Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №22/2007


РЕПОРТАЖ

Психологическое сообщество
выбирает интеграцию

С 17 по 21 сентября на базе Южного федерального университета (г. Ростов-на-Дону) прошел очередной IV съезд Российского психологического общества
«Психология — будущему России».

В его работе приняли участие около 1500 специалистов, среди которых видные отечественные ученые и практики. Почетными гостями съезда были известные психологи из Белоруссии, Украины, Казахстана, стран Балтии. Работа проходила по пятнадцати направлениям, представляющим основные отрасли современной психологии, начиная от методологии и заканчивая частными проблемами психологической практики и охраны здоровья. Отдельно шла работа молодежной секции РПО «Будущее психологии — будущему России».

Президиум съезда
Президиум съезда

Участникам съезда предстоял нелегкий выбор — им было предложено около ста симпозиумов, дискуссий, семинаров, мастер-классов и круглых столов.

Напомню, что Российское психологическое общество — профессиональное объединение психологов, пришедшее на смену Обществу психологов СССР. Учредительный съезд РПО прошел в 1994 г. в Москве. Основными его задачами были решение профессиональных задач, обмен информацией и опытом. Сейчас РПО объединяет более 5000 специалистов из 62 региональных отделений.

II съезд Российского психологического общества «Психология и практика» прошел в 1998 году в г. Ярославле. Тогда остро стояла проблема соотношения научных, фундаментальных основ психологии и практических направлений деятельности психологов. В июне 2003 года в Санкт-Петербурге состоялся III съезд РПО. На нем были подняты вопросы повышения профессиональной компетенции, создания экспертных институтов, разработки и реализации процедур общественной экспертизы и сертификации профессиональной деятельности психологов.

Надо признать, что большинство из этих задач актуальны и сейчас. И проблемы, озвученные на трех предыдущих, переадресовались и четвертому съезду.

За двенадцать лет, прошедших со времени объединения психологов-профессионалов, РПО смогло консолидировать профессиональное сообщество, поддержать психологов в достаточно тяжелые годы невостребованности и забвения науки, сдержать взрыв непрофессионализма многочисленных дельцов от психологии, всплывших на волне возросшей потребности общества в психологических услугах.

Сейчас, на мой взгляд, отечественная психология вступает в новую фазу — осмысления того, что же представляет собой отечественная психология и какую роль она может и должна играть в жизни не только общества, но и государства. Именно эти вопросы стали лейтмотивом практически всех выступлений на пленарном заседании, которое является установочным для любого съезда или конференции.

А.Л. Журавлев (директор ИП РАН) остановился на тенденциях развития российской психологии, а точнее, на тенденциях методологических и историко-теоретических исследований. Позитивным моментом Анатолий Лактионович считает возрождение интереса отечественных психологов к методологическим, теоретическим и историческим аспектам. Другие знаковые тенденции — стремление к изучению известных феноменов самости человека (самоидентификация, самоопределение, саморегуляция), а также исследование комплекса духовно-нравственных проблем современной жизни, появление новых отраслей психологии (духовная психология, психология нравственности). Дальнейшее развитие этих направлений должно привести к формированию психосоциального подхода к изучению психологии человека (от абстрактно-теоретических исследований до изучения субъекта в конкретной ситуации).

Интенсивно изменяющийся мир потребует новой антропологии. Нужно новое представление о человеке как объекте исследований.

В докладе «В поисках солидарности и профессиональной идентичности» А.Г. Асмолов (зав. кафедрой МГУ) со свойственным ему пафосом обратился к собравшимся с просьбой задуматься над сокровенными вопросами: кто я такой, зачем я пришел в психологию? Это, по мнению Александра Григорьевича, необходимо для профессионального самоопределения каждого. Но в нашем обществе с его социокультурной неопределенностью, порождающей неопределенность ценностей и идеалов, сделать это непросто. Такое состояние неопределенности А.Г. Асмолов назвал методологическим либерализмом, в конечном счете приводящим к разного рода шарлатанству под видом оказания психологической помощи. Отвечая на вечный вопрос «что делать?», Александр Григорьевич обратился, в частности, к нерешенным до сих пор проблемам общественной сертификации, а также к более активному вмешательству психологов в общественную и государственную жизнь.

Выступая с совместным с В.В. Рубцовым докладом «Психология образования в современном российском обществе», Ю.М. Забродин (проректор МГППУ) также остановился на возможных механизмах участия психологического сообщества в общественной и государственной жизни. При этом он подтвердил значимость защиты «психологического поля» от некомпетентных и непрофессиональных влияний.

Новый президент РПО Ю.П. Зинченко старался ответить на все вопросы
Новый президент РПО Ю.П. Зинченко
старался ответить на все вопросы

Четкие приоритеты в деятельности профессионального сообщества наметил Ю.П. Зинченко (декан факультета психологии МГУ). Отметив позитивную роль РПО в общественном признании психологов, он все-таки оценил состояние отечественной психологии как кризисное. При востребованности психологических знаний в различных сферах нашей жизни специалисты сегодня не имеют реальной возможности заниматься фундаментальной научной работой, хотя для подготовки хороших профессионалов необходима соответствующая учебная база, основанная на современных научных знаниях, и высокопрофессиональные педагоги.

Юрий Петрович считает, что сейчас психологи, как никогда, должны занимать передовые позиции в обществе. Ведь если психологические знания соединить с современными информационными и коммуникативными ресурсами, то обычный человек будет беззащитен перед этим оружием. А кто, как не психологи, зная механизмы такого воздействия, могут предотвратить или существенно уменьшить это влияние.

Для того чтобы определить, какую пользу современная психология может принести обществу, необходимо провести ревизию ресурсов. Поэтому миссию РПО Ю.П. Зинченко видит в интеграции классических традиций и современных инноваций в психологической науке, образовании и практике.

Основную интригу съезду придавали перевыборы президента этой общественной организации. Многие из прозвучавших на пленарном заседании докладов участники съезда воспринимали как своеобразную предвыборную платформу. И после изнурительных дебатов по процедуре голосования подавляющим большинством голосов новым президентом Российского психологического общества был избран Ю.П. Зинченко.

Второй и третий дни съезда были посвящены секционной работе, где рассматривались среди прочих задачи модернизации психологии образования (методологии, теории, практики).

Рабочая группа формулирует предложения от психологов образования в резолюцию съезда
Рабочая группа формулирует предложения
от психологов образования в резолюцию съезда

Итоговым документом съезда стала резолюция — настоящий программный документ развития профессионального психологического сообщества. В нем, в частности, намечается проведение в феврале 2009 года внеочередного съезда РПО, на котором планируется внести уточнения и дополнения в Устав общества и Этический кодекс психолога.

Президенту РПО вменяется в обязанность обеспечить регистрацию системы добровольной сертификации психологов в Госстандарте РФ и работу по подготовке государственного лицензирования психологической деятельности на основе добровольной сертификации РПО.

В этот документ вошли и пожелания от психологов образования: выйти в Минобрнауки РФ с предложением о введении факультативных курсов психологии в школе и о поддержке деятельности Федерации психологов образования России, разрабатывающей концепцию психологического обеспечения российского образования на период до 2010 года.

Полный текст резолюции IV съезда РПО размещен на сайте: www.rpo.rsu.ru

Ольга РЕШЕТНИКОВА
Фото автора