сопровождение. Музыка должна быть спокойной, гармонизирующей эмоциональное состояние.

2. Представление. Участники возвращаются в круг. У каждого в руках своя марионетка. Необходимо представить ее, назвать имя, рассказать о ее характере, предназначении и др. Важно, чтобы все подростки рассказали о своих марионетках и о тех чувствах, которые они у них вызывают.

3. Импровизация с марионеткой. Ведущий предлагает подросткам придумать историю с участием ваших марионеток, а затем разыграть ее на импровизированной сцене. Время на подготовку — 20 минут.

Каждая марионетка должна быть задействована в этой истории. Импровизированная сцена делается из трех стульев, поставленных вплотную друг к другу. Три сиденья образуют сцену. За спинки стульев подростки будут заходить, чтобы оттуда «водить» марионетку по «сцене». Можно задрапировать стулья занавеской или какой-либо другой, заранее заготовленной тканью.

При необходимости подростки могут воспользоваться музыкальными инструментами или аудиозаписями (чтобы озвучить роли и события).

После того как история готова, подростки проигрывают ее на импровизированной сцене.

При работе с большой группой предложите участникам разделиться на две подгруппы и тогда в результате получиться два спектакля.

4. Обсуждение

— Что за куклу вы создали?

— Какие качества она в себе несет?

— Для чего она «рождена» на свет?

— Что вы чувствуете, управляя своей куклой?

— Что нужно, чтобы кукла «слушалась» хозяина? Как лучше управлять ей?

— Какая роль досталась вашей кукле в групповой истории?

— Какую роль она могла бы сыграть, но еще не сыграла?

— Групповая история, о чем она?

— Влияет ли характер и поведение героев на развитие истории? Как?

— Что бы вы изменили в групповой истории?

— Что бы вы изменили в своей кукле?

Кроме автопортретной марионетки, с подростками изготавливаются тематические куклы (злые, агрессивные образы; древние, средневековые и современные герои; образы, обладающие магической силой; образы страхов и т.п.). Придумывая и разыгрывая различные сюжеты с этими куклами, вы актуализируете и проживете на импровизированной сцене страхи, негативные чувства, ресурсные состояния и др.

Игры с миниатюрами

Цель: актуализация самоинтереса.

Необходимые материалы: миниатюрные фигурки (подойдет коллекция символических объектов для песочной терапии).

Если у вас нет такой коллекции, попросите подростков принести к занятию по три небольших объекта (символические фигурки людей, животных, транспорт, бытовые объекты и пр.).

ХОД РАБОТЫ

1. Пространство организовано следующим образом: в центре кабинета стоит стол. Вокруг него стулья — по количеству участников. Чуть в стороне стоит другой стол, на котором размещены ваши миниатюрные объекты (или подростки поставят свои).

Участники садятся вокруг центрального стола. Психолог предлагает по очереди подойти к миниатюрам и выбрать три объекта. Затем эти объекты необходимо расставить на столе (который в центре круга). Сначала расставляются все первые фигуры, затем все вторые и потом все третьи.

2. Презентация. Ведущий предлагает каждому подростку представить свои фигуры от первого лица, отвечая на три вопроса: «Кто я?», «Откуда пришел?» и «Куда иду?».

Если группа большая, то участвуют не все, а желающие (5–7 человек). Остальные могут наблюдать и задавать вопросы.

3. Драматизация. Ведущий предлагает участникам игры придумать, а затем разыграть историю, в которой будут задействованы все фигуры. Правила игры: нельзя без разрешения брать и переставлять чужую фигуру; все фигуры должны в истории сохранить свою легенду (то, что было ответом на вопросы презентации).

Если группа большая и есть зрители, то дайте им задание проанализировать получившуюся историю, роли каждого участника в этой истории, записать наиболее интересные фразы или фрагменты общего сюжета.

4. Обсуждение

– О чем рассказывает групповая история? В чем ее суть?

– Кто стал главными героями общего сюжета? Почему?

– Каким образом групповая история относится к вам?

– Какое значение для вас имеют выбранные вами фигуры?

– Каким образом легенды (ответы на вопросы) выбранных вами героев относятся к вам?

– Какой из ваших героев вам ближе? Почему?

ИГРЫ С ГЛИНОЙ (СОЛЕНЫМ ТЕСТОМ)

Рисование жидким соленым тестом

Цель: гармонизация эмоционального состояния.

Необходимые материалы: для краски в расчете на одного человека: мука — 0,5 стакана, подсолнечное масло — 1 ч. л., соль — 1 ч. л., клей ПВА — 1 ч. л., вода (столько, чтобы консистенция краски была как у сметаны), гуашь (интенсивность цвета зависит от количества добавленной в тесто гуаши). Кроме этого, стакан или емкость для смешивания краски, куски прессованного картона (более тонкий при высыхании деформируется), ветошь для вытирания рук, газеты или пленка для защиты столов и пола. Магнитофон и различные музыкальные композиции.

