Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №22/2007


МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

НОМИНАЦИЯ:

«Работа со школьниками: игры, тренинги, индивидуальные и групповые занятия»
Татьяна ГОВОР,
педагог-психолог,
средняя общеобразовательная школа № 13,
г. Жлобин, Республика Беларусь

 

Классная республика

Занятия для учащихся 5-х классов

ПЛАН РАБОТЫ

Этап Мероприятия Сроки Участники
1 Подготовительный Беседа с классными руководителями 5-х классов; уточнение запроса; составление плана мероприятий Первая неделя сентября Психолог, классные руководители
2 Основной Большая психологическая игра «Маленькое государство — пятый класс» Вторая неделя сентября Психолог, классные руководители, ученики 5-х классов
3 Заключительный Деловая игра «Планы нашего класса» Третья неделя сентября Психолог, классный руководитель, ученики 5-го класса

Цели:

— установление благоприятного психологического климата в коллективе;

— воспитание чувства сплоченности классного коллектива.

Задачи развития:

— формировать основы коммуникативной культуры;

— выработать законы жизни класса;

— выработать правила принятия группового решения.

Большая психологическая игра
"Маленькое государство – 5-й класс"

1. Задачи игры: установление благоприятного психологического климата в классе; сплочение классного коллектива; получение детьми опыта объединения своих ценностей с ценностями других; получение опыта совместной выработки законов жизни класса.

2. Описание задач развития, на решение которых направлена данная игра

Данную игру лучше всего использовать в начале учебного года, когда создается новый коллектив или приходит новый классный руководитель. Она дает возможность детям получить опыт взаимодействия друг с другом, осмысления и присвоения индивидом групповых ценностей, что, в свою очередь, приводит к формированию и закреплению социального опыта человека.

3. Предполагаемый психологический результат

Главной задачей любого классного руководителя является создание хорошего микроклимата в детском коллективе. Его черты: защищенность, сплоченность и активность. Защищенность зависит от того, как к подростку относятся одноклассники, поскольку они на данном этапе являются для него самыми значимыми людьми. Сплоченность предполагает наличие общих интересов, гордость за свой класс, идентификацию себя с классом. Активность предполагает личный вклад каждого ученика в групповые отношения. Тогда коллектив становится той средой, которая помогает подростку расти и развиваться.

4. Описание сюжетной канвы, игровой результат, тип сюжета

Игра имеет метафорический сюжет — классный коллектив ассоциируется с маленьким государством на планете «Средняя школа № 13».

5. Продолжительность игры — 2,5 часа. 2 часа — собственно игра, 30 минут — обсуждение.

6. Участники

• Возраст — подростки 10–11 лет;

• группа — 20–25 человек;

СЦЕНАРИЙ ИГРЫ

Этап 1. Подготовительный

Задачи: подготовить помещение и материалы для проведения игры.

Содержание: ведущий заранее готовит помещение для игры: стулья стоят полукругом, парты — по углам класса, чтобы было рабочее пространство для микрогрупп.

Этап 2. Мотивационный

Задачи: мотивировать детей на игру и помочь им сформулировать понятие «государство».

Материалы: флип (магнитная доска), маркеры, скотч.

Время: 10 минут.

Ведущий. Ребята, вы знаете, что такое государство?

Высказывания детей. Если они не знают, можно попросить их назвать ассоциации, которые возникают, когда они слышат слово «государство». Все ассоциации записываются на флип. Обязательно должны быть отражены следующие характеристики:

• общая территория;

• группа людей (народ, проживающий на территории);

• законы, по которым живут люди в государстве;

• своя символика (гимн, герб, флаг);

• органы управления;

• знаменитые люди и т.д.

Ведущий формулирует определение государства.

Ведущий. Скажите, ребята, а можно ли ваш класс назвать маленьким государством? Почему? (Есть своя территория — кабинет; народ — одноклассники; глава государства — классный руководитель; дети — гордость класса.)

А теперь посмотрите, чего не хватает у вашего класса, чтобы стать настоящим государством? (Нет законов, символики).

Сегодня мы собрались здесь для того, чтобы создать герб и кодекс класса, которые дадут нам возможность нанести новое государство на карту планеты «Средняя школа №13».

