Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №21/2007


КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Вадим РОДИОНОВ,
доктор педагогических наук

Психология здоровья школьников:
технология работы

КУРС ЛЕКЦИЙ

Учебный план курса

№ газеты

Учебный материал

17 Лекция 1. Психология здоровья. Различные представления о здоровье. Психическое и психологическое здоровье. Социология здоровья. Психологическая компетентность в сфере здоровья
18 Лекция 2. Психология здоровья в школе. Влияние школы на здоровье школьников. Педагогика здоровья. Психология здоровья участников образовательного процесса
19 Лекция 3. Поведенческие установки школьников в сфере здоровья. Поведенческие установки, факторы, воздействующие на их формирование. Особенности формирования поведенческих установок у детей и подростков
Контрольная работа № 1
20 Лекция 4. Организация работы по формированию ценностного отношения к здоровью в школе. Комплексный психолого-педагогический подход: классные часы, тренинги, психологические игры и др. Особенности применения различных форм и подходов
21 Лекция 5. Алгоритм построения программы. Структура программы и выбор тем занятий. Алгоритм построения занятий
Контрольная работа № 2
22 Лекция 6. Особенности проведения психопрофилактической работы с учащимися. Учет возрастных особенностей учащихся, периодов учебного года. Учет возрастных особенностей подростков при проведении тренинговых занятий, посвященных различным проблемам
23 Лекция 7. Особенности проведения психопрофилактической работы с педагогами и родителями. Работа с педагогами. Синдром профессионального выгорания. Работа с родителями
24 Лекция 8. Проверка эффективности программы. Подходы к оценке эффективности. Проективные методики. Контрольные вопросы. Психологические игры. Самоанализ. Характерные ошибки при разработке авторских программ.
Итоговая работа должна представлять собой цикл из 3–5 тренинговых занятий или сценарных планов классных часов по формированию ценностного отношения к здоровью для одной из учебных параллелей основного или среднего звена школы. К работе необходимо приложить справку (акт о внедрении), заверенную в вашем образовательном учреждении и подтверждающую факт проведения цикла занятий

ЛЕКЦИЯ 5
Алгоритм построения программы

Ожидание идеального лечения не должно приводить
к отсутствию всякого лечения.
Законы Мерфи

Структура программы и выбор тем занятий

Решение задач психологии здоровья, направленных на сохранение, укрепление и развитие здоровья, повышение уровня психологической и коммуникативной культуры, а также определение путей и создание условий для самореализации обусловливает выбор тематики профилактических программ. При этом способы решения этих задач не ведут к изменению круга проблем, обсуждаемых на занятии. Иными словами, урок физической культуры, проводимый с использованием метода сопряженного психофизического воздействия, тематический классный час и психологическая игра могут быть направлены на решение одной и той же задачи, например, по развитию коммуникативных навыков.

На тематику занятий практически не влияют возраст, социоэтнические и другие особенности детей, хотя следует отметить, что существует определенная специфика организации профилактических занятий, зависящая от этих факторов. В сфере профилактических программ, применяемых в системе образования, выделяют три основных направления. «Академическое» предполагает изучение школьниками психологии как науки, что, по мнению сторонников этого направления, будет способствовать успешности их (школьников) развития. «Адаптационное» помогает детям и подросткам успешно вписаться в образовательный процесс («учись учиться»), что, способствуя профилактике школьной дезадаптации, позволит избежать дезадаптации социальной. Третье направление, «развивающее», ориентируется на решение «не столько познавательных, сколько личностных задач… возраста»1.

Одной из наиболее подходящих для реализации в условиях школы представляется модель обучения жизненным навыкам. Она носит конструктивный характер, направлена на формирование позитивных установок и эффективных поведенческих навыков в противоположность информационно-просветительской модели, которая основывается на запугивании, разрушении спонтанных социальных установок. Программа ориентирована на все категории детей и решает задачи, совпадающие с задачами развития в конкретном возрасте, что придает ей универсальный характер. Наконец, отличительным признаком модели является ее превентивный характер, поскольку она призвана не исправлять последствия нарушений психосоциального развития, а предупреждать их.

