Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №24/2007


ГАЗЕТА В ГАЗЕТЕ

ДОШКОЛЬНЫЙ
ПСИХОЛОГ
№ 5 (16)


Людмила ПОСТОЕВА,
педагог-психолог
Галина ЛУКИНА,
воспитатель по изобразительной деятельности,
ДОУ детский сад компенсирующего вида «Родничок»,
г. Бородино, Красноярский край

 

ВРЕМЕНА ГОДА

Интегрированные развивающие занятия
для детей 6 лет

 

Искреннее изумление перед открывшейся
тайной природы — могучий толчок
для стремительного потока мыслей.
В.А. Сухомлинский

В дошкольном возрасте особое значение имеет развитие восприятия, воображения, образного мышления. Дети передают свое настроение, эмоции и ощущения с помощью кисти и красок. В этом огромную помощь оказывает изобразительное искусство, в частности один из самых его эмоциональных жанров — пейзажная живопись. Это не просто изображение общих свойств природы, ее естественных закономерностей (время года, суток, погода), это также выражение взглядов, убеждений, мыслей и чувств. Дети могут многое сказать в рисунке, не обладая в полной мере возможностью выразить свои ощущения и чувства словами. Они изображают не то, что видят, а то, что чувствуют. Поэтому детские рисунки субъективны и часто непонятны взрослым.

Мир, который окружает ребенка, — «это мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой», — говорил В.А. Сухомлинский. Погружаясь в этот мир, впитывая его звуки, запахи, краски, наслаждаясь его гармонией, ребенок совершенствуется как личность.

Детям старшего дошкольного возраста можно предложить нарисовать пейзажи не только с ярко выраженными чертами сезона, но и показывающие природу в переходных сезонных состояниях (например, начало осени, золотая осень, поздняя осень), чтобы научить изображать различные состояния погоды. Природа является источником эмоционального воздействия на человека, вызывая различные настроения. Кроме того, происходит активизация словаря детей, обогащение его словами, обозначающими эмоциональные состояния, сенсорные ощущения, эстетическими и искусствоведческими терминами (взволнованное, радостное, восхищенное, спокойное, умиротворенное, печальное, легкая грусть); наименованиями цветов и цветосочетаний (золотые, желтые, лимонные, красно-коричневые, рыжие, фиолетовые, синие, голубые, теплые, холодные).

Пояснения к организации занятий
и проведению диагностики

Цикл состоит из 10 занятий. Структура занятий разработана с учетом возрастных особенностей детей 6 лет.

Задачи

Снятие психоэмоционального напряжения;

— расширение эмоционального опыта;

— реализация ребенком своих ощущений, чувств и образов;

— совершенствование коммуникативных навыков и творческих способностей;

— развитие познавательной активности детей, их волевых усилий и целенаправленного внимания;

— развитие способности к построению ассоциативных аналогий между образами действительности и звуковыми, художественными образами;

— формирование умений видеть средства выразительности для передачи чувств и настроений (многообразие цветовой гаммы, позволяющей передать не только время года, суток, но и состояние природы, настроение).

Условия проведения занятий

Численность детей, посещающих занятия, составляет 5–6 человек.

Занятия желательно проводить в первой половине дня, один раз в неделю, начиная с января. Продолжительность занятия — 30 минут.

Приветствие и прощание обычно проводятся по одному и тому же сценарию, предложенному психологом. Для того чтобы создалась особая доверительная атмосфера, необходимо совершать какой-либо ритуал на каждом занятии, например зажечь свечи и выполнить упражнение «Настроение».

Проведение диагностики

Исследование особенностей рисования рекомендовано проводить, используя пособие Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной «Практикум по дошкольной психологии» (раздел «Рисование»).

Процедура исследования настроения позволяет выявить, насколько комфортно ребенку на занятии, в детском саду. Тест Люшера в силу своей популярности среди практических психологов не нуждается в подробном описании. Мы приведем только некоторые уточнения, отражающие особенности работы с детьми 6 лет.

Цветовые карточки выкладываются перед ребенком на чистом листе бумаги (желательно слегка сероватой, а не ослепительно белой).

Инструкция:

«На какой из этих цветов больше всего похоже твое настроение, когда ты утром идешь в детский сад? Покажи этот цвет пальцем».

Номера выбранных цветов записывают.

«А теперь будем выбирать цвета заново. Сейчас из разложенных перед тобой цветов выбери тот, который тебе больше всего нравится, кажется красивее». Выбранный цвет уберите из поля зрения ребенка. Далее предложите ребенку произвести аналогичный выбор среди оставшихся цветов, и так до конца. Последовательность предпочтения цветов записывайте.

Иногда среди оставшихся 2–3 цветов ребенок не может выбрать лучший, так как все они ему не нравятся. Тогда надо изменить инструкцию и спросить: «Какой из этих цветов тебе не нравится больше всего, какой из них хуже?» Ответы записывать в обратном порядке, начиная с последнего цвета. Выбор цветов производится один раз.

Процедура ранжирования цветовых карточек (от самого приятного цвета до самого неприятного) позволяет рассчитать показатель суммарного отклонения от аутогенной нормы (СО). Расчет значений СО производится по формуле А.И. Юрьева, приведенной в «Кратком руководстве по использованию теста М. Люшера» В.И. Тимофеева и Ю.И. Филимоненко (СПб.: ИМАТОН, 1995).

На основании работ Вальнеффера определенный порядок выбора цветов (34251607) был принят за аутогенную норму — индикатор психологического благополучия.

Для расчета суммарного отклонения от аутогенной нормы (СО) необходимо сравнивать порядок мест, которые занимают цвета в выборе ребенка, с их «идеальным» расположением (34251607). Сначала вычисляется разница между реально занимаемым местом и нормативным положением цвета, затем эти разности (их абсолютные величины, без учета знака) суммируются. Значение СО изменяется от 0 до 32 и может быть только четным. В таблице приведен расчет суммарного отклонения (СО = 18).

