Оксана РУДЯКОВА,
педагог-психолог,
методист комитета по образованию
администрации Советского района,
г. Волгоград
Маленький волшебник
Программа занятий по развитию
творческого мышления и профилактике
школьной тревожности у младших школьников
Данная
программа направлена на развитие творческого
мышления, снятие эмоционального дискомфорта,
создание ситуации успеха, а также коррекцию и
развитие процессов эмоциональной сферы в
со-творческой деятельности.
Основным условием реализации программы
является сотрудничество младшего школьника со
сверстниками и детьми старшего или младшего
возраста (таким образом, группа может быть
разновозрастной — от 6 до 9 лет), а также
совместная деятельность ребенка со взрослым.
Программа рассчитана на 27 часов.
Цель программы: развитие творческого
мышления, чувствительности к проблемам, гибкости
и оригинальности мышления, способности
анализировать и синтезировать идеи;
формирование способности понимать предметы и
явления, устанавливать логические связи.
Задачи:
— организация со-творческой деятельности,
способствующей развитию творческого мышления,
снижению тревожности и проявлений агрессивности
младших школьников;
— организация развивающих воздействий с
использованием таких методов, как:
сказкотерапия, изотерапия, игровая терапия,
психодрама;
— развитие мелких мышц руки, пространственной
ориентации, координации движений, координации в
системе «глаз-рука», увеличения объема
зрительного восприятия;
— формирование чувства психологической
защищенности у детей в условиях совместной
творческой деятельности;
— развитие конструктивных способов
взаимодействия в детском коллективе.
Наполняемость группы: от 6 до 10 человек
(1–2 с признаками реактивной агрессии, но с
развитым не ниже среднего уровня творческим
воображением; 2–3 с признаками тревожности,
застенчивости; 2–3 с недостаточно развитой
моторикой рук; остальные ребята с низким/средним
уровнем развития творческого мышления,
показателями разработанности и оригинальности
идей).
Структура занятия
• Ритуал приветствия.
• Разминка — средство воздействия на
эмоциональное состояние детей, их активность,
настрой на продуктивную совместную
деятельность.
• Основное содержание занятия подразделяется
на два блока:
— задания репродуктивного вида с поисковыми и
творческими элементами: изобразительная
деятельность (элементы ТРИЗа: монотипия,
пальцеграфия, волшебные краски, ладонная
живопись), конструирование из бумаги (работа в
технике «мятая бумага»);
— задания творческого вида: сказкотерапия
(сочинение сказок и историй с опорой на
содержание деятельности первого блока основной
части занятия), психодрама (разыгрывание сюжетов
сказок, придуманных на предыдущем занятии, с
введением новых образов, психогимнастические
этюды).
• Рефлексия прошедшего занятия — выяснение
эмоционального состояния ребенка.
• Ритуал прощания.
Этапы реализации
Предварительный этап — 8 часов. Подбор
диагностических методик и проведение
диагностического обследования. Необходимо
учитывать, что с обучающимися в возрасте от 6 до 7
лет диагностическое обследование проводится в
индивидуальной форме, что повлечет за собой
увеличение времени на предварительный этап, а в
возрасте от 7 до 9 лет — фронтально. В качестве
диагностического материала используются:
• с детьми от 6 лет до 7 лет — проба на
развитость творческого воображения О.М. Дъяченко
«Художник», а также методики «Изучение
графической карты», «Волшебные кляксы»,
«Завершение рассказа» (см. приложение № 1);
• с детьми от 7 лет до 9 лет — Краткий тест
творческого мышления (КТТМ);
• можно воспользоваться психодиагностическим
материалом по исследованию творческого мышления
Е.Е. Туник (Психодиагностика творческого
мышления. Креативные тесты. — СПб.: СПбУПМ, 1997).
Основной этап — 12 часов. Развивающие
занятия проводятся 1 раз в неделю;
продолжительность — от 45 минут до двух часов (при
условии вовлеченности обучающихся в творческий
процесс), при этом ведущий отслеживает
психологическое состояние каждого, не допускает
переутомления.
Заключительный этап — 7 часов.
Подготовка и проведение повторной диагностики с
целью выявления динамики развития.
Информирование педагогов и родителей о
результатах развивающей работы с детьми.
КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ
ЗАНЯТИЕ № 1 (вводное)
Цель: cоздание в группе атмосферы
доброжелательности; развитие способности к
игровому поведению как основе социального
взаимодействия.
1. Упражнение «Знакомство»
Педагог предлагает каждому участнику по
очереди (по кругу, по часовой стрелке)
представиться по имени, чтобы познакомиться и
рассказать о себе то, что считает необходимым.
2. Упражнение «Нетрадиционный способ
приветствия»
Участники группы, хаотично перемещаясь по
комнате и встречаясь друг с другом, здороваются
предложенным способом: кивком головы, ладошками,
пяточками, спинками, плечом.
