Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №22/2007


МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

НОМИНАЦИЯ:

«Работа со школьниками: игры, тренинги, индивидуальные и групповые занятия»
Татьяна ГИЛЁВА,
педагог-психолог,
Татьяна ШИХОВА,
педагог-психолог, МОУ «Детский дом № 5»,
г. Новокузнецк, Кемеровская область

 

Тайны островов Внутренних Сил

Программа тренинговых занятий
для учащихся 5-х классов в период
адаптации к среднему звену школы

У спешность адаптации школьников к обучению в среднем звене во многом связана с развитием качеств, которые начинают формироваться в младшем школьном возрасте: самостоятельности, инициативности, умения рассчитывать свои силы. В среднем звене школы особые требования предъявляются к развитию учебной самостоятельности как ответственного, инициативного поведения, независимого от посторонних влияний, совершаемого собственными силами.

Другая важная задача связана с самоопределением и самореализацией подростков. При ее решении необходимо особое внимание уделять формированию умения делать осознанный и ответственный выбор, основанный на адекватной самооценке школьника.

У воспитанников детского дома школьная дезадаптация в этот период усиливается механизмами депривации, что проявляется в повышении тревожности по отношению к самопредъявлению и самораскрытию, в агрессивности, ослаблении навыков саморегуляции, проявлении регрессивных признаков в поведении, усилении пассивно-иждивенческих тенденций и снижении уровня доверия к себе, своим возможностям и к окружающему миру.

Один из видов помощи пятиклассникам заключается в стимуляции адаптационных механизмов через обращение к внутренним ресурсам (в том числе познанию своих способностей и возможностей) и создание мотивации для их дальнейшего развития.

Цель программы: активизация внутренних резервов младших подростков, способствующая успешному освоению нового социального опыта в период адаптации в среднем звене школы.

Задачи:

1. Формировать у подростка представление о себе как об умелом человеке с большими возможностями развития.

2. Стимулировать мотивацию к саморазвитию.

3. Способствовать развитию навыков самопознания.

4. Тренировать навыки самоорганизации и самоконтроля при выполнении заданий, связанных с волевой регуляцией психических функций и поведения.

5. Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для эффективного взаимодействия в группе.

6. Учить выбирать и использовать оптимальные способы решения проблемных ситуаций, возникающих при выполнении заданий и упражнений.

7. Развивать творческое мышление, учить видеть взаимосвязи, ведущие к новым идеям.

8. Формировать индивидуальный стиль познавательной деятельности посредством выбора способов восприятия, запоминания и мышления.

9. Побуждать к использованию приобретенного опыта в учебной деятельности.

10. Развивать чуткость по отношению к изменениям психического состояния, понимание своих возможностей и ресурсов.

Программа тренинга разработана для занятий с учащимися 5-х классов, воспитывающимися в детском доме. Численный состав группы — 6–12 человек. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность одной встречи — 2 учебных часа (по 30 минут астрономического времени). Срок реализации программы — 36 учебных часов.

Тематический план занятий

Название тем Количество
часов
1 . Вводное 2
2. Знакомство с собственными возможностями 2
3. Остров Маугли 4
4. Остров Встреча 6
5. Остров Стойкий солдатик 4
6. Остров Зоркий глаз 4
7. Остров Летучая мышь 4
8. Остров Мудрецов 8
9. Заключительное 2
Итого 36

Методические рекомендации
и содержание программы по темам

Тренинг составлен в форме игрового путешествия «по островам внутренних сил». Сама идея такого путешествия и названия некоторых островов заимствованы у О.А. Матвеевой. Содержание тренинга расширено, дополнено авторскими играми, упражнениями и играми из дополнительных источников.

Для организации занятий требуется помещение, где есть возможность свободно двигаться, разместить столы. Часть упражнений и обсуждение проводятся в круге, поэтому необходимо место, где можно расставить удобные стулья или кресла. На занятиях используются наглядные и рабочие материалы, которые желательно расположить на стендах, к которым есть свободный доступ. Поддержанию интереса на тренинге способствует применение технических, изобразительных средств, плакатов, наглядных пособий (лабиринты, кроссворды), атрибутов для игр и упражнений.

На первых двух занятиях основное внимание уделяется введению ребят в игровую ситуацию и формированию мотивации и целей каждого участника и группы в целом.

