Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №21/2007
Бывая на разных научных конференциях, я не раз слышал от «генералов психологии», выступавших с пленарными докладами, скептические замечания об уровне подготовки практических психологов. По-видимому, среди академиков и руководителей институтов считается даже хорошим тоном с печалью в глазах высказаться о недостаточной компетентности специалистов, работающих на ниве практической психологии. Подтекст таков: мы, дескать, такие замечательные теории и концепции разрабатываем, а они, убогие, ничего-то делать не умеют, необходимыми знаниями не обладают и толку от них никакого.
На недавней большой научной конференции один из крупных руководителей весь доклад посвятил проблемам практической психологии. При этом говорил он о чем угодно, только не о практической психологии. Звучали такие глубокомысленные пассажи, витиевато украшенные причастными и деепричастными оборотами, что зал тихо млел, пытаясь уловить суть. Я, как и многие сидящие в зале, вначале впал в уныние от собственной тупости, не позволяющей мне разглядеть алмазы нестандартных идей. Но в какой-то момент внезапно понял: а ведь этот человек попросту некомпетентен. Он говорит о вещах, о которых знает только понаслышке. Он имеет очень слабое представление о современной практической психологии и свою некомпетентность старательно прячет за маловразумительной терминологией.
Если практические психологи совершенно искренне и открыто признают недостаточность своих теоретических знаний (что часто не мешает им работать весьма эффективно), то академические ученые, подобные этому докладчику, порой скрывают свою оторванность от «земли» и лихо обвиняют в некомпетентности практиков.
Так, может быть, не стоит нам недооценивать свои возможности и понуро соглашаться с «авторитетами»? Давайте поверим в свои силы.
Игорь ВАЧКОВ,
главный редактор