Позволю себе начать с краткого резюме
собственной статьи, опубликованной в № 16/2007
нашей газеты: все то, что происходит с ребенком в
школе, и есть образование. Школа всей системой
своей деятельности задает ребенку определенный
культурный образец для развития и в конечном
счете сравнивает его с этим же образцом. Обучение
служит «информационной пищей», а воспитание —
гарантом того, что полученная информация будет
использована человеком во благо. То есть
воспитание — это обретение качеств и ценностных
ориентиров, делающих человека предсказуемо,
последовательно моральным в социально значимых
ситуациях.
По сути дела, воспитание — естественная
составляющая часть образования. Знание, умение,
навыки, формируемые или передаваемые в процессе
обучения, обязательно должны проходить сквозь
ценностный фильтр, окрашиваться человеческими
смыслами и оценками. Но исторически сложилось
так, что информационная составляющая
отечественного образования жила-поживала сама
по себе в уютном гнездышке предметного обучения,
а воспитание встраивалось и втискивалось в
разнообразные внеурочные формы. И жизнь ребенка
в школе делилась на уроки и другое, первую и
вторую половину дня, разные не только по форме, но
и по задачам, ценностному, смысловому наполнению.
Потерянное воспитание
Какая-то особая история получается с
воспитанием в отечественной школе: оно очень
нужно, просто необходимо, но его как-то все не
удается наладить…
С классической советской школой воспитание
было в большой дружбе. Более того, сам по себе
воспитательный процесс был довольно целостным и
непротиворечивым. Во всяком случае, найденные в
60–70-е годы формы воспитательной работы вполне
соответствовали задачам и в массе своей неплохо
их решали. Где-то даже формы были интереснее,
гибче, изящнее задач, на которые они работали. Это
сейчас «сбор макулатуры» звучит смешно. А 25 лет
назад — работало! Как социальный психолог, могу
перечислить массу важных воспитательных
механизмов и симпатичных психологических
эффектов этого незамысловатого действа.
В 90-е годы воспитание «потерялось». Оно не может
существовать без четких и понятных различений
должного и недолжного, хорошего и плохого, добра
и зла, достойного и отвратительного. Идеология,
на которой было построено воспитание в школе,
канула в мутную воду недавней истории, затянув за
собой целую цепочку слов, лозунгов, идей,
ориентиров и точек отсчета… Нужно было время,
чтобы у нас, педагогов и психологов, хватило
мужества и умения залезть в грязь, чтобы отмыть и
вернуть былой блеск, что-то заменить, что-то
просто развернуть чистой стороной и назвать
по-современному… это было трудное десятилетие
для воспитания. Оно не развивалось: ни как наука,
ни как метод.
Конечно, существовали и живая практика, и
замечательные люди, умеющие отличать добро от
зла и в сумерках, и в тумане. Но эта практика не
анализировалась, не осмыслялась, а значит — не
превращалась в метод. Зато нарасхват шли
развивающие психологические приемы и техники.
Внешне чем-то похожие, привлекательные по формам,
на первый взгляд — простые и безобидные, они
активно вытесняли собой те методы и подходы,
которые были свойственны воспитанию 70-х и 80-х.
На смену диалогу, разговору по душам пришли
консультации, на смену КТД — тренинг, зарнице —
игры-испытания. Просто пришли и заняли пустое
место, не особенно приспосабливаясь и
видоизменяясь, а скорее заставляя педагогов
подстраиваться под себя.
Прошу читателей не судить меня сгоряча за эти
слова. Я сама психолог, и в 90-е с удовольствием
делилась с редкими классными руководителями,
занимавшимися не только заполнением дневников,
тем, что знала сама. Но не зная, не чувствуя
специфики задач, я и такие энтузиасты, как я,
подменяли одну практику другой: практику
воспитания практикой психологического развития.
А значит, мешали этому самому развитию обрести
этические якоря.
В психологических методах содержится подчас
колоссальный воспитательный потенциал, но его
нужно развернуть, раскрыть, пересмотреть
инструкции и этапы, расставить необходимые
этические вешки в конце, подвести к ним детей…
Методы и задачи
Сейчас мы снова возвращаемся к тому, от чего
когда-то уходили: российская школа не может быть
исключительно центром обучения. Для этого в
самом обществе слишком слабы механизмы
воспитания через традицию, норму, закон и
подражание образцам. Школа есть и остается
важнейшим институтом воспитания, социализации.
Знанию нужно ценностное обрамление, а развитию —
этическая рамка. Все, что происходит с ребенком в
школе — на уроке и вне его, должно быть пронизано отношением,
должно выводить его на выбор, позицию и поступок.
