Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №21/2007


ИГРОТЕКА

Рождение команды

Занятие является фрагментом авторского тренинга «Рождение команды», состоящего из 16 двухчасовых занятий, но, благодаря своей логической завершенности, может использоваться во внеурочной работе как самостоятельная деловая игра, направленная на формирование сплоченности группы или класса. Оптимальное число участников — 10–20 человек, время проведения — 30–40 минут. Группа комплектуется на добровольной основе.

1. БЕЗ РУЛЯ

Цель: формирования навыков самостоятельного принятия решения и действий в условиях неопределенности.

Ведущий. Каждый из вас, наверное, хоть раз был и ведущим, и ведомым. Но приходилось ли вам быть в ситуациях, когда никто не берет на себя ответственность за происходящие события? Особенность этого упражнения в том, что вы должны будете выполнять общие для всех команды самостоятельно, никем не руководя и никому не подчиняясь. Вы не должны разговаривать друг с другом, делать знаки, пытаться передвинуть кого-то на то место, где он, по-вашему, должен находиться. каждый отвечает только за себя. Встаньте и выйдите за круг.

Постройтесь по росту!
Постройтесь в две шеренги!
Постройтесь в две колонны!
Встаньте парами!
Разбейтесь по классам!
Встаньте спиной друг к другу!
Образуйте квадрат!
Образуйте треугольник!
Образуйте круг!
Образуйте два круга!
Спасибо, вернитесь, пожалуйста, в круг.

Бывают обстоятельства, когда группа оказывается без руководителя. Тогда многое зависит от способности каждого к самоорганизации. Скажите, пожалуйста, что вы чувствовали, выполняя мои команды? Кому хотелось руководить? Кто испытывал потребность в руководстве? Кому было легко выполнять эти команды? Какую команду было выполнить труднее всего, легче всего? Чему учит это упражнение? Как бы вы его назвали?

2. ЭСТАФЕТА

Цель: формирование навыков групповой работы.

Ведущий. Афоризм — это краткое, образное и глубокое по смыслу выражение. Афоризмы делают речь более выразительной и убедительной. Но в устной речи любое предложение производит ожидаемое впечатление только в том случае, если произнесено с правильной интонацией, с выделением отдельных слов логическим ударением и с паузами в нужных местах. В течение одной минуты вы должны вспомнить или придумать афоризм, который мог бы стать девизом вашей группы, и распределить между собой слова, из которых он состоит. Затем группа должна произнести этот афоризм целиком, стараясь точно передать его интонацию (ведущий может найти афоризмы заранее: если групп несколько, можно устроить соревнование, какая команда быстрее подготовится к выполнению этого задания).

Примечание. Первая проблема, с которой могут столкнуться ребята, — выбор афоризма. Поскольку основное задание впереди, лучше всего выбрать самое простое предложение или первое из предложенных. «Застревание» команды на первом этапе является показателем недостаточного взаимопонимания в группе. Желательно, чтобы количество участников и слов в афоризме было одинаково.

Примеры афоризмов:

Пессимист видит трудности в каждой возможности, оптимист в каждой трудности видит возможности.

Меньшинство нередко становится большинством, потому что встает с постели и голосует.

Единственный способ определить границы возможного — выйти за эти границы.

Требуй уважения, если не можешь его заслужить.

Природная лень не дает развиваться природным талантам.

Если время позволяет, ребята могут по своей инициативе отрепетировать звучание афоризма.

Затем каждая группа произносит свой текст. При желании группы могут обменяться афоризмами и повторить это задание, добиваясь интонационно слаженного звучания. Когда упражнение завершено, все ребята возвращаются в общий круг.

Вопросы для обсуждения

Кому лучше всего удалось справиться с заданием и почему?

— Почему выбрали именно этот афоризм?

— Что было труднее всего в этом упражнении?

— Чему научило это упражнение?

3. ДИСКУССИЯ

Цель: отработка навыков группового взаимодействия, развитие сензитивности.

Ведущий. Сейчас все вы получите листки, на которых в произвольном порядке перечислены десять основных этапов любой работы. В течение трех минут каждый из вас, ни с кем не советуясь, должен расставить их по порядку, поставив перед первым № 1, перед вторым — № 2 и т.д. до № 10. Затем ваша группа должна выработать и представить общее решение этой задачи на отдельном листе.

Правильный порядок Произвольный порядок
1. Поставь цель.

2. Подумай, какими путями можно ее достичь.

3. Разбей всю работу на части.

4. Составь план работы.

5. Посоветуйся с опытными людьми.

6. Найди тех, кто будет выполнять эту работу.

7. Распредели обязанности.

8. Объясни исполнителям, что от них требуется.

9. Контролируй ход работы.

10. Подведи итоги.

Найди тех, кто будет выполнять эту работу.

Объясни исполнителям, что от них требуется.

Посоветуйся с опытными людьми.

Распредели обязанности.

Контролируй ход работы.

Поставь цель.

Подумай, какими путями можно ее достичь.

Разбей всю работу на части.

Составь план работы.

Подведи итоги.

Примечание. Групповая дискуссия является ключевым упражнением всего занятия. Время дискуссии ограничено 3–5 минутами. Представитель команды зачитывает свое решение, а ведущий оценивает его правильность. Совпадение с правильным ответом оценивается в один балл. Результат меньше 5 баллов считается неудовлетворительным, 5–7 — средний, 8–10 баллов — высокий результат.

Ведущий. Довольны ли вы результатами обсуждения? Чей индивидуальный результат был выше, чем групповой? Чей — ниже? Какие методы использовались при выработке группового решения? Все ли участники обсуждения были услышаны? Кто был лидером? Какого стиля придерживался лидер? Как стиль руководства повлиял на результативность обсуждения? Сегодня вы учились руководить и подчиняться, принимать ответственность за свои действия, подстраиваться под других людей, понимать и учитывать их состояние. Эти качества необходимы каждому для успешной работы в группе. Я желаю вам успеха и терпения в самой интересной и трудной работе — общении с людьми.

Галина РЕЗАПКИНА,
психолог,
Москва

ЛИТЕРАТУРА

Кипнис М. Тренинг лидерства. — М., Ось-89, 2004.

Лутошкин А. Как вести за собой. — М., Просвещение, 1981.