Цвет красный желтый зеленый фиолет. синий коричн. серый черный
Место цвета в аутогенной норме 1 2 3 4 5 6 7 8
Место цвета в выборе испытуемого 3 8 2 1 5 7 4 6
Разность 2 6 1 3 0 1 3 2

Если СО больше 20, у ребенка преобладают отрицательные эмоции, доминируют плохое настроение и неприятные переживания, причину которых необходимо выяснить. Плохое настроение свидетельствует о наличии проблем, которые ребенок не может преодолеть самостоятельно.

Если СО от 18 до 10, эмоциональное состояние в норме. Ребенок может и радоваться, и печалиться, поводов для беспокойства нет.

Если СО от 8 до 0, преобладают положительные эмоции. Ребенок весел, счастлив, настроен оптимистично.

Интерпретация цветовой ассоциации:

Синий цвет (1). Этот цвет предпочитают (выбирают в качестве наиболее приятного) чувствительные, впечатлительные, но в то же время спокойные и уравновешенные дети. Они также отличаются утонченностью и хорошим эстетическим развитием, имеют потребность в глубоком личностном, а не поверхностном игровом общении.

Зеленый цвет (2). Этот цвет предпочитают дети с высоким уровнем притязаний. Для них характерна озабоченность собственным статусом и положением в коллективе. Они испытывают потребность в похвале, хотят быть лучше других.

Красный цвет (3). Этот цвет предпочитают активные, энергичные, деятельные дети. Обычно они оптимистичны, шумны и веселы. Часто несдержанны.

Желтый цвет (4). Этот цвет предпочитают мечтательные дети, полные надежд, но не готовые активно действовать и склонные занимать выжидательную позицию. Этот цвет свидетельствует о том, что у ребенка хорошее и светлое настроение.

Фиолетовый цвет (5). Этот цвет предпочитают дети, у которых доминируют инфантильные установки. С ребенком продолжают обращаться как с маленьким, умиляются его капризам и строят отношения с ним на принципах гиперопеки.

Коричневый цвет (6). Этот цвет предпочитается тревожными детьми, которые часто испытывают эмоциональный или физический дискомфорт, страх.

Черный цвет (7). Предпочтение черного цвета отражает негативное отношение к себе и ко всему окружающему миру, активное, резкое неприятие, протест. Если ребенок выбирает черный цвет как наиболее предпочитаемый, отводя ему первое место, то внутренне он уже, скорее всего, согласился с той отрицательной оценкой, которую часто получает от окружающих («Да, я плохой»).

Серый цвет (0). Предпочтение серого цвета связано с инертностью и безразличием. Какое-либо эмоциональное участие со стороны взрослых в их жизни отсутствует.

ЗАНЯТИЕ 1
Лето

Оборудование: магнитофон, аудиокассета «Времена года» Вивальди, картины «Лето», «Осень», «Зима», «Весна»; мольберты, листы бумаги, краски, кисти, баночки с разноцветной водой (цвета Люшера), свеча.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Приветствие

Психолог предлагает детям сесть в круг, в центре которого зажигает свечу.

— Я рада вас видеть! Эта свеча — душа нашей группы, она поможет нам совершать путешествия в разные времена года. Передавайте свечу по кругу осторожно, чтобы огонь не погас. (Дети выполняют задание.)

Упражнение «Настроение»

На столе стоят баночки с разноцветной водой (цвета Люшера).

Психолог предлагает детям подойти к столу, рассмотреть баночки с водой и выбрать баночку, цвет воды в которой больше всего понравился. Дети поочередно выбирают, взрослые фиксируют.

Беседа о лете

Дети сидят на ковре. Психолог говорит:

— Ребята, назовите четыре времени года. (Дети отвечают.) Сегодня поговорим о лете. (Включает аудиозапись «Времена года» Вивальди.)

Лето — чудесное время года. Солнце светит ярко. Все наслаждаются прекрасным воздухом. Самое время гулять и играть на свежем воздухе.

— Какие еще признаки лета вы знаете? (Дети называют признаки лета.)

Воспитатель читает стихотворение о лете Н. Балашова.

Что такое лето?
Это много света,
Это поле, это лес,
Это тысяча чудес,
Это в небе облака,
Это быстрая река,
Это яркие цветы,
Это синь высоты.
Это в мире сто дорог
Для ребячьих быстрых ног.

Упражнение «Послушай и покажи»

Психолог предлагает детям сесть в круг.

— Внимательно послушайте аудиозапись «Времена года» Вивальди. (Дети слушают.)

— Покажите картину, которая соответствует прослушанной музыке. (Дети рассматривают картины «Лето», «Осень», «Зима», «Весна» и выбирают соответствующую прослушанной записи.)

Рисование

Воспитатель предлагает детям сесть за мольберты и спрашивает:

— Какая погода бывает летом?

— Какое небо? Какими красками его можно нарисовать?

— Что еще бывает на небе? Какой формы, цвета?

— Какого цвета поляна летом? Почему? (Дети отвечают.)

— А теперь, ребята, я предлагаю вам нарисовать летний пейзаж.

Дети приступают к работе, воспитатель и психолог наблюдают, воспитатель, если потребуется, оказывает индивидуальную помощь.

Упражнение «На пляже»

Психолог предлагает детям лечь на спину и закрыть глаза.