Статья опубликована при поддержке стоматологической клиники в Челябинске "DaVinci". Клиника предлагает Вам такие услуги, как имплантация, лечение зубов, хирургия, исправление прикуса, протезирование (фото бюгельных протезов), лечение заболеваний дёсен, отбеливание зубов. Гарантия качества, высококвалифицированные специалисты, доступные цены. Узнать подробнее о клинике и услугах, цены и контакты Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: https://dvc.vc/.

Однако прежде чем перейти к тематическому содержанию модели, следует определиться с ее основным понятием: что подразумевается под «навыками». Изучение проблемы жизненных навыков в психологии не привело к единой интерпретации термина. Под навыками подразумевают области умения, уровни компетентности, знание и последовательность вариантов выбора форм поведения. Выделяют мыслительные, двигательные, коммуникативные навыки. Применительно к различным формам поведения могут рассматриваться навыки ассертивного поведения, бесконфликтного поведения и другие. Например, Р. Нельсон-Джоунс группирует жизненные навыки следующим образом:

– реактивность (осознание чувств, сенситивности, связанной с тревогой и виной);

– реализм (навыки мышления, ведения разговора с самим собой, позволяющие справляться с ситуацией);

– установление отношений: навыки общения (самораскрытие, слушание, сотрудничество, ассертивность, разрешение конфликтов);

– вознаграждающая деятельность: определение интересов, навыки работы, обучения, досуга, заботы о здоровье;

– добро и зло: социальный интерес.2

В последние десятилетия сложился интегративный подход, который предполагает отказ от сложных психологических интерпретаций и делает акцент на обучении человека. Формирование жизненных навыков рассматривается как необходимый компонент содержания обучения.

Один из основоположников «Навыков жизни» американский психиатр Бенджамен Спрангер сформулировал цель своей программы «Life Skills» как обучение подрастающего поколения здоровому образу жизни и навыкам сопротивления приобщению к психоактивным веществам. Базовая модель рассчитана на 100–200 часов в год, в зависимости от конкретного учебного плана, и адресуется школьникам всех возрастных групп. Основная направленность программы – развитие навыков социальной компетентности. Это подразумевает умение отказываться от рискованных предложений, взаимодействовать со сверстниками, выражать чувства и управлять ими, строить позитивные отношения с семьей и значимыми взрослыми, навыки критического мышления, принятия решений, осознания негативных влияний и давления со стороны сверстников и сопротивления им, навык постановки цели и другие.

В структуре программы можно выделить основные «реперные» точки. В первую очередь, это своеобразная вводная часть: участники знакомятся с ведущим и договариваются о соблюдении тренинговых правил. Далее идет основная часть. В данном случае это коммуникативные навыки (развитие умения слушать, говорить, отказывать); навыки поведения в сложных жизненных и коммуникативных ситуациях; навыки критического мышления; самопознание и понимание необходимости отвечать за себя; развитие представлений о недопустимости употребления наркотиков. Заключительная часть посвящена рефлексии и подведению итогов ведущим и участниками занятий.

Отметим, что завершение цикла не должно стать неожиданностью для участников, поэтому в ходе всего цикла необходимо периодически напоминать, сколько занятий осталось до конца, и всячески подчеркивать, что по завершении цикла желающие смогут обращаться к психологу индивидуально. На последнем занятии учащиеся получают бланк с анкетой для оценки эффективности занятий, заполненная анкета может послужить «пропуском» на итоговую игру.

Русскоязычная версия программы включает в себя 35 занятий, в том числе на следующие темы: «Виды и формы общения», «Умение начинать, поддерживать и прекращать разговор», «Агрессивное, неуверенное поведение и уверенное поведение», «Виды группового давления», «Умение сказать «Нет», «Права человека на уверенность в себе», «Стресс. Способы борьбы со стрессом», «Эмоции. Как справиться с гневом», «Виды критики. Реакция на критику», «Умение критиковать. Умение хвалить и принимать похвалу», «Навыки критического мышления», «Умение принимать решение», «Этапы решения проблем», «Поведение в конфликтной ситуации», «Решение конфликта путем совместного принятия решения», «Я – уникальный», «Кто я – ребенок или взрослый? Особенности подросткового возраста», «Как завязать дружбу», «Как поддерживать дружеские отношения», «Как прервать нежелательные отношения. Как пережить потерю друга», «Отношения между мальчиками и девочками», «Взаимоотношения с взрослыми», «Что такое наркотики», «Правильное и неправильное использование наркотических веществ», «Употребление, злоупотребление, болезнь», «Табакокурение», «Алкоголь», «Наркотики и другие токсические вещества», «Особенности поведения и черты личности тех, кто употребляет наркотики», «Реклама», «Умение отвечать за себя».3

Прошедший обучение у Б. Спрангера московский нарколог А.В. Соловов предложил модифицированную им версию «Навыков жизни» из 33 занятий, последнее из которых – итоговая игра в формате КВН. Сократив или объединив некоторые занятия, автор одновременно добавил две важные темы, одна из которых посвящена общению («Слова-паразиты»), а другая – различным видам зависимости («ТВ, видео, компьютерные игры»).

