Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №21/2007


МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

Наталья СОЛОВЬЕВА,
педагог-психолог, сказкотерапевт,
Информационнотехнический лицей № 8, г. Волгоград

Консультирование и сказка

Случай из практики—1

На консультацию мама привела девочку 13 лет.

Девочка полностью вышла из-под контроля, не хочет учиться, конфликтует с одноклассниками и учителями, дома совершенно не помогает по хозяйству, грубит. Ранее у ребенка было серьезное онкозаболевание, поэтому попустильский стиль воспитания взят за основу.

Сказка о Принцессе,
которая хотела быть лучше всех

В далекие времена, в одной прекрасной стране у Короля и Королевы родилась дочь. Радости родителей не было предела: они позвали на пир в честь ее рождения всех своих подданных, в том числе и Магов.

А ты знаешь, что Маги бывают Черными и Белыми. Белые Маги одарили юную Принцессу красотой, чувством собственного достоинства, умом, грацией и многими другими достоинствами и талантами. Не забыли о подарках и Черные Маги, вручив Королю и Королеве кольцо, которое те должны были отдать дочери в день тринадцатилетия.

Король и Королева потеряли бдительность, приняв этот дар. Пока Принцесса была мала, все шло своим чередом, но как только подросла… Король и Королева стали беспокоиться: похоже, что управлять по-настоящему королевством она не сможет, потому что не умеет управлять даже собой.

И как только умудрилась Принцесса найти то злобное кольцо, о котором забыли ее родители? Кольцо было очень изящным, переливалось всеми цветами радуги. Оно могло нашептывать хозяину черные мысли и превращать в эгоистичное, наглое, злобное, усмехающееся существо, которому безразлична судьба других.

Мало этого, кольцо постоянно ссорило принцессу с подругами. Кому понравится, когда при всех над тобой потешаются, отпускают грубые шуточки, одаривают надменным взглядом? Постепенно друзья стали от нее отворачиваться, остались только слабаки да слабоумные. Слабаки надеялись, что, находясь рядом с Принцессой, они будут защищены от ее «уколов», а слабоумным не хватало ума понять, кто есть кто.

Придворные учителя все разбежались, ни за какие деньги они не хотели ее учить.

Так шел год за годом. Внешняя красота и обаяние соседствовали с внутренней чернотой и пустотой. Одинокая, недоученная, с больными родителями (жизнь с такой дочерью подорвала их здоровье), вечно всем недовольная, она продолжала мечтать о троне, о том, как будет управлять государством, о том, как встретится ей прекрасный принц …

А как ты думаешь, что будет дальше?

Какие черты характера тебя привлекают в Принцессе, какие отталкивают?

Чем вы похожи?

Кто или что может помочь принцессе?

В процессе консультирования было отмечено большое желание подростка стать взрослой. Поэтому родилось продолжение первой истории.

На границе детства

Что же наша принцесса? Все было по-прежнему. Мечтает, мечтает, мечтает, но ничего не делает… Требует, требует, требует! Красуется собой!

Однажды вечером Принцесса от нечего делать взглянула на небо и увидела очень яркую звезду. Ей показалось, что звезда ей подмигивает и быстро приближается. От звезды к окну Принцессы протянулась тоненькая искрящаяся полоска звездного света, словно приглашая ступить на нее.

— А что, слабо? — подумалось или послышалось Принцессе.

— Еще чего? Мне да слабо? — и она смело шагнула на яркую полосу.

В мгновение ока юная леди оказалась в очень странном месте. Огромное пространство было разделено прозрачной стеной. В самом верху светилось небольшое оконце, единственное отверствие, которое служило переходом из одной половины в другую.

На границе этих миров копошились звездочки. Непонятно, что они делали, но шума слышно не было. Принцесса подошла к ним и поинтересовалась, где она очутилась.

— Дорогая, ты находишься на границе детства и взрослой жизни. Сегодня решается твоя судьба. От твоих ответов зависит, где ты проживешь целый год: в мире взрослых или в мире детей.

