К примеру, благодаря активному участию в Неделе коллег из Белоруссии Натальи Сакович, Елены Осиповой, Елены Белинской, Эрики Осипук, Елены Набойкиной, Ирины Стишенок различные методы арт-терапии прочно вошли в арсенал российских специалистов. Сейчас редкий кабинет психолога не оснащен хотя бы маленькой песочницей и другими арт-терапевтическими атрибутами. В этом году участники получили возможность не только рисовать, лепить и делать фигурки из бумаги, но также лепить из гипса и работать с разноцветными нитками. А методу сказкотерапии, с которым многие познакомились на первой Неделе благодаря мастерской Игоря Вачкова, в этом году была посвящена целая тематическая гостиная «Притча и сказка в работе психолога и педагога».
Вообще Неделя школьной психологии открыла целую плеяду «звездочек», которые, поверив в свои силы, начали самостоятельный творческий путь. Александра Теплицкая из Москвы, которая в прошлом году лишь участвовала в «гайд-парке», на эту Неделю приехала уже как победитель конкурса психологов негосударственных школ «Профессиональное признание — 2007». Она представила ряд интересных авторских программ работы с детьми и педагогами методами арт-терапии и психодрамы. Еще одна дебютантка прошлых Недель — Надежда Болсуновская из Красноярска — на этот раз показала себя настоящим профессионалом, заинтересовав участников двумя серьезными разработками: «Командная работа специалистов гимназии в организации преемственности между начальной и средней школой» и «Тайм-менеджмент для младших школьников и младших подростков». Обширная география мест, откуда приезжают не только простые участники, но и ведущие мастерских, мастер-классов и семинаров, показала: не важно, где ты живешь и работаешь — в большом городе или небольшом поселке. Главное, что ты можешь сам придумывать, творить, экспериментировать. Гениальность
|
Группе А. Теплицкой удалось
|
Другая запомнившаяся мне дискуссия развернулась на мастер-классе Александра Шувалова «Четыре стихии в педагогике и психотерапии», где в построении антропологической модели психолого-педагогического взаимодействия участвовали не только маститые психологи, но и заинтересованные слушатели. Объединение нескольких, в чем-то противоположных позиций привело к появлению нового определения целей и смыслов деятельности психолога в образовании.
Третьей составляющей работы школьного психолога, безусловно, является творчество. И ему всегда придавалось особое значение. Ведь мастерство и глубокое знание технологии работы обязательно должны соседствовать с умением заинтересовать и расположить к себе не только детей, но и взрослых.
Участники Недели всегда проходили здесь замечательную школу креативности, постоянно участвуя в различных психологических акциях, творческих конкурсах, работе рефлексивных групп. Ведь Неделя — это не простая череда мероприятий, а целое действо, в которое постепенно погружаются все его участники. Это своеобразный мир, где в этом году господствовали четыре стихии: Земля, Воздух, Огонь и Вода.
Огонь, вода и медные трубы
Традиционно каждый день Недели не похож на другие не только по тематике, но и по своеобразной энергетике. И в этом году «погружение» в одну из стихий способствовало прохождению участниками различных стадий профессионального и личностного становления.
М. Битянова
|
День, посвященный стихии Воздуха, помог участникам получить заряд творческой энергии, обрести новые профессиональные ресурсы. Начавшись с монолога Игоря Вачкова «Волшебство воображения: образы и метафоры в психологической работе», он продолжился серией мастер-классов молодых психологов «Свежий ветер», авторскими мастерскими «В поисках ресурсов», круглыми столами и дискуссиями. Стихия Земли, напротив, настраивала на обращение к психологическим основам и традициям. Этому способствовали и утреннее выступление Марины Битяновой «Антропологический подход в образовании», и проблемные лекции и авторские размышления на тему: «Моя профессиональная философия», а также новая форма работы: тематические гостиные. Ведь часто практики, которые интересно и увлеченно работают, не могут теоретически осмыслить то, чем они занимаются. Ведущие гостиных — опытные специалисты — помогали им в этом, определяя возможности для дальнейшего роста и совершенствования.
«Огненный день» подарил участникам творческие ресурсы. В своем монологе «Психология творчества» Александр Савенков предостерег коллег от профессиональных рисков, которые могут возникнуть, если творчество превращается в психологический инструмент. Они, в частности, могут проявиться в чрезмерно экзальтированном отношении психолога к своей деятельности, подмене профессиональной работы собственным творческим самовыражением, в абсолютизации арт-терапевтических методов.
Возможности использования творческих методов работы в рамках профессиональной деятельности блестяще продемонстрировали на серии мастер-классов «Психология, искусство, творчество» Игорь Вачков, Наталья Сакович, Марина Панфилова, Людмила Мардер, Александр Савенков, Екатерина Бурмистрова. День, посвященный стихии Воды, принес участникам неспешное осознание происходящего и своего профессионального пути, заставил задуматься о будущем. Настрой, данный Александром Шадурой во время монолога «Лабиринты отражения: мы в профессии или профессия в нас», продолжился на мастер-классах «Акватория психологии» и завершился проектными семинарами и презентациями.
Участие в Неделе
|
Анализируя происходящее, хочется отметить, что все четыре Недели показали, что несмотря на всё свое профессиональное мастерство один психолог «в поле не воин». Ведь эффективное психологическое воздействие на ребенка невозможно без активного соучастия в нем всех, кто задействован в образовательном процессе. И дальнейшее развитие Недели невозможно без учета этого аспекта. Наверное, поэтому организаторы из «Точки ПСИ» решили взять тайм-аут для того, чтобы определиться с формой и содержанием следующих массовых методических мероприятий.
Не сомневаюсь, что дружная творческая команда «Точки ПСИ» уже занята поиском и детальной проработкой новых форм профессионального взаимодействия психологов. Причем не только друг с другом, но и, как показал опыт четырех прошедших Недель, с педагогами, воспитателями и руководителями образовательных учреждений.
А нам остается внимательно следить за развитием событий.
Ольга РЕШЕТНИКОВА
Фото автора
Публикация статьи произведена при поддержке компании «Солярис», предлагающей широкий спектр климатического оборудования. Решить проблему пыльного и сухого воздуха в квартире можно приобретя современный увлажнитель воздуха. Воздухоочиститель поможет поддерживать оптимальную влажность воздуха в помещении, попутно удаляя из воздуха пыль, цветочную пыльцу, запахи, микроорганизмы, делая тем самым здоровее среду вашего обитания.