В предварительной беседе проводится обсуждение — что такое способности, зачем они нужны человеку, как они помогают справляться со школьными трудностями. Подросткам предлагается отправиться в путешествие на поиски волшебных сил — своих истинных способностей и ключей к их раскрытию. Для решения этих задач ведущий организует коллективное творческое дело: «создание лодки своих возможностей».

Лодка конструируется из кусочков бумаги, на которых каждый участник записывает индивидуальную цель. Выполнение задания способствует выявлению затруднений, возникающих в процессе обучения в школе. В связи с этим особое внимание следует обратить на актуализацию опыта каждого участника через направленные вопросы: Какими вы хотели стать? Что для вас важнее: хорошие оценки, умение договориться с собой или договориться с другими? Важны ли для вас ощущение — «Я могу справиться», хорошее настроение?

Внимание фиксируется не на том, «какой я сейчас», а на выборе желания, которое определит направленность роста. Все свои желания ребята записывают на «волшебных досках», из которых составляется лодка. Лодка наполнена целями и желаниями, но она беспомощна в открытом море. Лучше всего ей помогут паруса. Ведущий мотивирует подростков на постепенное создание паруса из кусочков открытий, сделанных в ходе путешествия. Таким образом, парус составляется, как мозаика, на протяжении всего цикла занятий. И в конце «путешествия» «лодка возможностей плывет уверенно и легко», символизируя целенаправленность движения и веру в свои силы для преодоления школьных трудностей.

Продолжая развивать сюжет, ведущий создает условия, в которых ребята выполняют самодиагностику. Для этого заранее составляются описания «сил» (способностей): силы тела, силы общения, силы воли, силы слуха, силы видения, силы мышления. Ребята соотносят их с собой и выбирают те, которыми они хорошо владеют, и те, которые недостаточно развиты. Результаты этой работы записывают на отдельных карточках, которые в дальнейшем послужат «пропуском» на соответствующие острова.

На данном этапе происходит принятие групповых правил. Подвести ребят к их обсуждению помогает дальнейшее развитие игрового сюжета, в котором команда, отправляющаяся в плавание, подписывает договор, регулирующий взаимоотношения в путешествии. Правила могут предлагаться как самим ведущим, так и участниками группы. Каждый пункт договора обсуждается с точки зрения обеспечения психологической безопасности, равноправия отношений, достижения личных и групповых целей.

Правила могут быть следующими:

— Все путешественники — друзья и помогают друг другу.

— В группе все обязаны относиться друг к другу с уважением.

— Говорить по очереди и внимательно слушать друг друга.

— Каждый имеет право сказать группе, что он думает и чувствует.

— Каждый имеет право сказать «стоп», если то, что происходит в группе, ему не нравится.

— Никогда не выкидывай за борт друзей.

Основная часть тренинга начинается с третьей встречи и включает в себя темы: «Остров Маугли», «Остров Встреча», «Остров Стойкий солдатик», «Остров Летучая мышь», «Остров Зоркий глаз», «Остров Мудрецов». Работа по каждой теме продолжается на двух или более занятиях. При введении в тему обозначается основная проблема, намечаются пути и способы ее разрешения. Задача ведущего — показать разнообразие выборов при решении поставленных проблем, а также создать условия для их практического опробования. В занятия включаются упражнения на исследование своих возможностей. На последующих встречах ребята знакомятся с новыми способами решения задач посредством моделирования, экспериментирования, ролевых игр, коллективного творческого дела, создаются условия для расширения видения участниками группы своих возможностей, их применения в нестандартных ситуациях.

На «Острове Маугли» происходит раскрытие двигательных способностей подростков и овладение навыками саморегуляции движений. Занятия по данной теме направлены на тренировку координации движений, развитие тактильно-кинестетического восприятия, образного мышления и воображения. Сначала дети учатся прислушиваться к своим импульсам через упражнения на поочередное расслабление и напряжение разных групп мышц. Результаты своих исследований они не только описывают словами, но и отражают графически, обозначая на силуэте человека с помощью цвета и штриховки. Далее определяются области тренировки силы: ловкость (игра «Вышибалы»), мышечная сила (упражнение «Борцы сумо»), пространственная координация (упражнение «Пройди между стульями»), чувство ритма (танцевальные движения под музыку). Ведущий знакомит ребят с возможностями регуляции своей двигательной активности в ситуациях, требующих ограничения движений: изменение позы, сжимание и разжимание ладоней, самомассаж, визуализация основных видов движений через образы животных (змеи, обезьяны, оленя, гепарда).

