Профориентация на грани искусства
Выбор профессии — такой же
естественный этап развития каждого человека, как
первые шаги и первые слова. Это — в том случае,
если ребенок развивается нормально, окружен
любовью и заботой.
Психологическая готовность старшеклассника к
выбору профессии во многом зависит от взрослых.
Именно в подростковом возрасте складываются
новые личностные образования. Если созданы
нормальные условия для личностного развития
ребенка, то в подростковом возрасте решение о
выборе профессии принимается легко и
естественно. Проблемы с выбором профессии —
только верхушка айсберга личностных проблем и
сигнал внутреннего неблагополучия.
Если же взрослые не занимаются
целенаправленным формированием ценностей,
потребностей и мотивов выбора профессии детей,
то во взрослую жизнь вступает молодой человек, не
имеющий жизненных ориентиров. Он не понимает,
«что такое хорошо и что такое плохо». Его
ценности и установки зависят от внешних
факторов. Такой подросток — идеальный объект
манипулирования сознанием. Из него можно
вылепить послушного потребителя, который
автоматически покупает все, что рекламируется,
послушного избирателя, который правильно
голосует, послушного и свободного от сомнений
исполнителя чужой воли.
Искаженные ценности и представления формируют
эгоистическую направленность личности, которая
проявляется в нереалистичном выборе профессии.
Исследования особенностей старшеклассников,
стоящих перед выбором профессии, показывают, что
подростки с эгоистической направленностью менее
благополучны в своем психическом развитии. Они
делают все для своего успеха, своих достижений,
они стремятся к любви и уважению, но не получают
ни того, ни другого. Возникает парадоксальная
ситуация — чем больше человек стремится к
самоутверждению, признанию, тем меньше он
удовлетворен ими. Такие подростки стремятся
играть руководящие роли в коллективе, но
авторитетом не пользуются и руководить не умеют,
потому что их уровень притязаний намного
превосходит реальные возможности.
Несколько лет назад каждый третий подросток
покидал школу, не имея представления о том, кем он
будет работать, а каждый второй — работал не по
специальности. Пока нет оснований полагать, что
ситуация изменяется в лучшую сторону.
Сегодня, когда число и цена профессиональных
ошибок растут в геометрической прогрессии,
проблема правильного и своевременного выбора
профессии приобретает особую значимость.
В условиях роста информационных и
коммуникационных технологий, доступа к
глобальным источникам знаний, распространения
сетевой организации промышленности и управления
появляются большие возможности, но и большие
риски для сферы образования. Любая технология
нейтральна до тех пор, пока не используется во
зло или во благо. Сейчас принято ругать
телевидение, СМИ, компьютерные игры, в том числе
сетевые, провоцирующие насилие,
пропагандирующие секс, поэтизирующие смерть. На
порядок меньше книг, фильмов, передач,
рассказывающих о нравственных ценностях, без
которых невозможна ни личная, ни экономическая
эффективность, компьютерных игр, моделирующих
поведение, основанное на уважении и терпимости к
другим, ответственности и порядочности.
Создание конкурентоспособного в глазах
подростков интеллектуального продукта,
способного переориентировать их внимание на
ценности и модели поведения, отличные от
насаждаемых сегодня, — государственная задача,
требующая общих усилий работников образования и
культуры, политиков и общественных деятелей.
Название проекта «Разработка комплекса
инновационных программ в сфере дополнительного
образования детей и подростков, обеспечивающих
развитие мотивации к обучению и социальную
ориентацию к различным профессиям»,
выполненного по заказу Федерального агентства
по образованию в целях совершенствования
содержания и технологий образования, говорит
само за себя.
Основные мероприятия проекта — разработка
программы диагностики мотивации достижений
подростков и молодежи; создание видеокурса и
комплекта интерактивных средств формирования
образа будущей профессии и знаний о путях
достижения профессионального успеха; апробация
инновационных программ в учреждениях
дополнительного образования, а также в
региональных службах практической психологии
образования и профориентации пяти регионов
Российской Федерации.