— А в чем разница между этими мирами? — спросила Принцесса.

Как ты думаешь, что ответили ей звезды?

— В детстве, — продолжила звезда, — человек учится отвечать за свои ошибки, но он не может и не хочет полностью брать ответственность за свою жизнь и жизнь окружающих его людей на себя. Ему и так хорошо! Беззаботно. Все готово, на блюдечке с золотой каемочкой… Но! Есть и другая сторона вопроса. Он ограничен в правах, в самом главном праве — принимать ответственные решения, потому что ни сил, ни возможностей у него для этого нет, он еще не готов…

— Значит, не научившись выполнять обязанности, нельзя стать взрослым? — спросила Принцесса.

— Ты молодец! Мысли ловишь на лету. Вот и расскажи, какие у тебя обязанности, как ты с ними справляешься? Видишь, сколько ступеней ведет к заветному оконцу взрослости? Это все обязанности…

Сможет ли Принцесса подняться по лестнице, которая ведет во взрослую жизнь? Почему?

Нарисуй лесенку для себя и отметь, где ты на пути во взрослую жизнь.

Расскажи, с какими обязанностями ты справляешься? Вправе ли ты требовать от родителей так много, как хочется?

Составь список прав и обязанностей для себя. Возможно ли их выполнение?

Поиски цветка Любви

Это занятие проходило совместно с мамой. Моя задача была показать, что их объединит и поможет услышать друг друга.

Ласковый солнечный луч дотронулся до лица юной Принцессы, и она открыла глаза. За окном весело чирикали воробьи, заботливо вычищая перышки друг другу и присматривая за молодняком, который еще плохо летал. В мыслях засел сон. Вот так сон! Он заставил Принцессу задуматься о своей жизни, оценить свои поступки.

Она подошла к окну, взглянула на небо с надеждой получить хоть какую-нибудь помощь, но в голове ее родилась мысль: «Опять ты как маленькая, ждешь помощи. Сделай хоть что-нибудь сама!»

— Ах! — вспыхнула Принцесса. — Мне все по силам с моим умом и красотою. — Но тут же осеклась.

Взгляд ее упал на необычное семечко, которое лежало на подоконнике. Оно манило, просило взять его в руки, согреть своим дыханием. Девушка прикоснулась к нему, и по всему телу прошел заряд радости и ощущения чего-то нового и неизвестного.

Решила Принцесса посадить семя в землю и посмотреть, чем оно станет. Сказано — сделано. Семя в красивом цветочном горшке грелось на солнышке, а Принцесса мечтала о том, во что оно может превратиться.

Чудо! На следующее утро на подоконнике красовался невиданной красоты цветок. Каждый лепесток был особого неповторимого цвета, совершенно особой формы и источал свой, только ему присущий аромат. Внутри цветка сидел маленький Эльф, озорно стреляя глазками по сторонам.

— Привет, добрая хозяйка! — сказал он. — Ты получила в дар Цветок Любви, а я — его хранитель. От тебя зависят красота и нежный аромат этого цветка и то, как он долго проживет. Скажу больше — от тебя зависит, сможет ли цветок помочь тебе стать взрослой и в будущем управлять государством. Готов поделиться с тобой самым важным секретом: тому, кто умеет любить, все подвластно. Самые огромные трудности нипочем! — закончил он свою речь, улегся калачиком, сладко зевнул и уснул у нее на глазах.

Что, по вашему, любовь? Запишите на отдельном листочке. Сравните, найдите общее.

Почему люди знают, что они любимы?

Как вы рассказываете о своей любви друг к другу? Давно ли вы делали друг другу комплименты?

Предлагаю по очереди сесть на «волшебный» стул. Сидящий на стуле человек имеет только достоинства, а недостатки стул скрывает.

Предлагаю вам создать Цветок любви, один на двоих (цветной картон, пластилин, клей, фламастеры). Расскажите, что обозначает каждый лепесток в вашем цветке.