Представленные варианты можно рассматривать как своеобразную «базовую комплектацию». Вместе с тем возможны различные модификации, касающиеся как тематики, так и количества часов. Объем из 33–35 часов удобно «ложится» в расписание (1 час в неделю в течение учебного года). Однако, учитывая все более возрастающую учебную нагрузку в современных российских школах, особое значение приобретают программы с меньшим количеством часов в год. Заметим, что, по мнению Д. Майерса4, цикла из 6 занятий может быть вполне достаточно для достижения профилактических целей.

Рассмотрим тематику циклов из 11 занятий в год для учащихся различных учебных параллелей, представленных в программах «Я и другие» и «Я и все-все-все»5. Одиннадцатое занятие представляет собой итоговую психологическую игру, примерная продолжительность которой – 1,5 часа, или 2 урока. Тематика в целом соответствует базовой, однако при работе с учащимися начальной школы, а также 5-го класса изучаются темы, в большей степени посвященные здоровью. Иными словами, основы здорового образа жизни осваиваются постепенно, в соответствии с дидактическим принципом «от простого к сложному».

В начальной школе рассказывается о пользе закаливания («Как не заболеть, когда другие болеют»), а также о необходимости одеваться в соответствии с сезоном и погодой («Погода и одежда»). Для подростков важно показать, что привычки, которые заставляют человека поступать определенным образом, бывают не только полезные или вредные, но и неуместные. Говоря иначе, неуместной может быть любая привычка, в том числе и полезная, но используемая в несоответствующих условиях. Например, привычка ходить дома босиком способствует закаливанию, но в школе она неуместна.

В 5-м классе все больше внимания уделяется формированию осознанного отношения к своему здоровью. Опираясь на народную мудрость: «Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу», ведущий показывает связь привычек и здоровья: «Мы и наши привычки (правила личной гигиены)», «Мы и наши привычки (здоровое питание)». Тема здорового питания продолжается и в следующем классе («Человек есть то, что он ест»). Заметим, что эта тема становится все более актуальной в наше время фаст-фуда, кока-колы и чипсов.

Рассматривая классификацию профилактических программ («академические», «адаптационные», «развивающие»), отметим, что программы развития жизненных навыков носят в большей степени развивающий характер. Однако в них должны присутствовать и элементы адаптационных программ.

Профилактические программы, применяемые в школе, не только отличаются развивающим характером, но и способствуют успешной адаптации подростка к стрессогенным факторам школьной среды. К таким факторам относятся, в частности, так называемый «кризис 5-го класса»; страх перед экзаменами; неумение планировать собственную деятельность; стресс, вызываемый постоянным цейтнотом, и другие. Решая эти проблемы в модельных условиях тренингового занятия, учащиеся приобретают навыки самостоятельного разрешения подобных ситуаций в дальнейшем. Так, в 5-м классе в программу включаются занятия на темы «Что такое 5-й класс?» и «Мы и наши привычки (режим дня)». В 6-м классе умение планировать свою деятельность совершенствуется через изучение своих индивидуальных особенностей (Я – «сова» или «жаворонок»?).

Еще одним блоком занятий, сочетающих элементы «развивающего» и «адаптационного» направлений, являются занятия на тему «Я в обществе». Блок имеет своей целью развитие ответственности за себя и начинается с прав и обязанностей ребенка в семье («Я и моя семья» в начальных классах) и в школе («Наши права и наши обязанности» в 5-м классе»). Тематика, охватывая различные сферы социума, продолжается в 8-м и 9-м классах («Что такое ответственность» и «Зачем так много правил»). Опосредованно («Выбор жизненных целей», «Я выбираю здоровье») она продолжается и в работе со старшеклассниками.

