Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №21/2007


ГИЛЬДИЯ

КУРС МОЛОДОГО БОЙЦА, или
Заметки для начинающих психологов

Позади вручение дипломов и распределение, и вроде понятно, что ждет впереди. Но, как показывает опыт многих и многих поколений, проблема «потерянности» молодого специалиста при выходе на работу остается нерешенной. Почти все испытывают определенную тревогу в первые месяцы работы. А еще, как показывает все тот же опыт, большинство молодых специалистов наступают на одни и те же грабли. Есть шутливая поговорка, что мудрость приходит, когда человек устает совершать ошибки. Если вы сделали первый шаг в практику, присмотритесь внимательно, по какому пути вы собираетесь следовать.

ПУТЬ ПЕРВЫЙ: «Тише воды, ниже травы»

Есть сады и школы, в которых психолога в лицо знают избранные, а по имени-отчеству и того меньшее количество работников, не говоря уже о родителях. Что побуждает молодого специалиста выбирать такой путь? Само собой напрашивается: если человек прячется, значит, он чего-то опасается, значит, ему есть что скрывать. Свой страх, неуверенность или нежелание «напрягаться»?

«А вдруг спросят что-нибудь такое, что мы не проходили? А если директор потребует все программы и планы на год вперед?» Многие выпускники обеспокоены тем, что их не примут всерьез, что юный возраст и отсутствие опыта смутят коллег. Стоит сказать, что эти опасения имеют реальные основания. Действительно, молодой специалист — человек новый, его никто не знает, не знает, на что он способен. Естественно, что первое время интерес к его персоне проявляют и начальство, и коллеги. И это вполне закономерное явление. Может даже показаться, что действия нового психолога контролируются пошагово, что все только и делают, что присматриваются и оценивают.

Если в первое время окружающих и будет больше интересовать гардероб и привычки, то окончательное мнение большинства будет зависеть от реальных достижений работника. Как говорится, встречают по одежке, провожают по уму. Но если психолог предпочитает маскироваться, передвигаясь по коридорам короткими перебежками, его таланты и умения никто не оценит.

Задача молодого специалиста — зарекомендовать себя именно как специалиста. Важно помнить, что впечатление о человеке складывается очень быстро и изменить его потом бывает крайне сложно. Репутация — важный фактор профессиональной успешности.

В любом случае лучше, не дожидаясь появления слухов, первым установить контакт, познакомиться с коллегами. Например, на общем совещании или планерке. Можно подготовить небольшую презентацию. Важно выразить открытость и готовность сотрудничать. Некоторые психологи предпочитают размещать краткую информацию о себе с фотографией на стенде возле кабинета.

Познакомиться с родителями проще на родительских собраниях. Для начала будет достаточно просто представиться и рассказать в общих чертах о планах вашей работы с их чадами на год, указать, с какими вопросами к вам могут обратиться родители, где и как вас найти. Можно подготовить заметку «Кто такой психолог и для чего он нужен». Пусть в каждом классе или группе на видном месте висит график вашей работы.

Ну а если вы просто хотите отсидеться — поверьте, это станет понятно окружающим в первый же месяц вашей работы (или ее видимости). И тогда вас действительно перестанут замечать и брать в расчет. Возможно, вы быстро привыкнете к тому, что с вами не здороваются, не советуются и вас не поощряют.

ПУТЬ ВТОРОЙ: «Хорошего психолога должно быть много»

Бывает и обратная ситуация, когда психолога оказывается так много, что уже через несколько недель все устают от его присутствия и потока идей. Инициативность — это хорошо. Но... Во-первых, задайте себе вопрос, успеете ли вы сделать все, что запланировали? И сможете ли сделать это качественно? А во-вторых, кроме ваших мероприятий есть еще много разных дел и занятий, которые планируют педагоги, социальный работник, педагог-организатор. Пожалуй, из всего самого необходимого и интересного будет оптимальным выбрать минимум. Не стоит забывать, что добавить мероприятие в годовой план гораздо проще, чем потом объяснить, почему не проведено запланированное. Для большинства молодых специалистов именно составление планов — самое нелюбимое и сложное занятие.

С чего начать? Сначала стоит составить каркас плана по основным направлениям работы: работа с детьми, педагогами, родителями; диагностический, коррекционно-развивающий, просветительский блоки, методическая и организационная работа. Важно научиться координировать работу с коллегами. Для этого в черновой вариант плана необходимо внести обязательные пункты и мероприятия, которые организуют другие специалисты. Можно предложить им составить планы вместе, отметить, что и когда вы планируете, чтобы коллеги могли учесть ваши планы. Если есть пересекающиеся темы, можно объединить усилия и вместо двух провести одно совместное мероприятие.