Что было самым трудным сегодня? Что приятным?

Мечты и реальность

Девочка постоянно требовала от родителей дорогих вещей, новый телефон, дорогие развлечения. Она четко понимала, что родители обязаны ее содержать, раз произвели на свет. Кроме товарно-денежных отношений ее мало что волновало…

Я думаю, что ты помнишь о маленьком озорном Эльфе — хранителе цветка Любви. Так вот.. Он ко всему прочему имел волшебную палочку, которая исполняла любые прихоти и желания.

Как-то раз Принцесса тайком (пока Эльф спал) воспользовалась это палочкой, потому что ей очень хотелось попасть в мир своей мечты.

А мечтала принцесса о том, чтобы за каждое ее движение, действие, работу мысли Король и Королева поощряли ее золотыми монетами. Выучил уроки — заплатили, издал указ — заплатили, помогла по хозяйству — заплатили. Даже ласковые слова Принцессы и те должны были бы оплачиваться.

Взмахнула красавица палочкой и попала в удивительный мир: роскошь, богатые особняки, яркий свет, прекрасные дамы и галантные кавалеры, везде порядок и чистота, все чинно беседуют, улыбаются друг другу. У каждого в руках небольшая сумочка — подобие футляра для очков. Жители постоянно что-то достают из них, обмениваются, вновь что-то опускают вовнутрь, и так продолжается бесконечно.

Как ты думаешь, что это за сумочки? Почему они чем-то обмениваются?

К своему удивлению, Принцесса увидела свой дом, своих родителей. Они были так не похожи на себя: что-то высокомерное и холодное излучал их взгляд, слова до тошноты правильные и высокопарные. А главное — в руках они держали все те же сумочки-футляры.

По привычке Принцесса вбежала в дом, бросила свою одежду на кресло и помчалась на кухню перекусить чем-нибудь вкусненьким. Да не тут-то было.

Далее мы проигрывали в песке продолжение сказки, где я взяла на себя роль родителй и провоцировала ее своими действиями. Суть игры заключалась в том, что за каждое желание, потребность она должна была платить или отрабатывать повинности.

Да, Принцесса мечтала не о такой жизни. Она думала, что можно жить в мире, где только тебе все должны (кормить, обувать, одевать, развлекать). Но мир более жесток, тем более мир без чувств, без эмоций, без любви, основанный на правиле «Ты мне — я тебе».

Легкое прикосновение крылышек Эльфа вывело Принцессу из забытья.

— Ох-хо-хо! — вздохнул Эльф. — Ты забыла самый главный закон природы: что посеешь, то и пожнешь. В жизни очень важно соблюдать равновесие.

Как ты понимаешь закон «Что посеешь, то и пожнешь»?

Удается ли тебе сохранять равновесие в отношениях с окружающими? Почему?

Как изменить ситуацию?

По словам мамы, после серии консультаций с использованием сказок девочка сильно изменилась, стала более самостоятельной, в значительной мере улучшились ее отношения с родителями.

Случай из практики — 2

На консультацию привели мальчика 6 лет. Малыш отлично развит интеллектуально, не агрессивен, часто задает вопросы, может вступить в дискуссию со взрослыми. К сказкам и сказочным героям относится скептически.

Проблема — в общении со сверстниками. Замкнут, плохо идет на контакт, избегает сюжетно-ролевых игр.

В процессе общения с ребенком и взрослыми было выявлено, что дома играют только в интеллектуальные игры, ребенок не умеет играть в творческие игры, придумывать сюжет, развивать его, не умеет фантазировать. Он готов опираться на факты и научные выводы. Когда я в песочнице перевоплощалась в разных героев, разговаривала разными голосами, мальчик на меня смотрел с огромным удивлением, часто повторяя: «Так не бывает, кошки не разговаривают… Кошки не умеют строить домики…»

Главными героями сказок стали кошки, так как малыш очень их любит, знает разные породы, привычки, как за ними ухаживать. Спит ночью с любимой мягкой игрушкой — кошкой.

