Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №24/2007


КНИЖНЫЙ ШКАФ

Мотивация человека

Дэвид Макклелланд
СПб.: Питер, 2007

В наши дни новые книги по психологии выходят едва ли не ежедневно. Искушенных читателей это давно не смущает — им известно: книги, заслуживающие прочтения, появляются гораздо реже. Те же, прочитать которые психологу просто необходимо, очень редки, и выход каждой из них — событие. Книга Дэвида Макклелланда, изданная в серии «Мастера психологии», из тех, что психологу никак нельзя пропустить. Написанная двадцать лет назад, она давно вошла в золотой фонд мировой психологии, хорошо знакома психологам всего мира, а теперь, благодаря переводу на русский язык (отметим — весьма квалифицированному), доступна и нам.

Неоднократно названная учебником в предисловиях (их у книги целых три), книга и по структуре соответствует стандартам учебника — например, каждая глава завершается вопросами для самопроверки. Однако для современного российского читателя она вряд ли может выступить в таком качестве в силу ряда причин. Во-первых, любой, самый замечательный учебник двадцатилетней давности просто не может соответствовать современному уровню состояния проблемы (а в области психологии мотивации за прошедшие годы произошло немало важных событий). Во-вторых, даже сам автор, похоже, не претендует на всестороннее освещение многообразной палитры теорий и исследований человеческой мотивации, сосредоточившись лишь на некоторых ключевых идеях, с опорой на которые (а зачастую и в полемике с ними) им сформулирована собственная концепция. Именно ей и посвящена в основном данная книга, что повышает ее статус до серьезной научной монографии.

Теория Макклелланда, ранее известная большинству российских психологов лишь в скупом реферативном изложении, в данной книге преподносится «из первых рук». Начиная с описания психоаналитических, персонологических и поведенческих теорий мотивации, автор уже в 4-й главе (всего их в книге 15) переходит к подробному изложению собственных взглядов на природу человеческих мотивов, постепенно подводя к своей ключевой идее — наличию трех основных мотивационных диспозиций: мотивации достижения, власти и аффилиации (четвертая выделенная автором тенденция — мотивация избегания — может быть выведена как своеобразный аспект любой из первых трех). К несомненным достоинствам книги относится ее богатая насыщенность эмпирическими фактами — автор искусно описывает большое количество оригинальных экспериментов, в которых проявляется та или иная мотивационная диспозиция. Вследствие этого почти 700-страничный научный труд читается с неослабевающим интересом от первой страницы до последней.

Разумеется, каждый читатель в зависимости от направленности собственных интересов (или мотивационных диспозиций?) обратит особое внимание на разные главы. Кого-то больше заинтересует описание тренингов мотивации достижения и авторская версия стратегий жизненного успеха. Других привлечет проблема измерения и оценки тех или иных мотивов. Многим наверняка окажется интересна и глава «Мотивационные тенденции в обществе», расширяющая возможности нашего понимания общественных процессов. При том что проблемы обучения и воспитания не затрагиваются в книге непосредственно, любой психолог, в том числе и школьный, сумеет с ее помощью значительно расширить свой профессиональный кругозор и повысить компетентность.

Сергей СТЕПАНОВ

Публикация статьи произведена при поддержке профессиональной студии детской и семейной фотографии Family-Studio. Яркие и незабываемые, озорные и полные нежности семейные фотографии, оформленные в качественную фотокнигу, надолго сохранят в вашей семье атмосферу детства и праздника. Отзывы о работе Family-Studios – самые лучшие. А на сайте и в блоге студии вы можете воочию увидеть результаты проведенных фотосессий – крестины и детские праздники, семейные хроники, стилизованные фото – эти замечательные кадры могут пополнить и ваш семейный альбом.