3. Упражнение «Птицы, блохи, пауки»
Участники делятся на первый-второй, образуя две
команды, каждая команда решает, кем они будут:
птицами, пауками или блохами. Две команды встают
в линейку лицом друг к другу и показывают жест,
обозначающий выбранное животное. Пауки убегают
от птиц, птицы от блох, блохи от пауков.
4. Устанавливаем правила
Сообщение цели занятий и обсуждение правил
работы в группе.
• Здесь и сейчас (правило конфиденциальности).
Все, о чем говорится на занятии, не
рассказывается за пределами класса.
• Один говорит, остальные слушают.
• Правило вытянутой руки, если хочешь что-то
сказать.
• Право отказаться от выполнения задания, но не
более одного раза за занятие.
• Постоянство группы (посещаемость занятий).
5. Упражнение «Дерево желаний»
Дети делятся на пары, одному закрывают глаза, а
поводырь становится сзади и берет ведущую руку
своего партнера в свою, чтобы вместе нарисовать
дерево желаний. Затем участники меняются
местами. Задание: украсить это дерево так, чтобы
было понятно, какие желания оно может выполнить.
В конце упражнения все деревья вывешиваются на
доску и каждая пара рассказывает о своем дереве
желаний, а ведущий задает уточняющие и наводящие
вопросы.
6. Релаксация «Дерево»
Всем участникам предлагается встать в круг,
представить, что тело — это окаменевший ствол
дерева.
Ведущий. Весна, почва прогрелась под
солнечными лучами, и дерево постепенно начинает
просыпаться от зимней спячки. Вот согрелись
корни дерева, ваши ноги (медленно наклониться к
ногам и так же медленно выпрямиться). Теплый сок
пошел по стволу вверх, оживляя крону дерева, его
веточки. Постарайтесь почувствовать, как тепло
наполняет ваше тело. Когда тепло вы почувствуете
в кистях рук, это значит, что крона дерева тоже
проснулась, на веточках появляются листочки
(руки медленно поднять через стороны вверх,
развести в стороны и снова поднять над собой),
листочки распускаются, наполняются светом
солнца, влагой. Расправьте свои плечи, поднимите
лицо к солнцу, сделайте глубокий вдох, выдох.
После выполнения упражнения детям
предлагается высказать свои ощущения: поднять
руку тем, у кого получилось почувствовать тепло в
теле, кто почувствовал, как проснулось его
деревце.
7. Упражнение «Импульс»
Все участники встают в круг и по очереди
передают привет в виде импульса (пожатия руки
соседа) тому, кому захочется. Но для того чтобы
было понятно, к кому идет импульс, сначала
необходимо установить зрительный контакт. На
первых занятиях предлагается называть имя того,
кому хотелось бы передать привет. Затем уже
только с помощью глаз дети договариваются о
передаче импульса. Ведущий отслеживает, чтобы
импульс был послан каждому участнику занятия.
8. Итог занятия через рефлексию
собственных ощущений и вербализацию своих
чувств.
ЗАНЯТИЕ № 2 (диагностическое)
Цель: выявление особенностей творческого
мышления участников группы; создание в группе
доброжелательной обстановки, способствующей
сплочению детского коллектива; воспитание
отзывчивости к другим людям, желания оказать им
поддержку в трудной жизненной ситуации.
1. Упражнение «Назови соседа справа через
одного»
Педагог предлагает ребятам по очереди
представиться самим, а затем назвать своего
соседа справа через одного.
Напоминание правил работы в группе:
• один говорит, остальные слушают;
• вытянуть руку, если хочешь что-то сказать.
2. Упражнение «Как один»
Ведущий показывает движение, а все должны
одновременно его повторить «как один человек».
Движение — пауза — движение — пауза и т.д.
Варианты движений: руки вверх, ладони у груди,
хлопок, приседание, прыжок.
3. Упражнение «Ритм»
Все участники встают в круг спиной к центру
круга. Ведущий задает ритм (хлопая в ладоши то
быстро, то медленно, то тихо, то громко), а дети
передвигаются согласно ритму то вправо, то влево.
4. Введение в сказочную ситуацию «Волшебные
витражи»
(См. приложение № 2.)
Ведущий. В волшебной стране Мирии, где
живет царь Миролюб, произошло странное событие.
Все придворные художники оказались в ловушке.
Злой волшебник Тум-Дум заключил их в своей башне,
чтобы они не смогли к празднику украсить окна
города яркими рисунками, сделать красивые
витражи. Миролюб очень расстроился, ведь все
жители волшебной Мирии ждут этого дня. Предлагаю
вам помочь жителям и нарисовать волшебные
витражи
Каждый ребенок получает свой лист с заданием и
под тихую, спокойную музыку рисует. Когда все
готово, необходимо дать каждому витражу
название. Время — от 15 до 20 минут. Затем все
витражи вкладывают в конверт, чтобы отправить их
в волшебную страну Мирию царю Миролюбу.
