Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №22/2007


МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

НОМИНАЦИЯ:

«Работа со школьниками: игры, тренинги, индивидуальные и групповые занятия»
Ольга ШАМРАЕВА,
педагог-психолог Шушенской
средней школы № 1
Мария МИХАЙЛОВА,
педагог-психолог муниципального
общеобразовательного учреждения
«Шушенский центр образования»,
Красноярский край

 

Нам нужны правила?!

Психологическое занятие для младших подростков

Цель: развитие представлений о своих правах, их взаимосвязи с правами других людей и о своих обязанностях; дальнейшее развитие навыка уважать свои права и стремления отстаивать свои права.

Задачи: актуализировать представления о правах и обязанностях; формировать убеждения в необходимости уважать права других и отстаивать свои права; осмыслить полученный опыт.

Оборудование: классная доска, мел, листы формата А3 по количеству групп, листы писчей бумаги и ручки по количеству участников; два плаката с надписью «Нам нужны правила» .

ХОД ЗАНЯТИЯ

Разминка. Упражнение «Имя и качество»

После обычного приветствия ведущий предлагает участникам выполнить упражнение. Передавая друг другу мяч, дети называют свое имя и одно из своих качеств, начинающееся с любой буквы, которая есть в его имени, фамилии или отчестве. Подводя итоги, ведущий обращает внимание участников на разнообразие качеств друг друга, подчеркивает, что, несмотря на то что все они очень разные, им предстоит совместная работа.

Основная часть.
Формулирование правил

Для дальнейшей работы детям необходимо разделиться на группы. Деление на группы можно произвести по принципу — кто в какое время года родился. Каждая группа выделяет художника, которому дается задание быстро и красиво на листах формата А3 нарисовать здание.

Художники начинают рисовать. Психолог останавливает игру и просит начать все сначала, потому что художники допустили ошибку. Так он останавливает игру несколько раз, выдвигая все новые и новые претензии: здание должно быть объемным, а не плоским, крыша современная, во дворе бассейн, высокий забор, определенное количество этажей и т.д.

Выдвижение все новых и новых претензий вызывает у участников игры бурный протест.

Когда художники все же заканчивают рисунок, психолог сообщает, что все равно задание нарисовано неправильно: например, нарисовали жилой дом, а надо было школу. Поэтому победителей в игре нет.

Дети начинают возмущаться.

Психолог. Ой! Как вы кричите! Почему?

Дети (кричат наперебой):

— Так нечестно!

— Почему вы так делаете?

— Так нельзя!

— Нужно было сразу сказать, какое здание рисовать!

Психолог. Что я сделала? Правильно, я не сказала вам, какое здание надо нарисовать. А теперь давайте успокоимся и попробуем найти ответ на вопрос: что произошло?

Обсуждение:

С какими проблемами вы столкнулись, выполняя задание?

— Почему игра не получилась?

— Что не было сделано до начала игры?

— Что вызвало такой крик и такое возмущение?

Психолог записывает ответы учащихся на доске. Высказывания учащихся сводятся к тому что, прежде чем начать игру, необходимо обговорить ее правила. Психолог обращает внимание на то, что никакое дело без правил не может получиться.

Психолог. Нужны ли нам правила?!

Практически хором звучит ответ: «Нужны!»

На доске вывешивается плакат с надписью «Нам нужны правила». Далее проводится обсуждение в форме ответов на вопрос: «Какие правила нужны нам в школе?» При этом ведущий просит участников высказываться по очереди и не перебивать друг друга. По очереди высказаться не получается, все начинают друг друга перебивать.

Для того чтобы дети начали предлагать правила, можно выполнить упражнение «Мой адрес»: все одновременно называют свои домашние адреса, при этом каждый должен стараться, чтобы именно его адрес услышали окружающие. Затем ведущий предлагает кому-нибудь повторить адрес участника, находившегося дальше других. После краткого обсуждения причин, по которым не удалось понять информацию, предлагается сформулировать первое правило:

«Нельзя перебивать друг друга».

После дальнейшего обсуждения записываются второе и третье правила:

«Нельзя мешать друг другу».

«Нельзя оскорблять друг друга».

Психолог демонстрирует черновик, где есть три записи: «нельзя перебивать друг друга», «нельзя мешать друг другу», «нельзя оскорблять друг друга». Подчеркивает, что правил может быть очень много, но основные уже записаны, правда, звучат они как-то слишком строго. Почему?

В ответах детей подчеркивается, что строгость им придает слово «нельзя». Психолог предлагает подумать, как его заменить на слово «можно». Обсуждаются варианты и записываются на плакате с надписью «Нам нужны правила»:

«Можно быть уверенным, что,
когда ты говоришь, тебя не будут перебивать».

«Можно делать все,
что не мешает никому из присутствующих».

«Можно твердо надеяться,
что тебя никто не оскорбит».

Заключительная часть.
Осмысление полученного опыта

Психолог. Ребята! Сегодня мы с вами постарались определить, как вы должны вести себя не только на уроке, но и в повседневной жизни. Выяснили, что соблюдение правил ведет к хорошему настроению. И для того чтобы мы были действительно уверены, что нашу безопасность не нарушат, я предлагаю вам всем поставить свои автографы на листе «Нам нужны правила».

Дети расписываются на плакате. Мы бы рекомендовали, чтобы ватман с детскими автографами и правилами всегда висел в классе.