— Представьте, что сегодня прекрасный солнечный день. Вы лежите на берегу моря на теплом песке, а на вас светит солнце. Ощутите спиной много-много маленьких песчинок, на которых вы лежите… Поерзайте спиной, чтобы еще немножко глубже забраться в песок…

А теперь снова уютно полежите в песке. Дайте всему вашему телу стать расслабленным и теплым от лучей солнца…

Несколько раз глубоко вдохните свежий морской воздух. Почувствуйте, как при этом двигаются ваши грудь и живот…

Теперь полежите совсем спокойно, послушайте звуки в нашей комнате и звуки, доносящиеся с улицы… (1 минута.)

Вы можете открыть глаза и сесть. Мы в нашей комнате.

Прощание

Звучит музыка «Времена года». Дети и взрослые рассматривают рисунки, обмениваются впечатлениями от занятия, затем прощаются до новой встречи.

ЗАНЯТИЕ 2
Лето. Дождь. Радуга

Оборудование: магнитофон, аудиокассета «Волшебство природы» или «Звуки природы»; мольберты, листы бумаги светло-голубого цвета, краски, кисти, салфетки, баночки с разноцветной водой (цвета Люшера), дидактическое пособие «Умные яйца», свеча.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Приветствие. Упражнение «Настроение» (см. занятие 1).

Упражнение «На поляне»

Психолог предлагает детям лечь на ковер (звучит музыка) и закрыть глаза.

— Ребята, представьте, что сейчас лето. Светит солнце. Вы лежите на траве и разглядываете облака… Какие они разные. На что они похожи?.. Вы видите самые разные формы и очертания. Бывают совсем маленькие облака, похожие на пучки перьев или шерстяные пряди. Их называют перистыми. А бывают другие, гораздо больше. Их называют кучевыми облаками — их часто можно увидеть ясным летним днем. Эти облака нередко принимают самые причудливые формы, и если пофантазировать, то можно разглядеть в них очертания разных предметов. Пофантазируйте…

Откройте глаза. Вы в комнате.

Рисование

Воспитатель предлагает детям сесть за мольберты.

— Ребята, какой формы бывают пушистые облака? (Дети отвечают.)

Воспитатель приглашает к работе. Взрослые наблюдают. Если нужно, воспитатель оказывает индивидуальную помощь.

Упражнение «Дождь»

Психолог предлагает детям лечь на ковер. Звучит музыка.

— Ребята, закройте глаза. Представьте, что подул ветер и приплыли дождевые облака. Они содержат множество мельчайших капелек воды. Из-за этого они и выглядят такими темными.

Вот мелкие частички воды соединяются друг с другом, они становятся большими и тяжелыми и падают на землю… ДОЖДЬ ПОШЕЛ! («Звуки природы» — капает дождь.)

И в это же время светит солнце. Вы видите в небе светящуюся разноцветную арку — РАДУГУ. Это явление природы возникает оттого, что солнечные лучи отражаются и переливаются в капельках дождя. В радуге семь цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый…

Откройте глаза. Вы в комнате.

Игра «Ветер, дождь и гром»

Психолог предлагает детям сесть в круг на пол.

— Ребята, каждый из вас должен в точности повторить то, что я буду делать. Сначала я буду тереть ладони друг о друга — это ветер. (Психолог показывает, дети повторяют.)

Теперь я буду мягко хлопать руками по коленям — это дождь. (Психолог показывает, дети повторяют.)

А сейчас я буду попеременно стучать ногами по полу — это гром…

Каждое из этих трех действий совершайте приблизительно в течение минуты. Закончите игру, перевернув первоначальную последовательность, чтобы погода успокоилась.

— Положите руки на колени и закройте глаза. Представьте красивую радугу. (15 секунд.)

Откройте глаза. Мы в комнате.

Рисование

Воспитатель предлагает детям подойти к мольбертам и продолжить работу.

— Подул сильный ветер и принес большую серую тучу. Из нее пошел дождь. Из-за тучи выглянуло солнышко, и его лучики заиграли в капельках дождя. На небе появилась разноцветная радуга.

— Ребята, в какое время года это бывает?

— Какого цвета туча? Как получить серый цвет?

— Как преобразить летний дождь? (Дети отвечают.)

— А правильно расположить цвета в радуге нам помогут «Умные яйца».

Воспитатель и дети расставляют «Умные яйца» под известную фразу:

Каждый
Охотник
Желает
Знать
Где
Сидит
Фазан.

Воспитатель приглашает детей к работе. Взрослые наблюдают, и, если необходимо, воспитатель оказывает индивидуальную помощь.

Прощание

Взрослые и дети рассматривают рисунки, обмениваются впечатлениями от занятия, затем прощаются до следующей встречи.

ЗАНЯТИЕ 3
Осень

Оборудование: магнитофон, аудиокассета «Времена года» Вивальди; мольберты, листы бумаги, краски, кисти, салфетки, баночки с разноцветной водой (цвета Люшера), веточка рябины, свеча.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Приветствие. Упражнение «Настроение» (см. занятие 1).

Беседа об осени

Психолог предлагает детям сесть в круг.

— Ребята, передавая веточку рябины по кругу, рассмотрите ее… Какое время года нам напоминает эта веточка?

— Какие приметы осени вы знаете? (Дети называют приметы осени.)

— Послушайте рассказ Виталия Бианки «СЕНТЯБРЬ» (тихо звучит аудиозапись «Времена года»).

Рассказ В. Бианки «Сентябрь»

Все чаще начинает хмуриться небо, ревет ветер. Подошел первый месяц осени.

У осени свое рабочее расписание, как у весны, только наоборот. Она начинает с воздуха. Высоко над головой исподволь начинает желтеть, краснеть, буреть лист на деревьях. Как только листьям станет не хватать солнышка, они начинают вянуть и быстро теряют свой зеленый цвет. В том месте, где черешок сидит на ветке, образуется дряблый поясок. Даже в безветренный, совсем тихий день вдруг оборвется с ветки тут — желтый березовый, там — красный осиновый лист и, легко покачиваясь в воздухе, бесшумно скользнет по земле.