Ведущий предлагает ребятам подумать, чем
закончится история в стране Мирии. Как поступит
Тум-Дум, увидев, что витражи к празднику готовы,
отпустит ли он художников. Идет работа по
завершению сказочного сюжета.
5. Упражнение «Зернышко»
Ведущий. В зернышке или семечке спрятаны
различные растения. Зернышко, попадая в почву,
начинает прорастать. Представьте себя в виде
зернышка. Присядьте на корточки. Сейчас вы
чувствуете, как тепло согревает вас изнутри, ваши
ноги, тело, руки. Солнышко пригревает, и зернышко
прорастает. Постепенно вы выпрямляетесь, из
вашего зернышка к солнцу тянется росток, он
набирается сил и становится все сильнее и
сильнее. Присмотритесь к нему, что это за
растение? Возможно, ягода или цветок, а кто-то
овощ или фруктовое деревце. Оно выпрямляет свои
листочки и радуется солнышку. Потянитесь,
встаньте на носочки.
Сделайте глубокий вдох и выдох. Вы сейчас снова
ребята, но очень хотелось бы знать, какие
растения вы вырастили из зерен. Кто готов нам
рассказать о своем ростке?
Рассказы детей. ведущий может задавать
наводящие и уточняющие вопросы.
6. Упражнение «Пожелания в круг»
Участники группы высказывают свои пожелания на
будущее, говорят, что понравилось и что не
понравилось на занятии.
ЗАНЯТИЕ № 3 (развивающее)
Цель: продолжать развитие творческого
мышления, способствовать формированию групповой
сплоченности; создать условия для снятия
эмоционального напряжения у участников группы
посредством работы с «волшебными красками».
1. Упражнение «Имя и цифра»
Педагог предлагает ребятам по очереди
представиться и назвать свою любимую цифру.
Напоминание правил работы в группе.
2. Упражнение «Маски настроений»
Участники знакомятся с масками настроений,
определяют, какая маска какому настроению
соответствует, и показывают с помощью мимики то
настроение, с которым они пришли сегодня на
занятие.
3. Упражнение «Сказочный герой»
Ведущий предлагает вспомнить одного из
сказочных героев, а затем изобразить его с
помощью движений своего тела.
Ведущий. В волшебной стране Мирии
художники научились делать волшебные краски.
Царь Миролюб так благодарен всем вам за красивые
витражи, что передал нам волшебный рецепт.
Возьмите одну из емкостей, в которой вы будете
замешивать свою волшебную краску.
В
состав красок входят частички того, что есть в
Мирии. Там есть золотые пшеничные поля. Собрав
пшеницу, из нее делают муку, а затем все жители
пекут вкусный хлеб. Художники решили, что эта
мука может стать основой для волшебства.
Возьмите горсть муки, положите ее в свою емкость,
почувствуйте ее силу, просеивая сквозь пальцы. В
Мирии есть соляные горы, которые при свете солнца
сияют так, что их свет можно заметить отовсюду.
Возьмите щепотку соли и перемешайте ее с мукой. В
сказочной стране есть не только кисельные, но и
масляные реки. Вот немного такой масляной реки и
добавили волшебники в свои чудо-краски. Теперь
добавьте немного масла в свою емкость, вспомните,
что наша волшебная краска служит для
изготовления сказочных картин. Вода в Мирии
обладает целительными свойствами, а краскам
придает живость и энергию. Постепенно мы
насыщаем наши краски водой.
Художники Мирии заметили, что состав волшебной
краски очень сильно напоминает… Как вы думаете,
что? Конечно же, тесто. Добавляя в наше чудесное
тесто клей, мы вспоминаем о том, что в любой
стране живут люди, они связаны между собой,
многие знакомы друг с другом с детства, вместе
ходят в школу, кружки. И в сказочной стране тоже
все это происходит с ее жителями. Мир, в котором
мы живем, не может быть черно-белым, он
разноцветный, именно цвет придает ему ощущение
сказочности. Посмотрите на те краски, которые
есть у нас с вами, выберите ту, которая вам больше
нравится, и добавьте ее в тесто. Теперь аккуратно
перемешайте свою волшебную краску, чтобы она
была не слишком жидкой, но и не очень густой,
найдите золотую середину.
Теперь наши краски готовы. Вот какие они
необычные. Художники Мирии уверены, что и наши с
вами работы будут тоже необыкновенно красивы.
Возьмите одну из пластинок и осторожно капайте
на нее, не размазывая, а выливая несколько капель
разных по цвету красок. Когда вы накапали
несколько капель на пластину, энергично
постучите по ее краям, позволяя краскам
перемешаться в причудливый узор. (Ведущий
показывает, каким образом это сделать.) Теперь и
мы стали маленькими волшебниками, как художники
Мирии. Наши работы мы оставим на подоконнике до
полного высыхания, а затем их можно будет
поместить в рамочки.
