Увлечение или диагноз?
Психологическое сопровождение проблемы
компьютерной зависимости
Осуществляя психологическое
сопровождение детей и взрослых, я заметила, что
почти все причины существующих проблем лежат в
области зависимых состояний: нежелание учиться
— зависимость от лени, инфантилизм —
зависимость от доминантной мамы, а об
алкоголизации, никотиномании, компьютерной
зависимости и говорить нечего — здесь все ясно.
Проблемы эмоционального состояния связаны с
метеозависимостью, зависимостью от мужа, от
негативных мыслей, поступков. Рано пробужденная
чувственность приводит к сексуальной
зависимости, которая также несет в себе энергию
разрушения. Современному человеку все менее
свойственно здоровое чувство внутренней
свободы. Свободы, которую контролирует совесть и
которая неизбежно сопряжена с ответственностью.
На протяжении восьми лет я занимаюсь
проблемами телевизионной и компьютерной
зависимости. За эти годы сложилась определенная
схема сопровождения и решения проблемы. И все же
наиболее результативной является профилактика.
Так был создан «Тренинг профилактики
компьютерной и телевизионной зависимости», цель
которого — правильно сориентировать ребенка в
философском принципе «Всё — яд, и всё —
лекарство», важно здесь отношение и самоконтроль.
Незнание не спасает человека от ошибок. Значит,
задача взрослых — информировать.
Степени зависимости
В ходе сопровождения были выведены степени
компьютерной зависимости:
1-я степень — увлеченность на стадии
освоения. Свойственна ребенку в первый месяц
после приобретения компьютера. Это овладение
новой забавой, освоение неизвестного, но
необычайно интересного предмета. В этот период
застревание за компьютером обычно не превышает
одного месяца, затем интерес идет на убыль, и
вскоре происходит нормализация временного
режима, возникают периодические паузы, вызванные
чем-то более интересным. Если же выхода из данной
стадии не происходит, то возможен переход во
вторую степень.
2-я
степень — состояние возможной зависимости. Данному
состоянию свойственны сильная погруженность в
игру, пребывание за компьютером более трех часов
в день, изменения в учебной мотивации в сторону
снижения, падение успеваемости (не всегда
ощущается сразу), повышенный эмоциональный тонус
во время игры, негативное реагирование на любые
препятствия, мешающие игре, любимая тема общения
— компьютерные игры, сужение круга общения,
иногда нарушение сна и пр.
3-я степень — выраженная зависимость. Игрок
не контролирует себя, эмоционально неустойчив, в
случае необходимости прервать игру нервничает,
реагирует эмоционально или не реагирует никак. В
случае насильственного вмешательства в свою
реальность может уйти из дома, много времени
проводить в игровых клубах или у друзей. Может
стать неряшливым в одежде, безразличным ко всему,
что не касается его увлечения. Могут появиться
пропуски уроков, обязательно — снижение
успеваемости. Характерны повышенная тревожность
и возбудимость, рассеянность,
рассредоточенность внимания вне игровой
деятельности. Угасание интереса к общению очень
сильное, замена друзей компьютером — полная. На
данной стадии есть опасность перехода в 4-ю
стадию, если клиент не получает помощи в течение
длительного времени, так как пребывание за
компьютером у консультируемых данной степени
зависимости доходит до 16–18 часов в сутки.
У шести консультируемых наблюдалось стойкое
периодическое расстройство желудка (без
каких-либо диагностируемых диагнозов).
Наблюдение и самоанализ помогли им отследить
взаимосвязь между продолжительной игрой и
расстройством желудка. Видимо, организм
реагировал на подобные нарушения защитной
реакцией — болями и проблемами с ЖКТ.