Когда, проснувшись утром, первый раз увидишь на траве изморозь, подумаешь: «Началась осень». С этого дня, вернее с этой ночи, потому что первый заморозок всегда бывает под утро, все чаще будут срываться листья с ветвей, пока не задуют ветры-листодёры, не сорвут с леса весь роскошный наряд.

Исчезли стрижи. Воздух пустеет. И холодеет вода: больше уж не тянет купаться…

И вдруг устанавливается вёдро: теплые, ясные, тихие дни. В спокойном воздухе летят, серебрятся длинные паутинки… И радостно блестит в полях свежая молодая зелень.

— Бабье лето настает, — улыбаясь, говорит народ.

Одни зайчихи никак не могут успокоиться, всё ещё не могут примириться, что лето прошло. Лето кончилось.

Упражнение «Капли дождя»

Психолог предлагает детям стать в колонну по одному и положить руки на плечи того, кто стоит перед ним…

— Сделайте из колонны круг, руки оставьте на плечах. Теперь тихонько, на цыпочках, двигайтесь по кругу… Представьте, что начинается моросящий тихий дождик. Пусть ваши руки станут маленькими капельками дождя, их очень много, они падают с неба: кончиками пальцев очень нежно барабаньте по плечам того, кто идет перед вами…

А теперь дождик усиливается и капли дождя стали больше и тяжелее: сильнее барабаньте кончиками пальцев по плечам. Если вы прислушаетесь, то услышите шум дождя…

Представьте, что дождик стал еще сильнее: быстро постукивайте плоскими ладошками по плечам…

Дождь постепенно утихает: барабаньте кончиками пальцев…

Дождь почти совсем прекратился: очень нежно касайтесь кончиками пальцев…

Дождик совсем закончился, и наши ручки и ножки отдыхают. Вытяните руки вверх над головой и представьте, что руками вы маните и зовете солнышко, которое уже появляется из-за туч и облаков. Опустите руки.

Рисование

Воспитатель предлагает детям сесть за мольберты.

Читает стихотворение Е. Трутневой «Улетает лето».

Утром мы во двор идем —
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят…
Пролетают паутинки
С паучками в серединке,
И высоко от земли
Пролетели журавли.
Все летит! Должно быть это —
Улетает наше лето!

— Ребята, какие краски у осени?

— Какое небо осенью?

— Как изменился лес? Поляна? (Дети отвечают.)

Воспитатель предлагает детям нарисовать осенний пейзаж.

Взрослые наблюдают, по мере необходимости воспитатель оказывает индивидуальную помощь.

Прощание

Звучит музыка Вивальди «Времена года». Взрослые и дети рассматривают картины, обмениваются впечатлениями от занятия, затем прощаются до следующей встречи.

ЗАНЯТИЕ 4
Лето — Осень

Оборудование: магнитофон, аудиокассета «Волшебство природы»; мольберты, листы бумаги, краски, кисти, салфетки, свеча, баночки с разноцветной водой (цвета Люшера).

ХОД ЗАНЯТИЯ

Приветствие. Упражнение «Настроение» (см. занятие 1).

Упражнение «Лето»

Психолог предлагает детям лечь на ковер и закрыть глаза. Включает музыку.

— Ребята, представьте ЛЕТО. В лесу все любят лето. Солнышко светит ярко. Небо голубое. Вода в реке теплая. Мы слышим, как она журчит… Кто хочет, искупайтесь… После сильной жары пошел дождик. Вам очень приятно… Растения и жители леса тоже очень рады. После таких дождей в лесу появляются грибы. Такая красота: трава зеленая, разноцветные красивые цветы, спелые ягоды, грибы! Вдыхаем аромат цветов…

Бабочка. Она перелетает с цветка на цветок. По травинке ползет божья коровка, муравей, прыгает кузнечик. В лесу живет множество самых разных насекомых. Насекомых гораздо больше, чем всех остальных животных. Одна из общих особенностей насекомых — это то, что у них шесть лап. Как занятно наблюдать за движением насекомых…

А теперь откройте глаза, мы в комнате.

Рисование

Воспитатель предлагает детям сесть за мольберты и читает стихотворение И. Сурикова.

Ярко солнце светит,
В воздухе тепло.
И куда ни взглянешь,
Все кругом светло.
По лугу пестреют
Яркие цветы,
Золотом облиты
Темные листы.

— Ребята, я предлагаю нарисовать летний пейзаж.

Дети рисуют, взрослые наблюдают. Воспитатель оказывает индивидуальную помощь по мере необходимости.

Упражнение «Осень»

Психолог предлагает детям лечь на ковер и закрыть глаза. Звучит музыка.

— Ребята, лето закончилось. Дни стали короче. Ветер дует сильнее, раскачивая деревья. Это наступила ОСЕНЬ. Небо стало серым. Вы чувствуете холод и силу ветра… Очень холодно… Напрягите ручки, ножки.

Прошло время, стало теплее… Расслабьте руки, ноги. Листья постепенно меняют свою окраску и становятся из зеленых золотисто-желтыми и коричнево-красными. Вы любуетесь красотой осеннего леса…

Откройте глаза, мы в комнате.

Рисование

Воспитатель приглашает детей сесть за мольберты. Читает стихотворение З. Федоровской.

Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник и зардели клены,
В пурпуре осины, только дуб зеленый.
Утешает осень: «Не жалейте лета!
Посмотрите, роща золотом одета!»

— Ребята, как изменился лес с приходом осени?

— Какие стали поля?

— Какое небо?

— Как изменилось настроение с приходом осени? (Дети отвечают.)

