Триумфальное возвращение
Удивительны пути развития иных
научных идей и их практических воплощений…
Полтора века назад великий человек Дж. Дьюи
сформулировал концептуальные основы новой,
«инструментальной» педагогики, базирующейся на
спонтанных интересах и личном опыте ребенка. Эти
идеи противостояли взгляду на образование как на
процесс репродуктивного усвоения культурного
опыта, накопленного предшествующими
поколениями, и стали научной основой
принципиально нового педагогического метода —
метода проектов. Создав этот метод, педагогика
совершила колоссальный шаг вперед, опередив
время, оставив далеко позади себя «среднего»
человека своей эпохи, в том числе — большинство
педагогов.
Проектный метод по духу своему, по самой сути
своего подхода к обучению и к жизни человеческой
вряд ли мог найти духовную поддержку у людей,
погруженных в атмосферу второй половины XIX века.
Атмосферу, создаваемую и определяемую
ценностями и образом мышления высокой науки,
ценностями познания и исследования. Должно было
пройти больше века, должен был измениться образ
жизни и мыслей, для того чтобы проектирование стало
чрезвычайно распространенным, доминирующим
видом деятельности в обществе (политика,
журналистика, экология, бизнес — все стало
объектом проектирования), а затем смогло
совершить триумфальное возвращение в
педагогическую практику.
На новом уровне, под новым углом зрения мы
вернулись к идеям педагогики, опирающейся на
человека и его опыт, закрепляющей его в виде
новых способностей и качеств.
В чем же суть метода учебного проекта и каковы
присущие только ему особенности?
Чем он действительно хорош и ценен?
Какие закономерности нужно учесть при его
внедрении?
Поищем ответы на эти вопросы и заодно попробуем
найти место нам, школьным психологам, в системе
проектной работы.
«Проект» (в буквальном переводе с латинского — брошенный
вперед) толкуется в современных словарях как
«прототип, прообраз какого-либо объекта, вида
деятельности». А проектирование определяется
как деятельность, направленная на «промысливание
того, что должно быть». Это деятельность по
изменению, иногда — и по созданию будущего, а в
частном случае — по созданию средств для
дальнейшего проектирования.
В педагогической практике под проектом чаще
всего понимается учебный замысел, направленный
на появление конкретного продукта, а под учебным
проектированием — деятельность по реализации
замысла (со своими этапами, шагами, логикой
движения к результату-продукту). Позволяя себе
это упрощенное толкование (проектирование —
работа над проектом), нужно обязательно
удерживать в сознании — при замысле и реализации
проекта — и первое, более полное определение
этого понятия. Иначе в текучке и цейтноте
изначальные смыслы проектной работы,
совершаемой ребенком, могут исказиться и
замениться совсем иными.
Итак, проектная деятельность позволяет
создавать будущее. Она не только обращает взгляд
автора вперед, но и позволяет ему посмотреть на
свое будущее как на веер возможностей, подвластных
воздействию и контролю. От его, автора, целей,
ценностей и, естественно, действий зависит, какие
из существующих возможностей будут воплощены в
реальности, а какие останутся мыслимыми (мыслью
охваченными) перспективами. Так рождается замысел
проекта: видение будущего — выделение желанных
аспектов или вариантов этого будущего —
промысливание путей и средств воплощения
желаемого будущего в реальность:
Каждый шаг в рождении замысла имеет огромную
образовательную ценность, содержит в себе
возможность развития широкого спектра значимых
человеческих способностей и качеств:
прогностических способностей, навыков
самоанализа, осмысления своих ценностей и
желаний, самоопределения, целеполагания и
планирования.
Проектирование в целом также складывается из
трех этапов:
замысел — реализация — рефлексия.
О замысле мы уже поговорили. Добавим только
одно. В литературе по учебному проектированию в
качестве источника замысла чаще всего
называется проблема — научная, социальная,
практическая. Позволю себе с этим не согласиться.
Если исследовательская деятельность
действительно чаще всего запускается проблемой,
ситуацией «пробела» в знании, противоречием,
практическим запросом, то проектный замысел, как
мне представляется, имеет право начинаться (и
часто начинается) с нормального человеческого
«хочу». Это «хочу» может иметь общественный,
культурно значимый аспект. Но прежде всего это
человеческое желание что-то создать, что-то
воплотить, изменить. Как-то вмешаться в свое и
общественное «завтра». Наши попытки обязательно
привязать проекты детей к определенной проблеме
выглядят нарочитыми и искусственными. Если
«хочу» ребенка попало в поле общественной
значимости — славно, а если нет — пусть
воплощает в реальность то будущее, которое важно
лично для него.
Этап реализации проекта — это этап
«делания». Он потребует от своего автора
способностей, связанных с саморегуляцией,
самоконтролем и самооценкой, практической
умелости, аналитических способностей и многого
другого. Рефлексивный этап позволяет не
только соотнести замысел с результатом, но и
вычленить те способы проектной деятельности —
практической и мыслительной, — которые были
использованы или даже порождены автором в
процессе работы. Вычленить и описать как
самостоятельный продукт проектной деятельности.
По сути дела, таким образом проектный продукт
удваивается.
Способность проектировать существенно
расширяет субъектные возможности человека. И не
только. Такая способность, будучи присвоенной и
освоенной, изменяет взгляд человека на себя, на
собственные возможности. Я бы сказала,
значительно возрастает субъективная степень
свободы и ответственности, глубина переживания
своей связи с миром и механизмами, управляющими
его развитием.