Как Котофей дружить научился

В одной кошачьей стране под назвнием Котляндия произошла удивительная история. В семье мамы Мурки и папы Мурзика родился чудесный котенок, назвали его Котофеем. Котофей рос не по дням, а по часам. Пришло время отдать его в детский сад, но Котофей не очень любил ходить туда, потому что чувствовал себя одиноким. Он умел писать, читать, считать, строить домики из кубиков, а дружить не умел.

Нравилась ему одна кошечка — Милашка. Но он стеснялся к ней подойти, не знал, как подружиться. Решил Котофей обратить на себя внимание Милашки следующим образом: то за хвост ее дернет, то в тарелку крошек насыплет, то игрушку отнимет. Милашка только плакала от такого внимания.

Как ты думаешь, захочет ли Милашка подружиться с Котофеем?

А что бы ты ему посоветовал?

Грустный Котофей возвращался домой из детского сада и нечаянно толкнул проходившую мимо Волшебницу. Волшебница была очень мудрой и не обиделась на маленького котенка. Она взяла его на руки, приласкала и сказала:

— Хочу подарить тебе три волшебных цветочка. Если ты за ними будешь хорошо ухаживать, то сможешь найти много друзей.

Первый цветочек — цветочек улыбки. Когда хочешь с кем-то подружиться, улыбнись, подай руку и скажи приятные слова, например : «Ты мне нравишься!»

Второй — это цветочек неравнодушия. Когда хочешь с кем-то подружиться, предлагай свою помощь, заботься о нем, делись с ним тем, что есть у тебя.

Третий цветочек — это цветочек интереса. Когда хочешь с кем-то подружиться, узнай, во что любит играть и чем любит заниматься будущий друг, придумай интересную игру для вас обоих.

Котофей поблагодарил Волшебницу и быстро побежал домой…

Как ты думаешь, что было дальше?

Разыграем в песочнице окончание этой истории.

Как Котофей Милашку спасал

Поблагодарл Котофей Волшебницу, принес цветы домой, поставил в вазу и стал любоваться букетом. Вдруг на улице раздалось жалобное мяуканье. Голос был очень знакомым. Кто это? Выглянул котенок в окно и увидел ужасную сцену. На Милашку, напал злой соседский щенок Гав-Гав. Милашка, закрыв глаза лапками, съежившись в маленький клубочек, сидела около скамейки, а Гав-Гав, оскалив зубы и ощетинившись, медленно и уверенно подбирался к ней, грозно порыкивая.

«Страшно-то как!» — подумал Котофей и сам весь сжался, прищурив левый глаз. Правый глаз заметил, что один из цветочков в букете закивал головкой, зашевелил листочками, словно пытаясь что-то напомнить Котофеею.

«Ой, если я хочу с кем-то подружиться, то мне надо его защищать, приходить на помощь в трудную минуту!» — вспомнил котенок. Он смело выпрыгнул из окна прямо на спину Гав-гава. Щенок от неожиданности перепугался, поджал хвост и убежал. Он даже не понял, что произошло. Милашка продолжала жалобно мяукать, закрыв глаза. Котофей подошел к ней, ласково погладил по голове и произнес:

— Милашка, это я — Котофей, а щенок убежал, не бойся!

Милашка открыла сначала один глазик, потом другой и… заулыбалась.

— Так вот ты какой! А я думала, что ты только хулиганить можешь! Давай с тобой дружить?

«Ура! Сработало!» — про себя прокричал Котофей, а вслух произнес:

— Спасибо за доверие, я давно мечтал с тобой подружиться. Ты мне очень нравишься.

Что помогло Котофею подружиться с Милашкой?

Что тебе больше всего понравилось в истории?

Как выглядел цветок, который напомнил Котофею, что нужно делать? Нарисуй его.

Проиграй в песке, что было между ними дальше? Ссорились ли они? Как мирились?