Ведущий просит ребят поделиться своими
мыслями, чувствами и ощущениями от изготовления
«волшебных красок» и способа рисования ими. (На
одном из занятий можно также вспомнить рецепт
волшебных красок и приготовить в подарок жителям
страны Мирии общую картину, при этом волшебными
красками можно рисовать и при помощи кисточек,
ватных спонжей, а также пальцев.)
4. Упражнение «Сказочный букет»
Ведущий напоминает ребятам о том, что сказка
живет в них, пока они помнят сказочных героев и те
сказки, в которых эти герои живут. Он предлагает
детям создать сказочный букет, где вместо цветов
будут сказки. Затем благодарит детей за работу на
занятии.
ЗАНЯТИЕ № 4 (развивающее)
Цель: продолжать развитие творческого
мышления участников группы; развивать слуховое
восприятие и моторику рук; воспитывать
отзывчивость к другим людям, желание оказать им
поддержку в трудной жизненной ситуации.
1. Упражнение «Услышь свое имя»
Педагог предлагает ребятам по очереди
представиться, а затем одному из участников
стать в круг и закрыть глаза, а кто-то его позовет.
Кто водит, тот должен угадать, кто его позвал.
2. Упражнение «Линейка, стройся!»
Дети должны построиться по определенному
признаку, который называет ведущий:
— от самого веселого к самому грустному;
— от самого сытого к самому голодному;
— от самого смелого к самому робкому;
— от самого активного, кто готов сегодня
работать, к самому пассивному, кто не хочет
сегодня ничего делать.
3. Упражнение «Волшебные пальчики»
Ведущий. Вспомните, как люди общаются
друг с другом, с помощью чего. А когда не было
речи, то люди общались с помощью рук. Наши руки
очень пластичны, гибки, мы можем с их помощью
изобразить ручеек (руки вытянуть перед собой и
изобразить волну), цветок (ладони поставить перед
грудью, локти соединить вместе и постепенно
раскрыть ладони, при этом пальцы широко
расставить), бабочку (руки перед грудью, большие
пальцы соединить, а ладоши развести в стороны от
себя, имитируя движение крыльев бабочки, слегка
сводить и разводить ладони), солнце (руки перед
грудью, пальцы растопырить, сложить ладошки и
поворачивать в разные стороны, локти при этом
тоже двигаются).
А теперь составьте связное предложение с
помощью этих жестов. Например: на небе
появилось солнышко и на луг слетелись бабочки.
Наши руки действительно волшебные, с их помощью
с нами может заговорить и простая бумага.
Сегодня мы с вами познакомимся с маленькой
рыбкой Зу-Зу, которая живет в ручейке,
протекающем по лугам Мирии. Зу-Зу не простая
рыбка, она волшебная. (Ведущий показывает
готовую рельефную картинку рыбки.) Ручеек —
большой друг Зу-Зу, его теплые, а порой прохладные
воды помогают ей совершать путешествие к своим
родным. Зу-Зу не всегда жила в ручейке. Однажды на
Мирию налетел ураган и подхватил воды морские, да
так, что вместе с водой в его поток попала Зу-Зу.
Но постепенно ураган стал стихать, силы его
уменьшились, и Зу-Зу смогла вырваться из его
потока. Рыбка попала в ручеек, который пообещал
ей помочь вернуться к своей семье.
Мы тоже можем помочь этим двум друзьям, а вот
каким образом, как вы думаете? Что мы можем
сделать?
Изготовление рельефной картины «Рыбка».
Дети отмечают, каким образом можно изготовить
такую рыбку, что для этого понадобится (листы
бумаги, клей). Затем под руководством ведущего
изготавливают таких же рыбок сами. После того как
все рыбки будут сделаны, их приклеивают на один
большой лист ватмана синего цвета.
Ведущий предлагает ребятам описать встречу
Зу-Зу с ее семьей.
Ведущий. Таким образом, рыбка Зу-Зу
встретилась со своей семьей, а мы и быстрый
ручеек ей в этом помогли.
Рефлексия чувств.
4. Упражнение «Веселые краски»
Ведущий напоминает о том, что любой предмет
может передать настроение с помощью цвета, и
предлагает ребятам создать набор красок, которые
соответствуют их настроению сейчас, в конце
занятия. Каждый участник выбирает одну из
цветных карточек, а затем выстраивается цветовая
радуга.
ЗАНЯТИЕ № 5 (развивающее)
Цель: продолжать развитие творческого
мышления участников группы; способствовать
развитию и укреплению мелкой моторики рук;
развивать групповую сплоченность в детском
коллективе.
1. Упражнение «Имя и ощущения с прошлого
занятия»
Дети должны по очереди представиться, а
также поделиться своими чувствами по поводу
последнего занятия, когда все помогали рыбке
Зу-Зу. Затем они вспоминают добрые дела, которые
они сделали в последнее время.