Занятия, посвященные развитию коммуникативных способностей, объединены темой «Остров Встреча». Здесь решаются такие задачи, как расширение спектра социальных ролей, формирование гибкости социальных позиций, отработка защитных механизмов в общении. Вхождение в тему происходит через исследование детьми способности к установлению контакта (игра «Отношения»). Включаются игры, направленные на понимание вербальных и невербальных средств коммуникации («Гомеостат», «Найди пару»), на нахождение эффективных способов общения при выполнении единых групповых задач (игра «Да ну тебя в болото!», автор М. Битянова). Анализ способов ролевого взаимодействия, изучение эффективности защитных механизмов, развитие толерантного отношения к ролевой позиции другого человека (учителя, одноклассника) осуществляется в играх «Король», «Маски», «Скептики-оптимисты», «Шуточные правила общения».

В связи с тем что эта тема особенно болезненно проживается детьми-сиротами, усилия ведущего группы должны быть направлены на построение взаимоотношений, основанных на доверии, открытости и поддержке. Важно создать условия, в которых ребята учатся проявлять добрые чувства по отношению друг к другу. Данная цель в частности реализуется в игре «Сердце класса».

Развитию способности произвольной регуляции уделяется внимание на протяжении всего тренинга. Тема «Остров Стойкого солдатика» позволяет более целенаправленно решать задачи тренировки концентрации, переключения и распределения внимания, развития функций планирования, самоконтроля и умения действовать в соответствии с инструкцией. Здесь вводятся такие понятия, как целенаправленность, настойчивость, умение сосредотачиваться. Тренировка функций внимания происходит в играх-упражнениях «Дождик», «Японская машинка», «Стоп!». Но основные усилия направлены на развитие умения подростков ставить цели и выбирать оптимальные способы их достижения. Для этого организуется поисковая деятельность с применением поэтапного выполнения сложных инструкций (упражнение «Найди части плана острова»). Далее создается игровая ситуация, в процессе которой участники группы самостоятельно учатся планировать один день жизни на острове с четким распределением времени (игра «Последний герой»). В игре «Школа для аборигенов» ребята упражняются в составлении алгоритма использования предмета (воздушный шарик, шариковая ручка) на основе его функций.

Задачи развития наблюдательности и зрительного восприятия решаются на занятиях «Остров Зоркий глаз». Используются игры и упражнения: «Цветные ладошки», «Что изменилось на картинке», «Найди слово в цепочке букв», «Зашумленные изображения», «Искатели», «Составление общего коллажа». Тренировка зрительной памяти и расширение способов зрительного запоминания происходят в играх «Веселые человечки» и «Запомни предмет». Подросткам предлагается по-особому посмотреть на знакомые предметы, отстраняясь от их привычного образа, тем самым развивается гибкость, оригинальность восприятия и мышления (упражнения «Необычное в обычном», «Каракули»).

Занятия «Остров Летучая мышь» посвящены развитию слухового внимания, расширению способов слухового запоминания, развитию эйдетического мышления. На начальном этапе ребятам предлагаются упражнения на тренировку слухового восприятия: «Смена ритма», «Произнеси слово с разной интонацией», «Услышь ошибку и хлопни в ладоши», «Перепутанные слоги», «Корабль среди скал», «Нарисуй фигуры по инструкции». В дальнейшем предлагаются игры и упражнения на формирование индивидуального стиля запоминания: «Какого цвета звук?», «Запоминание слов через образы (с использованием аудиальной, визуальной и кинестетической модальностей)».

Тема «Остров Мудрецов» наиболее объемная по количеству часов. Ее можно условно разделить на три части, каждая из которых несет свою смысловую нагрузку. Упражнения первой части направлены на формирование умения подростков устанавливать логические взаимосвязи на основе анализа и синтеза (игры и упражнения: «Анаграммы», «Кто я?», «Какой фигуры не хватает», «Отгадай слово по частям», «Ориентировка по схеме», «Живые буквы», «Логические задачи», «Цепочка понятий», «Умозаключения»).

