КУРС МОЛОДОГО БОЙЦА, или
Заметки для начинающих психологов
Позади
вручение дипломов и распределение, и вроде
понятно, что ждет впереди. Но, как показывает опыт
многих и многих поколений, проблема
«потерянности» молодого специалиста при выходе
на работу остается нерешенной. Почти все
испытывают определенную тревогу в первые месяцы
работы. А еще, как показывает все тот же опыт,
большинство молодых специалистов наступают на
одни и те же грабли. Есть шутливая поговорка, что
мудрость приходит, когда человек устает
совершать ошибки. Если вы сделали первый шаг в
практику, присмотритесь внимательно, по какому
пути вы собираетесь следовать.
ПУТЬ ПЕРВЫЙ: «Тише воды, ниже травы»
Есть сады и школы, в которых психолога в лицо
знают избранные, а по имени-отчеству и того
меньшее количество работников, не говоря уже о
родителях. Что побуждает молодого специалиста
выбирать такой путь? Само собой напрашивается:
если человек прячется, значит, он чего-то
опасается, значит, ему есть что скрывать. Свой
страх, неуверенность или нежелание
«напрягаться»?
«А вдруг спросят что-нибудь такое, что мы не
проходили? А если директор потребует все
программы и планы на год вперед?» Многие
выпускники обеспокоены тем, что их не примут
всерьез, что юный возраст и отсутствие опыта
смутят коллег. Стоит сказать, что эти опасения
имеют реальные основания. Действительно, молодой
специалист — человек новый, его никто не знает,
не знает, на что он способен. Естественно, что
первое время интерес к его персоне проявляют и
начальство, и коллеги. И это вполне закономерное
явление. Может даже показаться, что действия
нового психолога контролируются пошагово, что
все только и делают, что присматриваются и
оценивают.
Если в первое время окружающих и будет больше
интересовать гардероб и привычки, то
окончательное мнение большинства будет зависеть
от реальных достижений работника. Как говорится,
встречают по одежке, провожают по уму. Но если
психолог предпочитает маскироваться,
передвигаясь по коридорам короткими
перебежками, его таланты и умения никто не
оценит.
Задача молодого специалиста —
зарекомендовать себя именно как специалиста.
Важно помнить, что впечатление о человеке
складывается очень быстро и изменить его потом
бывает крайне сложно. Репутация — важный фактор
профессиональной успешности.
В любом случае лучше, не дожидаясь появления
слухов, первым установить контакт, познакомиться
с коллегами. Например, на общем совещании или
планерке. Можно подготовить небольшую
презентацию. Важно выразить открытость и
готовность сотрудничать. Некоторые психологи
предпочитают размещать краткую информацию о
себе с фотографией на стенде возле кабинета.
Познакомиться с родителями проще на
родительских собраниях. Для начала будет
достаточно просто представиться и рассказать в
общих чертах о планах вашей работы с их чадами на
год, указать, с какими вопросами к вам могут
обратиться родители, где и как вас найти. Можно
подготовить заметку «Кто такой психолог и для
чего он нужен». Пусть в каждом классе или группе
на видном месте висит график вашей работы.
Ну а если вы просто хотите отсидеться —
поверьте, это станет понятно окружающим в первый
же месяц вашей работы (или ее видимости). И тогда
вас действительно перестанут замечать и брать в
расчет. Возможно, вы быстро привыкнете к тому, что
с вами не здороваются, не советуются и вас не
поощряют.
ПУТЬ ВТОРОЙ: «Хорошего психолога должно быть
много»
Бывает и обратная ситуация, когда психолога
оказывается так много, что уже через несколько
недель все устают от его присутствия и потока
идей. Инициативность — это хорошо. Но... Во-первых,
задайте себе вопрос, успеете ли вы сделать все,
что запланировали? И сможете ли сделать это
качественно? А во-вторых, кроме ваших мероприятий
есть еще много разных дел и занятий, которые
планируют педагоги, социальный работник,
педагог-организатор. Пожалуй, из всего самого
необходимого и интересного будет оптимальным
выбрать минимум. Не стоит забывать, что добавить
мероприятие в годовой план гораздо проще, чем
потом объяснить, почему не проведено
запланированное. Для большинства молодых
специалистов именно составление планов — самое
нелюбимое и сложное занятие.
С чего начать? Сначала стоит составить каркас
плана по основным направлениям работы: работа с
детьми, педагогами, родителями; диагностический,
коррекционно-развивающий, просветительский
блоки, методическая и организационная работа.
Важно научиться координировать работу с
коллегами. Для этого в черновой вариант плана
необходимо внести обязательные пункты и
мероприятия, которые организуют другие
специалисты. Можно предложить им составить планы
вместе, отметить, что и когда вы планируете, чтобы
коллеги могли учесть ваши планы. Если есть
пересекающиеся темы, можно объединить усилия и
вместо двух провести одно совместное
мероприятие.