Кувшин смелости

Мы остановились на том, как цветок дружбы помог Котофею понять, что такое дружба, и совершать поступки, которые помогали ему заводить все больше и больше новых друзей.

Ты помнишь, что это за поступки?

Однако Котофей часто грустил, сидя на окошке. Ему хотелось познакомиться с теми, кто называли себя «люди», узнать, как они живут, что умеют, что любят, в какие игры играют, чем отличаются от кошек, чем похожи на них. Но он боялся… Да, да, да… Он честно говорил себе, что трусит, боится сделать первый шаг и заговорить с человеком, с этим великаном.

Однажды бабушка Анапка, самая мудрая и старая кошка, раскрыла ему секрет смелости.

— В самом центре города, в самом старом здании, в самом нижнем этаже дома есть тайная дверь. Ее охраняют пауки, один другого больше и страшнее. Просто жуть! А за дверью сосуд стоит — кувшин с волшебной водицей, получил этот кувшин название Кувшин Смелости. Говорят, кто умоется водой из того кувшина, станет бесстрашным и сможет совершать добрые поступки, как настоящий герой.

Котофей засобирался в дорогу. На какое-то время он забыл о своем страхе знакомства с людьми. И вот перед ним бесконечная дорога, слева и справа стоят дома-великаны. Как же найти дом с тайником? Бегал-бегал Котофей от дома к дому, пока не понял, что справиться сам с задачкой не сможет.

Кого он встретил в городе людей самым первым?

Как себя повел? Что ему помогло заговорить с людьми?

Как люди отнеслись к Котофею?

Почему человек решил помочь маленькому котенку?

Разыграй окончание истории в песочнице.

Что такое любовь?

Я думаю, ты помнишь, как Котофей приобрел себе друзей в мире людей, как они помогли ему найти кувшин Смелости.

Котофей с удивлением обнаружил, что у людей есть семьи: мамы, папы, бабушки, дедушки, сестренки и братишки. Что люди умеют дружить и ссориться. Что взрослые люди умнее и смелее маленьких, что они очень любят своих малышей.

— А что такое любовь? — спросил Котофей у своего друга Человека.

— Любовь, она большая, в ней много чего... — задумался Человек.

— А что это значит «много чего»? — не унимался Котофей.

— Ты радугу видел? Вот и любовь, как радуга, — каждая полоска необходима, если одна исчезнет, то радуга вовсе уже и не радуга

Помоги Котофею понять, что обозначает в любви каждый цвет. Нарисуй радугу, подпиши. (Ребенку предлагается набор слов, он выбирает те, что соотносятся с понятием «любовь», приклеивает их на каждую цветную полоску радуги; у нас получился такой набор: забота, помощь, ласка и нежность, доброта, честность, интерес, смелость.)

Построй в песочнице мир Любви, где есть место всем: и кошкам, и людям, и другим живым существам.

Почему у кошек дома засыпаны землей?

В процессе занятий ребенок постоянно выполнял один и тот же ритуал — закапывал все домики до половины в песок, надежно утрамбовывая вокруг них пространство. На символическом уровне можно предположить основательность характера и некоторую заземленность, а закопанные двери и окна — нарушение коммуникативных навыков. Так родилась эта история.

С тех пор как Котофей подружился с людьми, он стал чувствовать себя намного смелее, потому что знал, что друзья в трудную минуту его не бросят, а придут на помощь. И вот однажды произошла такая история.

Ты, конечно, помнишь, что города людей и котов выглядели по-разному. В городе людей дома были выше, в них легко можно было попасть через двери, часто двери не закрывались, чтобы незнакомый путник мог зайти, отдохнуть, спросить о чем-либо хозяев, познакомиться… А в городе кошек все наоборот. Дома были закопаны так глубоко в землю, что попасть в них можно было только через трубу или через форточку.

Так повелось, никто уже и не помнил почему.