2. Упражнение «Трамвайчик»
Каждый участник перемещается с места на место,
произнося только одну из фраз:
1-й — «А я еду!»
2-й — «А я рядом!»
3-й — «А я зайцем!»
4-й — «А я вместе с…» (имя того, с кем хотелось бы
быть рядом).
Трамвайчик постепенно набирает скорость.
3. Упражнение «Стихии»
Ведущий говорит: «земля», «вода», «небо», а
участники изображают, кто там живет: «земля» —
звери; «вода» — рыбы; «небо» — птицы.
Затем ведущий рассказывает сказку о морских
жителях — непоседливых осьминожках, которые все
время озорничали, веселились, громко смеялись и
даже иногда хулиганили.
Ведущий. Однажды они заплыли очень далеко
от дома, забыв о безопасности, стали играть в
прятки, громко смеялись и разбудили черную
каракатицу, которая очень не любила малых деток и
веселье. Черная каракатица давно мечтала
как-нибудь отомстить жителям подводной страны за
то, что они шумят и мешают ей отдыхать, и решила
сделать осьминожек бесцветными. Осьминожки и не
догадывались, что с ними стало, пока не вернулись
домой. Там они заметили, что их никто не видит. Они
испугались, но не только за себя, а также за своих
родителей, которые сильно горевали. Осьминожки
попробовали поговорить со своими родителями, но
те подумали, что это у них от горя галлюцинации
появились. Что же делать?
Ребята, как вы думаете, что могло бы помочь
осьминожкам? (Варианты ответов детей.) Очень
интересные предложения. Но осьминожки
отправились в путь к старому мудрому крабу,
который жил в уединении, чтобы можно было
размышлять в тишине. Краб рассказал им, что если
они найдут тех, кто захочет вернуть им их
сущность дважды, то снова станут видимыми.
Осьминожки обрадовались, но не совсем поняли, что
значит «вернуть сущность дважды»…
Сегодня мы с вами попробуем сделать то, о чем
сказал краб, но для этого нам нужно быть
внимательными и аккуратно выполнять все задания.
Вы готовы?
(Изготовление осьминожек в технике
«монотипия».)
Ведущий предлагает ребятам выбрать для своей
работы плоскость — прозрачные пластиковые
дощечки или новые полиэтиленовые пакеты, где они
будут рисовать маленьких осьминогов. Под
руководством ведущего дети рисуют осьминожек на
плоскости, при этом педагог выясняет у ребят,
какого цвета должен быть их осьминожек, сколько у
него щупалец. Как только осьминожки на плоскости
готовы и раскрашены каким-нибудь цветом, на
плоскость накладывают лист белой плотной бумаги,
осторожно прижимают его и получают оттиск.
Ведущий. Вот так мы выполнили задачу,
которую необходимо было решить для того, чтобы
веселые осьминожки снова стали видимыми. Мы
вернули их сущность дважды. Первый раз, как вы
думаете, когда? Правильно, когда нарисовали их на
плоскости. А второй раз? Когда наложили на
плоскость лист и сделали оттиск.
(Затем ребятам предлагается дать имена своим
осьминожкам.)
Все люди отличаются друг от друга. Вот в нашей
группе только один такой озорной и подвижный
Сережа, одна Настя с длинными светлыми косами,
один задумчивый Никита. Так и осьминожки —
каждый из них, как и мы с вами, неповторим и
индивидуален.
Ребята украшают их и выкладывают на лист
ватмана синего цвета.
Ведущий просит ребят поделиться своими мыслями
о том, как закончится история с осьминожками.
4. Упражнение «Морской цветок»
Все участники рассчитываются на первый-второй.
Первые номера становятся во внешний круг, держа
друг друга за руки. Второй круг — внутренний,
вторые номера тоже держат друг друга за руки.
Первые номера проходят во внутренний круг между
рук вторых номеров, а затем прогибаются через
руки вторых номеров, имитируя открытый цветок.
Так же делают вторые номера.
ЗАНЯТИЕ № 6 (развивающее)
Цель: продолжать развитие творческого
мышления; способствовать развитию и укреплению
мелкой моторики рук; способствовать развитию
конструктивных форм поведения.
1. Упражнение «Встаньте те, у кого…»
Ведущий предлагает встать около стульев тем, у
кого есть: в имени звук «О»; черные шнурки в
ботинках; зеленый цвет в одежде; кто одет в брюки;
у кого светлый цвет волос; кто родился весной и
т.п.
2. Упражнение «Хорошо — плохо»
Ведущий зачитывает высказывания. Если ребята
считают, что это хорошо, то становятся слева от
него, если плохо, то справа. Высказывания:
• Умываться по утрам, польза коже и зубам.
• За окошком ночь, страшно в комнате пустой,
некому помочь.
• В школе пять ты получил, ничего не пропустил.
• Нет приятелей, один, что за невезуха, скука в
дом ко мне пришла, вредная старуха.