4-я степень — клиническая зависимость. На
данной стадии зависимости клиенту необходима
помощь психиатра, психолог выполняет функцию
диспетчера. Наблюдаются серьезные отклонения от
нормы в поведении, реакциях, неадекватная
эмоциональность (заторможенность или
импульсивность, истеричность, резкая смена
эмоций с их крайним проявлением), отсутствие
эмоционального и поведенческого самоконтроля,
слышание голосов, команд, отсутствующий взгляд,
потухший и пустой, потеря аппетита и интереса к
жизни, неспособность жить обычной жизнью,
необратимые изменения в мозге, необходимость в
изоляции и лечении, как при шизофрении.
Наблюдение за тремя такими больными дало
информацию о сопровождающих течение болезни
сильнейших головных болях. Все трое много
времени просиживали за компьютером, играли в
агрессивные игры, не реагировали на признаки
физического недомогания — начавшиеся
периодические головные боли. В какой-то период
болезни они жаловались родителям на тошноту во
время игры, сильнейшую усталость, даже на
отвращение к игре, но бросить это занятие были не
способны. Временное прерывание игры приводило к
тягостному состоянию и не давало отдыха. Они уже
не отдыхали и во время сна, так как сон не был
оздоравливающим, а сопровождался снами-играми.
Игровое действо продолжалось и во время сна. Мозг
словно разучился отдыхать. В какой-то период
болезни они не смогли учиться. Так игра
превратилась в болезнь.
Реакции на просьбу о помощи
Родители не всегда формулируют запрос о
компьютерной зависимости, чаще всего жалуются на
нежелание ребенка учиться, снижение
успеваемости, изменение поведения,
необщительность, грубость. Анализ ситуации
выводит на нарушение психогигиенических норм
взаимодействия с компьютером, в частности,
нарушение временного режима пребывания за
компьютером. Родителям не хватает
осведомленности в вопросах психогигиены,
поэтому мной разработаны циклы лекториев и
практикумов для родителей по данному вопросу,
выпущено пособие для мудрых родителей — «Как
помочь ребенку не попасть в компьютерную
зависимость».
Родители получают информацию о простейшем
тесте на проверку степени зависимости: к ребенку,
увлеченному игрой, обращается родитель с
просьбой о помощи. И для ориентировки в степени
«застревания» ребенка в компьютере необходимо
пройти уровни обращения:
1-й уровень — просьба формулируется просто,
например: «Сынок, помоги, пожалуйста, подвинуть
кресло».
Способы реагирования:
A. Ребенок легко откликается на просьбу,
помогает, может увлечься этой помощью,
переключиться на другое дело, отвлечься, забыть о
компьютере — такое поведение демонстрирует
полную свободу от компьютера на момент
тестирования.
Б. Ребенок откликается со второго-третьего
раза, неохотно выполняет просьбу, демонстрирует
недовольство, огрызается — такая реакция может
быть при 1-й степени зависимости в пределах
первого месяца овладения новой игрушкой. На
начальном этапе 2-й степени зависимости также
может наблюдаться подобная реакция.
B. Ребенок не откликается на просьбу, явно не
слышит, игру не прерывает — такое поведение
свойственно зависимости 2–3-й степени.
2-й уровень – в случае, если ребенок вел себя
по схеме Б или В, необходимо через какой-то
промежуток времени, например на следующий день,
обратиться к ребенку с развернутой,
аргументированной просьбой, например: «Сынок,
помоги мне, пожалуйста, передвинуть кресло. Я
одна справиться не могу. Мне нужна твоя помощь!
Пожалуйста, прерви свое занятие и помоги мне».
Если реакция на просьбу будет аналогичной, то
можно делать вывод о наличии зависимости у
ребенка и необходимости предоставить ему
квалифицированную помощь.
Различия между мальчиками и девочками
Среди моих клиентов не было ни одной девочки.
Что это, случайность или закономерность? Что в
девочке есть такое, что предохраняет ее от
компьютерной зависимости? Чем объясняется
предрасположенность мальчиков к данной
зависимости, если можно говорить о
предрасположенности?