Знакомство со стратегиями системного мышления и тренировка способов систематизации и упорядочивания знаний происходят на втором этапе. Сначала участникам группы предлагается представить и нарисовать образ своего мышления («Как устроено мое мышление?»). Проводится анализ рисунков с выделением особенностей мышления каждого участника группы. Далее ведущий рассказывает о системном мышлении, выделяя понятия «классификация», «построение системы по учебным предметам». Для лучшего усвоения материала используется образ «библиотеки», где для каждой группы знаний есть определенная «полка», на которой «хранятся» понятия, образы, относящиеся к теме.

Визуализация своей «библиотеки знаний» позволяет ребятам в символической форме создать индивидуальную систему знаний по учебным предметам, что в дальнейшем может послужить основой для «формирования» новых разделов. Еще одной важной задачей, связанной с мышлением, является умение видеть одно и то же явление с разных сторон и моделировать в связи с этим разные ситуации и способы поведения. В связи с этим в данный тематический блок была включена игра «Шесть шляп». Получив информацию о назначении каждой из шляп, ребята в игровой форме разбирают проблемные ситуации, связанные со школьным обучением, тем самым тренируются в различных способах мышления (эмоциональное, критическое, оптимистическое, творческое, продуктивное, статистическое). Важно обратить внимание участников группы на то, в какой шляпе им более привычно, в какой дискомфортно, использование какой из шести шляп удивило и открыло новые возможности анализа ситуации. Делается вывод о разнообразии вариантов решения проблемы в каждом конкретном случае с использованием различных способов критического мышления и социального прогнозирования.

На последнем занятии организуется завершение групповой работы. Участники вспоминают свои личные цели, определяют, насколько они достигли этих целей, анализируют, что помешало их достижению. При воспоминании о «маршруте следования лодки возможностей» ведущий побуждает ребят к обозначению ими наиболее важных пунктов путешествия, связанных с личными достижениями, конфликтами. На основе анализа создается целостная картина путешествия, что способствует осознанию полученного опыта. Ощущение непрерывности линии времени создается посредством вопросов, направленных на построение перспективы развития (например: «Что вы хотите добавить к своим целям в настоящий момент?»).

По окончании занятий организуется совместное чаепитие с сюрпризами, с пожеланиями друг другу. Это помогает закреплению эмоционально позитивного опыта от общения в теплой и доверительной обстановке.

ПРИМЕРНЫЕ КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ

ЗАНЯТИЕ 9

Остров Стойкого солдатика

(продолжение)

Цели: тренировка концентрации, переключения и распределения внимания. Развитие умения планировать, составлять алгоритм использования предмета на основе его функции.

Оборудование: бумага, ручки, кусочки паруса, клей.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Приветствие. Ребята встают в круг, вместе поднимают руки вверх со словами: «Вперед, навстречу приключениям!»

2. Вступительное слово ведущего. Сегодня мы продолжаем путешествие по острову Стойкого солдатика. Давайте вспомним, что вы в прошлый раз узнали о своей целенаправленности, умении сосредоточиться, настойчивости (ответы участников группы). Сегодня остров встречает нас непогодой: идет дождь. Давайте прислушаемся к звукам дождя и повторим его ритм.

3. Упражнение «Дождик»

Все участники стоят в кругу. Ведущий идет внутри круга, и, когда он заглядывает в глаза участнику, тот начинает повторять его движения до тех пор, пока ведущий не пройдет круг, снова не подойдет к нему, не заглянет в глаза и не поменяет движение. Ведущий идет по кругу и, заглядывая по очереди в глаза участникам, трет ладошкой о ладошку, на втором круге — щелкает пальцами, на третьем — хлопает ладонями по коленям, на четвертом — неритмично хлопает в ладоши, на пятом — стучит по коленям, на шестом — хлопает в ладоши, на седьмом — щелкает пальцами, на восьмом — шуршит ладошками. Дождик заканчивается и затихает.

4. Игра «Последний герой»

Ведущий. Ребята, вы помните, что мы высадились на острове, который оказался необитаемым. Нам необходимо организовать здесь свою жизнь. В телеигре «Последний герой» люди, оказавшиеся, как и мы, на необитаемом острове, организовали свой быт, распределив обязанности, спланировав свой день так, чтобы времени хватило и на строительство жилья, и на разведение огня, и на приготовление еды, и на отдых. Давайте и мы спланируем свою жизнь в течение одного дня на этом острове.