• Праздник в доме, пир горой, день сегодня не
простой, день рожденья это мой.
3. Упражнение «Винегрет»
Ведущий предлагает участникам занятия
рассчитаться таким образом: картофель, лук,
свекла, огурец. Затем, когда ведущий называет
определенный овощ, меняются местами те, кому он
выпал, если же ведущий говорит: «Винегрет» — все
участники занятия меняются местами.
4. Изготовление картинки в технике
ТРИЗ
(пальцеграфия) «Петушок»
Ведущий. Сегодня мы с вами попробуем
нарисовать петушка, который рано-рано поутру
будит всех жителей Мирии. Посмотрите на него.
(Ведущий показывает портрет петушка — см.
приложение № 4.) Нам потребуются лист белой
бумаги, краски, вода, простой карандаш и салфетка.
Как вы думаете, из чего состоит волшебный
петушок? Верно, из ладошки. Сначала каждый из вас
обведет свою ладошку на листе простым
карандашом. А теперь мы будем превращать ладошку
в петушка с помощью пальцев. Указательный
пальчик обмакните в воду, а потом в красную
краску — мы будем рисовать гребешок петушку. Что
еще есть у петушка? Бородка красного цвета. Ее мы
тоже нарисуем с помощью пальцев. Обмакните в воду
пальчики и промокните их салфеткой.
Мы нарисуем глаз петушку с помощью мизинчика.
Глаз можно нарисовать черным, синим или зеленым
цветом. А теперь дорисуем клюв, он будет черный.
Его мы рисуем мизинцем, вот так. Молодцы. А сейчас
с помощью пальчиков мы нарисуем перышки желтого
цвета нашим петушкам. Рисовать будем четырьмя
пальчиками. Старайтесь рисовать перышки
аккуратно, чтобы не задеть глазик. Какие красивые
петушки получились у нас!
А теперь настало время сказки, которую мы с вами
сами сочиним.
Ведущий начинает рассказывать сказку о
волшебном петушке, красном гребешке, масляной
головушке, шелковой бородушке, который жил на
птичьем дворе.
Жил в сказочной стране Мирии на птичьем дворе
маленький Петя-петушок. У него было много
братьев, они часто затевали разные соревнования,
мерились силой и ловкостью. Один только Петя не
играл с братьями, а все мечтал, уж очень он хотел
иметь звонкий голосок, чтобы по утрам будить всех
своим звонким «ку-ка-ре-ку». Но Петя был слишком
мал и не знал нот. И вот однажды он услышал о
прекрасной птице, которая учит всех петь. А был
это… Какая из птиц умеет петь так, что можно
заслушаться? Правильно, соловей. Решил
обратиться Петя за помощью к знатному певуну. Но
что сказать и как себя вести, чтобы тебе помогли,
он не знал. А мы с вами знаем, что необходимо
делать, если хочешь о чем-то попросить другого.
Давайте поможем Пете, расскажем ему об этом.
(Варианты детей.) Согласился соловей научить
Петю, но сказал, что только одного желания мало,
нужно и усердие. Как вы думаете, что значит
усердие? Когда у нас все получается? Верно,
усердие — это старание: исправно учить ноты,
выполнять все упражнения, делать домашние
задания. Только так у Пети все получится. Вот
какие задания выполнял Петя каждый день.
5. Разминка
Упражнение «Дыхание»: вдох носом, плечи не
поднимаются, животик выпячивается вперед, как
шарик; выдох и животик прячется. (4 раза.)
Упражнение «Осанка»: все выпрямляют спинки,
приподнимают голову чуть вверх, смотрят вперед и
красиво двигаются по кругу, высоко поднимают
колени, тянут носочек.
Упражнение «Гимнастика для губ»: пропеваем
гласные звуки: а, о, у, и, е; затем добавляем
движения рук на каждый звук.
6. «Голосистый петушок»
Ведущий. Шли дни, недели, месяцы. И вот
однажды, когда Петя распевался, он услышал за
своей спиной громкие аплодисменты. Петя повернул
свою головушку и увидел за спиной весь птичий
двор, где были его братья, мама курица, папа петух
и учитель соловей. Он сначала испугался, но все
птицы просили его спеть еще и еще. Мама курица
была очень горда своим сыном, ведь он так хорошо
пел. Каким был его голос, как вы думаете? Да,
звонким, мелодичным. Вот какая удивительная
сказка у нас получилась.
7. Упражнение «У тебя все получится!»
Ведущий предлагает каждому участнику
поддержать своего соседа справа, ведь всем
необходимо, чтобы рядом были те, кто может помочь
и делом, и добрым словом. Каждый по очереди
поворачивается к своему соседу справа и, пожав
ему руку, говорит: «Я верю, у тебя все получится!»
ЗАНЯТИЕ № 7 (итоговое)
Цель: продолжать развивать творческое
мышление; способствовать развитию и укреплению
мелкой моторики рук; способствовать развитию
конструктивных форм поведения.
