Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №24/2007


ГАЗЕТА В ГАЗЕТЕ

ДОШКОЛЬНЫЙ
ПСИХОЛОГ
№ 5 (16)


Полина КНЯЗЕВА,
педагог-психолог,
г. Чебоксары

НЕДЕЛЯ ПСИХОЛОГИИ В ДЕТСКОМ САДУ

Сегодня образование ждет от педагогов-психологов активного включения в воспитательный процесс, где он выступает как организатор психологической работы всего дошкольного учреждения. В этом контексте хочу поделиться опытом проведения Недели психологии в детском саду № 164 г. Чебоксары.

Организационных образцов проведения «Недели психологии» в детском саду нет. Мною были изучены статьи об этой форме работы в газете «Школьный психолог». Безусловно, детский сад отличается от школы своеобразием атмосферы, способами организации воспитательно-образовательного процесса, неповторимым жизненным укладом, что и учитывалось при разработке Недели психологии (приложение 1). а еще мы учли пожелания воспитателей, администрации, запросы родителей, возможности детей, собственный опыт. В общем, старались, чтобы в программе не было ни одного случайного мероприятия, чтобы все они были пропитаны живым общением субъектов воспитательно-образовательного процесса.

Неделя психологии — это не просто набор мероприятий, передающих психологические знания воспитателям и родителям. Это интерактивная форма взаимодействия, позволяющая:

— повысить интерес субъектов воспитательно-образовательного процесса к психологии;

— показать реальные формы работы, возможности психологической службы детского сада;

— формировать интерес взрослых к миру ребенка, стремление помогать ему в индивидуально-личностном развитии.

Для реализации программы Недели психологии были приглашены психологи центра «Развитие» Московского района, которые помогли провести тренинги, семинары с педагогами ДОУ, встречи с родителями, предоставили возможность поработать с дошкольниками на базе центра.

Была проведена подготовительная работа: оформлены стенды, передвижные информационные бюллетени по проблемам развития детей для размещения в группах, подобраны материалы, разработаны конспекты занятий с детьми. С помощью рекламных листов педагоги и родители были ознакомлены с программой Недели, где указаны конкретное время и дата, тема мероприятия, чтобы каждый мог выбрать интересующий его тренинг, семинар, подготовиться к нему.

Таким образом, мы постарались, чтобы родители, дети и педагоги, входя в здание детского сада, сразу почувствовали необычную атмосферу начала Недели психологии. Холл украшал огромный плакат «Что такое радость?», приглашающий подискутировать на эту тему. Свои мысли можно было выразить в слове, рисунке, коллаже. К концу недели их собралось немало, вот некоторые выдержки: «Радость — большая, дружная семья, любимая работа, друзья, мир и лад в душе»; «Радость — это видеть, как год от года взрослеют дети, и знать, что в каждом ребенке есть частица твоей души»; «Радость — это когда утром в садике меня встречает любимая воспитательница Елена Юрьевна! А вечером забирают домой папа и мама!»; «Какая радость — видеть снег на елочках, зимнее солнце и улыбающихся детей моей группы!».

Далее «Забор психологической разгрузки». Здесь желающие высказывали свое мнение о работе детского сада, писали пожелания и объявления. «Забор» также не остался пустым, о наболевшем написали и старший воспитатель, и завхоз, и родители, да и дети не остались в стороне.

Стенд «Говорят дети» заполнялся постепенно. Всю неделю воспитатели и родители вспоминали интересные изречения ребятишек, знакомили с ними всех входящих в детский сад. Опыт показал, что стенгазета, информационный листок, бюллетени — это действенные средства общения психолога с участниками воспитательно-образовательного процесса не только в школе, но и в детском саду.