Только Котофей был любопытным котенком и нашел ответ на этот вопрос. Оказывается, раньше кошки жили, как люди, домики не закапывали, двери у всех легко открывались и закрывались. Путников они не боялись, славились своим гостеприимством. Но однажды на город кошек напал Дракон. Много бед он наделал, много ребятишек-котят забрал с собой, а те, что спаслись, разучились мяукать и долгое время молчали.

Вот и решили кошки, что надежнее жить в закопанных домах.

Удобно ли жить в закопанных домах кошкам? Почему?

А если в доме случится беда (пожар, наводнение), легко ли спасателям оказать жителям помощь?

Можно ли в минуты опасности быстро перестроить город, чтобы жители чувствовали себя вместе, защищенными?

Проиграй сцену нападения Дракона на город, когда дома не закопаны, а жители умеют дружить? Что спасло город?

Невозможное возможно

Ты слышал, наверное, такую поговорку: «Живут как кошка с собакой». Это означает, что люди — враги, что они постоянно ссорятся. А наш Котофей сумел подружиться даже с собаками…

Как-то раз Котофей и Милашка отправились в гости к Человеку. Дорога проходила мимо горы. Гора казалась очень высокой, красивой, спокойной. На ней, как огоньки, расцвели маки. Они весело покачивали своими головками, словно здороваясь с окружающими и приглашая их в гости.

Милашке захотелось набрать букет цветов и подарить их человеку. Она взобралась по горной тропинке, Котофей за ней. Вдруг земля под ногами закачалась, раздалось страшное шипение и грохот, будто великан проснулся и хочет встать, расправить плечи, сбросив с них маковое одеяло.

От страха котята не знали, что делать. Они остановились, стали оглядываться по сторонам, искать место, где можно укрыться от неприятностей. Но такого места не было. Звуки становились все громче, по земле поползли трещины. Каждая трещина отделяла котят от тропинки, которая вела вниз, домой.

Что бы ты посоветовал котятам? Почему?

Котофей быстрей пришел в себя, крепко взял Милашку за лапки и сказал уверенным голосом:

— Ничего не бойся! Это проснулся вулкан. Самое страшное можно преодолеть, если знаешь, что у тебя есть верные друзья. Нас будут искать.

В этот момент котята с криком провалились под землю. Они оказались в ловушке между двух расщелин. Кричи — не кричи, никто не услышат. Через несколько мгновений на горе все успокоилось, стало тихо...

Что будут делать котята? Что бы делал ты?

А в городе вовсю шли поиски маленьких котят. Друзья люди позвали с собой Шарика, этот пес прославился своим острым нюхом. Его способности помогли отыскать котят, а люди быстро вытащили их из расщелины. Чуткие уши Шарика услышали слабый кошачий писк, а умение определять запахи точно вывело к нужному месту. Милашка и Котофей ни за что не хотели расставаться со своими спасателями и решили жить все вмести: и люди, и кошки, и собаки…

Почему котята решили пригласить Шарика жить в городе Кошек?

Что важнее для дружбы: внешнее сходство или общие интересы, игры?

Будет ли друг ждать, когда его позовут на помощь? Почему?

Эта работа также дала эффект: ребенок стал более контактным, у него появились друзья среди сверстников.

Случай из практики — 3

Мама привела на консультацию девочку 5,5 лет. Запрос: ревнует ли старшая дочка маму к младшей или нет?

Первичная диагностика показала, что ревности нет, но у девочки очень завышена самооценка. В беседе с мамой предположения подтвердились: все в семье исполняют желания старшего ребенка по первому требованию, чтобы она не чувствовала недостатка маминого внимания из-за рождения второго малыша, хвалят за любое телодвижение, критика или осуждение плохих поступков недопустимы.

Сказка о капризной Принцессе

Далеко ли, близко ли, в одном царстве-государстве у Короля и Королевы родилась маленькая дочка — будущая принцесса. Не по дням, а по часам росла наша малышка. Все родные и знакомые ее очень любили, просто души в ней не чаяли, что захочет — все выполняли. А уж если Принцесса что-нибудь делать начинала (петь, танцевать, рисовать), все восхищались и кричали громкими голосами : «Умница! Ты лучшая!»

