Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №22/2007


ИЗ ПЕРВЫХ РУК

Профориентация на грани искусства

 

Выбор профессии — такой же естественный этап развития каждого человека, как первые шаги и первые слова. Это — в том случае, если ребенок развивается нормально, окружен любовью и заботой.

Психологическая готовность старшеклассника к выбору профессии во многом зависит от взрослых. Именно в подростковом возрасте складываются новые личностные образования. Если созданы нормальные условия для личностного развития ребенка, то в подростковом возрасте решение о выборе профессии принимается легко и естественно. Проблемы с выбором профессии — только верхушка айсберга личностных проблем и сигнал внутреннего неблагополучия.

Если же взрослые не занимаются целенаправленным формированием ценностей, потребностей и мотивов выбора профессии детей, то во взрослую жизнь вступает молодой человек, не имеющий жизненных ориентиров. Он не понимает, «что такое хорошо и что такое плохо». Его ценности и установки зависят от внешних факторов. Такой подросток — идеальный объект манипулирования сознанием. Из него можно вылепить послушного потребителя, который автоматически покупает все, что рекламируется, послушного избирателя, который правильно голосует, послушного и свободного от сомнений исполнителя чужой воли.

Искаженные ценности и представления формируют эгоистическую направленность личности, которая проявляется в нереалистичном выборе профессии. Исследования особенностей старшеклассников, стоящих перед выбором профессии, показывают, что подростки с эгоистической направленностью менее благополучны в своем психическом развитии. Они делают все для своего успеха, своих достижений, они стремятся к любви и уважению, но не получают ни того, ни другого. Возникает парадоксальная ситуация — чем больше человек стремится к самоутверждению, признанию, тем меньше он удовлетворен ими. Такие подростки стремятся играть руководящие роли в коллективе, но авторитетом не пользуются и руководить не умеют, потому что их уровень притязаний намного превосходит реальные возможности.

Несколько лет назад каждый третий подросток покидал школу, не имея представления о том, кем он будет работать, а каждый второй — работал не по специальности. Пока нет оснований полагать, что ситуация изменяется в лучшую сторону.

Сегодня, когда число и цена профессиональных ошибок растут в геометрической прогрессии, проблема правильного и своевременного выбора профессии приобретает особую значимость.

В условиях роста информационных и коммуникационных технологий, доступа к глобальным источникам знаний, распространения сетевой организации промышленности и управления появляются большие возможности, но и большие риски для сферы образования. Любая технология нейтральна до тех пор, пока не используется во зло или во благо. Сейчас принято ругать телевидение, СМИ, компьютерные игры, в том числе сетевые, провоцирующие насилие, пропагандирующие секс, поэтизирующие смерть. На порядок меньше книг, фильмов, передач, рассказывающих о нравственных ценностях, без которых невозможна ни личная, ни экономическая эффективность, компьютерных игр, моделирующих поведение, основанное на уважении и терпимости к другим, ответственности и порядочности.

Создание конкурентоспособного в глазах подростков интеллектуального продукта, способного переориентировать их внимание на ценности и модели поведения, отличные от насаждаемых сегодня, — государственная задача, требующая общих усилий работников образования и культуры, политиков и общественных деятелей.

Название проекта «Разработка комплекса инновационных программ в сфере дополнительного образования детей и подростков, обеспечивающих развитие мотивации к обучению и социальную ориентацию к различным профессиям», выполненного по заказу Федерального агентства по образованию в целях совершенствования содержания и технологий образования, говорит само за себя.

Основные мероприятия проекта — разработка программы диагностики мотивации достижений подростков и молодежи; создание видеокурса и комплекта интерактивных средств формирования образа будущей профессии и знаний о путях достижения профессионального успеха; апробация инновационных программ в учреждениях дополнительного образования, а также в региональных службах практической психологии образования и профориентации пяти регионов Российской Федерации.

О разработанном в рамках проекта видеокурсе для подростков «Дороги, которые мы выбираем» рассказывает его автор Галина РЕЗАПКИНА.

Меня с восьмого класса коробит от колючего слова «профориентация». И дело не только в фонетике. И не только во мне. Нередко приходится видеть недовольные гримасы на лицах ребят, которых мы собираемся «профориентировать». Подростки, родившиеся уже после перестройки, обреченно спрашивают: «Будете агитировать куда-то поступать?» Возникает чувство, что перенеслись на двадцать лет назад, когда набор в некоторые учебные заведения объявлялся делом государственной важности.

Как сложится судьба молодых специалистов, тогда никого особо не интересовало. Главное — отчитаться о выполнении плана по набору. Профориентационная работа в нашей стране никогда не была эффективна не потому, что не хватало квалифицированных профконсультантов и хороших методик, а потому, что ее цели были утопичны. Сегодня, как и тогда, мы строим дом, начиная с крыши — без фундамента и стен, в лучшем случае используя три подпорки — «могу», «хочу», «надо». Но завораживающая логика трех колец почему-то не срабатывает. Хочется одного, «можется» другое, а надо — третье… И даже добавление четвертого — «есть» — в принципе ничего не меняет.

Фундамент — это заложенные в семье и развитые в школе качества, отличающие хорошего человека и хорошего профессионала. Они известны всем. Это доброта, честность, ответственность… Мы часто слышим: «Хороший человек — это не профессия». На мой взгляд, это — основа профессионализма. Профессиональная компетентность, о которой сегодня не пишет только ленивый, не сводится к арифметической сумме профессионально важных качеств, знаний, навыков и умений. Каждого из нас согревает память о встречах с настоящими учителями, строителями, врачами, руководителями. Их всегда было немного. А сегодняшним подросткам вообще достались крохи. Можно ли требовать от молодых людей добросовестного отношения к своей работе, если вокруг так мало примеров? Если еще двадцать лет назад зависимость заработка от личных усилий отмечали только 7% взрослого населения — остальные считали главными путями к успеху деньги, связи, спекуляцию и мошенничество.