ХОД РАБОТЫ

Пространство для работы организуется следующим образом: из стульев делается круг, центр круга устилается газетами или пленкой. На них выставляются материалы для изготовления краски (мука, масло, соль, клей, бутылки с водой, гуашь). Отдельно на столах есть куски картона разного формата и салфетки или ветошь для вытирания рук.

1. Изготовление краски. Ведущий предлагает подросткам своими руками сделать краску для рисования. Каждый берет емкость для краски и смешивает ингредиенты рукой в следующей последовательности (это могут быть команды ведущего): мука, соль, масло, вода, клей, гуашь. Смесь не должна иметь комочков, поэтому каждый этап смешивания должен быть интенсивным. Можно комментировать процесс смешивания, предлагая подросткам понять, как меняется смесь, что они чувствуют и др. Каждый делает краску для всех (один цвет), поэтому необходимо договориться, какой это будет цвет на этапе добавления гуаши. Цвета можно смешивать для получения более широкой палитры. Если какого-то цвета не хватает, можно сделать дополнительную порцию краски. Если подросток хочет сделать несколько цветов, то можно разлить еще не окрашенную смесь в более мелкие емкости и затем добавить гуашь (та же стратегия используется при индивидуальной работе).

Уже на этапе изготовления краски включите спокойную, гармонизирующую музыку.

Готовая краска выставляется в центр круга таким образом, чтобы любой участник мог ей воспользоваться при рисовании.

2. Рисование. Каждый подросток выбирает себе подходящий формат картона и рисует на нем руками все, что ему захочется. Рисунков может быть несколько. При необходимости вы можете организовать тематическое рисование (на заданную тему). Музыка, сопровождающая процесс рисования, должна быть, с одной стороны, гармоничной, с другой — подростковой. Выберите ее заранее, согласовав с участниками группы.

Готовые рисунки выкладываются на отдельный стол, покрытый газетами, для просушки.

3. Презентация. Подростки по кругу представляют свои работы, рассказывая о том, что они рисовали, что чувствовали, как назвали свои работы. Обсуждение в процессе презентации организует психолог. Можно обойтись и без этого этапа. Иногда достаточно организовать экскурсию, чтобы ребята сами походили, посмотрели и задали друг другу вопросы.

Если краска осталась, не выбрасывайте ее. Она хранится в холодном месте до двух недель. Вы сможете ее использовать с другой группой или в индивидуальной работе.

Скульптура состояний

Цель: актуализация и проживание различных состояний.

Необходимые материалы: глина или соленое тесто, емкость для воды, вода, ветошь для вытирания рук, небольшой кусочек клеенки или плотного пластика для защиты стола, магнитофон, музыкальные композиции, отражающие различные состояния.

Рецепт соленого теста: 2 стакана муки, 1 стакан соли, 125 мл теплой воды, 1 ч. л. крема для рук или растительного масла, немного крахмала. Окрашивается тесто жидкой гуашью. Для приготовления соленого теста используйте миксер.

ХОД РАБОТЫ

1. Ведущий предлагает подросткам, используя заранее подготовленные материалы для лепки, организовать удобное для своей работы пространство. Кто-то любит лепить, сидя на полу, кто-то — на стуле, а кто-то — за столом. Тем, кто будет работать с глиной, понадобятся емкости с водой, так как в процессе лепки глину необходимо смачивать.

2. Когда все готово к работе, психолог предлагает подросткам подумать, какое у них сейчас актуальное состояние, какие состояния бывают еще? Он просит, используя глину или тесто, вылепить скульптуры своих состояний. Это не обязательно должна быть фигура человека, может быть любой объект, отражающий, на взгляд подростков, содержание состояния. Когда они начнут лепить, вы можете включить как фон музыку, отражающую различные состояния (лучше согласовать это с подростками).

3. Выставка скульптур. Как только лепка закончена, ведущий предлагает подросткам представить друг другу свои работы. Каждый участник выступает в качестве экскурсовода, приглашая к своему рабочему месту и рассказывая о том, какая скульптура какое состояние отражает. При желании скульптурам можно дать название.

4. Ведущий предлагает вернуться на свои места и выбрать, какое из своих состояний участники хотели бы изменить, трансформировать. Затем подросткам дается время на «переделку». Готовую скульптуру можно ломать, кромсать, мять, придавая ей другую форму, дополнять необходимыми элементами. Переделать можно только одну скульптуру.

5. Обсуждение

– С какого состояния вы начинали лепить?

– Какое состояние лепить было легче, а какое сложнее?

– Чем были похожи и чем отличались скульптуры разных состояний у участников группы?

– Что получилось в результате переделки?

– Что реально вы можете сделать, чтобы произошли желаемые изменения в состоянии?

