Лекции по общей психологии
Учебное пособие
|
В.В. Давыдов
М.: Издательский центр
«Академия», 2005
|
Подавляющему большинству
читателей «Школьного психолога» В.В.Давыдов
известен как один из создателей системы
развивающего обучения. Однако этим научное
наследие Давыдова не ограничивается, о чем
свидетельствуют многочисленные материалы из его
личного архива. Данное издание представляет
собой подготовленный к печати вдовой Давыдова,
тоже психологом, Л.В. Берцфаи курс лекций по общей
психологии, который был прочитан примерно
двадцать лет назад. По своему содержанию издание
может быть рассмотрено скорее как введение в
психологию (о чем свидетельствует и его
небольшой объем), в котором основные
общепсихологические проблемы лишь поставлены.
Автор обращается к проблемам значения
психологического знания и основных областей его
приложения, методов исследования, дает краткую
характеристику познавательных и
эмоционально-личностных процессов, схематично
излагает сущность психологического анализа
деятельности.
По манере преподнесения материала «Лекции…»
значительно отличаются от хорошо известных нам
со студенческих лет работ по развивающему
обучению. Редкое обращение к фундаментальным
философским положениям, отсутствие цитат из
научных трудов, оперирование хорошо известными
психологическими понятиями, большое число
примеров и иллюстраций — все это делает издание
доступным широкому кругу психологов, тем более
что оно является не научной монографией, а
учебным пособием.
Трудно однозначно сказать, насколько подход
Давыдова к общепсихологическим вопросам
является авторским, но налицо сочетание принятых
в отечественной психологии интерпретаций с
оригинальным пониманием ряда проблем, например
соотношения биологического и социального в
человеке. Правда, справедливости ради следует
отметить, что значительно раньше Давыдова эти
идеи о биологическом (органическом) и социальном
были высказаны П.Я. Гальпериным, но впоследствии
не получили развития у других ученых.
Данная книга по общей психологии, как следует
из аннотации, полезна прежде всего психологам,
занятым в образовании. По-видимому, это
неслучайно, и интерес Давыдова к проблемам
воспитания теоретического мышления и творческой
личности нашел свое отражение во всех его
публикациях, в том числе и по вопросам, на первый
взгляд далеким от педагогической психологии. В
частности, хотелось бы обратить внимание
психологов, а через них и педагогов, на то
огромное значение, которое Давыдов придавал
искусству в деле формирования творческой
личности. То же самое ученый говорил и по
отношению к практическим психологам: чтобы
совершенствоваться в практической психологии,
необходимы познания в искусстве, в
художественной литературе. Но он также
подчеркивал, что этих знаний явно недостаточно:
если объектом воздействия является человек, то
этого человека нужно знать прежде всего с точки
зрения своеобразия его психической
деятельности.
Спустя двадцать лет эти слова не только не
устарели, но в связи с поступательным развитием
психологической практики приобрели еще большую
актуальность.
Марина СТЕПАНОВА
|