История психологии
Конспект лекций
|
С.В. Фролова, А.А. Карелин
М.: Высшее образование,
2007
|
Название серии, в
которой вышла книга С.В.Фроловой и А.А.Карелина, —
«Хочу всё сдать!» — вызывает смешанные чувства.
Изменив всего две буквы в девизе любознательных
энтузиастов, издатели вольно или невольно
привнесли в него неприятный привкус: «Зачем
знать? Сдать бы, а там хоть трава не расти!» Не
секрет, что именно под таким девизом «учится»
немалая часть современного студенчества. И любая
попытка способствовать их беззаботному
существованию от сессии до сессии, мягко скажем,
одобрения не вызывает. Если отвлечься от этого
печального чувства, которое неизбежно возникает
у любого преподавателя психологии, то серьезных
претензий новая версия истории психологии,
казалось бы, не вызывает. Опираясь на несколько
заслуживающих доверия источников, авторы
собрали и свели воедино те сведения по истории
нашей науки, которые посчитали необходимыми для
успешной сдачи экзамена по этому предмету.
Достоверность приводимых в книге сведений можно
без сомнений отнести к ее достоинствам.
Попытки отыскать иные достоинства, к сожалению,
обречены на провал. Есть предметы, которые в
конспективном изложении просто теряют смысл.
Попытка изложить многовековую историю
психологической мысли от античности до наших
дней на 180 страницах неизбежно превращается в
торопливое перечисление дат и имен, лаконичный,
по два-три абзаца, пересказ основных теорий. Ради
эксперимента попробуйте на досуге изложить
взгляды, скажем, Юнга (чье собрание сочинений
насчитывает 15 томов) на двух страницах. Рискнете?
А Дьюи дюжиной строк? А потом еще свести эти
скороговорки в книгу под названием «История
психологии»? Авторы рискнули. Логика развития
науки, взаимное пересечение и острая полемика
различных школ и направлений при такой манере
изложения остались «за кадром». История науки,
изложенная таким образом, утрачивает свою
ключевую функцию стержня научного мировоззрения
профессионала и превращается в банальную
шпаргалку.
Вы согласитесь доверить свою судьбу адвокату,
освоившему свою специальность по такому
конспекту? А хирургу?
Резюме. Если вы заинтересованы расширить свои
знания по историю психологии, воспользуйтесь для
этого книгами, а не шпаргалками. Если вам
необходимо сдать экзамен по данному предмету, то
этот конспект, будучи старательно выучен,
убережет вас от «неуда». Однако своих студентов,
если кому-то из них попадется на глаза моя
рецензия, хочу предупредить: при подготовке к
экзамену по таким источникам больше, чем на
тройку, не рассчитывайте. А получив вожделенный
диплом, не торопитесь называть себя психологами.
Психологами так не становятся!
Чтение лекций по курсу истории психологии я
обычно начинаю с рекомендаций студентам, какими
источниками необходимо воспользоваться, какими
нелишне, но не обязательно, а какие лучше вовсе в
руки не брать. К сожалению, год от года два первых
раздела увеличиваются незначительно, зато
последний растет как на дрожжах. Вот еще
пополнился…
Сергей СТЕПАНОВ
|