При выстраивании работы с детьми мы стремились, чтобы каждое мероприятие вызывало у ребенка положительные эмоции, заинтересовывало и настраивало его на дальнейшую работу в группе или дома. Все занятия с детьми проходили в игровой форме с использованием творческих заданий. В старших и выпускных группах воспитатели провели занятие-рассуждение на тему «Радость». Для средних и старших групп мною проведен мульттренинг «Дружба» (приложение 2). Интересно и, считаю, результативно прошел тренинг с детьми старших групп «Пойми меня!» (приложение 3). Активное участие в Неделе приняли младшие группы. Динамическое занятие с элементами сенсорных игр «Мой веселый звонкий мяч», проведенное мной в спортивном зале, доставило детям массу удовольствия и положительных эмоций.

На протяжении Недели психологии моими партнерами были специалисты ДОУ — музыкальные руководители и инструктор по физкультуре. Досуг «Хорошее настроение» и игра «Мы за дружбу и здоровый образ жизни!» сблизили детей выпускных групп. Эмоций было предостаточно. Волнение, радость, удивление, смех сопровождали эти музыкально-спортивные мероприятия.

Тренинг формирования команды, который провела с педагогами директор центра «Развитие» Н.А.Хохлова, помог освоить методы эффективного взаимодействия, развить способности к деятельности в критических ситуациях, определить свое место в команде.

Тренинг личностного роста и коммуникативных умений, проведенный психологом О.А.Старостиной, способствовал развитию чувства собственной ценности, уверенности в себе, выражению себя как индивидуальности, овладению приемами межличностного взаимодействия, осознанию и коррекции личностных установок, препятствующих продуктивным действиям. Тренинг включал в себя психологические игры, изобразительные техники и музыкальную терапию.

Широкий отклик вызвал у педагогов семинар-практикум «Такие разные дети!» (ведущий — психолог С.В.Иванова). Мероприятие было посвящено воспитанию детей с симптомами тревожности, агрессивности, гиперактивности. Думаю, что эти проблемы актуальны не только для нашего детского сада и важно научить взрослых общаться с такими детьми, выявлять причины, уметь корректировать случаи негативного поведения. Семинар позволил проработать приемы профилактики и коррекции негативных проявлений детей.

Работа с родителями — очень деликатная тема. Взаимоотношения детского сада и семьи необходимо строить на основе доверия, взаимопонимания, тактичности, доброты и внимания. Поэтому мероприятия по психологическому просвещению строились с учетом потребностей, интересов и желания родителей. Для обсуждения были предложены три темы: «Эмоциональный мир ребенка», «Такие разные дети!», «Впереди — школа».

Встречи с родителями проходили с участием психологов центра «Развитие» и старшего преподавателя Л.Б.Соловей. Интерес вызвал вопрос о воспитательном воздействии телевидения на детей. Не секрет, что в настоящее время телевидение заменяет общение с родителями и сверстниками. И если не контролировать, какие передачи смотрят дети, то не приходится удивляться, что ребенок становится агрессивным и драчливым, ведь он подражает поведению «телегероев». Нам, взрослым, нужно самим овладеть культурой просмотра телепередач и создавать оптимальные условия для детских телесеансов.

Семинар «Впереди — школа» был интересен родителям детей 6–7 лет. Часто взрослые в погоне за интеллектуальным развитием ребенка забывают о том, что главное в дошкольном детстве — игра. Именно в игре ребенок учится. Что важнее для ребенка: научиться читать и писать или строить отношения со взрослыми и детьми, высказывать свою просьбу, пожелание, организовывать свою деятельность, быть самостоятельным? Эти и другие вопросы обсуждали родители и делились методами воспитания в семье.

Участников мероприятий для родителей было немного (ведь был соблюден принцип добровольности), и это позволило вести диалог «в кругу». Я рада, что встреча стала конструктивной. Вопросы еще остались, и родители высказали предложение организовывать тематические встречи ежемесячно. А еще родителям были предложены темы для семейных творческих работ: «Что такое счастье?», «Радость — это…», «Такие разные дети!». Сколько любви, взаимопонимания, старания было вложено в эти совместные «шедевры». Сколько счастливых часов прожили родители и дети вместе! Фотоколлажи, рисунки, детские творческие работы украсили холл детского сада, музыкальный зал, где проходили встречи с родителями.