Сначала Принцесса трудилась, чтобы и вправду быть самой лучшей, а потом поняла, что стараться незачем, все равно ее похвалят, скажут «молодец!», никто не осмелиться ей перечить.

Так незаметно малышка превратилась в самую ленивую и капризную Принцессу. Как что не по ней, сразу губки надувает, визжать да плакать принимается, а если это не помогает, то слова обидные кричит, говорит всем: «Вы меня не любите!»

Устали Король и Королева от ее капризов и решили позвать заморского Волшебника и спросить у него совета. Выслушал их кудесник и подарил родителям тарелочку с наливным яблочком.

— Как начнет Принцесса капризничать, дайте ей тарелочку, произнесите слова заветные, пусть она посмотрит на картиночки, может быть, это поможет ей изменить себя.

Обрадовалась принцесса подарку заморскому, весь вечер играла с тарелочкой, рассматривала картинки. А на картинках видела она себя: вот она танцует, такая красивая, нарядная, вот играет с мячом — веселая да румяная…

Но недолго был мир в семье. Вновь начались капризы… По совету Волшебника подсунули ей заветную тарелочку в этот момент. Принцесса губки надула, но яблочко запустила, яблочко покатилось и картиночки появились. Почему-то Принцесса не узнавала себя на картиночках. Она даже плакать перестала.

— Неужели эта недовольная, с задранным носом и надутыми губами — я? И все придворные видят меня такой? — спросила она родителей.

— У тебя есть возможность все исправить, чтобы люди всегда видели тебя прекрасной и доброй, ты должна совершать прекрасные и добрые поступки, — ответил Король и крепко обнял ее за плечи.

Почему Принцесса стала ленивой и капризной?

Хорошо ли, когда хвалят незаслуженно?

Какие поступки надо совершить Принцессе, чтобы стать доброй и трудолюбивой?

Ты чем-то похожа на Принцессу? Почему?

Принцесса в стране Хочукалок

Однажды летом наша Принцесса отправилась с мамой и папой в дальнее путешествие — в неведомые и неслыханные места.

Решили, что в путешествие отправятся вместе с друзьями из соседнего королевства, у которых тоже есть дочка, зовут ее Розаночка. Розаночка оказалась милой, доброй девочкой, очень скромной и приветливой. Она любила людей, животных, природу… Очень часто она оказывала помощь тем, кто в этом нуждался и попадал в трудную ситуацию.

А что такое трудная ситуация? (потерялся, обидели, что-то не получается, нет сил что-то сделать самому.)

Очень разными были маленькие Принцессы. Наша старая знакомая никак не могла добиться красивых картинок в волшебной тарелочке. Самыми любимыми ее словами оставались слова: «хочу… я так сказала... я самая…»

Трудно бы пришлось в путешествии взрослым, если бы не Розаночка. Как только Принцесса начинала капризничать, настаивать на своем, кричать «Хочу!», Розаночка быстро исполняла все ее желания. Но через несколько дней и она устала от хочукалок-нехочукалок ее подружки и перестала обращать на нее внимание. Так Принцесса осталась совершенно одна: и папа, и мама, и Розаночка старались держаться от нее подальше.

Шла она однажды по берегу моря, задумалась, засмотрелась на волны, которые окатывали берег своими водами…

— Хочу! Хочу! Хочу!

— Не хочу! Не хочу! Не хочу!

Такие возгласы раздались у нее за спиной.

— Ой, вы кто? — спросила она у двух маленьких Гномов.

— Мы два брата: я — Хочук Первый!

— А я — Нехочук Второй. А ты кто?

— Принцесса!

— Вот здорово! Дай-ка я тебя пощипаю, я так хочу! А еще я хочу попрыгать у тебя на шляпке! А еще я хочу твою сумочку! А еще я хочу!..

Он долго перечислял то, чего ему хочется.

— Нет, я этого не хочу! — ответила ему Принцесса.

