ПИСЬМО В ГАЗЕТУ
В нашем Киришском районе 13
школ (9 в городе и 4 на селе) и 23 детских сада (19
городских и 4 сельских). Мы можем похвастаться,
что почти в каждом образовательном учреждении у
нас есть педагог-психолог. Еще мы называем себя
командой, потому что с момента создания
методического объединения в 1991 году действуем
сообща. В этом году два больших семинара мы
провели совместно с добрыми соседями —
волховчанами: обменялись визитами, делаем
совместный проект. В этих начинаниях нас активно
поддерживал методкабинет Комитета образования
Киришского района. Однако положение психологов
нестабильное: два года назад грозились ставки
закрыть, психологов сократить. После июньского
2006 года семинара-совещания в Москве «Проблемы
развития психологической службы в условиях
системных изменений профессионального
образования России» и публикации его итоговых
документов забрезжила надежда. Сейчас опять на
уровне области повторяется та же история.
Руководители образовательных учреждений
пытаются защитить кадры и доказать их
дееспособность.
Проект
Положения «О Службе практической психологии в
системе образования Российской Федерации»,
напротив, предполагает увеличение количества
психологов за счет численности детей в школах из
расчета 1 педагог-психолог на каждые 250
обучающихся (по старым меркам — 450–500 учащихся).
Хорошо. А вот как быть с детскими садами? Старые
мерки мы знаем: 1 ставка на 12 (!) групп. У нас очень
большие детсады (их два), каждый насчитывает 11
групп. К примеру, музыкальный руководитель
детского сада на одну ставку работает с четырьмя
группами воспитанников, при этом имеет стаж по
выслуге лет, в отличие от педагогов-психологов.
Зачастую на образовательное учреждение не
выделяется целая ставка педагога-психолога, хотя
работы очень много. Психолог, чтобы не потерять
стаж к пенсии, берется за работу еще где-то по
совместительству. А чтобы всюду успевать, нужен
ресурс времени.
Согласитесь, что работа педагога-психолога
схожа с работой учителя-логопеда. Последним
повезло. У них существует научная организация
труда. Над этим немало потрудились, выверив
четкий ресурс. Их работа, к счастью, строго
регламентирована. Они знают, во-первых, сколько
детей надо взять на одну ставку — двадцать (у
психологов — весь детский сад или вся школа).
Во-вторых, существует определенное количество
занятий в каждой возрастной группе. В-третьих,
регламентированы виды работ, и, в-четвертых, они
знают, сколько длится индивидуальное, сколько —
фронтальное занятие.
Такой взвешенный подход не помешал бы и в нашей
работе. Хорошая организация труда логопедов
предотвращает эмоциональное выгорание,
обеспечивая полную отдачу на рабочем месте.
Сравнение с логопедами явно не в нашу пользу: у
тех и время пребывания в ОУ короче, и отпуск
больше, и, в отличие от психологов, есть право на
выслугу лет.
Нам известен приказ Министерства образования и
науки от 27 марта 2006 г. № 69 «Об особенностях
режима рабочего времени и времени отдыха
педагогических и других работников
образовательных учреждений». Пункт 8.1 посвящен
работе педагогов-психологов:
«Режим рабочего времени педагогов-психологов в
пределах 36-часовой рабочей недели регулируется
правилами внутреннего трудового распорядка ОУ с
учетом:
— выполнения индивидуальной и групповой
консультативной работы с участниками
образовательного процесса в пределах не менее
половины недельной продолжительности их
рабочего времени;
— подготовки к индивидуальной и групповой
работе, обработки, анализа и обобщения
полученных результатов, заполнения отчетной
документации, а также повышения своей
квалификации. Выполнение указанной работы
педагогом-психологом может осуществляться как
непосредственно в ОУ, так и за его пределами».
«Эта норма, — пишет в статье «От слов к делам» в
газете «Школьный психолог» № 18 за сентябрь 2006 г.
Т.Ю. Федотова, специалист Департамента
государственной молодежной политики, воспитания
и социальной защиты детей, ответственная за
психологическую службу, — существовала и раньше,
теперь она узаконена».
Позвольте не согласиться. К этому приказу
отлично подходит народная поговорка: «Закон что
дышло, куда повернешь, туда и вышло». Это о второй
части приказа, назовем ее методической. Психолог
последнее предложение читает так: «Выполнение
указанной (методической) работы может
осуществляться за пределами ОУ», а руководитель
читает по-своему: «Выполнение указанной работы
может осуществляться непосредственно в ОУ». И
виной всему в приказе глагол «может».
Психологи по всей России мучаются, имея такой
несовершенный приказ: кто-то пишет план на неделю
и заверяет у руководителя учреждения, кто-то
составляет с руководителем учреждения особый
трудовой договор и т.д. Короче говоря, работать в
соответствии с этим приказом без договоренности
педагога-психолога с руководителем учреждения
невозможно.
Психологи своей работой давно доказали, что им
можно доверять. Станет больше доверия, будет
больше творчества, больше будет отдача.
Неверна и первая часть приказа. Там указан
только один вид работы — консультативная. Если б
так было! Кроме консультативной, мы ведем еще
следующие виды работ: диагностическую,
методическую, профилактическую, развивающую,
коррекционную, в отдельных случаях
психотерапевтическую.
Работа психолога многогранна и тяжела. Как
правило, такой специалист, если он имеется, один
на всё учреждение. Кроме индивидуальной и
групповой работы с участниками образовательного
процесса, он занимается и другими неотложными
делами, помогает решить проблемы, которые подчас
бывают очень сложными: развод в семье, смерть
близких, плохие отношения с коллегами,
дезадаптация, ЗПР ребенка и пр. Используя
специальные методики и техники, психолог должен
работать и над собой. Перенапряжение и
постоянное утомление ведут к профессиональному
выгоранию такого специалиста.
В свете новых веяний, заложенных в послании
Президента России и последующих постановлений
Правительства РФ, перед психологами возникают
новые сложные и ответственные задачи
сопровождения семьи. Психологу в
образовательных учреждениях предстоит
сопровождать направления, которые определены
сегодня как приоритетные. Это развитие системы
предшкольного образования, профильное и
предпрофильное обучение, другие инновационные
педагогические проекты.
У нас сократилась единица психолога на
муниципальном уровне, закрыт ППМС-центр. Мы
поддерживаем проект Положения в части
увеличения количества психологов в школах — на
каждые 250 учащихся один педагог-психолог.
Обязанностей у психологов много, прав,
напротив, мало. Мы просим:
1. Создать благоприятный режим:
•18 часов непосредственной работы с
участниками образовательного процесса в
образовательном учреждении;
• 18 методических часов — вне
образовательного учреждения.
2. Предусмотреть пенсии по выслуге лет для
педагогов-психологов всех образовательных
учреждений.
3. Выделить финансирование для
систематического повышения квалификации в виде
выездных семинаров-тренингов, супервизорства и
др.
4. Предусмотреть полную штатную единицу
педагога-психолога на каждое ОУ.
5. Разобраться с нагрузкой педагога-психолога в
ОУ.
От имени педагогов-психологов
Киришского района
Ленинградской области
А. ИВАШОВА
|