Для подведения итогов Недели был организован круглый стол, мы обсудили удачные мероприятия и то, что не получилось, что еще можно было проработать… Педагогам пришлась по душе атмосфера единения, неформальное общение: «Мы получили импульс к дальнейшему творчеству и развитию, новые знания, обсудили трудности в работе»; «Необыкновенное чувство удовлетворения от проделанной работы»; «Психология нужна всем».

Родители высказали свое мнение. Вот некоторые выдержки из анкет: «Я получила информацию о правильном воспитании ребенка, полезен опыт общения с родителями, хочется, чтобы подобные встречи проходили чаще»; «Оказывается, мои приемы воспитания ребенка отличаются от методов воздействия психологов. Действительно, они эффективнее!»; «Получила хорошие советы по воспитанию своего ребенка. Трудно было отвечать на вопросы»; «Научился с помощью рисования общаться с ребенком, раскрепощать его».

Что дала «Неделя психологии» лично мне? Чувство удовлетворения и радость от того, что получилось, «наполненную усталость», желание действовать, созидать, и поделиться с кем-нибудь своими удачами! Неделя психологии — стимул для личностного и профессионального роста, реализации новых инициатив.

Я рада была встрече с людьми, которые раскрываются друг другу, делятся главным, учатся важному, благодаря чему общение их лечит, развивает и питает положительными эмоциями, опытом и новыми идеями. Я рада, что «Неделя психологии» прошла в режиме диалога — целебного стиля общения, столь редкого в нашей суетной жизни. Я рада, что удалось реализовать этот проект, благодарна всем его участникам за поддержку и активность.

Я рада! И с удовольствием делюсь этой радостью с вами!


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Программа «Недели психологии» в МДОУ «Детский сад № 164»

Дни недели

Участники

Название мероприятия

Понедельник

Дети выпускных групп Тренинг ранней профориентации «Кем быть?» на основе методики Климова
Педагоги ДОУ Тренинг формирования команды
Воспитатели, дети, родители Открытие стенда «Говорят дети»
Все сотрудники ДОУ, дети, родители Оформление стенда «Что такое радость?»

Вторник

Дети старших и выпускных групп Занятие-рассуждение на тему «Радость»
Воспитатели и др. специалисты Тренинг личностного и профессионального роста
Родители детей из младших групп Собрание-консультация «Профилактика нарушений психофизического развития детей. Эмоциональный мир ребенка»
Родители Информационные бюллетени
• Почему дети ругаются
• Патологические привычки
• Ребенок сводит взрослого с ума
• Ребенок у экрана
Родители, дети, сотрудники Техника «Забор психологической разгрузки»

Среда

Дети выпускных групп Игра «Мы за дружбу и здоровый образ жизни!»
Все педагоги ДОУ Семинар-тренинг «Такие разные дети!»
Родители старших и средних групп Собрание «Такие разные дети!»
Родители и сотрудники Выставка развивающих игр и игрушек

Четверг

Дети старших групп Тренинг «Пойми меня» на развитие самооценки
Для детей средних групп Мульттренинг «Дружба»
Воспитатели Выставка семейных творческих работ «Мой ребенок!»
Родители детй из выпускных групп Собрание «Впереди — школа»

Пятница

Дети младших групп Динамическое занятие на развитие сенсомоторных навыков «Мой веселый звонкий мяч!»
Дети старших и выпускных групп Досуг «Хорошее настроение!»
Дети, сотрудники, родители Техника «Автограф»
Сотрудники ДОУ, специалисты центра «Развитие» Подведение итогов недели

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Мульттренинг «Дружба»
для детей старшего дошкольного возраста

Цель: личностное развитие ребенка.

Задачи: развивать навыки общения, дружеские отношения между детьми, позитивное социальное поведение; поддерживать у детей интерес друг к другу, желание приносить своими поступками радость окружающим, сотрудничать; формировать благоприятный психологический климат группы.

