Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №22/2007


КНИЖНЫЙ ШКАФ

История психологии

Конспект лекций

С.В. Фролова, А.А. Карелин
М.: Высшее образование,
2007

Название серии, в которой вышла книга С.В.Фроловой и А.А.Карелина, — «Хочу всё сдать!» — вызывает смешанные чувства. Изменив всего две буквы в девизе любознательных энтузиастов, издатели вольно или невольно привнесли в него неприятный привкус: «Зачем знать? Сдать бы, а там хоть трава не расти!» Не секрет, что именно под таким девизом «учится» немалая часть современного студенчества. И любая попытка способствовать их беззаботному существованию от сессии до сессии, мягко скажем, одобрения не вызывает. Если отвлечься от этого печального чувства, которое неизбежно возникает у любого преподавателя психологии, то серьезных претензий новая версия истории психологии, казалось бы, не вызывает. Опираясь на несколько заслуживающих доверия источников, авторы собрали и свели воедино те сведения по истории нашей науки, которые посчитали необходимыми для успешной сдачи экзамена по этому предмету. Достоверность приводимых в книге сведений можно без сомнений отнести к ее достоинствам.

Попытки отыскать иные достоинства, к сожалению, обречены на провал. Есть предметы, которые в конспективном изложении просто теряют смысл. Попытка изложить многовековую историю психологической мысли от античности до наших дней на 180 страницах неизбежно превращается в торопливое перечисление дат и имен, лаконичный, по два-три абзаца, пересказ основных теорий. Ради эксперимента попробуйте на досуге изложить взгляды, скажем, Юнга (чье собрание сочинений насчитывает 15 томов) на двух страницах. Рискнете? А Дьюи дюжиной строк? А потом еще свести эти скороговорки в книгу под названием «История психологии»? Авторы рискнули. Логика развития науки, взаимное пересечение и острая полемика различных школ и направлений при такой манере изложения остались «за кадром». История науки, изложенная таким образом, утрачивает свою ключевую функцию стержня научного мировоззрения профессионала и превращается в банальную шпаргалку.

Вы согласитесь доверить свою судьбу адвокату, освоившему свою специальность по такому конспекту? А хирургу?

Резюме. Если вы заинтересованы расширить свои знания по историю психологии, воспользуйтесь для этого книгами, а не шпаргалками. Если вам необходимо сдать экзамен по данному предмету, то этот конспект, будучи старательно выучен, убережет вас от «неуда». Однако своих студентов, если кому-то из них попадется на глаза моя рецензия, хочу предупредить: при подготовке к экзамену по таким источникам больше, чем на тройку, не рассчитывайте. А получив вожделенный диплом, не торопитесь называть себя психологами. Психологами так не становятся!

Чтение лекций по курсу истории психологии я обычно начинаю с рекомендаций студентам, какими источниками необходимо воспользоваться, какими нелишне, но не обязательно, а какие лучше вовсе в руки не брать. К сожалению, год от года два первых раздела увеличиваются незначительно, зато последний растет как на дрожжах. Вот еще пополнился…

Сергей СТЕПАНОВ