Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №23/2007


ПСИХОЛОГИЯ НОВОЙ ЭРЫ

Триумфальное возвращение

Удивительны пути развития иных научных идей и их практических воплощений…

Полтора века назад великий человек Дж. Дьюи сформулировал концептуальные основы новой, «инструментальной» педагогики, базирующейся на спонтанных интересах и личном опыте ребенка. Эти идеи противостояли взгляду на образование как на процесс репродуктивного усвоения культурного опыта, накопленного предшествующими поколениями, и стали научной основой принципиально нового педагогического метода — метода проектов. Создав этот метод, педагогика совершила колоссальный шаг вперед, опередив время, оставив далеко позади себя «среднего» человека своей эпохи, в том числе — большинство педагогов.

Проектный метод по духу своему, по самой сути своего подхода к обучению и к жизни человеческой вряд ли мог найти духовную поддержку у людей, погруженных в атмосферу второй половины XIX века. Атмосферу, создаваемую и определяемую ценностями и образом мышления высокой науки, ценностями познания и исследования. Должно было пройти больше века, должен был измениться образ жизни и мыслей, для того чтобы проектирование стало чрезвычайно распространенным, доминирующим видом деятельности в обществе (политика, журналистика, экология, бизнес — все стало объектом проектирования), а затем смогло совершить триумфальное возвращение в педагогическую практику.

На новом уровне, под новым углом зрения мы вернулись к идеям педагогики, опирающейся на человека и его опыт, закрепляющей его в виде новых способностей и качеств.

В чем же суть метода учебного проекта и каковы присущие только ему особенности?

Чем он действительно хорош и ценен?

Какие закономерности нужно учесть при его внедрении?

Поищем ответы на эти вопросы и заодно попробуем найти место нам, школьным психологам, в системе проектной работы.

«Проект» (в буквальном переводе с латинского — брошенный вперед) толкуется в современных словарях как «прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности». А проектирование определяется как деятельность, направленная на «промысливание того, что должно быть». Это деятельность по изменению, иногда — и по созданию будущего, а в частном случае — по созданию средств для дальнейшего проектирования.

В педагогической практике под проектом чаще всего понимается учебный замысел, направленный на появление конкретного продукта, а под учебным проектированием — деятельность по реализации замысла (со своими этапами, шагами, логикой движения к результату-продукту). Позволяя себе это упрощенное толкование (проектирование — работа над проектом), нужно обязательно удерживать в сознании — при замысле и реализации проекта — и первое, более полное определение этого понятия. Иначе в текучке и цейтноте изначальные смыслы проектной работы, совершаемой ребенком, могут исказиться и замениться совсем иными.

Итак, проектная деятельность позволяет создавать будущее. Она не только обращает взгляд автора вперед, но и позволяет ему посмотреть на свое будущее как на веер возможностей, подвластных воздействию и контролю. От его, автора, целей, ценностей и, естественно, действий зависит, какие из существующих возможностей будут воплощены в реальности, а какие останутся мыслимыми (мыслью охваченными) перспективами. Так рождается замысел проекта: видение будущего — выделение желанных аспектов или вариантов этого будущего — промысливание путей и средств воплощения желаемого будущего в реальность:

Каждый шаг в рождении замысла имеет огромную образовательную ценность, содержит в себе возможность развития широкого спектра значимых человеческих способностей и качеств: прогностических способностей, навыков самоанализа, осмысления своих ценностей и желаний, самоопределения, целеполагания и планирования.

Проектирование в целом также складывается из трех этапов:

замысел — реализация — рефлексия.

О замысле мы уже поговорили. Добавим только одно. В литературе по учебному проектированию в качестве источника замысла чаще всего называется проблема — научная, социальная, практическая. Позволю себе с этим не согласиться. Если исследовательская деятельность действительно чаще всего запускается проблемой, ситуацией «пробела» в знании, противоречием, практическим запросом, то проектный замысел, как мне представляется, имеет право начинаться (и часто начинается) с нормального человеческого «хочу». Это «хочу» может иметь общественный, культурно значимый аспект. Но прежде всего это человеческое желание что-то создать, что-то воплотить, изменить. Как-то вмешаться в свое и общественное «завтра». Наши попытки обязательно привязать проекты детей к определенной проблеме выглядят нарочитыми и искусственными. Если «хочу» ребенка попало в поле общественной значимости — славно, а если нет — пусть воплощает в реальность то будущее, которое важно лично для него.

Этап реализации проекта — это этап «делания». Он потребует от своего автора способностей, связанных с саморегуляцией, самоконтролем и самооценкой, практической умелости, аналитических способностей и многого другого. Рефлексивный этап позволяет не только соотнести замысел с результатом, но и вычленить те способы проектной деятельности — практической и мыслительной, — которые были использованы или даже порождены автором в процессе работы. Вычленить и описать как самостоятельный продукт проектной деятельности. По сути дела, таким образом проектный продукт удваивается.