Условия проведения: обеспечить возможность сидеть и стоять в кругу, смотреть мультфильм, рисовать.

Материалы: бумага, краски, фломастеры, карандаши; телевизор и видеопроигрыватель; видеозапись мультфильма «Он попался!» (режиссер В. Котеночкин, «Союзмультфильм», 1981).

Ведущий. Здравствуйте, ребята! Садитесь. Я хочу спеть вам песенку, подпевайте мне:

От улыбки хмурый день светлей,
От улыбки в небе радуга проснется…
С голубого ручейка начинается река,
Ну а дружба начинается с улыбки!

Давайте мы тоже улыбнемся друг другу. Передайте свою улыбку друзьям!

Скажите, а что такое дружба? Кого называют другом? Есть ли у вас друзья? Какими качествами обладает друг, какой он? (Обсуждение вопросов, обобщение.)

Как вы думаете, легко ли найти себе друзей? Придумайте способы, как можно познакомиться, подружиться с человеком, который тебе нравится. (Проиграть каждый предложенный вариант).

А что может помешать дружбе? (Обсудить варианты ответов детей).

Да, ребята, друзей найти непросто, а уж если они есть, то нужно дорожить ими. Ведь друг из любой беды выручит, всегда поможет. И веселиться вместе интереснее. Дружбу нужно беречь! Я думаю, вам интересно будет посмотреть мультфильм о дружбе лесных жителей. Рассаживайтесь поудобнее, и наш киносеанс начинается… Мультфильм называется «Он попался!» (Просмотр мультфильма длится примерно 10 минут.)

Беседа по мультфильму. Вопросы:

— Легко ли было смотреть мультфильм?

— О чем он?

— Вспомните персонажей, какие они по характеру?

— Какие поступки они совершают?

— Хотелось ли вам иметь таких друзей?

— Чем закончился мультфильм?

Да, медведь устроил чаепитие для всех друзей зайчика и подружился с ними сам. Наверное, в лесу теперь никто никогда никого не обижает, все живут дружно, помогают друг другу.

Ребята, вы сказали, что у всех вас есть друзья. Я предлагаю сделать подарок своему другу — нарисовать дружбу. (Дети самостоятельно выбирают изоматериалы, после окончания рисования работы оставляем для просушивания.)

Ведущий приглашает детей в круг.

В начале нашей встречи мы передали улыбки друг другу. Они очень много значаит, когда хочешь подружиться. А теперь я предлагаю вам обняться — положите руки на пояс соседу. Посмотрите, какое у нас получилось крепкое дружеское объятие. Ведь мы с вами друзья и в нашей группе живет дружба!

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Тренинг «Пойми меня!»
для детей старшего дошкольного возраста

Цель: личностное развитие ребенка.

Задачи: формировать позитивное отношение к своему «Я»; развивать чувство принадлежности к группе, толерантное поведение; развивать умение открыто проявлять свои эмоции и чувства, высказывать их.

Условия проведения: участвуют все дети одной группы; есть возможность стоять, сидеть в кругу, свободно рисовать.

Материалы: изоматериалы (бумага, краски, карандаши, фломастеры); ножницы, клей, кисти, разные крупные бусины по количеству детей, шнурок для бусин, шляпа, стул, красивая накидка на стул; аудиозапись красивой спокойной мелодии.

Ведущий. (Дети стоят в кругу.) Здравствуйте, ребята! Посмотрите друг на друга. Какие мы? Чем мы похожи, чем отличаемся? (Ответы детей.) Да, мы все разные! У нас разные имена, и нам нравятся разные игрушки. Назовите, пожалуйста, каждый свое имя и любимую игрушку по кругу. (Ответы детей.) Хорошо. А ведь есть и то, чем мы похожи.

— Поднимите руки те, кто любит конфеты.

— А теперь встаньте те, кто любит мультфильмы.

— Возьмитесь за руки те, кто умеет читать.

— Подойдите к столу те, кто любит рисовать.

