Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №20/2007


КОНКУРС

НОМИНАЦИЯ:

«Работа со школьниками: игры, тренинги, индивидуальные и групповые занятия»

 

Мое генеалогическое древо

Большая психологическая игра

Вы — это яблоня,
которая осенью дает яблоки,
одни из них красивые, вкусные,
другие — червивые, маленькие;
но это ведь не значит,
что вся яблоня плохая…
Р. Меркле

Воспитанники детского дома в большинстве своем имеют низкую самооценку, испытывают чувство вины и озлобленность в результате нелестных высказываний о своих родителях со стороны окружающих.

Задачи игры:

— способствовать повышению самооценки воспитанников;

— воспитывать уважение к родителям и прародителям.

Предполагаемые психологические результаты игры — осознание того, что каждый человек имеет положительные качества, совершает положительные поступки и обязательно наделен рядом задатков, перешедших к нему от своего рода; более терпимое отношение к своим родителям; определение в себе позитивных задатков и возможностей; обретение уверенности.

Описание сюжетной канвы: дети ищут в себе положительные качества и оправдывают их наличие тем, что они перешли по наследству от того или иного предка. Для воспитанников детского дома очень важна собственная жизненная история. И если что-то они приукрасят или додумают и сами поверят, что было именно так, а не иначе, я думаю, всем будет только лучше.

Время на игру — 1,5 часа, продолжительность каждого этапа — около 10 минут.

Возраст участников — 12–15 лет.

Размер группы — 6–8 человек.

Для проведения игры достаточно одного психолога.

Можно дать детям возможность заполнить дома до конца таблицу «Корни генеалогического древа».

ХОД ИГРЫ

Первый этап

Задачи: познакомиться; стимулировать положительное оценивание своих возможностей и умений других.

Знакомство «Я Лена, я умею…»

Дети сидят в кругу. Ведущий предлагает одному из участников игры назвать свое имя и увлечение, то умение, которое у него лучше всего получается. Затем следующий по кругу ребенок называет все то, что сказал предыдущий, и добавляет свое имя и свое «достоинство». Получается приблизительно так: «Это Марина, она умеет красиво рисовать акварелью, а это Катя, она замечательно ухаживает за собакой, а я Саша, я хорошо катаюсь на велосипеде»...

Второй этап

Задача: постановка цели игры.

Ведущий. Многие ваши интересы и таланты перешли к вам по наследству от членов вашей семьи, даже тех, которых вы никогда не видели. Когда-нибудь и вы станете родителями, бабушками и дедушками, и ваши потомки будут оглядываться на вашу жизнь, стремясь узнать, какими вы были. Что так важно начать делать уже сейчас, чтобы потом «не было мучительно больно»? (Дети предлагают свои варианты, педагог фиксирует их на ватмане.)

Третий этап

Задачи: провести дыхательную гимнастику; помочь детям погрузиться в игровую ситуацию.

Упражнение «Мое личное древо»

Звучит спокойная музыка.

Ведущий. Представьте себе, что вы — дерево!

Встаньте удобно. Носки ног направьте чуть к центру. Глубоко вдохните, а выдох сделайте через свои корни, в землю. Представьте корни, идущие от ваших ног к вашим предкам, к прародителям, к прабабушкам…

Вдыхаем тепло, выдыхаем макушкой…

Вдыхаем макушкой, выдыхаем на метр выше макушки…

Вдыхаем на метр выше макушки, выдыхаем до потолка…

Вдыхаем от потолка, выдыхаем до крыши…

Вдыхаем от неба, выдыхаем до звезд…

Вдыхаем от звезд, выдыхаем во вселенную…

Представьте огромный воздушный столб над макушкой, дышите вселенной…

Ваше туловище — это ствол вашего дерева

Поднимите медленно руки вверх — это ветви вашего дерева. Правая рука — отец. Левая рука — мать. Ветер чуть пошатывает дерево, но вы устойчивы, так как вас держат корни. Покачайте ветками.

Соедините руки ладонями над головой, почувствуйте тепло…

Опустите соединенные ладони на уровень сердца, приложите ладони к сердцу…

Вдохните глубоко и насладитесь теплом.

Теперь можно вернуться в реальность…

Четвертый этап

Задача: создать условия для соотношения и анализа своих талантов и способностей с умениями и возможностями своих родителей.

«Рисунок древа».
Арт-терапевтическое упражнение

Педагог предлагает детям изобразить под музыку дерево с плодами. Те плоды, что выросли на ветках слева, означают склонности, полученные детьми от матери, а справа — от отца.

Пятый этап

Задача: за счет проговаривания своих положительных сторон повышать самооценку.

Обсуждение

Дети садятся в круг, держат рисунки перед собой. По очереди начинают рассказывать.

Ведущий. Какие способности вы получили от своих предков, какие плоды выросли на ветвях вашего дерева?

Шестой этап

Задачи: подготовить детей к выполнению следующего задания; донести до них понимание важности умения находить в людях положительные качества.

Ведущий. Нет на земле человека, который появился бы на свет сам по себе, у каждого есть родители. У них, в свою очередь, тоже есть родители и т.д. Часто люди не знают своих предков дальше бабушек и дедушек, однако все мы являемся плодами нашего родословного древа, и поэтому было бы интересно и важно понять наши корни.

Когда мы с уважением говорим о наших предках, об их достоинствах, то удобряем свое генеалогическое древо, повышаем свою самооценку. И наоборот. Например, говоришь: «Моя бабушка превосходно владела искусством вышивания ковров, мне от нее достался интерес к рукоделию» — и тем самым «поливаешь» корни своего генеалогического древа, удобряешь его, а самое главное — видишь свои положительные стороны.

Седьмой этап

Педагог предлагает детям изобразить корни генеалогического древа. Указать степень родства, имя, фамилию и достоинства каждого родственника. По возможности — кто что может вспомнить.

Восьмой этап

Обсуждение

– Что удалось выяснить благодаря составлению родословной?

– Кто унаследовал отдельные черты характера, например гостеприимство, честность…

– Кому передались ярко выраженные внешние черты, например кудрявые волосы, цвет глаз?

Девятый этап

Задача: подвести итог.

Рефлексия

Дети сидят в кругу. По правилам тренинга высказывается тот, у кого в руках игрушка.

– Что нового и полезного для себя вы узнали?

– Какое новое качество в себе открыли за время игры?

Елена ГУЗЕЕВА,
педагог-психолог
ОГОУ для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей,
«Бакчарский детский дом»,
с. Бакчар,
Томская область