Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №21/2007


ИЗ ПЕРВЫХ РУК

Союз науки и практики

Интервью с ректором МГППУ, доктором психологических наук, профессором, академиком РАО, президентом Федерации психологов образования России
В.В. РУБЦОВЫМ

Виталий Владимирович, с чего начинался университет и с чем он пришел к своему юбилею?

В 1995 году произошло событие, благодаря которому и был создан Московский городской психолого-педагогический университет. На выездной коллегии Министерства образования в Психологическом институте РАО рассматривался вопрос о подготовке психологических кадров, где мы представили нашу систему обучения будущих психологов.

В Психологическом институте существовал Международный образовательный и психологический колледж, в котором и сформировалась система подготовки будущих психологов, впоследствии реализованная в МГППУ. Особенность ее состоит в том, что мы начали готовить уникальных специалистов, которые могли бы работать с различными контингентами детей. Не секрет, что психолог, овладевший лишь базовыми психологическими знаниями, не готов к работе в системе образования, поскольку она требует специальной практико-ориентированной подготовки. При сохранении в учебном плане фундаментальных психологических дисциплин мы ориентируем будущих специалистов на практическую работу.

В 1996 году вышло постановление Правительства Москвы о создании Московского городского психолого-педагогического института, который впоследствии преобразовался в университет. А через год к нам пришли первые студенты.

Целый год мы занимались формированием профессорско-преподавательского состава, поскольку прекрасно понимали, что без серьезной научной базы нет полноценного специалиста. К этому вопросу мы подошли со всей ответственностью. Первыми преподавателями стали представители московской психологической школы: Александр Леонидович Венгер, который продолжил разработки своего отца в области культурно-исторической психологии, ученики Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова — Борис Даниилович Эльконин и ваш покорный слуга. Сейчас в МГППУ работают такие выдающиеся ученые, как Владимир Иванович Лубовский, который прошел школу коррекционной педагогики и психологии у самого Льва Семеновича Выготского; Владимир Петрович Зинченко и Владимир Михайлович Мунипов, Людмила Филипповна Обухова.

Таким образом, прошлое МГППУ — это Московская психологическая школа, это тот профессорско-преподавательский корпус, который с энтузиазмом начал осваивать «целину» психологического образования. Его настоящее — это сложившаяся за десятилетие система уникальной подготовки специалистов, с которой мы пришли к своему юбилею. Речь идет о серьезной системе подготовки и повышения квалификации психологов, работающих в системе образования столицы.

Планируется открытие новых факультетов: мы всерьез решили заняться обучением специалистов для работы с теми, кто имеет ограниченные возможности здоровья. У нас уже есть такое направление, как подготовка психологов-реабилитологов, взаимодействующих с разными группами детей с особенностями развития: это приоритетное для нас направление. В будущем мы собираемся создать межведомственный факультет, который будет готовить специалистов для работы по здоровьесберегающим технологиям.

Эти направления психологического образования соответствуют современным мировым тенденциям.

В чем уникальность подготовки специалистов в МГППУ?

Основу образовательной концепции МГППУ составляет интеграция образования, науки и практики. А если говорить более предметно, то я бы выделил несколько приоритетных направлений, по которым наш вуз отличается от многих других. Первое — адресная подготовка психологов. С самого начала мы ориентируем будущих специалистов на работу с определенным контингентом детей. Мы считаем, что работа с детьми должна охватывать не только психологическую помощь и педагогическое воздействие, но и защиту прав, сохранение их здоровья.

Начиная с четвертого курса мы ориентируем наших студентов на работу в образовательных учреждениях города. Весь их спектр представлен в структуре, которая носит название «Университетский образовательный округ». Он объединяет около пятидесяти московских образовательных учреждений разных типов и видов. На их базе создаются научно-методические лаборатории, открываются экспериментальные площадки и клинические базы — это очень хорошая возможность для наших студентов приобщиться к реальной практической работе.

Вторым направлением, отражающим специфику нашего вуза, является ориентация на потребности столичного образования и социальной сферы. Наши выпускники приходят как в образовательные учреждения, так и в ППМС-центры. Мы являемся научно-методическим центром московской системы образования и научным центром по созданию региональной модели столичной службы практической психологии.

Причем мы не только занимаемся подготовкой специалистов для столичной системы образования, но и обеспечиваем постдипломное супервизорское сопровождение выпускников. Студенты после окончания вуза три года сотрудничают с нами.

Таким образом, у нас выстраивается система полноценного сопровождения образования. Это особый тип подготовки, который требует определенных знаний, умений и навыков. Мы все больше убеждаемся в том, что нужно вводить если не свой образовательный стандарт, то новую специальность, которая может называться либо «практическая психология», либо «психология образования».