В этом, как мне представляется, основной пафос
проектной деятельности как образовательной
технологии: осваивая способы проектирования,
обучаясь проектированию как виду
жизнедеятельности — пусть через простые учебные
образцы и формы, — человек становится свободнее
и ответственнее.
Помимо этого, развиваются многие общеучебные
умения и сложные комплексные компетентности:
— умение работать с информацией,
— умение размышлять, делать выводы,
— умение принимать самостоятельные решения,
— умение работать в команде и др.
Они развиваются без дополнительного
педагогического стимула, естественно, как ответ
на запрос ситуации. Просто ребенку интересно
делать то, что он делает, а справиться он может,
только будучи умелым в определенных сферах, и он
начинает активно работать над развитием своей
умелости, сам особенно не замечая того…
Итак, приступая в организации ситуаций
проектной деятельности для наших учеников, мы
можем преследовать как минимум две цели:
— научить проектированию как способу жизни и
ее выстраивания;
— развить за счет психологических ресурсов
проектной работы качества человека культурного,
образованного, современного.
Естественно, что в зависимости от выбора
генеральной цели (первое или второе) мы будет
выстраивать проектную работу в школе по-разному.
В первом случае нам важно организовать
проживание учеником процесса проектирования как
целого и сделать этот процесс предметом
рефлексии и анализа («как я это делал?»). Кроме
того, необходимо сформировать ценностную
установку на такую деятельность, позитивное
эмоциональное отношение к проектированию.
Во втором случае мы сосредоточимся на
отдельных этапах процесса проектирования,
имеющих для данного ребенка особую развивающую
ценность. Скажем, на этапе проведения
исследования — для развития умений, связанных с
обработкой информации, или на этапе презентации
проекта — для развития коммуникативных
способностей и т.д.
У учебного проекта есть еще одна
образовательная возможность, может быть менее
яркая и привлекательная в глазах сторонников
личностно-ориентированного образования, зато
более востребованная. А именно: проектная форма
организации урока повышает мотивацию и качество
усвоения учениками предметных знаний. В этом
случае проект служит «оболочкой» для освоения,
отработки, применения тех или иных предметных
знаний. Он при этом продолжает решать и
развивающие задачи, но взрослые, предлагающие
проектную форму ученикам, сосредоточены не на
них, а на мотивирующих механизмах проекта.
Развивающий эффект будет «побочным», эффект
«усвояемости» учебной информации — основным.
При всех своих минусах такой способ
использования проектной работы обладает
колоссальным преимуществом: он может быть
реально востребован педагогами-предметниками,
ориентированными на решение узких учебных задач.
Отдать сдвоенный урок под проект, развивающий
мышление, — об этом учитель трижды подумает. А
если проектная форма позволяет улучшить учебный
процесс — мотивацию, качество предметных знаний,
умений и навыков, — вопросов нет, проведем. Но
проведем в том варианте, который работает именно
на эти задачи.
Чем педагогу и ребенку, включенным в проектный
процесс, может быть интересен и полезен школьный
психолог? Навскидку вижу несколько возможностей
для организации психологической работы. Первая
состоит в проведении и осмыслении данных особой
психологической диагностики. Диагностики,
позволяющей и взрослому, и самому ученику понять,
какой проект ему лучше делать — по тематике,
форме, способам представления результата,
объемности исследовательской и практической
частей и пр.
Вторая — в организации специальной
развивающей работы, направленной на
формирование исходных психологических умений и
способностей, без которых не начать продуктивной
проектной деятельности, — интеллектуальных,
организационно-деятельностных, рефлексивных,
коммуникативных. Да, проектная деятельность сама
по себе способствует их развитию, но без
определенного начального уровня в нее не
вступить, смысла и структуры ее не понять.
Третья возможность — в организации
специальной обучающей работы с педагогами. Они,
как и их ученики, часто нуждаются в формировании
начального уровня психологической готовности —
ценностной и инструментальной — к проектной
деятельности. Проще говоря, психолог поможет в
развитии у них понимания «зачем» и «как». Есть
еще возможность вести психологические проекты,
но это другое. В этом случае психолог не
выступает в своей основной профессиональной
роли специалиста по сопровождению.
Быть проектировщиком по отношению к
собственной жизни и деятельности трудно, но
очень интересно и ценно. Учебный проект — один из
путей, помогающих ребенку ощутить себя в этом
качестве, понять, как это делается и что это дает.
Есть и другие, но учебный проект — отработанный
метод, созданный талантливыми людьми, желавшими
сделать школу местом развития и саморазвития
Человека. Этот метод достоин изучения, освоения и
внедрения.
Марина БИТЯНОВА,
кандидат психологических наук
Публикация статьи произведена при поддержке специализированного интернет-магазина товаров для сна Kyivmatras.com. Магазин реализует со склада в Киеве ортопедические матрасы ведущих производителей Украины, Германии и Италии. Представленные в ассортименте модели пружинных и беспружинных матрасов из натуральных и современных искусственных материалов обладают безупречным качеством и обеспечат вам наилучшую поддержку позвоночника во время сна. Купить ортопедический матрас – это значит позаботиться о своем здоровье и здоровье близких.
|