И это нужно делать в системе профессионально. А
значит, нужен метод.
И вновь развернулись на прилавках
специализированных книжных магазинов и ларьков
длинные вереницы книг по воспитанию. Названия —
современные, авторы — новые, слова о целях и
задачах в предисловиях — приемлемые, а вот
методы… Бог мой! Какие знакомые картинки встают
за их описаниями! Вот только приложить их к
современным детям — не на бумаге (там все
сходится), а в реальной школьной ситуации — не
получается. Ну не ходят современные дети строем и
с речевкой, а если и ходят, то совсем не те смыслы
выносят из этого процесса. И поэтические вечера
по заученным стихотворным сценариям с тремя
генеральными репетициями не вызывают у них
былого энтузиазма и не воспитывают чувства
прекрасного. А с трудовым воспитанием по старым
схемам трудового десанта вообще беда…
Старые методы в этих книжках. Или — знакомые
все лица! — игры Клауса Фопеля без купюр и
ремарок. Нет своего. Не успели наработать, а
задачи нужно решать, и задачи нешуточные.
Впрочем, насчет задач. Здесь тоже все не просто.
Тянет назад, тянет… Мысли-то, может быть, и
верные, и по существу современных проблем, а
словарь старый. Новый не наговорили, не
наработали в 90-е. А старые слова затягивают,
искажают истину. Например, какой план
воспитательной работы ни откроешь, почти везде
встречаешь задачу: «Развитие коллектива класса».
А зачем? Чем он так ценен, этот коллектив, что его
нужно формировать, втягивая детей в коллективные
процессы и ценности: «все вместе», «мы дружные»,
«у нас принято»? И почему эта задача стоит с 1-го
по 11-й класс? Никак не сформируем, что ли? Или
все-таки ценен не сам по себе коллектив, а тот
воспитательный эффект, который он может дать, те
навыки, умения, ценностные ориентации, которые
можно развивать в сплоченном коллективе? Тогда и
задачи должны быть связаны с этими качествами —
очень разные в 1-м и 11-м, а коллектив… Одно из
средств, не более.
На психологической платформе
Проблемы, опять проблемы с этим воспитанием.
Может ли здесь помочь психология? Может, но
только не замечательными книжками Клауса Фопеля.
Оставим их себе и пытливым классным
руководителям для дополнительного чтения. Мы
можем быть полезны в другом:
— в формулировании задач на том языке, на
котором они должны звучать сегодня (на языке
качеств, умений и ценностных ориентаций,
присвоенных учащимися);
— в определении логики решения этих задач
(исходя из психологических механизмов развития
тех или иных качеств или ценностных ориентаций
личности);
— в подборе психолого-педагогических методов,
позволяющих решать задачи воспитания на
психологически обоснованной платформе.
Если мы говорим, что итог воспитания — человек,
обладающий социально ценными качествами и
ценностными ориентациями, делающими его
поступки моральными, — мы должны строить свою
воспитательную работу с учетом логики их
развития. Качество не формируется вдруг, только
потому, что значимый взрослый сказал: «Нужно быть
ответственным человеком». Любое качество
личности — результат либо довольно
продолжительной личной эволюции, либо
последовательного целенаправленного
формирования извне (поддержанного личностью
изнутри).
Большинство ценностных ориентаций личности (не
берем удивительные и редкие случаи катарсиса,
ценностного прозрения) — продолжительный путь
осмысления, приложения к себе, сознательного
выбора и усилия. Долог путь от слов педагога
«будь внимательнее в людям» до того особого
отношения, которое мы называем уважением к
личности другого человека. Педагогическая
задача — организовать движение от внешнего к
внутреннему, запустить процесс формирования и
провести его через ряд этапов с тем, чтобы в
определенный момент, удовлетворенно отерев пот
со лба, сказать: «Я сделал все, что мог».
Этапы развития личности
Перечислим основные этапы развития социально
значимых качеств личности и постараемся
показать: каждому этапу соответствуют свои
методические ходы. В дальнейшем мы поговорим об
этих методах подробнее.
Итак, в своем формировании устойчивое
личностное качество, способность к
определенному социальному поступку проходит ряд
важный этапов: мотивация, знакомство с качеством,
тренировка, применение, индивидуализация.
Этап первый — мотивация. Прежде чем начнут
происходить изменения в поведении, в отношении, в
стиле общения, у ребенка должна возникнуть
потребность в формировании нового качества,
новой способности. Чаще всего она возникает как
ответ на запрос внешней среды. Зачем учиться быть
толерантным? Чтобы войти в привлекательное
детско-взрослое сообщество, поднять свой статус
в классе, завоевать уважение взрослых, обрести
иные социальные или личностные ценности. Если
внутреннего желания (или просто насущной
необходимости) меняться у ребенка нет — все
дальнейшее будет иметь КПД, близкий к нулю.