Этап 3. Разминка «Перепись населения»

Задачи: снятие физического напряжения, эмоциональная настройка на игру.

Материалы: флип, маркеры, фломастеры, скотч.

Время: 10 минут.

На флипе пишем: класс 5-й «Б».

Ведущий. Сейчас вы будете хаотично двигаться. Когда я хлопну в ладоши два раза, вы должны объединиться в две группы: мальчики и девочки отдельно. Сколько в классе мальчиков и девочек? (Запись на флипе.)

Теперь я хлопну в ладоши один раз, и вы будете опять хаотично двигаться, хлопну два раза — объединитесь в группы по году рождения. (Подсчитываем и записываем, сколько детей в каком году родились.)

Потом объединяемся по росту. (Записываем рост «от и до». Можно записать вес детей. Для этого дать им задание заранее узнать свой вес.)

В результате у нас получился портрет класса.

Этап 4. Основной

Задачи: создание кодекса и герба класса через развивающую кооперацию.

Материалы: листочки бумаги, фломастеры.

Создание герба класса

Время: 30 минут.

1. Сначала создаются индивидульные гербы. Детям раздаются маленькие листочки, на которых каждый должен нарисовать свой личный герб (мое хобби, мои достижения, девиз и пр.). Потом эти листочки прикрепляются на грудь. Дети ходят по классу, рассматривают другие рисунки и пытаются найти похожие гербы или людей, у которых такое же любимое занятие, как и у них. Так участники объединяются в малые группы.

2. Теперь дети рисуют гербы малых групп

Ведущий. Сейчас ваша задача определить, что общего в ваших гербах, и нарисовать общий герб вашей группы.

Потом каждая группа делает презентацию своей работы.

По ходу обсуждается, что является общим для всех гербов и что можно отразить в гербе класса, выбираются лучшие художники от групп для создания макета.

3. Создается герб класса. Презентация работы.

4. По окончании работы проводится любая двигательная игра.

Составление кодекса класса

Время: 50 минут.

1. Ученики получают по листочку бумаги, на котором нужно написать два-три важных правила, соблюдение которых поможет классу мирно сосуществовать.

2. Каждый должен определить для себя наиболее значимое правило и назвать его ведущему. Ведущий записывает его на флипе. Таким образом составляется список правил.

3. Каждый ученик должен выбрать для себя три любых, важных на его взгляд правила и поставить около них какой-нибудь знак. Так ранжируются правила. Для кодекса отбираются набравшие наибольшее количество голосов и записываются на заранее приготовленный лист формата А4.

4. Принятие присяги.

Участники по очереди (или все вместе) зачитывают текст присяги и ставят подпись под кодексом класса:

«Я, житель государства 5-го «Б» класса, перед лицом своих товарищей торжественно обещаю: свято чтить и исполнять законы, хранить честь и секреты моего государства, всегда помогать руководящим органам решать проблемы и наводить порядок в государстве!»

Этап 5. Рефлексия

Задачи: проанализировать процесс общей работы и получить информацию о личном вкладе каждого участника в общее дело.

Материалы: разноцветные полоски цветной бумаги, листы белой бумаги.

Время: 25–30 минут.

Цветовой барометр настроения

Надо ответить на вопрос с помощью полосок соответствующего цвета: «Каково твое отношение к совместной разработке символа и кодекса класса?»

Красный — очень понравилось;

оранжевый — понравилось;

желтый — хорошо;

зеленый — в общем хорошо;

синий — не понравилось;

фиолетовый — очень не понравилось.

Незаконченное предложение

Надо на листочках закончить предложение: «Мне понравилось (не понравилось) работать в группах, потому что…»

…учитывалось мое мнение;

…я внес свой вклад в общее дело;

…это интересно;

— другой вариант ответа.

Деловая игра «Планы нашего класса»

Цель: групповое обсуждение желаемых мероприятий и составление перспективного плана работы в классе.

Задачи:

• создать организационную структуру класса, выявить лидеров, генераторов идей и исполнителей;

• составить перспективный план воспитательных мероприятий в классе;

• формировать навыки принятия групповых решений.

Проблемы или задачи развития, на которые направлена данная игра: осознание учащимися неповторимости своей индивидуальности; формирование социальных навыков.