Важно помнить, что потребуются силы и время для самообразования. К тому же в течение года может поступить запрос от родителей или педагогов на дополнительную диагностику, развивающую работу. Поэтому план лучше составлять с небольшим «резервом». При планировании мероприятий для педагогов важно учитывать их профессиональные интересы. Можно посредством анкетирования собрать пожелания педагогов, узнать, в чем они заинтересованы. И уже на основании всех этих сведений составить перечень мероприятий, отдавая предпочтения темам, которые вам хорошо знакомы.

ПУТЬ ТРЕТИЙ: «Выше только звезды»

Если вы обладатель красного диплома, лауреат международных конкурсов и просто скромный и гениальный человек, страхи и сомнения по поводу своей компетентности вам не знакомы. И конечно же, учреждению, в котором вам предстоит работать, повезло неимоверно. Но, каким бы замечательным и способным вы ни были, какими бы уникальными знаниями ни обладали, не стоит забывать, что лучшим подтверждением умелости и ума является практика.

Действительно, как человек, получивший высшее образование, молодой специалист обладает (по крайней мере, должен обладать) определенными знаниями о закономерностях психического развития, о психологических механизмах интеллектуального и личностного развития. Он является носителем научного подхода, научных знаний, которые качественно отличаются от житейский представлений.И вполне возможно, что далеко не во всех учреждениях образования используют личностно-ориентированный подход, знают об эмпатийном слушании или теории поэтапного формирования умственных действий. Но если даже из самых благих соображений с первых дней попытаться «открыть глаза» коллегам и сделать так, «как надо», результат может оказаться противоположным ожиданиям.

В лучшем случае вас просто начнут избегать. Просто потому, что в чужой монастырь со своим уставом не идут. Даже если и есть что исправлять, начинать надо с установления позитивных взаимоотношений. Без доверия и уважения все советы и начинания будут пустой тратой сил и времени. Другими словами, будьте проще, и люди к вам обязательно потянутся.

Кто кому и что должен

Не раз приходилось быть свидетелем споров и рассуждений по поводу особого статуса молодых специалистов. В этом словосочетании акценты можно поставить по-разному. Например, на слове «молодой», что чаще всего и делают новоиспеченные психологи. Этот заветный статус гарантирует особое положение работника. Не только со стороны социальных и правовых гарантий, но и в профессиональном плане. Это значит, что к работе молодого специалиста не предъявляются столь жесткие требования, как к коллегам со стажем. К тому же, как при любой смене обстановки, бывшим студентам необходимо определенное время для адаптации. И это тоже должно быть учтено. Никто не будет требовать, чтобы молодой специалист тут же давал показательные занятия или за два дня решил все проблемы школы. И если придет проверка, этот заветный статус убережет от претензий к толщине папок с рабочими материалами. А для того, чтобы не возникало конфликтных ситуаций, необходимо точно знать права, которые дает статус «молодого бойца».

В некоторых городах молодых специалистов берут под крыло более опытные коллеги. И если никто сам не выразил желания быть вашим профессиональным «опекуном», стоит позаботиться о себе самому. Методическое объединение психологов — это хорошая возможность установить контакты, получить совет и поддержку. Можно обратиться и к преподавателям родного вуза. Многие вопросы легче решать сообща, поддерживая связи с сокурсниками или с такими же начинающими психологами. Они с удовольствием посоветуют и подскажут, поделятся своими мыслями и наработками.

Но можно поставить акцент и на слове «специалист». Это значит, что, несмотря на отсутствие опыта и «цвет» диплома, начинающий психолог должен качественно выполнять свою работу. Именно он, а не родитель или педагог, должен знать, что входит в сферу компетенции психолога, работающего в учреждении системы образования, а что не относится к его обязанностям. Очень важно точно ориентироваться, в каких ситуациях можно справиться самому, а когда стоит «перенаправить» проблему другим специалистам.

Психолог должен уметь грамотно составить циклограмму, годовой план, оформить результаты диагностики, составить коррекционно-развивающие программы. Никто, кроме психолога (молодого и не очень), не будет и не обязан заниматься оборудованием кабинета. Как специалист, он должен четко знать, какую документацию и как вести, какое оборудование, какие пособия и книги приобретать.

Просматривая литературу на полках магазинов, следует очень осторожно относиться к столь распространенной сейчас «поп-психологии». Психолог несет ответственность за качество и достоверность (научность) предоставляемой информации.

Поэтому не стоит спешить раздавать советы и тем более ставить «диагнозы». В первую очередь, надо быть критичным и требовательным к самому себе.

Елена МАРЧЕНКО,
практический психолог,
преподаватель Брестского
государственного университета
им. А.С. Пушкина,
Республика Беларусь