Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №21/2007


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Рисуем кремом на стекле

Я однажды задумалась над тем, как удивительно реагируют люди на запотевшее стекло. Осень... Вечером в переполненном автобусе люди возвращаются домой. У окна стоит девушка, она погружена в свои мысли, а рука тянется к запотевшему стеклу, и на нем появляются символические изображения и линии. Не здесь ли разгадка ее тихой грусти? А вот у окна сидит мама с малышом на руках. Она заметно нервничает: ребенок капризничает, он устал. Сидящая напротив пожилая женщина, желая помочь, начинает рисовать на запотевшем стекле смешные рожицы. Ребенок присоединяется к игре, рисует пальчиком на стекле, слезы высыхают, ребенок что-то лепечет, улыбается мама.

Водитель объявляет остановки, сменяются люди у окон. Каждый, думая о своем, останавливает взгляд на причудливых оконных рисунках. Кто-то, присоединяясь к неизвестному художнику, дополняет рисунок, а кто-то, задумавшись, рисует что-то свое, затем, будто очнувшись, твердой рукой стирает изображение и, отводя взгляд, смотрит в темноту за окном, опасаясь выдать что-то очень личное…

Консультируя, я заметила, что дети (впрочем, взрослые тоже) довольно часто, обдумывая фразу или погружаясь в переживания, подсознательно водят пальцем по стеклу журнального столика. Как жаль, что на прозрачном стекле стола невозможно отследить рисунок…

Оказалось, поймать такой рисунок можно. На оргстекло наносится любой крем (лучше детский), равномерно распределяется пластмассовым «шпателем» (можно использовать обычную школьную пластмассовую линейку). Теперь рисунок будет хорошо заметен. Такой рисунок имитирует рисование на запотевшем стекле, и стекло можно использовать неограниченное количество раз. А пальчики и оргстекло легко приводятся в порядок с помощью бумажных салфеток.

Я использую такое рисование как при консультировании детей, так и с различными развивающими и терапевтическими целями. Предложение порисовать на стекле может включаться в занятие как самостоятельное действие, как этап консультирования, как вспомогательное средство для облегчения вхождения в контакт, как этап развивающего занятия.

Возраст клиента здесь может быть самым различным. Но особенно хорошо этот способ рисования подходит для здоровых детей от 1 года до 3 лет, когда ребенок еще не может правильно держать в руке кисть или карандаш. Хорошие результаты достигаются и в совместном рисовании с ребенком в тех случаях, когда между ребенком и родителем нарушен эмоциональный контакт по самым разным причинам. Это может быть дистанцированность родителя из-за болезни, службы в армии, нахождения в длительных командировках и пр. Такое рисование можно использовать как один из элементов вхождения в контакт с ребенком, который необходим будущим усыновителям в процессе подготовки к усыновлению.

Для детей с нарушениями опорно-двигательной системы это еще одна возможность укрепить мышцы рук, разработать суставы. Рисование кремом благотворно влияет на эмоциональное состояние, способствует снятию мышечных зажимов.

Если добавить в крем красители (можно использовать пищевые красители, которые добавляют в крем для приготовления торта) и поместить окрашенный крем в небольшие баночки, то можно рисовать по чистому стеклу, нанося мазки пальчиком, по аналогии с рисованием масляными красками. Такая работа плавно готовит ребенка к рисованию на бумаге, снимает страх, что у него что-то плохо получится, ведь «краски» не разливаются от неосторожного движения, а под рукой всегда есть салфетка.

Вместо оргстекла можно использовать обыкновенный пластик, которым покрывают школьные парты, обеденные столы в детских столовых. «Веселая переменка», проведенная группой первоклашек за рисованием на парте (!), снимает напряжение, развивает коммуникативные качества. Пятна на пластиковых столах от такого рисования — явление редкое, но и они легко удаляются современными средствами.

Татьяна СОЛОВЬЕВА,
педагог-психолог МОУ Лицея № 1,
г. Волжский,
Волгоградская область