Работа происходит в подгруппах. Подростки на листах бумаги совместно составляют подробный план дня с распределением обязанностей и с четким указанием времени. Ведущий помогает ребятам приблизительно сориентироваться в реальном распределении времени.

Анализ игры проводится по следующим вопросам:

— Хочется ли вам прожить день на острове именно так, как вы его запланировали?

— С какими трудностями вы встретились при составлении плана?

— Сможете ли вы, следуя этому плану, достичь тех целей, которые поставили?

— Как умение планировать свой день поможет вам в вашей школьной жизни?

5. Игра «Школа для аборигенов»

Ведущий. К нашему острову причалила пирога с аборигенами. Здесь принято дарить подарки. Мы можем подарить им два предмета. Аборигены никогда не видели этих предметов, поэтому нужно составить подробную инструкцию по их применению. Инструкция должна быть понятной, и, прежде чем ее услышат аборигены, вы прочитаете ее друг другу. Поймете вы — значит, поймут и аборигены. Каждая подгруппа получит карточку с названием предмета, который он будет представлять.

Ведущий организовывает работу подгрупп так, чтобы они могли выполнять задание, не мешая друг другу. По завершении работы представители групп зачитывают инструкцию, другая подгруппа пытается четко выполнить инструкцию с воображаемым предметом.

Анализ игры проводится по следующим вопросам:

— Как проявлялась сила Стойкого солдатика в этом упражнении?

— Где может пригодиться умение подробно составлять описание предмета, его действия?

— С какими трудностями вы встретились, что помогло преодолеть эти трудности?

6. Подведение итогов занятия

Ведущий. Пришло время прощаться с островом Стойкого солдатика. Что вы узнали о себе на этом острове? Какие способности вы возьмете с собой с острова? Напишите об этом на кусочках паруса.

7. Ритуал прощания

Ребята встают в круг, кладут руку на руку, сооружая «пирамиду» из рук, говорят: «Мы дружные, смелые, ловкие, умелые», подбрасывают руки вверх.

ЗАНЯТИЕ 12

Остров Зоркий глаз

Цели: развитие умения выделять целостный образ предмета и видеть детали; развитие гибкости, оригинальности восприятия и мышления.

Оборудование: ладошки разного цвета, вырезанные из картона; карточки со словами: «стой», «беги», «приседай», «прыгай» и цепочками букв: огруомраешцка, тобпероёлзаь, ябглроушкао, бфлукоектс; картинки «Найди отличия», картинка из серии «Фон–фигура», бумага, карандаши, пропуски на остров.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Приветствие. Ребята встают в круг, вместе поднимают руки вверх со словами: «Вперед, навстречу приключениям!»

2. Вступительное слово ведущего. Мы прибыли на остров Соколиный глаз. Это остров силы видения. Что дает эта сила? В чем она заключается? (Наблюдательность, умение видеть главное, умение видеть «по-разному».) Как эта сила проявляется у вас? (Дети читают пропуск.) Мы с вами уже давно в море, и часто во время длительного путешествия, как и на уроке, внимание притупляется и много информации теряется. Как и когда это происходит у вас на уроке? Для того чтобы быть внимательным, наблюдательным, мы будем тренировать силу видения.

3. Игра «Цветные ладошки»

Ведущий. Вы будете двигаться по залу. По цветовому сигналу «красная ладошка» вы будете прыгать, «желтая ладошка» — бегать, «зеленая ладошка» — приседать, «синяя ладошка» — ходить, высоко поднимая колени.

Усложнение: сигналами становятся слова, написанные на листах: «беги», «стой», «приседай», «прыгай».

Анализ проводится по следующим вопросам:

— Какие сигналы вам было легче замечать?

— Все ли сигналы были вами замечены?

— Удавалось выполнять движение сразу после сигнала?

4. Упражнение «Что изменилось?»

Ведущий. Наблюдательность — важное качество, которое можно и нужно тренировать везде, в разных ситуациях — на уроке, на улице, во время просмотра фильмов, телепередач. Например, кто заметил, в шапке какого цвета был Дядя Федор в мультфильме «Каникулы в Простоквашино»? Потренируем наблюдательность в игре «Что изменилось?».