О разработанном в рамках проекта видеокурсе
для подростков «Дороги, которые мы выбираем»
рассказывает его автор Галина РЕЗАПКИНА. |
Меня с восьмого класса коробит от
колючего слова «профориентация». И дело не
только в фонетике. И не только во мне. Нередко
приходится видеть недовольные гримасы на лицах
ребят, которых мы собираемся
«профориентировать». Подростки, родившиеся уже
после перестройки, обреченно спрашивают: «Будете
агитировать куда-то поступать?» Возникает
чувство, что перенеслись на двадцать лет назад,
когда набор в некоторые учебные заведения
объявлялся делом государственной важности.
Как сложится судьба молодых специалистов,
тогда никого особо не интересовало. Главное —
отчитаться о выполнении плана по набору.
Профориентационная работа в нашей стране
никогда не была эффективна не потому, что не
хватало квалифицированных профконсультантов и
хороших методик, а потому, что ее цели были
утопичны. Сегодня, как и тогда, мы строим дом,
начиная с крыши — без фундамента и стен, в лучшем
случае используя три подпорки — «могу», «хочу»,
«надо». Но завораживающая логика трех колец
почему-то не срабатывает. Хочется одного,
«можется» другое, а надо — третье… И даже
добавление четвертого — «есть» — в принципе
ничего не меняет.
Фундамент — это заложенные в семье и развитые в
школе качества, отличающие хорошего человека и
хорошего профессионала. Они известны всем. Это
доброта, честность, ответственность… Мы часто
слышим: «Хороший человек — это не профессия». На
мой взгляд, это — основа профессионализма.
Профессиональная компетентность, о которой
сегодня не пишет только ленивый, не сводится к
арифметической сумме профессионально важных
качеств, знаний, навыков и умений. Каждого из нас
согревает память о встречах с настоящими
учителями, строителями, врачами, руководителями.
Их всегда было немного. А сегодняшним подросткам
вообще достались крохи. Можно ли требовать от
молодых людей добросовестного отношения к своей
работе, если вокруг так мало примеров? Если еще
двадцать лет назад зависимость заработка от
личных усилий отмечали только 7% взрослого
населения — остальные считали главными путями к
успеху деньги, связи, спекуляцию и мошенничество.
Сегодня влияние телевидения, музыки, кино,
молодежных СМИ на воспитание личности подростка
выше, чем влияние семьи и школы, вместе взятых.
Можно сколько угодно возмущаться этим фактом, но
от этого дети не перестанут слушать «свою»
музыку и подражать своим кумирам.
Поиск красивых и правильных жизненных
стратегий привел к литературе, музыке и кино.
Неубедительный в глазах подростков монолог
взрослого о том, как надо жить и работать,
захотелось оживить цитатами из хороших фильмов,
стихами и песнями. Получилось несколько
восьмиминутных фрагментов, объединенных
названием «Дороги, которые мы выбираем» (да
простит меня О. Генри). Фраза, сказанная героем
фильма, снятого по его одноименному рассказу,
задает тон всей видеопрограмме: «Дело не в
дорогах, которые мы выбираем. Главное — в том, что
внутри нас заставляет нас выбирать эти дороги».
Статья опубликована при поддержке интернет-магазина официального дистрибьютора ООО "Шале". Релаксация у огня - то, что нужно именно Вам для отдыха, тепла и уюта. Магазин предлагает Вам приобрести камины, комплектующие, печи для сауны, топки для каминов, уличные грили, биокамины в Москве с отправкой по регионам. Посмотреть полный каталог товаров, цены, контакты и сделать заказ Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://www.remix-kamin.ru/.
Что, если отойти от традиционной классификации
профессий по предмету труда Е. Климова и
посмотреть на профессиональную деятельность с
позиции В. Татищева? Какие профессии сегодня
можно отнести к полезным и нужным, какие — к
щегольским и увеселяющим, а какие — к
вредительским? Какие признаки ребята считают для
себя более существенными — предмет труда или его
смысл? В отличие от обучения по форме «ответы без
вопросов» здесь есть пространство для
размышлений и дискуссий.