— Ребята, я предлагаю ЛЕТО на ваших рисунках превратить в ОСЕНЬ. Что надо изменить? Как это сделать? (Дети отвечают, а затем приступают к работе.)

Взрослые наблюдают, если нужно, воспитатель помогает.

Прощание

Взрослые и дети рассматривают рисунки, обмениваются впечатлениями, затем прощаются до следующей встречи.

ЗАНЯТИЕ 5
Зима

Оборудование: магнитофон, аудиокассеты «Времена года» Вивальди, картины «Лето», «Осень», «Зима», «Весна»; аудиозаписи «Ария» и «Пассакалья» Генделя; мольберты, листы бумаги, краски, кисти, свеча, баночки с разноцветной водой (цвета Люшера), снежинка, вырезанная из бумаги.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Приветствие. Упражнение «Настроение» (см. занятие 1).

Беседа о зиме

Психолог предлагает детям сесть в круг.

— Ребята, передавая снежинку по кругу, рассмотрите ее узор… Какое время года вам напоминает снежинка? (Дети отвечают.)

— Какие приметы зимы вы знаете? (Дети называют приметы зимы)

— Послушайте рассказ Георгия Скребицкого «ХУДОЖНИК-ЗИМА» (тихо звучит аудиозапись Вивальди «Времена года»).

Рассказ Г. Скребицкого «Художник-Зима»

Побелели поля и пригорки. Тонким льдом покрылась река, притихла, уснула, как в сказке.

Ходит Зима по горам, по долинам, ходит в больших мягких валенках, ступает тихо, не слышно. А сама поглядывает по сторонам — то тут, то там свою волшебную картину исправит.

Вот бугорок среди поля, с него проказник ветер взял да сдул белую шапку. Нужно ее снова надеть. А вон между кустов серый зайчик крадется. Плохо ему серенькому: на белом снегу заметит его хищный зверь или птица, никуда от них не спрячешься. «Оденься и ты, косой, в белую шубку, — решила Зима, — тогда уж тебя на снегу не скоро заметишь».

Рисование

Воспитатель предлагает детям сесть за мольберты и читает стихотворение В. Фетисова.

Все укутал
Пухлый снег,
Словно теплый
Белый мех.
Глухари с куста свалились —
Залегли под снегом.
Зайцы взапуски пустились,
Согреваясь бегом.
Пестрый дятел до жучка
Додолбиться хочет.
Белка скачет на сучках —
Гриб сушеный точит.
На снегу лиса танцует —
Под снежком мышонка чует.
От лисы невдалеке
Лось гуляет в лозняке.
Две сороки на сосне —
Ух ты, сколько крику!
Мишка чмокает во сне —
Видит землянику.

— Ребята, давайте нарисуем зимний лес.

Самостоятельная работа детей. Воспитатель оказывает индивидуальную помощь по мере необходимости.

Упражнение «Оттаивание и замерзание»

Психолог предлагает детям разойтись равномерно по комнате.

— Ребята, представьте, что все ваше тело ледяное. Музыка, которую я сейчас включу, будет медленно размораживать его, часть за частью. Оттаявшими частями вы можете шевелить под музыку. Все остальные части должны оставаться недвижимыми.

Представьте, что ваши пальцы оттаяли и шевелятся… (звучит музыка Генделя). Сейчас вы можете двигать и ладонями… Теперь вы можете шевелить пальцами, ладонями и руками до локтей…

Вот вы можете двигать всей рукой от пальцев до плеча…

(Продолжайте в том же духе, пока не задействуете все тело. Тогда вы можете предложить обратное — «замораживать» части тела одну за другой, чтобы к концу лишь пальцы двигались под музыку.)

— А сейчас хорошенько встряхните руками и ногами. (Музыку выключаем.)

Прощание

Взрослые и дети рассматривают рисунки, обмениваются впечатлениями, затем прощаются до следующей встречи.

ЗАНЯТИЕ 6
Осень — Зима

Оборудование: магнитофон, аудиокассета «Времена года» Вивальди; мольберты, листы бумаги, краски, кисти, баночки с разноцветной водой (цвета Люшера), свеча, простыня, бумажная снежинка.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Приветствие. Упражнение «Настроение» (см. занятие 1).

Упражнение «Дыши и думай»

Психолог предлагает детям лечь на спину.

— Ребята, сделайте глубокий вдох, поднимите голову; на выдохе опустите голову и подумайте о чем-нибудь хорошем… Улыбнитесь.

Упражнение «Осень»

Психолог предлагает ребятам сесть на ковер. Звучит музыка «Времена года».

— Ребята, музыка вам напоминает какое время года? (Дети отвечают.)

— Осень. Возникает впечатление, что природа отдыхает, перед тем как снова взяться за кисть, чтобы сотворить новую красоту. Поздняя осень. Листьев нет на деревьях. Трава завяла. Голая земля. И хоть долгая зима впереди, а все равно радостно!

— Ребята, вы ждете прихода зимы? (Дети отвечают.)

Рисование

Воспитатель приглашает детей сесть за мольберты и читает стихотворение М. Михайловой.

Земля остыла, улетели птицы.
Закончился в природе листопад.
Колючим холодом и первым снегом
Ноябрь уж укрывает голый сад.
Пруды замерзли, и слегка
Ледком подернулась река.

— О каком времени года говорится в стихотворении?

— Как выглядели деревья поздней осенью?

— Какое небо?

— Какого цвета земля? (Дети отвечают.)

— Я предлагаю нарисовать позднюю осень.

Дети выполняют задание. Воспитатель оказывает индивидуальную помощь по мере необходимости.

Рассказ «Зима»

Психолог просит детей сесть на ковер. Звучит музыка Вивальди.