Важно помнить, что потребуются силы и время для
самообразования. К тому же в течение года может
поступить запрос от родителей или педагогов на
дополнительную диагностику, развивающую работу.
Поэтому план лучше составлять с небольшим
«резервом». При планировании мероприятий для
педагогов важно учитывать их профессиональные
интересы. Можно посредством анкетирования
собрать пожелания педагогов, узнать, в чем они
заинтересованы. И уже на основании всех этих
сведений составить перечень мероприятий,
отдавая предпочтения темам, которые вам хорошо
знакомы.
ПУТЬ ТРЕТИЙ: «Выше только звезды»
Если вы обладатель красного диплома, лауреат
международных конкурсов и просто скромный и
гениальный человек, страхи и сомнения по поводу
своей компетентности вам не знакомы. И конечно
же, учреждению, в котором вам предстоит работать,
повезло неимоверно. Но, каким бы замечательным и
способным вы ни были, какими бы уникальными
знаниями ни обладали, не стоит забывать, что
лучшим подтверждением умелости и ума является
практика.
Действительно, как человек, получивший высшее
образование, молодой специалист обладает (по
крайней мере, должен обладать) определенными
знаниями о закономерностях психического
развития, о психологических механизмах
интеллектуального и личностного развития. Он
является носителем научного подхода, научных
знаний, которые качественно отличаются от
житейский представлений.И вполне возможно, что
далеко не во всех учреждениях образования
используют личностно-ориентированный подход,
знают об эмпатийном слушании или теории
поэтапного формирования умственных действий. Но
если даже из самых благих соображений с первых
дней попытаться «открыть глаза» коллегам и
сделать так, «как надо», результат может
оказаться противоположным ожиданиям.
В лучшем случае вас просто начнут избегать.
Просто потому, что в чужой монастырь со своим
уставом не идут. Даже если и есть что исправлять,
начинать надо с установления позитивных
взаимоотношений. Без доверия и уважения все
советы и начинания будут пустой тратой сил и
времени. Другими словами, будьте проще, и люди к
вам обязательно потянутся.
Кто кому и что должен
Не раз приходилось быть свидетелем споров и
рассуждений по поводу особого статуса молодых
специалистов. В этом словосочетании акценты
можно поставить по-разному. Например, на слове
«молодой», что чаще всего и делают
новоиспеченные психологи. Этот заветный статус
гарантирует особое положение работника. Не
только со стороны социальных и правовых
гарантий, но и в профессиональном плане. Это
значит, что к работе молодого специалиста не
предъявляются столь жесткие требования, как к
коллегам со стажем. К тому же, как при любой смене
обстановки, бывшим студентам необходимо
определенное время для адаптации. И это тоже
должно быть учтено. Никто не будет требовать,
чтобы молодой специалист тут же давал
показательные занятия или за два дня решил все
проблемы школы. И если придет проверка, этот
заветный статус убережет от претензий к толщине
папок с рабочими материалами. А для того, чтобы не
возникало конфликтных ситуаций, необходимо
точно знать права, которые дает статус «молодого
бойца».
В некоторых городах молодых специалистов берут
под крыло более опытные коллеги. И если никто сам
не выразил желания быть вашим профессиональным
«опекуном», стоит позаботиться о себе самому.
Методическое объединение психологов — это
хорошая возможность установить контакты,
получить совет и поддержку. Можно обратиться и к
преподавателям родного вуза. Многие вопросы
легче решать сообща, поддерживая связи с
сокурсниками или с такими же начинающими
психологами. Они с удовольствием посоветуют и
подскажут, поделятся своими мыслями и
наработками.
Но можно поставить акцент и на слове
«специалист». Это значит, что, несмотря на
отсутствие опыта и «цвет» диплома, начинающий
психолог должен качественно выполнять свою
работу. Именно он, а не родитель или педагог,
должен знать, что входит в сферу компетенции
психолога, работающего в учреждении системы
образования, а что не относится к его
обязанностям. Очень важно точно ориентироваться,
в каких ситуациях можно справиться самому, а
когда стоит «перенаправить» проблему другим
специалистам.
Психолог должен уметь грамотно составить
циклограмму, годовой план, оформить результаты
диагностики, составить коррекционно-развивающие
программы. Никто, кроме психолога (молодого и не
очень), не будет и не обязан заниматься
оборудованием кабинета. Как специалист, он
должен четко знать, какую документацию и как
вести, какое оборудование, какие пособия и книги
приобретать.
Просматривая литературу на полках магазинов,
следует очень осторожно относиться к столь
распространенной сейчас «поп-психологии».
Психолог несет ответственность за качество и
достоверность (научность) предоставляемой
информации.
Поэтому не стоит спешить раздавать советы и тем
более ставить «диагнозы». В первую очередь, надо
быть критичным и требовательным к самому себе.
Елена МАРЧЕНКО,
практический психолог,
преподаватель Брестского
государственного университета
им. А.С. Пушкина,
Республика Беларусь
|