Сегодня влияние телевидения, музыки, кино, молодежных СМИ на воспитание личности подростка выше, чем влияние семьи и школы, вместе взятых. Можно сколько угодно возмущаться этим фактом, но от этого дети не перестанут слушать «свою» музыку и подражать своим кумирам.

Поиск красивых и правильных жизненных стратегий привел к литературе, музыке и кино. Неубедительный в глазах подростков монолог взрослого о том, как надо жить и работать, захотелось оживить цитатами из хороших фильмов, стихами и песнями. Получилось несколько восьмиминутных фрагментов, объединенных названием «Дороги, которые мы выбираем» (да простит меня О. Генри). Фраза, сказанная героем фильма, снятого по его одноименному рассказу, задает тон всей видеопрограмме: «Дело не в дорогах, которые мы выбираем. Главное — в том, что внутри нас заставляет нас выбирать эти дороги».

Статья опубликована при поддержке интернет-магазина официального дистрибьютора ООО "Шале". Релаксация у огня - то, что нужно именно Вам для отдыха, тепла и уюта. Магазин предлагает Вам приобрести камины, комплектующие, печи для сауны, топки для каминов, уличные грили, биокамины в Москве с отправкой по регионам. Посмотреть полный каталог товаров, цены, контакты и сделать заказ Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://www.remix-kamin.ru/.

Что, если отойти от традиционной классификации профессий по предмету труда Е. Климова и посмотреть на профессиональную деятельность с позиции В. Татищева? Какие профессии сегодня можно отнести к полезным и нужным, какие — к щегольским и увеселяющим, а какие — к вредительским? Какие признаки ребята считают для себя более существенными — предмет труда или его смысл? В отличие от обучения по форме «ответы без вопросов» здесь есть пространство для размышлений и дискуссий.

Каждый выбирает для себя
/////////женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку —
/////////каждый выбирает для себя.
Каждый выбирает по себе
/////////слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы —
/////////каждый выбирает по себе.

В момент, когда стихи Юрия Левитанского плавно сменяет Константин Кинчев («Инок, воин и шут»), некоторые подростки удивленно переглядываются: наша «Алиса»? Привыкли, что в школе одно, а за ее порогом — другое. И эти стороны жизни обычно не пересекаются.

Если первую часть — «Человек и его дело» — ребята сначала смотрят без особого интереса (дежурное мероприятие по профориентации!), то вторую уже ждут. Она — о праве на выбор, в том числе и на ошибку. Как и в первой части, здесь есть интервью детей, подростков и взрослых — живые, непосредственные ответы на вопрос, кем ты хочешь стать и почему. Дружный смех вызывает первоклассник, который хочет стать «президентом нефтевой компании или олимпийским чемпионом по биатлону», учащийся ПТУ, который выбрал профессию программиста, потому что «там приходится общаться с разными людьми»…

Вообще-то вопрос, что считать ошибкой, — спорный. Призвание, как и полная профнепригодность — явления очень редкие. И в том, и в другом случае профориентация бессильна. В остальных профессиональная успешность определяется только отношением к труду. Ключевой эпизод — рассказ о Генрихе Шлимане, который шел к своей мечте несмотря на скепсис ученых и насмешки друзей. Фрагмента из песни «Гни свою линию» группы «Сплин» ребятам было явно недостаточно, и они напевают ее какое-то время после титров.

Пафос перебивается интервью самых разных людей. Задаю им два простых вопроса: «Для чего люди работают?» и «Что для вас главное в жизни?». Можно спросить об этом ребят перед просмотром — интересно сравнить свои ответы с ответами пенсионеров, гастарбайтеров, сверстников… А можно и не спрашивать — главное, что этот вопрос невольно зададут себе сами зрители.

О чем говорить с ребятами между частями и говорить ли вообще, зависит от настроения аудитории. Как сказал один из зрителей, «это кино грузит по полной программе». Я бы не стала показывать подряд больше трех частей. Если это не ежегодная профориентационная кампания, которая весной накрывает школы, лучше давать по одной части на уроках или классных часах, встраивая ее в тему занятия.

Слова, звучащие на фоне знакомого видеоряда и сопровождаемые любимой музыкой, усваиваются легче и прочнее, чем те же слова, произнесенные учителем у доски. В основе сценария передач — фрагменты из моей книги «Психология и выбор профессии». В каком-то смысле это видеоприложение к ней.

Эту программу видели девятиклассники Москвы и Московской области, Краснодарского края, Новосибирской области, Нижнего Новгорода. Условия были разные — полный актовый зал, класс с телевизором или видеопроектором. Реакция подростков примерно одинаковая: сначала — недоверчивый интерес, потом — приятное удивление, диалог на равных. Трудно было только в одной школе. Подростки смотрели внимательно, но в перерывах между частями молчали, как партизаны. Единственная девочка, которая проявляла признаки жизни — улыбалась, кивала головой и отвечала на мои вопросы, — была выведена из зала учительницей, которая сочла ее поведение недопустимым. А жаль!

Учителя вообще приняли программу более сдержанно, чем ребята. Некоторые говорили, что это не профориентация: «Профориентация — это когда к нам приходили из институтов и училищ и рассказывали, как хорошо у них учиться».

Однако я убеждена, что сегодня необходима технология профессионального самоопределения, не сводимая к формированию традиционных «знаний, умений, навыков» в приложении к задачам выбора профиля обучения и подготовки к профессиональной деятельности, а раскрывающая жизненные ценности и смыслы, лежащие за ее пределами.

Беседовал
Игорь ВАЧКОВ