Вот и наступила зима. В воздухе закружили первые снежинки. Пушистый снег покрыл землю. Все кругом бело. Дни стали короткими. Небо затянуто облаками, и солнце почти не выглядывает из-за них. Спокойно стоят темные ели. Снежная белая шуба покрывает их ветви.

Но вот подул ветер, с ветвей упал снег.

Упражнение «Снежинка на ветру»

Психолог предлагает детям сесть на пол вокруг простыни и взять ее за края обеими руками.

— Представьте, что простыня — это ветер. Когда вы все одновременно поднимаете и опускаете простыню, вы можете ощутить его. Сейчас я буду считать до трех, и одновременно мы поднимем простыню вверх и дадим ей медленно опуститься. Раз… два… три… (Можно повторить два-три раза).

— У меня есть снежинка, с которой может играть ветер. Я положу ее на середину простыни. Теперь с помощью движения простыни вы будете аккуратно подбрасывать ее вверх и ловить, когда она опускается вниз. (Можно повторить несколько раз.)

Рисование

Воспитатель предлагает детям сесть за мольберты и читает стихотворение А.С. Пушкина.

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит…

— Ребята, какое время года описал поэт?

— Измените унылую картину поздней осени, превратив ее в зимнюю. Как мы можем ее изменить? (Дети отвечают.)

Воспитатель приглашает детей к работе. Дети выполняют задание. Воспитатель оказывает индивидуальную помощь по мере необходимости.

Прощание

Взрослые и дети рассматривают рисунки, обмениваются впечатлениями, затем прощаются до следующей встречи.

ЗАНЯТИЕ 7
Весна

Оборудование: магнитофон, аудиокассета «Времена года» Вивальди, картины «Лето», «Осень», «Зима», «Весна»; мольберты, листы бумаги, краски, кисти, свеча, баночки с разноцветной водой (цвета Люшера).

ХОД ЗАНЯТИЯ

Приветствие. Упражнение «Настроение» (см. занятие 1).

Игра «Маленькие солнышки»

Психолог предлагает детям разделиться на две подгруппы (по три человека), взять друг друга за руки и стать в круг.

— Ребята, представьте, что каждый круг — это солнце, которое дает нам свет и тепло. (Звучит музыка Вивальди.) Теперь вы можете начать медленно двигаться по кругу, так чтобы ваше маленькое солнце поплыло по комнате. Управляйте своим солнцем и постарайтесь не сталкиваться с другим солнышком. Если это произойдет — вы сливаетесь в одно солнце. Для этого солнышки должны взять друг друга за руки и сформировать новый круг. Получится большое солнце, которое будет медленно плыть по кругу, дарить свет и тепло всей группе.

Беседа о весне

Психолог предлагает детям сесть в круг и рассмотреть картины «Времена года».

— Слушая музыку и играя в эту игру, о каком времени года вы подумали? (Дети отвечают.) Покажите картину. (Дети показывают картину «Весна».)

— А что вы знаете о весне? (Дети отвечают.)

Рисование

Воспитатель приглашает детей за мольберты и читает стихотворение.

Весна не за горами,
А прямо перед нами:
— Ты чувствуешь ее тепло?
Сегодня в полдень припекло;
От солнца,
От веселья
Сугробы вмиг осели!
И первый радостный ручей
Зовет из далека грачей!
А снеговик
От смеха
Как на коньках поехал!
Ну как, —
Согласен ты со мной?
Что пахнет снег сейчас весной!

— Ребята, о какой весне идет разговор в стихотворении?

— Что происходит со снегом?

— Почему он темнеет, тает?

— Что происходит с деревьями, птицами, с животными? (Дети отвечают.)

— Я предлагаю нарисовать раннюю весну, когда еще снег лежит, а воздух уже пахнет весной.

Дети рисуют, воспитатель оказывает индивидуальную помощь по мере необходимости.

Рассказ Г. Скребицкого «На поляне»

Психолог предлагает детям сесть на ковер и читает рассказ. Тихо звучит музыка Вивальди «Времена года».

Пригревает весеннее солнце. На лесной полянке тает снег. С горки по дороге побежал ручей. Он наполнил до краев глубокую лужу и перелился через край. Опустели зимние квартиры в старом пне. Проснулась, выбралась из норки ящерица. Вылез ёж. Он помылся, почистился, побежал по полянке искать еду. Ожил под теплым солнышком огромный лесной дом — муравейник. С раннего утра хлопочут муравьи. Они несут то травинку, то сосновую иголку. Подлетели к старому пню птицы. Сухую травинку они положили в ямку около пня.

Рисование

Воспитатель предлагает детям сесть за мольберты и читает стихотворение И. Сурикова.

В небо тучка набежала,
Мелкий дождик сеет.
В поле травка показалась,
Поле зеленеет.
Вот и лес оделся,
Песни птичек зазвенели,
Над травой цветов головки
Ярко запестрели.

— Ребята, какую весну воспевает поэт в этом стихотворении?

— Чем она отличается от ранней весны? (Дети отвечают.)

— Предлагаю превратить раннюю весну на вашем рисунке в позднюю.

Дети работают, воспитатель оказывает индивидуальную помощь по мере необходимости.

Прощание

Взрослые и дети рассматривают рисунки, обмениваются впечатлениями, затем прощаются до следующей встречи.

ЗАНЯТИЕ 8
Зима — Весна

Оборудование: магнитофон, аудиокассета «Времена года» Вивальди, картины «Лето», «Осень», «Зима», «Весна»; мольберты, листы бумаги, краски, кисти, свеча, баночки с разноцветной водой (цвета Люшера), круглая скатерть или что-то подобное ей, один большой и один маленький мяч.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Приветствие. Упражнение «Настроение» (см. занятие 1).

Игра «Шарик воздушный»

Психолог предлагает детям стать в большой круг.