— Кто ж тебя спрашивает?! Хочешь — не хочешь! Вижу, ты из наших: жадновата, капризна, хочукаешь, как мы. Айда к нам, в страну Хочукалок — Нехочукалок.

Согласится ли Принцесса? Почему?

Нарисуй Гномов. В чем они похожи, в чем отличаются друг от друга?

Часто ли ты хочукаешь? Как взрослые относятся к твоим «хочу»? Могут ли всегда исполняться все желания?

Почему все покинули Принцессу?

Создай в песке страну Гномов. Подумай, по каким правилам они живут. Понравится ли там Принцессе?

Сказка о том,
как Принцесса с капризами рассталась

Я думаю, что ты помнишь, как мама и папа спасли Принцессу и увезли ее из страны Хочукалок. (Это конец сказки, придуманной ребенком в песочнице.) С тех пор наша героиня гораздо меньше стала хочукать, но… вот что с ней произошло.

Гуляя как-то по царству-королевству, нашла Принцесса небольшой сундучок. Красивый, усыпанный изумрудами, алмазами, золотыми монетками. Он ярко отсвечивал всеми цветами радуги, привлекая внимание разных насекомых. Конечно, увидя это чудо, девочка сразу взяла его в руки и начала осматривать.

Ох, как хотелось ей узнать, что находится внутри. Но на сундучке не было отверстия для ключика, никаких защелок, открывашек-закрывашек. Понесла юная леди сундук во дворец. А по дороге ей встретились подружки. Они стали просить ее показать находку, но та спрятала сундучок за спину и громко закричала:

— Мое, не дам! У вас руки грязные! Мне мама не разрешает! Хитрые какие!

И от этих криков произошло чудо — сундучок пронзительно свистнул и крышечка приподнялась. Внутри все дети увидели небольшой клубочек ниток. Никаких дрогоценностей, изумрудов, волшебных предметов и в помине не было. Принцесса даже расстроилась, обиженно надула губки, нахмурилась и уже хотела выбросить клубок в траву, как услышала звонкий, очень нежный голосок.

— Постой, не торопись выбрасывать! Это необычный клубочек, а клубочек, который поможет тебе стать настоящей Королевой. Чтобы управлять страной, надо уметь слышать и слушать людей, приходить им на помощь…

Принцесса с трудом увидела того, кто произнес эти слова. Им оказался маленький Эльф — тот, что женился на Дюймовочке.

— А как простые нитки могут мне помочь научиться управлять государством?

— Возьми клубочек, намотай конец нити на пальчик и передай своим друзьям. Пусть каждый сделает то же самое. Это волшебная ниточка дружбы. Если кто-то из вас не захочет прийти к соглашению в споре, закапризничает, ниточка сразу натянется, все почувствуют боль. Если кто-то сильно обидит одного из вас, ниточка разорвется — значит, нужна помощь, придется завязывать узелок. Если кто-то не захочет дружить с остальными, ниточка провиснет, вы перестанете чувствовать этого человека.

— Значит, ниточка поможет мне поддерживать равновесие в отношениях с людьми, приходить им на помощь, а они смогут оказать помощь мне? Отлично! Спасибо, милый Эльф, за подсказку!

— Пробуй! — произнес Эльф и скрылся высоко в небе.

Вот сундучок из сказки. Открой его. Рассмотри клубочек. Какая ниточка?

Намотай на пальчик ниточку, передай маме. Мама намотает на свой пальчик и передаст мне. Натяни ниточку сильно-сильно. Что происходит? Ослабь ниточку. Что происходит? Что вы чувствуете?

Часто ли твоя ниточка дружбы сильно натягивается или рвется? Из- за чего ты ссоришься с подругами?

Можно ли по ниточке понять, что друг просит помощи? Как? Как ты можешь при помощи ниточки попросить помощи?

Создай в песочнице Страну Дружбы.

В результате проведенной психологической работы была скорректирована самооценка девочки, она стала более доброжелательной и менее требовательной.