Здорово! Я предлагаю порисовать. Обведите свою ладошку, как я, и раскрасьте ее вашими любимыми цветами. Вот все необходимые материалы, выберите то, что вам нужно, и начинайте работать, не спешите, вы все успеете сделать. (Дети рисуют, фоном звучит красивая, спокойная мелодия. Когда работа будет закончена, раскладываем все на столе для того, чтобы краска подсохла. Рассматриваем ладошки друг друга. Отмечаем, что они разноцветные, так как у каждого свои любимые цвета).

Ребята, посмотрите, что у меня в руках! Это волшебный мешочек, а там бусинки, которые подскажут нам, какие мы необычные. Каждый возьмет одну бусинку и положит ее себе на ладошку. Посмотрите, какая она красивая! А теперь каждый по кругу расскажите, чем вы хороши! Кто уже придумал, нанижите бусинку на шнурок. (Дети, по очереди, говорят о себе что-то хорошее и нанизывают бусины на шнурок. Когда все выскажутся, шнурок завязать и рассмотреть бусы, отметить их красоту, необычность, напомнить детям их хорошие высказывания о себе.)

Молодцы! Вы умеете говорить себе комплименты! А теперь давайте попробуем похвалить друг друга! (Достает шляпу.) На ком окажется шляпа, тот говорит комплимент соседу справа, а потом соседу слева. (Шляпа передается по кругу, а ведущий прислушивается, все ли дети получили комплимент, или были высказаны и негативные суждения.)

Трудно было говорить комплименты другим? Что легче, говорить о себе или о других? (Обсуждение вопроса.)

Ведущий ставит в середине круга стул.

Ребята, это не просто стул. (Накрывает красивой тканью.) Это трон. Мне очень хочется, чтобы на троне сегодня оказался Петя. (Ребенок, о котором говорили плохо.) А мы все вместе подумаем, чем хорош Петя. (Если возникают трудности, то можно сказать, что каждый человек в жизни совершает некрасивые поступки, даже взрослые могут ошибаться. Главное, чтобы человек понял свою ошибку и смог исправить ее. Как правило, после этого дети легче находят хорошие слова для сидящего на троне.)

Спасибо! Я очень рада, что все вместе мы нашли добрые слова о Пете. Молодцы! Думаю, что он тоже вас хочет поблагодарить.

Теперь давайте вернемся к нашим ладошкам. Возьмите ножницы и аккуратно вырежьте свою ладошку. Не спешите. Кто справился с работой, подойдите к доске. (Здесь подготовлен большой лист бумаги с окружностью посередине, вокруг которой дети приклеивают свои ладошки.)

Посмотрите, что получилось? (Солнышко, цветочек…) А ведь это наши ладошки. В таком виде они будут согревать вашу группу, напоминать вам, какие вы все разные, а еще вы дружные, у вас доброе сердце. По отдельности вы все лучики, лепестки, а вместе — теплое доброе солнышко, которое дарит всем свое тепло. Спасибо вам за работу! Встаньте, пожалуйста, в круг, возьмитесь за руки, почувствуйте тепло ваших ладошек-лучиков. Думаю, что теперь вы чаще будете замечать друг в друге хорошее, заботиться друг о друге, помогать, как помогли сегодня Пете. До свидания!


ЛИТЕРАТУРА

Красновский Л. Опыт ранней профориентации // Дошкольное воспитание. — 1991. — № 10.

Миримова П. Цвет моей души // Школьный психолог. — 2005. — № 11.

Азарова Т., Битянова М., Земских Т., Королева Е., Пяткова О. Неделя психологии в школе // Школьный психолог. — 1999. — № 34.

Публикация статьи произведена при поддержке сайта «Год ребенка», посвященного родительскому опыту и полезной информации о развитии, воспитании детей, детской психологии и здоровье. Так же приведена информация о записи в детский сад с помощью электронной очереди, где собраны адреса региональных отделений, освещены вопросы необходимости посещения ребенком детского дошкольного учреждения, подготовки и адаптации в детском саду.