В данном курсе есть темы, которые должны обсуждаться с особой осторожностью, например наркотики. Известно, что одной из причин, побуждающих начать принимать наркотики, является любопытство. Нередко такое любопытство вызывается неумело проведенной профилактической работой. Для предотвращения подобной ситуации тема должна обсуждаться ненавязчиво, не провоцируя нездорового интереса. В начальной школе проводится занятие «Как правильно пользоваться лекарствами» (избегать приема незнакомых лекарств, следовать рекомендациям врача или родителей), в 7-м классе – «Всегда ли полезны медикаменты?» и только с 8-го класса начинается непосредственное знакомство с той опасностью, которую несут в себе наркотики. В работе со старшеклассниками, в частности, показывается, что и «обычные» лекарства способны причинить вред, не говоря уж о наркотиках («Как помочь при отравлении лекарствами»).

Успешная социальная адаптация во многом определяется умением правильно ставить цели, определять пути их достижения, находить ресурсы, в том числе в случае необходимости уметь обратиться за помощью. Подобные умения должны развиваться постоянно («Умение принимать решение», «Защита против жестокого обращения», «Как помочь при отравлении лекарствами» и другие).

Одной из особенностей переходного возраста является формирование «чувства взрослости», которое часто побуждает подростков некритически копировать поведение взрослых людей (в том числе и социально неприемлемые его формы). При этом жизненный опыт подростков все еще весьма ограничен. Поэтому основой профилактической программы, ее первым этапом должны стать развитие самопознания, помощь человеку по осознанию себя и своего жизненного пути. Занятия на тему самопознания открывают каждый цикл: «Мое тело», «Мои эмоции» (начальная школа); «Я расту, я меняюсь» (6-й класс); «Какой я на самом деле» (7-й класс) и т.д.

Как отмечалось в исследованиях сотрудников научно-методического центра «Диагностика. Адаптация. Развитие» им. Л.С. Выготского, развитие Я-концепции и самооценки является главным содержанием развития в подростковом возрасте. Чувство собственного достоинства в этом возрасте основывается на авторитете подростка в глазах друзей, чувстве принадлежности к группе. Отсутствие поддержки со стороны группы может привести подростка к рискованному поведению с целью добиться ее расположения, не быть отвергнутым, удовлетворить потребность в общении. Подросток с заниженной самооценкой легко подчиняется нормам поведения девиантной группы, не задумываясь о последствиях, например, опасного секса или употребления алкоголя и наркотиков. По этой причине программа формирования жизненных навыков должна обязательно включать обучение эффективному общению, выбору друзей, построению позитивных отношений со сверстниками.6 В связи с этим важно формировать навыки критического мышления, умение самостоятельно анализировать ситуацию, «просчитывать» ее возможные последствия, принимать обоснованные, ответственные решения; навык самоконтроля, самомониторинга своих действий, умение оценить их эффективность.

Подростковый период – это период активного полового созревания, формирования гендерных позиций. Большое значение приобретает половое воспитание и обучение навыкам профилактики СПИДа. Эти навыки включают умение адекватным образом реагировать на предложение вступить в половую связь, принимать ответственные решения в трудных ситуациях, применять средства, способные уменьшить опасность риска, а также обращаться за необходимой поддержкой и помощью. В настоящее время в России не сложилось достаточно четкой системы полового воспитания как части воспитательной работы и средства профилактики заболеваний, передаваемых половым путем, в том числе СПИДа. Отсутствует система экспертизы существующих программ, процесса их реализации, квалификации педагогов и психологов, осуществляющих работу по программам. Вместе с тем приходится констатировать, что увеличение количества ВИЧ-инфицированных подростков и молодых людей требует принятия неотложных мер.

Следует помнить, что тема носит чрезвычайно деликатный, подчас интимный характер. В этой связи содержание и стиль занятия должны быть точно выверены: недопустимы ни налет сенсационности, ни запугивание, ни провоцирование нездорового интереса подростков к изучаемым проблемам. Примером такого действия, направленного на формирование адекватных гендерных позиций, является психологическая игра «Два в одном», описанная М.Р. Битяновой в «Школьном психологе» (1999, № 20). По ходу игры затрагиваются разные аспекты взаимоотношения полов, при этом в полном объеме соблюдаются принципы психологической безопасности.