Каждый выбирает для себя
/////////женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку —
/////////каждый выбирает для себя.
Каждый выбирает по себе
/////////слово для любви и для
молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы —
/////////каждый выбирает по себе.
В момент, когда стихи Юрия Левитанского плавно
сменяет Константин Кинчев («Инок, воин и шут»),
некоторые подростки удивленно переглядываются:
наша «Алиса»? Привыкли, что в школе одно, а за ее
порогом — другое. И эти стороны жизни обычно не
пересекаются.
Если первую часть — «Человек и его дело»
— ребята сначала смотрят без особого интереса
(дежурное мероприятие по профориентации!), то
вторую уже ждут. Она — о праве на выбор, в том
числе и на ошибку. Как и в первой части, здесь есть
интервью детей, подростков и взрослых — живые,
непосредственные ответы на вопрос, кем ты хочешь
стать и почему. Дружный смех вызывает
первоклассник, который хочет стать «президентом
нефтевой компании или олимпийским чемпионом
по биатлону», учащийся ПТУ, который выбрал
профессию программиста, потому что «там
приходится общаться с разными людьми»…
Вообще-то вопрос, что считать ошибкой, —
спорный. Призвание, как и полная
профнепригодность — явления очень редкие. И в
том, и в другом случае профориентация бессильна.
В остальных профессиональная успешность
определяется только отношением к труду. Ключевой
эпизод — рассказ о Генрихе Шлимане, который шел к
своей мечте несмотря на скепсис ученых и
насмешки друзей. Фрагмента из песни «Гни свою
линию» группы «Сплин» ребятам было явно
недостаточно, и они напевают ее какое-то время
после титров.
Пафос перебивается интервью самых разных
людей. Задаю им два простых вопроса: «Для чего
люди работают?» и «Что для вас главное в жизни?».
Можно спросить об этом ребят перед просмотром —
интересно сравнить свои ответы с ответами
пенсионеров, гастарбайтеров, сверстников… А
можно и не спрашивать — главное, что этот вопрос
невольно зададут себе сами зрители.
О чем говорить с ребятами между частями и
говорить ли вообще, зависит от настроения
аудитории. Как сказал один из зрителей, «это кино
грузит по полной программе». Я бы не стала
показывать подряд больше трех частей. Если это не
ежегодная профориентационная кампания, которая
весной накрывает школы, лучше давать по одной
части на уроках или классных часах, встраивая ее
в тему занятия.
Слова, звучащие на фоне знакомого видеоряда и
сопровождаемые любимой музыкой, усваиваются
легче и прочнее, чем те же слова, произнесенные
учителем у доски. В основе сценария передач —
фрагменты из моей книги «Психология и выбор
профессии». В каком-то смысле это
видеоприложение к ней.
Эту программу видели девятиклассники Москвы и
Московской области, Краснодарского края,
Новосибирской области, Нижнего Новгорода.
Условия были разные — полный актовый зал, класс с
телевизором или видеопроектором. Реакция
подростков примерно одинаковая: сначала —
недоверчивый интерес, потом — приятное
удивление, диалог на равных. Трудно было только в
одной школе. Подростки смотрели внимательно, но в
перерывах между частями молчали, как партизаны.
Единственная девочка, которая проявляла
признаки жизни — улыбалась, кивала головой и
отвечала на мои вопросы, — была выведена из зала
учительницей, которая сочла ее поведение
недопустимым. А жаль!
Учителя вообще приняли программу более
сдержанно, чем ребята. Некоторые говорили, что
это не профориентация: «Профориентация — это
когда к нам приходили из институтов и училищ и
рассказывали, как хорошо у них учиться».
Однако я убеждена, что сегодня необходима
технология профессионального самоопределения,
не сводимая к формированию традиционных «знаний,
умений, навыков» в приложении к задачам выбора
профиля обучения и подготовки к
профессиональной деятельности, а раскрывающая
жизненные ценности и смыслы, лежащие за ее
пределами.
Беседовал
Игорь ВАЧКОВ
|