Третье направление, которое характеризует наше настоящее, — это система межведомственной работы. Здесь я бы особо отметил работу с такими ведомствами, как ГУ ЧС (Управление по Москве и Московской области). Сейчас мы готовим специалистов для работы в чрезвычайных и экстренных ситуациях.

Поскольку это комплексная межведомственная работа, то обучение психологов по этому направлению должно быть междисциплинарным. Правительством Москвы поддержана инициатива о координации усилий психологов разных ведомств в работе в чрезвычайных и экстремальных ситуациях.

Второе силовое ведомство, с которым мы тесно сотрудничаем, это Министерство обороны — по его заказу мы занимаемся подготовкой специалистов с дополнительной специализацией «военная психология».

Безусловно, двумя этими ведомствами наше сотрудничество не ограничивается. Ведь мы готовим студентов для работы в cфере не только образования, но и социальной защиты и здравоохранения Москвы и области.

Но ведь для подготовки по этим специальностям нужны особые программы и преподаватели, владеющие необходимыми знаниями.

У нас есть совместные программы, проекты, договоры, которые мы заключаем с разными ведомствами: Департаментом образования г. Москвы, Департаментом ГУ ЧС по городу Москве и Московской области, Министерством обороны. Есть запросы, которые мы получаем от соцзащиты, от здравоохранения — наши психологи там очень востребованы. В рамках таких договоров-контрактов мы совместно готовим специалистов для других ведомств, привлекая для этого необходимых компетентных специалистов.

Сейчас в МГППУ особое внимание уделяется работе с детьми-инвалидами. У нас 78 таких ребят обучается на факультете информационных технологий. Это, в основном, слепые и слабовидящие дети, а также ребята с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Мы работаем с этой категорией студентов особо, ведь их необходимо не только подготовить к обучению, но и научить, и трудоустроить в дальнейшем. Сейчас это дело для нас является приоритетным, и мы находим ресурсы для того, чтобы обеспечить достойный уровень обучения этих студентов.

Любой вуз — это не только учебная, но и научная работа. Как они сочетаются в МГППУ?

Мы всегда опирались на фундаментальные разработки московской психологической школы. Для продолжения этой традиции был создан научно-образовательный комплекс «Психология». В его рамках фундаментальные проблемы психологической науки изучаются в Психологическом институте РАО, а исследования научных подразделений МГППУ направлены на разработку прикладных технологий работы психолога в системе образования. Лаборатории и кафедры МГППУ имеют исследовательские базы в различных психологических центрах и образовательных учреждениях Москвы, где научно-исследовательская работа совмещается с отработкой прикладных методов непосредственно на практике.

Курирует научную деятельность проректор по науке Юрий Михайлович Забродин.

Таким образом, основная стратегическая задача университета: сочетание серьезной научной подготовки студентов с изначальной направленностью обучения на потребности городской системы образования — полностью соответствует требованиям современного инновационного образования.

Виталий Владимирович, а что ожидает университет в будущем?

В этом году мы выиграли грант в конкурсе Национального проекта «Образование» по инновационным образовательным программам. Вуз победил с проектом, который называется «Формирование системы психологического образования в университете как базовом ресурсном центре практической психологии».

Стратегическая цель инновационной образовательной программы — преодоление разрыва между требованиями, предъявляемыми к профессиональной деятельности психолога в различных сферах социальной практики, и сложившейся в России системой психологического образования.

Должна быть создана система комплексного психолого-медико-социально-правового сопровождения детей и детства в целом. Сейчас уже очевидно, что и врач, и психолог, и социальный работник не могут работать с ребенком без тесного взаимодействия. Поэтому разработка модели комплексной помощи для Москвы является для нас приоритетным направлением.

Кроме того, мы всерьез нацелены на модернизацию самого психологического образования. Мы активно разрабатываем программы различных уровней подготовки: бакалавров, магистров, дистанционную систему образования. У нас уже есть несколько совместных магистерских программ с крупными университетами Швейцарии, Германии, Великобритании, Франции, Израиля. Разрабатывается серьезная программа вместе со специалистами Хьюстонского университета США.

Я хочу также отметить, что и настоящее университета, и его будущее тесно связаны с работой такой общественной организации, как Федерация психологов образования России. Это является неоспоримым доказательством того, что наш университет не изолировался в региональную структуру, мы очень хорошо знаем, как взаимодействовать с профессиональными психологами через общественные организации.

Здесь мы видим еще одно важное перспективное направление — общественно-государственная аттестация специалистов. Мир уже пошел по этому пути. И наши психологи должны принимать участие в оценке своих коллег в рамках профессионального сообщества.

Беседовала Ольга РЕШЕТНИКОВА