Способность проектировать существенно расширяет субъектные возможности человека. И не только. Такая способность, будучи присвоенной и освоенной, изменяет взгляд человека на себя, на собственные возможности. Я бы сказала, значительно возрастает субъективная степень свободы и ответственности, глубина переживания своей связи с миром и механизмами, управляющими его развитием.

В этом, как мне представляется, основной пафос проектной деятельности как образовательной технологии: осваивая способы проектирования, обучаясь проектированию как виду жизнедеятельности — пусть через простые учебные образцы и формы, — человек становится свободнее и ответственнее.

Помимо этого, развиваются многие общеучебные умения и сложные комплексные компетентности:

— умение работать с информацией,

— умение размышлять, делать выводы,

— умение принимать самостоятельные решения,

— умение работать в команде и др.

Они развиваются без дополнительного педагогического стимула, естественно, как ответ на запрос ситуации. Просто ребенку интересно делать то, что он делает, а справиться он может, только будучи умелым в определенных сферах, и он начинает активно работать над развитием своей умелости, сам особенно не замечая того…

Итак, приступая в организации ситуаций проектной деятельности для наших учеников, мы можем преследовать как минимум две цели:

— научить проектированию как способу жизни и ее выстраивания;

— развить за счет психологических ресурсов проектной работы качества человека культурного, образованного, современного.

Естественно, что в зависимости от выбора генеральной цели (первое или второе) мы будет выстраивать проектную работу в школе по-разному. В первом случае нам важно организовать проживание учеником процесса проектирования как целого и сделать этот процесс предметом рефлексии и анализа («как я это делал?»). Кроме того, необходимо сформировать ценностную установку на такую деятельность, позитивное эмоциональное отношение к проектированию.

Во втором случае мы сосредоточимся на отдельных этапах процесса проектирования, имеющих для данного ребенка особую развивающую ценность. Скажем, на этапе проведения исследования — для развития умений, связанных с обработкой информации, или на этапе презентации проекта — для развития коммуникативных способностей и т.д.

У учебного проекта есть еще одна образовательная возможность, может быть менее яркая и привлекательная в глазах сторонников личностно-ориентированного образования, зато более востребованная. А именно: проектная форма организации урока повышает мотивацию и качество усвоения учениками предметных знаний. В этом случае проект служит «оболочкой» для освоения, отработки, применения тех или иных предметных знаний. Он при этом продолжает решать и развивающие задачи, но взрослые, предлагающие проектную форму ученикам, сосредоточены не на них, а на мотивирующих механизмах проекта. Развивающий эффект будет «побочным», эффект «усвояемости» учебной информации — основным.

При всех своих минусах такой способ использования проектной работы обладает колоссальным преимуществом: он может быть реально востребован педагогами-предметниками, ориентированными на решение узких учебных задач. Отдать сдвоенный урок под проект, развивающий мышление, — об этом учитель трижды подумает. А если проектная форма позволяет улучшить учебный процесс — мотивацию, качество предметных знаний, умений и навыков, — вопросов нет, проведем. Но проведем в том варианте, который работает именно на эти задачи.

Чем педагогу и ребенку, включенным в проектный процесс, может быть интересен и полезен школьный психолог? Навскидку вижу несколько возможностей для организации психологической работы. Первая состоит в проведении и осмыслении данных особой психологической диагностики. Диагностики, позволяющей и взрослому, и самому ученику понять, какой проект ему лучше делать — по тематике, форме, способам представления результата, объемности исследовательской и практической частей и пр.

Вторая — в организации специальной развивающей работы, направленной на формирование исходных психологических умений и способностей, без которых не начать продуктивной проектной деятельности, — интеллектуальных, организационно-деятельностных, рефлексивных, коммуникативных. Да, проектная деятельность сама по себе способствует их развитию, но без определенного начального уровня в нее не вступить, смысла и структуры ее не понять.

Третья возможность — в организации специальной обучающей работы с педагогами. Они, как и их ученики, часто нуждаются в формировании начального уровня психологической готовности — ценностной и инструментальной — к проектной деятельности. Проще говоря, психолог поможет в развитии у них понимания «зачем» и «как». Есть еще возможность вести психологические проекты, но это другое. В этом случае психолог не выступает в своей основной профессиональной роли специалиста по сопровождению.

Быть проектировщиком по отношению к собственной жизни и деятельности трудно, но очень интересно и ценно. Учебный проект — один из путей, помогающих ребенку ощутить себя в этом качестве, понять, как это делается и что это дает. Есть и другие, но учебный проект — отработанный метод, созданный талантливыми людьми, желавшими сделать школу местом развития и саморазвития Человека. Этот метод достоин изучения, освоения и внедрения.

Марина БИТЯНОВА,
кандидат психологических наук

Публикация статьи произведена при поддержке специализированного интернет-магазина товаров для сна Kyivmatras.com. Магазин реализует со склада в Киеве ортопедические матрасы ведущих производителей Украины, Германии и Италии. Представленные в ассортименте модели пружинных и беспружинных матрасов из натуральных и современных искусственных материалов обладают безупречным качеством и обеспечат вам наилучшую поддержку позвоночника во время сна. Купить ортопедический матрас – это значит позаботиться о своем здоровье и здоровье близких.