Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №21/2007


КНИЖНЫЙ ШКАФ

Лекции по общей психологии

Учебное пособие

В.В. Давыдов
М.: Издательский центр
«Академия», 2005

Подавляющему большинству читателей «Школьного психолога» В.В.Давыдов известен как один из создателей системы развивающего обучения. Однако этим научное наследие Давыдова не ограничивается, о чем свидетельствуют многочисленные материалы из его личного архива. Данное издание представляет собой подготовленный к печати вдовой Давыдова, тоже психологом, Л.В. Берцфаи курс лекций по общей психологии, который был прочитан примерно двадцать лет назад. По своему содержанию издание может быть рассмотрено скорее как введение в психологию (о чем свидетельствует и его небольшой объем), в котором основные общепсихологические проблемы лишь поставлены. Автор обращается к проблемам значения психологического знания и основных областей его приложения, методов исследования, дает краткую характеристику познавательных и эмоционально-личностных процессов, схематично излагает сущность психологического анализа деятельности.

По манере преподнесения материала «Лекции…» значительно отличаются от хорошо известных нам со студенческих лет работ по развивающему обучению. Редкое обращение к фундаментальным философским положениям, отсутствие цитат из научных трудов, оперирование хорошо известными психологическими понятиями, большое число примеров и иллюстраций — все это делает издание доступным широкому кругу психологов, тем более что оно является не научной монографией, а учебным пособием.

Трудно однозначно сказать, насколько подход Давыдова к общепсихологическим вопросам является авторским, но налицо сочетание принятых в отечественной психологии интерпретаций с оригинальным пониманием ряда проблем, например соотношения биологического и социального в человеке. Правда, справедливости ради следует отметить, что значительно раньше Давыдова эти идеи о биологическом (органическом) и социальном были высказаны П.Я. Гальпериным, но впоследствии не получили развития у других ученых.

Данная книга по общей психологии, как следует из аннотации, полезна прежде всего психологам, занятым в образовании. По-видимому, это неслучайно, и интерес Давыдова к проблемам воспитания теоретического мышления и творческой личности нашел свое отражение во всех его публикациях, в том числе и по вопросам, на первый взгляд далеким от педагогической психологии. В частности, хотелось бы обратить внимание психологов, а через них и педагогов, на то огромное значение, которое Давыдов придавал искусству в деле формирования творческой личности. То же самое ученый говорил и по отношению к практическим психологам: чтобы совершенствоваться в практической психологии, необходимы познания в искусстве, в художественной литературе. Но он также подчеркивал, что этих знаний явно недостаточно: если объектом воздействия является человек, то этого человека нужно знать прежде всего с точки зрения своеобразия его психической деятельности.

Спустя двадцать лет эти слова не только не устарели, но в связи с поступательным развитием психологической практики приобрели еще большую актуальность.

Марина СТЕПАНОВА