Гендерная психология дает богатый материал для
родителей и педагогов, но вот знакомы с ней
сегодня далеко не все, поэтому приоритетность
женского влияния на формирование мужских
качеств продолжает существовать. Доминантная
мама, доминантная учительница, а в результате
этой доминантности — зависимый подросток. Схема
продолжает работать, закладывая основы
шаблонного реагирования на внешнее давление —
реакцию уступки, так как не вырабатывается
устойчивость по отношению к мнению референтной
группы, самостоятельность мышления — тоже, с
внутренней свободой такой ребенок тем более не
знаком.
Мальчики в определенном возрасте менее
успешны, не всегда и не все умеют выразить то, что
чувствуют, словесная эмоциональность также
далеко не всегда экспрессивна, поэтому
эмоциональной поддержки и поощрения со стороны
значимых взрослых таким мальчикам может не
хватать. Этот дефицит рождает чувство
неуверенности, снижает самооценку, падает
уровень общительности, ребенок может стать более
замкнутым, уйти в себя. Тогда потребность в
личностной успешности начинает удовлетворяться
в игре. По крайней мере, здесь никто не допускает
негативной оценки, нет переживания неуспеха,
сравнения не в твою пользу, и вообще можно
забыться и уйти от проблем.
Девочки более включены в деятельность и
домашний труд, их интересы и увлечения шире, как и
эмоциональные связи. Зрелость саморегулятивных
процессов опережает, как и все психическое
развитие, психологическую зрелость мальчиков,
что тоже позволяет им плавно переживать
кризисные возрастные периоды.
К данным выводам, в частности, приводят
результаты методики «Робинзон» (Абраменкова В.В.
Игры и игрушки детей: пагуба или забава? // М.:
Даниловский благовестник, 2001), представляющей
собой игровую ситуацию, в результате которой
ребенок, воображая себя на необитаемом острове с
замечательными фруктовыми деревьями и добрыми
зверями, может заказать себе по рации что-либо из
следующего списка:
сладости, мороженое;
книги, журналы, газеты;
игры, игрушки;
радиоприемник;
телевизор;
компьютер;
видеомагнитофон с кассетами;
сверстника (друга, подругу);
маму;
папу.
Инструкция заканчивается обращением: «По
рации, которая заработает через час после
твоего приезда на остров, затем на следующий
день, потом через неделю, потом только через
месяц и в последний раз — через год, ты
сможешь заказать из списка все, что ты хочешь, но
только что-то одно. Что ты хочешь, чтобы тебе
доставили на необитаемый остров через час, через
день, через неделю, через месяц, через год?»
Неоднократно проводимая в разных возрастных
группах методика неизменно выдает главное
различие: девочки не выбирают компьютер в первую
и даже во вторую очередь, тогда как у мальчиков он
востребован среди первых, иногда даже раньше
родителей. У девочек более популярен телевизор.
Их эмоциональная природа требует сопереживания.
Издержки воспитания и зависимость
В процессе консультирования по проблеме
компьютерной зависимости сложилась
определенная причинно-следственная связь между
издержками воспитания и наличием зависимости:
авторитарный стиль, материнская доминантность,
эмоциональный дефицит, педагогическая
запущенность, отсутствие нравственных аспектов
в воспитании, бездуховная атмосфера в семье,
разобщенность членов семьи, телевизионная семья
и другие причины, приводящие к уязвимости
системы эмоциональной саморегуляции, низкой
способности к быстрому восстановлению сил,
импульсивности, непереносимости напряжения,
болезненной восприимчивости, неспособности
контролировать свои чувства, слабоволию,
несамостоятельности, лености,
безответственности, социальной
дезадаптированности.
Соответственно, наличие таких результатов
воспитания должно насторожить родителей, так как
в них кроется предрасположенность к различным
проблемам, в том числе и к компьютерной
зависимости.
Окончание следует
Ульяна ДМИТРИЕВА,
педагог-психолог,
лицей № 1,
г. Кунгур,
Пермская область
|