Предполагаемый психологический результат:

установление благоприятного климата в коллективе, сплочение коллектива через создание общего продукта (плана), раскрытие интересов и способностей каждого члена классного коллектива.

Продолжительность игры: 1 час 20 минут.

Участники:

• группа — 20–25 человек;

• ведущие — психолог и классный руководитель.

СЦЕНАРИЙ ИГРЫ

Этап 1. Подготовительный

Задачи: подготовить материалы для игры.

Материалы: флипы, маленькие клейкие листочки цветной бумаги, маркеры, фломастеры, скотч, фасоль, бумажные медали.

Взрослые готовят только материалы, а помещение к работе подготовят дети в начале игры.

Этап 2. Мотивационный

Задачи: мотивировать детей на игру.

Материалы: разноцветные жетоны.

Время: 10 минут.

Ведущий. Ребята, сегодня мы собрались для того, чтобы обсудить, как сделать жизнь нашего классного коллектива интересной и насыщенной. Но сначала надо выяснить, что бы мы хотели сделать, а потом решить, что конкретно сможем. Как обычно, мы работаем в кругу. Помогите расставить стулья по кругу.

Здесь важно обратить внимание на тех ребят, которые станут помогать расставлять стулья. Помощникам дать жетоны зеленого цвета (деловые лидеры). Красные — генераторы идей, синие — лучшие организаторы.

Этап 3. Разминка «Презентация соседа»

Задачи: снятие физического напряжения, эмоциональная настройка на игру.

Материалы: разноцветные жетоны.

Время: 5 минут.

Каждый участник называет своего соседа справа и жестами показывает, что, по его мнению, он или она лучше всего умеет делать. Группа догадывается, что это значит. Лучшие исполнители награждаются синими жетонами.

Этап 4. Основной

Задачи: изучение интересов, желаний и возможностей детей, определение наиболее интересных дел и их исполнителей, формирование организационной структуры класса.

Материалы: флипы, разноцветные клейкие листочки, маркеры, фломастеры, фасоль.

Время: 45 минут.

1. Индивидуальная работа на листочках.

Ведущий. Сейчас каждый из вас на листочках разного цвета ответит на следующие вопросы:

• Что мне интересно узнать?

• Что мне интересно увидеть?

• Что мне хотелось бы сделать или совершить?

Вы три минуты работаете, а потом каждый прочитает то, что написал.

Разноцветные листочки наклеиваются на флип.

2. Мозговой штурм.

Каждый ребенок называет наиболее интересные дела для класса — одно или два. Варианты записываются на доске.

Ведущий. Сейчас каждый из вас выберет два наиболее интересных для себя дела и поставит маркером около них черточки.

Генераторы наиболее интересных идей получают красные жетоны. Эти ребята (4–5 человек) выполняют задание: подобрать себе команду, которая составит программу действий для реализации идеи. Генераторы выбирают себе по одному помощнику, обосновывая свой выбор. Затем вместе выбирают следующего помощника и т.д. Когда в каждой группе окажется по четыре человека, остальные могут сами выбрать себе команду.

В течение 10 минут группы должны составить план действий на листе, записав, что нужно сделать, сроки, исполнителей, а потом представить свою работу.

Класс голосует, какое дело будет осуществлено в первую очередь, какое – во вторую и т.д. Для голосования каждый участник получает 10 фасолин и решает, сколько голосов отдать каждой программе. Таким образом, план работы оказывается практически готов, исполнители выбраны. Мероприятия будут не навязаны классным руководителем, а придуманы и организованы самими детьми. Так же определяется организационная структура коллектива.

Этап 5. Рефлексия

Задачи: проанализировать процесс общей работы, отметить наиболее активных детей памятными медалями.

Материалы: разноцветные полоски цветной бумаги, бумажные медали.

Время: 10 минут.

Цветовой барометр настроения

Твое отношение к сегодняшней работе:

красный — очень понравилось;

оранжевый — понравилось:

желтый — хорошо;

синий — не понравилось;

фиолетовый — очень не понравилось.

Здесь же можно наградить ребят, получивших жетоны, памятными медалями. А классному руководителю важно отметить для себя, кто является лидером, для того чтобы в дальнейшем привлекать их к работе.