1. Упражнение «Позови ласково»
Педагог предлагает ребятам по очереди позвать
кого-нибудь из круга, но ласково, так, как могла бы
позвать его мама, при этом необходимо передать
волшебный клубок (веселый мяч).
2. Упражнение «Деревянные куклы»
Участники занятия разбиваются на пары. Один
будет кукловодом, а второй — куклой. Кукловод
становится за спиной у своей куклы, берет ее руки
в свои и начинает двигать ими, затем наклоняет
куклу, поворачивает ее. Потом меняются местами.
3. Упражнение «Паровозик»
Ребята должны изобразить паровозик, где каждый
вагончик будет со своим характером: помощник,
упрямец, лидер, который старается быть первым,
ленивец, ему очень лень двигаться, умник, он
всегда первым издает гудок. Для этого все
становятся друг за другом и начинают двигаться
согласно своему характеру, который выберут при
помощи карточек. На карточке нарисован вагончик,
внутри которого написано: умник, ленивец,
упрямец, помощник, лидер. Если ребятам незнакомы
какие-то проявления характера, то перед
выполнением упражнения идет обсуждение
характеристики вагончиков.
Ведущий рассказывает историю о волшебном
паровозике, который никак не может покинуть
главную станцию сказочной страны Мирии и
совершить путешествие. Педагог выясняет у ребят,
как им кажется, почему паровозик не может
отправиться в путешествие? Было ли ребятам легко
двигаться, когда они сами изображали паровозик, в
котором каждый вагончик имел свой характер? Что
мешало им? Что может помочь сказочному
паровозику пуститься в путь?
Затем всем участникам раздаются шаблоны
вагончиков, и на одном длинном куске обоев, где
уже наклеены рельсы, каждый рисует свой вагончик,
но перед этим ребятам дается время (3 минуты),
чтобы они договорились, в какой
последовательности вагончики будут
присоединяться к паровозику. После обсуждения
все молча начинают выполнять задание. Как только
последний вагончик обведен, всем можно говорить.
Ведущий просит ребят изобразить с помощью
цвета, какое у каждого вагончика настроение, ведь
в Мирии все разноцветное и сказочно прекрасное.
Детям предлагаются краски, карандаши, пастель.
После того как паровозик преобразился,
участники группы вспоминают, что же еще есть в
сказочной стране, и на куске обоев появляются:
ручеек, соляные горы, дворец царя Миролюба с
витражами, море, золотые поля пшеницы, голубое
небо и пр. Ведущий задает детям наводящие
вопросы, напоминает с помощью отдельных
картинок, кто живет в стране Мирии, чем богата эта
страна.
Ведущий. Таким образом, наш паровозик
совершил свое путешествие и узнал, в какой стране
он живет, чем богат его край, у него появились
друзья: рыбка Зу-Зу, непоседливые осьминожки,
Петя-петушок и все мы.
4. Подведение итогов цикла занятий
Ведущий выясняет, что запомнилось ребятам, что
интересного они узнали для себя, чем могут
поделиться с друзьями.
5. Упражнение «До скорой встречи, друг!»
Ведущий предлагает ребятам попрощаться с
волшебным паровозиком и страной Мирией, а также с
ее жителями не совсем обычным способом.
Необходимо произнести фразу «До скорой встречи,
друг!» с разной интонацией. Ведущий задает
интонацию, а ребята пытаются определить, какая
это интонация, что чувствует человек. Затем
каждый участник группы произносит ту же фразу с
интонациями: грусти, радости, удивления и пр.
Закончить необходимо на позитивной интонации.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
Диагностические методики для детей от
6,5 до 7,5 лет
Проба О.М. Дьяченко «Художник»
Цель исследования: определить
особенности воображения и творческие
способности ребенка.
Материалы и оборудование:лист бумаги с
нарисованными на нем фигурами, карандаш.
Процедура исследования:за 5–10 минут
ребенку необходимо пририсовать к фигурам то, что
он считает нужным, чтобы получились предметные
изображения.
Инструкция
Перед тобой лист, разделенный на 8 частей. В
каждой из них нарисованы фигурки, художник хотел
их дорисовать, но потерял образцы, и теперь этот
листочек попал к тебе. Дорисуй и преврати эти
фигуры в картинки, но так, чтобы среди них не было
одинаковых. В каждой из восьми частей листа
должны быть разные картинки. Что ты будешь
делать? Ты готов? Пожалуйста, приступай.
По истечении 10 минут экспериментатор
спрашивает у ребенка, как можно назвать каждый из
восьми рисунков, и подписывает их.
Обработка результатов
Выполнение задания может быть оценено в баллах.
0 баллов — ничего не нарисовано.
1 балл — стереотипные рисунки, отличаются
простотой, трудности вербализации при назывании
картинок.
2 балла — простые стандартные рисунки с
повторами, затруднения при подборе названий к
некоторым рисункам.
