Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №24/2007


КНИЖНЫЙ ШКАФ

Умственное развитие

Принцип дифференциации

Н.И. Чуприкова
СПб.: Питер, 2007
(Серия «Мастера психологии»)

Книги, выходящие в «Питерской» серии «Мастера психологии», как правило, представляют результаты теоретических исследований по различным областям психологического знания. Книга Н.И. Чуприковой — еще один яркий пример. По ее мнению, нынешний этап развития психологической науки характеризуется обилием достоверного эмпирического материала и недостатком общих идей и понятий. В силу этого в качестве первостепенной автором выдвигается задача обнаружения общего у исследователей, точки зрения которых обычно рассматривались лишь как относительно независимые и непересекающиеся. Сама по себе идея, реализованная на материале проблемы умственного развития, представляет немалый интерес, так как позволяет посмотреть на обилие психологических данных и их интерпретаций с новой, непривычной стороны.

В книге анализируются теории и исследовательские программы, факты из возрастной и общей психологии под углом зрения общей идеи, в качестве которой выступает принцип дифференциации. Принцип дифференциации — общий принцип развития, согласно которому развитие происходит внутри некоторого исходного целого, постепенно становящегося все более расчлененным. Иллюстрацией этого принципа выступает всем нам хорошо известный путь познания «от общего к частному», характерный и для становления научного знания, и для освоения мира ребенком. Эта идея не так уж далека от образовательной практики, как может показаться на первый взгляд. Среди современных образовательных программ, реализующих принцип дифференциации, автор называет системы развивающего обучения. В теории развивающего обучения Давыдова делается акцент на движении от абстрактного к конкретному. Экспериментальные программы Занкова отличает расчленение целого на многообразные формы и ступени, возникновение различий в процессе изменения содержания обучения. Таким образом, в книге формулируется вывод, что исходные основы систем развивающего обучения в теоретическом плане не противоречат друг другу. Вывод очень интересный и главное — продуктивный при решении вопроса о дальнейшем существовании и развитии двух вариантов развивающего образования.

«Школьный психолог» не первый раз отзывается на работы Н.И. Чуприковой. В 2005 году (№ 22) была опубликована рецензия на книгу «Умственное развитие и обучение (к обоснованию системно-структурного подхода)». В рецензируемом сегодня труде еще более глубоко и обоснованно изложены авторские идеи, высказанные на страницах различных книг.

Безусловно, подобные капитальные издания относятся к разряду академической литературы и потому рассчитаны прежде всего на тех психологов, которые заняты научными разработками. В то же время среди психологов образования встречаются и такие, кто намерен сочетать практическую работу с проведением собственных научных изысканий. Для них эта книга окажется весьма полезной, так как поможет сориентироваться в некоторых принципиальных вопросах психического развития. Правда, следует иметь в виду — и автор обращает на это внимание — в работе не обсуждается вопрос источников умственного развития, а лишь ставится задача выявления его содержания, что само по себе немало.

Марина СТЕПАНОВА