Дуальные скульптуры

Цель: эмоциональное отреагирование.

Необходимые материалы: глина или соленое тесто, емкость для воды, вода, ветошь для вытирания рук, небольшой кусочек клеенки или плотного пластика для защиты стола, магнитофон, музыкальные композиции, отражающие различные состояния.

ХОД РАБОТЫ

1. Ведущий предлагает подросткам из имеющегося материала создать скульптуру. Темы для скульптур должны отражать актуальные для агрессивных подростков негативные состояния: злость, гнев, обиду, ненависть и др. Если группа небольшая, то скульптуру создает вся группа. Если в группе более восьми человек, необходимо разделить участников на подгруппы, и тогда каждая подгруппа делает свою скульптуру на заданную тему. Когда скульптура будет готова, к ней надо подобрать музыку, назвать ее и подобрать или написать к ней различные тексты, раскрывающие содержание состояния. Например, ребята делали скульптуру «Злость». Значит, следует найти музыкальный фрагмент (как звучит злость), придумать историю или сказку про злость, вспомнить песню или слова из песни, где присутствует это состояние.

2. Негативные состояния проявились, и теперь психолог предлагает подросткам подумать, какое позитивное состояние могло бы минимизировать то негативное, что они строили. Например, он спрашивает: «Какое позитивное состояние могло бы минимизировать злость?» Подростки называют это состояние, и ведущий предлагает группе (или подгруппам) слепить его из глины или теста. Когда скульптура позитивного состояния готова, к ней также необходимо подобрать музыку, тексты.

3. Презентация скульптур. Группа или подгруппы представляют получившиеся у них пары — сначала скульптуру негативного, а затем позитивного состояния.

4. Обсуждение

– Сравните две получившиеся у вас скульптуры.

– Какую из скульптур было делать легче, какую сложнее? Почему?

– Если не знать названия скульптур, как определить содержание? Что, кроме музыки и текста, раскрывает позитивную или негативную направленность скульптуры?

– Как по человеку понять, в каком он состоянии?

– Что можно сделать, чтобы перевести его из негативного в позитивное состояние?

Разминки с глиной

(модификация ритмопластики Чураевых)

Цель: отреагирование агрессии и снятие эмоционального напряжения.

Необходимые материалы: глина или соленое тесто, емкость для воды, вода, ветошь для вытирания рук, небольшой кусочек клеенки или плотного пластика для защиты стола, магнитофон, музыка для релаксации.

ХОД РАБОТЫ

1. Подростки садятся за столы, на которых уже подготовлены клеенка и кусок глины (теста). Ведущий предлагает в течение трех минут кромсать и рвать глину, делать с ней все, что хочется. Для этой разминки специально подбирается музыка. Рекомендуется сделать это вместе с подростками. Спросите их: «Какая музыка лучше всего отражает ваше состояние, когда вам хочется все крушить вокруг себя?»

Затем психолог предлагает в течение следующих трех минут из рваных кусков создать какую-то скульптуру или композицию, которую захочется сделать. Фоновая музыкальная композиция должна гармонизировать состояние.

2. Ведущий предлагает подросткам сесть в круг. Каждому он дает в руки один кусок глины (или соленого теста). Включается релаксационная музыка. Психолог предлагает закрыть глаза и под музыку начать разминать глину. Затем по команде ведущего подростки с закрытыми глазами создают из своего кусочка глины различные формы (от простого к сложному): круг, квадрат, овал, «колбаску», спираль и др.

Глину нужно периодически смачивать, поэтому релаксация не должна быть продолжительной, либо используйте соленое тесто, чтобы не отвлекаться в процессе создания форм.

3. Подростки сидят в кругу. Психолог дает каждому в руки кусок соленого теста и затем предлагает закрыть глаза и вылепить какой-то образ. Это может быть цветок, сосуд, человек, животное, все что угодно.

Спросите у подростков: «Что мы сегодня слепим?» Фоном звучит приятная музыка. Затем по вашему сигналу все открывают глаза и рассматривают свою работу. По сигналу ведущего подросток передает свою фигуру по кругу, а другие дают его работе только положительные характеристики. По кругу должны пройти работы всех участников.

4. Подростки сидят в кругу. Психолог дает каждому в руки кусок соленого теста или глины. По сигналу ведущего первый участник придает своему куску глины форму и передает следующему. Следующий должен дополнить его своим кусочком и передать дальше. Таким образом, к концу круга должна появиться групповая скульптура. Для этой разминки используйте небольшое количество глины, так как законченная работа может быть объемной и сложной для одного человека.


ЛИТЕРАТУРА

Андерсен-Уоррен М., Грейнджер Р. Драма-терапия. – СПб., 2001.

Фурманов И.А. Психология детской агрессивности. – Минск, 1998.

Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. – СПб., 2001.