3 балла — сложные оригинальные рисунки,
достаточно хорошая вербализация.
Данную методику легко превратить в игру и можно
использовать как часть групповой работы.
Вариант бланка к пробе «Художник»
Фамилия, имя ребенка___________________________
Возраст___________ Класс_________ Дата __________
Методика «Изучение
графической карты»
Цель:определить особенности воображения и
творческие способности ребенка.
Материалы и оборудование: карта —
туристическая маршрутная схема с изображением
какой-либо реки.
Процедура исследования
Ребенку предлагается туристическая маршрутная
схема с изображением реки. По берегам реки
нанесены схематические изображения городов,
деревень, железной дороги, мостов и т.п. Ребенку
предлагается рассказать о своем путешествии на
теплоходе по большой реке: что он видел, что его
заинтересовало. Экспериментатор записывает
рассказ ребенка на аудиокассету, чтобы затем
иметь возможность оценить точность рассказа, его
полноту и особенности смысловых переходов.
Инструкция
Перед тобой карта. Представь, что по этой реке
плывет теплоход, ты стоишь на палубе и смотришь
на берега. Что ты видишь? Расскажи мне,
пожалуйста.
Обработка результатов
Выполнение задания может быть оценено в баллах.
0 баллов — отсутствие какого-либо рассказа,
даже с опорой на наводящие вопросы.
1 балл — ребенок добросовестно перечисляет все,
что видит на карте, ничего не добавляя от себя,
никаких образов не возникает.
2 балла — сюжетный рассказ отсутствует, но
ребенок рассказывает много, иногда очень
эмоционально, свободно представляя себя
плывущим на теплоходе.
3 балла — ребенок выдает связный рассказ о
воображаемом путешествии. Он очень эмоционально,
красочно описывает все, что с ним происходит во
время путешествия. Чувствуется контроль
сознания, так как рассказ последователен и
соответствует маршруту.
Методика «Волшебные кляксы»
Цель: определить особенности
воображения и творческие способности ребенка.
Материалы и оборудование:листы бумаги, тушь
или чернила, салфетка. Предварительно
экспериментатор готовит чернильные пятна на
листах.
Процедура исследования:ребенку
последовательно предлагается 6 листов бумаги с
чернильными пятнами, и он описывает то, что видит.
Инструкция.Перед тобой лист, посмотри на
него внимательно. Назови, что ты видишь?
Обработка результатов.Оценивается
количество увиденных предметов. За каждый
предмет — 1 балл.
Методика «Завершение рассказа»
Цель: определить особенности
воображения и творческие способности ребенка.
Материалы и оборудование: заранее
подготовленные зачины рассказов.
Процедура исследования: ребенку
предлагается продолжить и закончить рассказ.
Время выполнения — 10 минут.
Инструкция. Сейчас мы с тобой попробуем
сочинить историю. Я начну, а ты продолжишь. Ты
готов?
Стоял ясный солнечный день. По улице шла
девочка и вела на поводке смешного щенка. Вдруг
откуда ни возьмись…..
Обработка результатов. Рассказ
оценивается по следующим критериям:
— законченность;
— яркость и оригинальность;
— необычность поворота сюжетной линии;
— неожиданность концовки.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
Волшебные витражи
Фамилия, имя ребенка___________________________
Возраст___________ Класс_________ Дата __________
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
Рыбка Зу-Зу
Выполнена в технике «мятая бумага». Все детали
изготовлены из смятой бумаги, ее можно рвать,
скручивать. Так же можно сделать и петушка.
Приложение № 4
Петушок
Выполнен с использованием техник «ладонная
живопись» и «пальцеграфия». Обводится ладошка и
дорисовываются клюв, бородка, гребень с помощью
пальцев, а затем сама голова петушка тонируется
при помощи отпечатков кончиков пальцев (так же
можно выполнить рисунок осьминожка).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми:
Руководство для детских психологов, педагогов,
врачей и специалистов, работающих с детьми. —
СПб.: Речь, 2006.
Кирнос Д.И. Индивидуальность и творческое
мышление. М.: Просвещение, 1992.
Межиева М.В. Развитие творческих
способностей у детей 5—9 лет. — Ярославль:
Академия развития: Академия Холдинг, 2002.
Психология творчества / Под. ред. Я.А.
Пономарева. — М.: Наука, 1990.
Субботина Л. Развитие воображения у детей.
— Ярославль, 1998.
Краткий тест творческого мышления. Фигурная
форма: Пособие для школьных психологов. — М.:
ИНТОР, 1995.
Практикум по возрастной и педагогической
психологии: Для студентов сред. пед. учеб.
заведений / Авт.-сост. Е.Е. Данилова // Под ред. И.В.
Дубровиной. — М.: Издательский центр
«Академия», 2000.
Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция
и развитие личности. — М.: Гуманитарный
издательский центр ВЛАДОС, 1999. |