— Ребята, у нас нет ни одного воздушного шарика, но, несмотря на это, мы будем играть с ним. Я стану точно в середину круга. И теперь то, что вокруг меня, — не просто круг, а красивый воздушный шарик. Вы можете сделать его круглым?..

Пусть ваши руки свободно висят вдоль тела, а вы сами станьте плотнее друг к другу. Вначале шарик маленький, потому что он еще не надут. Покажите мне, что происходит, когда я вдуваю немного воздуха в этот шарик…

— Фффф… Да, шарик стал немного больше. Показывая, как он растет, постарайтесь сохранять его форму…

— Фффф… Шарик становится еще больше. Внимательно следите за его формой…

Что случится, когда я задую в шарик еще немного воздуха? Да, в какой-то момент шарик лопнет. Это произойдет, когда я хлопну в ладоши. Тогда шарик разлетится на кусочки. Когда я громко скажу: «Возвращайтесь обратно!» — вы должны вернуться в круг, чтобы мы смогли надуть новый шарик.

(Можно попросить кого-нибудь из детей выйти в центр круга и надувать шарик. Обратите внимание на то, чтобы ребенок это делал медленно и чтобы шар действительно получился круглым.)

Упражнение «Послушай и покажи» (см. занятие 1).

Рисование

Дети садятся за мольберты, и под музыку Вивальди воспитатель читает стихотворение.

Белым снегом все покрыло —
И деревья, и дома.
Свищет ветер многокрылый,
— Здравствуй, Зимушка-Зима!
Мы для птиц кормушки ставим,
Насыпаем в них зерна.
И поют пичужки в стаях,
— Здравствуй, Зимушка-Зима!

— Ребята, предлагаю вам нарисовать зимний пейзаж.

Самостоятельная работа детей. Воспитатель наблюдает и по мере необходимости оказывает индивидуальную помощь.

Упражнение «Земля и Луна»

Воспитатель предлагает детям стать в круг.

— Ребята, обеими руками возьмите скатерть и держите ее на уровне бедер. Я кладу на скатерть мяч. Это — Земля. Катите Землю по кругу…

А вот и Луна — кладу ее сюда же, Луной у нас будет маленький мячик. Земля и Луна должны катиться по кругу по небесам — скатерти. (Мячи могут сталкиваться, это нормально.)

Рисование

Дети продолжают работу за мольбертами. Воспитатель читает стихотворение В. Степанова.

Замер лес в прозрачной дымке,
На деревьях тают льдинки.
С веток капает капель
И летит синицы трель.
Солнце ласково смеется,
Светит ярче, горячей.
И с пригорка звонко льется
Разговорчивый ручей.

— О каком времени года так красиво пишет поэт?

— Как изменилось солнышко?

— Что происходит со снегом, с деревьями?

— Как ведут себя птицы? (Дети отвечают.)

— Природа начинает просыпаться от зимней спячки, воздух наполняется свежестью, пением птиц. Я предлагаю изменить вам зимний пейзаж на весенний.

Самостоятельная работа детей. Воспитатель по мере необходимости оказывает индивидуальную помощь.

Прощание

Взрослые и дети рассматривают рисунки, обмениваются впечатлениями, а затем прощаются до следующей встречи.

ЗАНЯТИЕ 9
Весна — Лето

Оборудование: магнитофон, аудиокассета «Времена года» Вивальди; мольберты, листы бумаги, краски, кисти, свеча, баночки с разноцветной водой (цвета Люшера).

ХОД ЗАНЯТИЯ

Приветствие. Упражнение «Настроение» (см. занятие 1).

Беседа о весне

Дети садятся в круг. Тихо звучит музыка Вивальди «Времена года».

— Ребята, появление подснежников из-под земли говорит нам о каком времени года?

— Какие еще явления происходят в природе с наступлением весны? (Дети отвечают.)

(Предполагаемые ответы детей:

— дни становятся длиннее и теплее;

— появляется множество других цветов всех форм и красок;

— на деревьях набухают почки; зеленеет травка; птицы поют и др.)

— Конечно, природа пробуждается ото сна и кажется, что все вокруг счастливы!

Улыбнитесь друг другу…

Рисование

Воспитатель приглашает детей к мольбертам и читает стихотворение В. Степанова.

Снег сошел, запахло прелью.
Прокатился в небе гром.
Муравьи под старой елью
Всем семейством строят дом.
Дружно лопаются почки,
Распускаются листочки.
На траве роса дрожит,
Лось за радугой бежит.

— Я предлагаю нарисовать теплый, весенний денек, лес и его обитателей.

Дети работают, воспитатель оказывает индивидуальную помощь по мере необходимости.

Рассказ Юрия Дмитриева «Что такое лес»

Жил-был художник. Однажды решил этот художник нарисовать лес. «А что такое лес? — подумал он. — Лес — это ведь деревья». Взял он кисти и краски и стал рисовать. Нарисовал березы, осины, дубы, сосны, ели. Очень хорошо получились у него деревья. И так похожи, что казалось, вот-вот пробежит ветерок — и затрепещут листочки осины, закачаются лапы елей и ветви берез.

А в углу картины художник нарисовал маленького человечка с большой бородой — старичка-лесовичка. Потому что в каждом лесу должен быть обязательно лесовичок.

Повесил художник картину на стену, полюбовался ею и уехал куда-то. А когда приехал, увидел на своей картине вместо зеленых елочек и кудрявых берез одни лишь сухие стволы.

— Что случилось? — удивился художник. — Почему засох мой лес?

— Какой же это лес? — вдруг услышал художник. — Тут одни только деревья.

Посмотрел он на картину и понял, что это старичок-лесовичок с ним разговаривает.