Современные подростки формируют свое мировоззрение и поведенческие стереотипы, подвергаясь массированному воздействию рекламы. Продвигая самые разнообразные товары, производители ориентируются в основном на молодежную аудиторию. При этом эксплуатируются такие свойства подростков, как гиперсексуальность, стремление к острым ощущениям, отсутствие жизненного опыта. Вспомним рекламные ролики жевательной резинки: в сознание зрителя внедряется идея о том, что для близости с девушкой необходимо всего лишь свежее дыхание. Юный адресат такой рекламы усвоит не только тягу к жевательной резинке (прохладительным напиткам, пиву, чипсам и пр.), но и убеждение в том, что безответственное поведение в сфере сексуальных отношений вполне приемлемо и даже приветствуется. Подобных примеров можно привести много: «Девушка, один поцелуй, и мы найдем общий язык…», «Что мы делаем? Да пиво пьем…».

В этой связи становится значимым включение в программу так называемой медиаграмотности. Осведомленность о том, как именно СМИ воздействуют на сознание, помогает учащимся критически относиться к увиденному и услышанному. Примеры «антирекламного» тренинга, помимо уже упоминавшихся «Навыков жизни» А.В. Соловова, можно найти в «Развитии навыков делового общения» (занятия «Секреты воздействия печатной рекламы», «Секреты воздействия телевизионной рекламы», «Как распознавать манипуляцию»).

Таким образом, к исходному перечню тем «Навыков жизни» добавляются такие темы, как «Личная гигиена», «Здоровое питание», «Твои права и обязанности», «Польза и вред лекарственных средств», «Преодоление школьных кризисов», «Секреты воздействия рекламы».

Возможны и иные варианты распределения тем. Так, по замыслу авторов учебно-методического пособия «Здоровье»7, темы объединены в семь разделов, которые повторяются из года в год с некоторыми изменениями, обусловленными возрастными особенностями учащихся.

К разделам относятся: 1. Самопознание; 2. Я и другие; 3. Гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний (гигиена тела, полости рта, труда и отдыха); 4. Питание и здоровье; 5. Основы личной безопасности и профилактика травматизма (безопасное поведение на дорогах, бытовой и уличный травматизм, поведение в экстремальных ситуациях); 6. Культура потребления медицинских услуг; 7. Предупреждение употребления психоактивных веществ.

В «Здоровье» имеются два новых блока, которые в предшествующих программах были только обозначены: «Основы личной безопасности и профилактика травматизма», а также «Культура потребления медицинских услуг». Четкость структуры и имеющиеся примеры сценарных планов облегчают задачу по составлению собственной программы. Вместе с тем следует помнить, что эффективность занятий во многом определяется интересом, который они вызывают у учащихся. Исходя из этого соображения, представляется чрезмерным ежегодное на протяжении 11 лет изучение гигиены полости рта. Таким же чрезмерным видится многолетнее знакомство с особенностями обязательного и добровольного медицинского страхования, правами и обязанностями «клиента, получающего медицинские услуги».

Здесь следует отметить важный момент, о котором речь шла в лекции 2: необходимо различать методы педагогики здоровья и психологии здоровья. Если задачей является передача знаний, например, о типах учреждений и специалистах, оказывающих медицинскую помощь, или выборе товаров и услуг, ориентированных на здоровье, то для определения уровня усвоения уместным будет проведение опроса с последующей отметкой. Если же мы говорим о формировании установок с помощью интерактивной деятельности и безоценочного подхода, темы занятий должны соответствовать задачам и интересам возраста.

Обратим внимание на то, что программы, решая задачи первичной профилактики, не ставят перед собой цель глубокого раскрытия той или иной темы. В рамках двух-трех занятий ведущий может в основном только познакомить учащихся с потенциальной проблемой и показать пути ее решения. Возвращаясь к теме через год, учащиеся получают возможность расширить имеющиеся у них представления, а также продолжить формирование соответствующих поведенческих навыков.