Ведущий предлагает рассмотреть картинку в течение 6–10 секунд, а потом показывает картинку с несколькими отличиями и спрашивает: «Что изменилось?»

Анализ проводится по следующим вопросам:

– Что было сложного в выполнении задания?

– Хватило ли вам времени для запоминания?

– Что запомнилось в первую очередь?

5. Упражнение «Найди слово»

Ведущий. При наблюдении важен интерес и особое внимание к деталям, так как их труднее всего увидеть, но вместе с тем они очень важны. Они составляют уникальность предмета, явления, человека. Потренируем наше умение видеть детали. Предлагаю вам найти слово в цепочке букв.

1. Убери цветок и найди название овоща.
ОГРУОМРАЕШЦКА

2. Найди деревья.
ТОБПЕРОЁЛЗАЬ

3. Найди два фрукта.
ЯБГЛРОУКШАО

4. Узнай в охапке цветов один единственный.
БФЛУКОЕКТС

6. Упражнение «Волшебные предметы»

Ведущий. Отличается ли видение обычного человека от видения художника, творческого человека? Чем? Творческие люди умеют видеть в самых обычных предметах необычное, они не боятся включать свое воображение (демонстрирует несколько картинок из серии «Фон–фигура»). Предлагаю вам выполнить упражнение, которое поможет расширить ваши возможности в умении видеть необычное в привычных предметах. Например, вот висит зеркало. Что в нем необычного? (Удивительно свойство отражения.) Посмотрите вокруг, какие еще необычные предметы вы увидите?

Анализ проводится по следующим вопросам:

– Что вам помогло переключиться от обычного видения предметов и увидеть их необычность?

– Где пригодится это умение? (В написании сочинений, когда необходимо представить свой взгляд на знакомые вещи, события, по-особенному увидеть их.)

7. Упражнение «Каракули»

Ведущий. В этом упражнении важно в обычном переплетении линий увидеть предмет, выделить его из общего фона. Потренируем умение увидеть главное среди множества деталей.

Ребята на листах бумаги в течение минуты рисуют произвольные переплетающиеся линии. Затем в этих линиях ищут и обводят фломастером узнаваемые предметы.

Анализ проводится по следующим вопросам:

– Где вам может пригодиться умение выделять главное?

– В чем была сложность в выполнении этого задания?

8. Подведение итогов

Ведущий. Подошло к концу первое занятие на острове Зоркий глаз. Давайте вспомним, какими событиями было наполнена эта встреча. Где вы были сильнее: в умении видеть детали или в умении видеть главное? Трудно ли вам переключаться с одного на другое? Как умение переключаться с деталей на главное при наблюдении предмета, явления и наоборот поможет вам в учебе?

9. Прощание. Ребята встают в круг, кладут руку на руку, сооружая «пирамиду» из рук, говорят: «Мы дружные, смелые, ловкие, умелые», подбрасывают руки вверх.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Г.И. Практикум по креативной терапии. — СПб.: Речь, 2003.

2. Казанский O.A. Игры в самих себя. — М.: Роспедагентство, 1995.

3. Коблик Е.Г. Первый раз в пятый класс: Программа адаптации детей к средней школе. — М.: Генезис, 2003.

4. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. — СПб.: Речь, 2003.

5. Матвеева O.A. Развивающая и коррекционная работа с детьми 6–12 лет. — М.: Педагогическое общество России, 2001.

6. Матюгин И.Ю., Аскоченская Т.Ю. Как развивать память и внимание вашего ребенка. — М.: Эйдос, 1994.

7. Рязанова Д.В. Тренинг с подростками: С чего начать? Пособие для педагогов и психологов. — М.: Генезис, 2003.

8. Сомова Н.Л. В пятый класс — в первый раз: Пособие для родителей, специальной службы сопровождения, психологов школ и гимназий. — СПб.: КАРО, 2001.

9. Тренинг развития жизненных целей: Я сам строю свою жизнь / Под ред. Е.Г. Трошихиной. — СПб.: Речь, 2003.

10. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. Практическое пособие/ Пер. с нем. Т. 1–4. — М.: Генезис, 2001.

11. Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения: Практическое пособие/ Пер. с нем. — М.: Генезис, 2001.