Создание внутреннего запроса на изменение —
особая педагогическая задача. Как известно, под
лежачий камень вода не течет: пока мы не сделаем
ребенка нашим союзником, не поставим его в
ситуацию, в которой он сам почувствует
необходимость, желанность изменений, внешнее не
перейдет во внутреннее, воспитание, как таковое,
не состоится.
Важнейшие методические ходы этого этапа —
создание проблемных ситуаций, рефлексия удач и
неудач. Хорошим мотивационным эффектом обладают
психологические акции, игры-драмы.
Этап второй — знакомство с качеством, с его
проявлениями, первичное освоение. На этом этапе
ребенок пробует качество на вкус и на цвет.
Знакомится с тем, как оно проявляется в поведении
других людей, каково оно изнутри, если его
примерить к себе… Мы часто говорим ребенку, у
которого все получается кое-как: «Ты не
стараешься», «Постарайся», а после неудачной
попытки: «Опять не стараешься!» А «стараться» —
это как? Как выглядит старающийся человек и чем
его поведение отличается от действий того, кто
этого не делает? Как ощущается старание на уровне
тела? В какой ситуации ребенок уже имел опыт
проявления этого умения?
Знание — начало воспитания. От него начинается
восхождение в личному действию. И прежде чем к
действию переходить, мы должны убедиться: у
ребенка появилась «картинка» той модели
поведения, которую мы хотим у него сформировать.
Для этапа знакомства — свои методы работы
педагога: тематическая беседа, просмотры кино-,
видеоматериалов, игровые пробы, упражнения на
осознание.
Этап третий — тренировка в проявлении
данного умения, способности. Тренировка
организуется в специально созданных или
естественных ситуациях общения и деятельности
детей. Очень важное условие — тренировка должна
осуществляться в деятельности, но без оценки
успешности самой деятельности. Так, если на уроке
учитель впервые ставит детей в ситуацию
самостоятельного выполнения какого-либо
учебного действия, он оценивает проявления
самостоятельности, а не качество выполнения
учебного задания.
Увы, это условие сколь важное, столь и мало
выполнимое. В вечной спешке и текучке школьной
жизни редкие учителя и воспитатели ставят себе в
качестве задачи организацию безоценочных
тренировок. В результате ребенок должен
выбирать, что ему важнее: научиться быть
самостоятельным или получить хорошую оценку,
пусть даже ценой лукавства, лжи и унижения.
Как вы думаете, уважаемые читатели, что выберет
ребенок? Между тем без такой спокойной,
безопасной тренировки в проявлениях того или
иного качества трудно рассчитывать на его
закрепление в характере. Очень важная
составляющая этого этапа — рефлексия. Рефлексия
нового опыта поведения и общения, использованных
способов, своих эмоций.
Для тренировки хороши игровые и тренинговые
методы.
Этап четвертый — применение нового качества,
способности в реальной деятельности и вновь —
рефлексия нового опыта, оценка тех изменений,
которые происходят в деятельности, общении,
внутреннем состоянии благодаря приобретению
данного качества. Начинать этот этап хорошо с
погружения (такой особый педагогический метод
работы).
Последний, пятый этап — индивидуализация
качества, присвоение нового опыта. Новые
модели поведения и общения осваиваются
человеком изнутри, окрашиваются «цветом» его
личности, ретушируются его индивидуальными
черточками и «изюминками». Это процесс интимный,
но и здесь педагог может быть полезен, а
педагогические методы — рефлексия, диалог —
уместны.
Итак, у процесса формирования качеств, у
процесса воспитания — есть своя внутренняя
логика. Для каждого этапа хороши свои методы,
хотя есть и почти универсальные,
многофункциональные ходы. Их можно грамотно
развернуть для решения очень разных задач,
применить на разных этапах работы.
Но об этом — в другой раз.
Марина БИТЯНОВА,
кандидат психологических наук
Спонсор публикации статьи – магазин игрушек Nuki toys предлагает широчайший ассортимент развивающих игрушек для ваших детей. Оригинальные, экологичные и безопасные игрушки, представленные в интернет-магазине, помогут развивать память и внимание, расширят кругозор, создадут увлекательное пространство для игр и обучения. В магазине можно так же приобрести различные полезные аксессуары для мам и детей от солнцезащитных очков до детских мобильных телефонов.
|