Ряд тем программ развития жизненных навыков более углубленно представлены в работах, о которых пойдет речь ниже. Элементы этих разработок по мере их усложнения могут стать основой для профилактических тренинговых циклов различных учебных параллелей. Так, например, для разработки занятий по основам личной безопасности и профилактики травматизма интерес представляют «Школа безопасности», «Физическое развитие и психическое здоровье»8. Для занятий по профилактике наркомании в начальной школе и старших классах могут рекомендоваться работы «Все цвета, кроме черного», «Образ жизни и здоровье» и другие9. Эти работы выгодно отличает попытка современного подхода к решению проблемы социализации и профилактики наркозависимости, например – применение механизма формирования отрицательного отношения к определенной ролевой модели (курение, алкоголизм, наркомании – это болезни; больные люди ограничены в выборе профессии; больным не хочется подражать и т.д.). Обширный материал по профилактике негативного воздействия стресса, развитию навыков саморегуляции представлен в книгах «Искусство релаксации», «Прививка от стресса»10. Основы проектного мышления (определение цели, путей ее достижения, навыки критического мышления) представлены в работе «Учимся решать проблемы»11.

Завершая раздел, отметим, что профилактическая программа, реализуемая в школе, должна быть ориентирована на особенности организации учебного процесса, являющегося в школе главным. Это предполагает, что:

– продолжительность одного занятия не более 40 (45) минут;

– весь курс желательно делать коротким, но интенсивным, не увеличивающим и без того огромную учебную нагрузку детей и подростков;

– группа может быть неоднородной с точки зрения тренинга, так как учащиеся одного класса, как правило, объединены большей частью случайно, а не в силу индивидуальных психологических особенностей. Это потребует от ведущего иметь в запасе для каждого занятия различные модификации того или иного упражнения;

– ведение занятий должно быть доступно не только психологу, но и педагогу, прошедшему некоторую подготовку. Занятия не должны напоминать школьникам уроки, поэтому из них следует исключить задания, характерные для традиционных уроков, длительные монологические поучающие высказывания ведущего;

– тематика может быть достаточно разноплановой, но обязательно интересной для учащихся;

– учитывая большое, как правило, количество учащихся в одном классе, на время занятий его лучше разделить на группы по 10–12 человек (но не более 20).

Кроме того, при планировании программы необходимо определить основные потребности и особенности адресата, степень сформированности жизненных навыков. В ходе реализации программы могут быть выявлены определенные средовые и организационные факторы, что потребует коррекции первоначального варианта.

Алгоритм построения занятий

Целью занятий должно стать не столько получение учащимися определенных знаний, сколько формирование адекватного отношения к отдельным явлениям, ситуациям, проблемам, создание стойких убеждений в приемлемости или неприемлемости соответствующих способов поведения. При этом рекомендуется соблюдать определенную последовательность: сначала у учащихся формируется представление о предмете или явлении, затем вырабатывается соответствующее отношение к нему и далее осваиваются адекватные способы поведения в данной ситуации. Подход, при котором социальные установки формируются с помощью игры и других интерактивных методов, а не путем простой передачи знаний, представляется наиболее эффективным.

Московские психологи И.А. Паршутин и Т.П. Симонятова в исследовании, посвященном программам формирования жизненных навыков, отмечали особенности построения профилактических занятий. Каждое занятие, как правило, состоит из трех основных разделов, посвященных выяснению знаний и представлений учащихся по изучаемой теме, сообщению ведущим новой информации и обобщению имевшейся, а также отработке соответствующих навыков. Ведущий дает учащимся домашнее задание, выполнение которого обсуждается на следующем занятии, а в начале изучения новой темы вызывает к ней интерес с помощью упражнений, вопросов, демонстрации каких-либо материалов.

Каждый раздел (или этап) занятия имеет собственные цели и методы реализации. Вводная часть, призванная актуализировать имеющийся у учащегося собственный жизненный опыт и житейские знания, мотивирует участников на дальнейшую работу, создает деловой настрой, позитивно окрашенный фон настроения. В соответствии с этим выбираются применяемые упражнения («разогревающие» и «подводящие» упражнения, «мозговые штурмы», анализ видеоматериалов, фрагментов литературных произведений).

Основная часть тренингового занятия направлена на формирование нового опыта. В этой части участники не только получают новую информацию, но и как бы «примеряют» ее на себя; моделируют новые способы поведения; глядя на других участников группы; ищут наиболее эффективные приемы действия и взаимодействия в типовых жизненных ситуациях. На этом этапе также применяются специфические техники (ролевые игры, творческие этюды, элементы психодрамы).