— Деревья-то ты нарисовал хорошо, да вот за деревьями леса не увидел. Разве может быть лес из одних деревьев? А где кусты, трава, цветы?

— Правильно, — согласился художник, — такого быть не может.

И принялся рисовать новую картину. Он опять нарисовал деревья, и они получились еще лучше, потому что рядом были такие же красивые кустарники, а на земле — среди зеленой травы — множество ярких цветов.

— Вот теперь хорошо, — похвалил сам себя художник, — вот теперь получился настоящий лес.

Но прошло немного времени, и деревья опять стали чахнуть.

— А это потому, что ты забыл нарисовать…

— Ребята, скажите, что забыл нарисовать художник? (Дети отвечают: грибы, бабочек, разноцветных жуков, пчел, стрекоз, птиц и т.д.)

— Почему так важны насекомые и птицы в лесу? (Дети отвечают.)

Рисование

— Ребята, я предлагаю весенний лес превратить в летний.

— Что такое летний лес? (Дети отвечают.)

Дети рисуют. Воспитатель наблюдает и по мере необходимости оказывает индивидуальную помощь.

Прощание

По завершении работы взрослые и дети рассматривают картины и обмениваются впечатлениями, а затем прощаются до следующей встречи.

ЗАНЯТИЕ 10
Разноцветный мир

Оборудование: магнитофон, аудиокассеты «Времена года» Вивальди; «Колыбельная» Брамса или «Мечтания» Шумана; картины «Лето», «Осень», «Зима», «Весна»; мольберты, листы бумаги, краски, кисти, свеча, баночки с разноцветной водой (цвета Люшера), цветные шифоновые платки 50 x 50 см.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Приветствие. Упражнение «Настроение» (см. занятие 1).

Упражнение «Разноцветный мир»

Психолог предлагает детям показать, много ли цветов они знают.

— Какого цвета небо? Пройдитесь по комнате, найдите что-нибудь того же цвета, что и небо, и дотроньтесь до него рукой…

Какого цвета трава? Походите по комнате, покажите, где есть такой же цвет, дотроньтесь до него…

Какого цвета солнце? Пройдитесь по комнате и покажите, где такой цвет, потрогайте его рукой…

Какого цвета снег? Пройдитесь по комнате и покажите, где такой цвет, потрогайте его рукой…

Можете ли вы показать одной рукой что-нибудь красное, а другой — что-нибудь белое?

Если у вас не получается сделать это, укажите на ребенка, который показывает красное и белое, и дотроньтесь до него.

Можете ли вы показать одной рукой что-то зеленое, а другой — что-то желтое? Помогайте друг другу, если кто-то не может найти нужные цвета.

Упражнение «Чувствую и рисую»

Воспитатель предлагает детям сесть за мольберты. Тихо звучит музыка.

— Ребята, закройте глаза, послушайте музыку… (Дети слушают музыку.)

— Откройте глаза. Выразите при помощи красок, мазков, разной формы линий те чувства, которые вы испытывали при прослушивании музыки.

Музыка кантри продолжает звучать. Дети рисуют.

Упражнение «Волшебные платки»

Психолог показывает детям цветные платки… Предлагает взять по одному платку и держать его в руке. Воспитатель фиксирует цвет платка у каждого ребенка.

— Ребята, встаньте напротив меня, чтобы хорошо меня видеть. Представьте, что у вас волшебные платки. Я включаю тихую музыку, и ваши платки должны делать то же, что делает мой платок.

(Если дети держат платки в правой руке, возьмите свой платок в левую руку. Таким образом дети видят зеркальное отображение. Можно стать впереди детей. Начните с медленных и простых движений, постепенно усложняя.)

«Прогулка по временам года»

Воспитатель приглашает детей на прогулку в волшебные времена года, где через каждые четыре шага времена года сменяют друг друга. Звучит музыка Вивальди «Времена года».

— Ребята, идти надо по следам, чтобы не заблудиться. А следы у нас непростые — их цвет соответствует временам года. Слушайте музыку, смотрите на цвет следов и думайте, в какое время года мы идем?... Вот мы и пришли на поляну. Какое время года здесь живет? (Дети отвечают. На каждой поляне лежит картина времени года. Дети открывают картину и проверяют себя, правильно ли назвали время года.)

Так дети проходят четыре времени года.

Упражнение «Визуальная релаксация»

Психолог предлагает детям рассмотреть рисунки, которые они рисовали на всех занятиях.

— Возьмите тот рисунок, который вам больше всего нравится. Сядьте поудобнее. Расслабьтесь. Положите рисунок перед собой и смотрите на него в течение пяти минут, стараясь запомнить все детали, а затем закройте глаза и воссоздайте увиденное, но уже вписывая себя в это изображение…

Вскоре вы ощутите, как усталость покидает вас и наступает состояние покоя…

А теперь откройте глаза. Вы в комнате. Вам приятно и хорошо.

Прощание

Взрослые и дети обмениваются впечатлениями и прощаются.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства. — М., 2002.

Курочкина Н.А. Знакомим с пейзажной живописью. — СПб., 2000

Фопель К. Привет, ручки! — М., 2005.

Фопель К. Привет, глазки! — М., 2005.

Фопель К. С головы до пят. — М., 2005.

Ясюкова Л.А. Методика определения готовности к школе. — СПб., 1999.

Публикация статьи произведена при поддержке компании «Модуль Древ», специализирующейся на производстве и монтаже домов из бруса. Компания располагает обширным каталогом готовых проектов домов, изготавливаемых из профилированного и клееного бруса из качественных и экологически чистых хвойных пород дерева, произрастающих в архангельских лесах. Строительство брусового дома можно произвести в кратчайшие сроки в любой сезон. При необходимости специалисты компании доработают готовый проект деревянного дома или сделают индивидуальный проект по вашим пожеланиям.