Заключительная часть посвящается отработке личной стратегии поведения, осмыслению полученного опыта, получению обратной связи от группы. Здесь применяются «аукционы идей», а также другие способы решения проблемных ситуаций. Обязательным элементом на данном этапе является рефлексия, которая позволяет участникам продемонстрировать личное отношение к происходящему на занятии. Рефлексия – неотъемлемый атрибут тренингового занятия и на других этапах.

В конце каждого занятия по школьной традиции участникам может быть предложено несложное домашнее задание, которое необходимо выполнять при участии членов своей семьи. Вовлечение значимых взрослых в процесс освоения ребенком новых способов поведения представляется тем более важным, что ближайшее окружение во многом определяет привычные жизненные алгоритмы.

Сотрудники Педологического института (Амстердам) выделяют следующие приемы обучения жизненным навыкам:

– инструкции (объяснение последовательности применения навыка и ситуации, в которой этой навык должен применяться);

– показ (демонстрация необходимого в данной ситуации навыка);

– упражнение (выполнение учащимися конкретного навыка в разных ситуациях)12.


1 Родионов В.А. Организация занятий по развитию коммуникативных способностей на уроках физической культуры // Спорт в школе. – 2005. – № 23.

2 Жизненные навыки. Уроки психологии во 2 классе / Под редакцией С.В. Кривцовой. – М.: Генезис, 2002.

3 Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. – СПб., 2000.

4 Соловов А.В. Навыки жизни. Программа ранней профилактики химической зависимости для детей 9–12 лет. – М., 2000.

5 Майерс Д. Социальная психология. Интенсивный курс. – СПб., 2000.

6 Родионов В.А., Ступницкая М.А., Кардашина О.В. Я и другие. Тренинги социальных навыков. Для учащихся 1–11 классов. – Ярославль, 2001; Родионов В.А. Я и все­все­все. Тренинговые занятия по формированию социальных навыков для учащихся 5–9 классов. – Ярославль, 2002.

7 Родионов В.А., Лангуева Е.А. Развитие навыков делового общения. Тренинговые занятия для учащихся старших классов. – Ярославль, 2005.

8 Усачев А.А., Бе­резин А.И. Школа безопасности. – М., 1996; Родионов А.В., Родионов В.А. Физическое развитие и психическое здоровье. – М., 1997.

9 Безруких М.М. Все цвета, кроме черного. Учебно­методический комплект. – М., 2004; Звездина М.Л. и соавт. Образ жизни и здоровье. – М., 2003.

10 Джордж М. Искусство релаксации. Снятие напряжения. Преодоление стресса. Самопомощь. – М., 2001; Родионов В.А., Ступницкая М.А., Ступницкая К.Р. Прививка от стресса. Профилактика негативных последствий воздействия стресса на детей. – Ярославль, 2005.

11 Битянова М., Беглова Т. Учимся решать проблемы. Учебно­методическое пособие. Программа развития проектного мышления у младших подростков. – М., 2005.

12 Слот В., Спанярд Х. Нидерландская модель социальной помощи детям и подросткам, ориентированная на социальную компетенцию // Вестник психосоциальной и коррекционнореабилитационной работы. – 2000. – № 1.

Рекомендуемая литература

1. Паршутин И.А., Симонятова Т.П. Формирование жизненных навыков: Программа профилактики // Школа здоровья. – 1999. – № 4.

2. Родионов В.А. Я и все-все-все. Тренинговые занятия по формированию социальных навыков для учащихся 5–9 классов. – Ярославль, 2002.

3. Родионов В.А., Лангуева Е.А. Развитие навыков делового общения. Тренинговые занятия для учащихся старших классов. – Ярославль, 2005.

4. Руководство практического психолога. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте / Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1995.

5. Спрангер Б.Е. Ключевые принципы построения профилактических программ для подростков // Вопросы наркологии. – 1993. – № 3.

6. Чечельницкая С.М., Косарецкий С.Г., Шалаева Д.А., Родионов В.А. Теория и практика обучения жизненным навыкам // Школа здоровья. – 2002. – № 1.

Контрольные вопросы и задания

1. Назовите основные направления в сфере профилактических программ, применяемых в системе образования. Каковы их особенности?

2. Что подразумевается под понятием «жизненные навыки» в профилактических программах?

3. Какие основные темы включены в программу «Навыки жизни»?

4. Перечислите задачи и методы основных этапов профилактического занятия.