Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №1/2008
Ответ на незаданный вопрос


ПСИХОЛОГ У ДОСКИ

Ответ на незаданный вопрос

Из опыта работы с трудными подростками

Хочу предложить вниманию коллег методическую разработку занятия с трудными подростками пермского училища «Уральское подворье». Наше училище первым в стране открыло двери для ребят, которые пришлись не ко двору в школе, а порой и в семье. «Уральское подворье», являясь специальным образовательным учреждением открытого типа, взяло на себя задачу дать этим детям среднее образование, профессию и поддержку в социальной адаптации.

Работать с трудными подростками, собранными в одном месте, нелегко. И одна из главных проблем: как с ними работать?

В свое время мне пришлась по душе мысль о том, что школа — то место, где учителя щедро снабжают учеников ответами на незаданные вопросы (Г.А. Цукерман. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. — Москва–Рига, 1997 г.). Кстати, подавляющая часть наших воспитанников — как раз тот контингент, который не услышал ответа на свои вопросы в школе и вступил в конфронтацию с «носителями истины» — учителями или взял курс на тихий саботаж школьной программы. Понравился подход автора к организации преподавания психологии, при котором материал для работы могут предложить только сами ученики, являющиеся единственными экспертами в проблемах и задачах их собственной жизни.

Попробовала работать в этом направлении и «обломалась»: не учла особенностей наших подростков, а именно — мощную психологическую защиту и низкую и даже примитивную речевую культуру. Поэтому за основу своих занятий с воспитанниками стала брать результаты личных наблюдений. Начала работать по принципу: замечаю какую-то проблему, о которую «спотыкаются» воспитанники, — готовлю занятие, дающее возможность ребятам заметить и обойти камни преткновения на пути своего личностного развития.

Представляю одну из таких разработок. Она хорошо себя зарекомендовала на группах воспитанников в возрасте от 15 лет с преобладанием девичьего состава. Численность группы — от 6 до 12 человек.

Занятию предшествовали два события. Первым был рассказанный мне фрагмент «романа» одной из наших воспитанниц. Девочка попортила себе много крови из-за необоснованных подозрений в адрес своего возлюбленного. Второе событие состояло в следующем. Две воспитанницы предъявили мне обвинение в передаче их воспитателю информации интимного характера, в которую они меня посвятили. Между нами состоялся разговор, и истина была восстановлена: воспитатель действительно узнала от меня только о факте беседы с девушками, но не о содержании сказанного. После этого обвинительницы вынуждены были признать, что разглашения их тайны не случилось.

Итак, я провела следующее занятие.


Тема: «Домыслы».

Цель: формирование у воспитанников представления о субъективности восприятия, ее проявлениях и роли.

Задача: заложить основы навыков разделения в восприятии реальности и домыслов.

Материалы: бумага, ручки или карандаши, отрывок из рассказа В. Белодеда «Незакатная звезда моя» (Пермь, 2001), набор предметов для игры «Чудесный мешочек», набор карточек для упражнения «Следователь», карикатуры Х. Бидструпа «Дьявольская нога» и «Ревность».

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Вначале я сообщаю, что мы будем заниматься одной важной особенностью человеческого восприятия. Излагаю факты, побудившие провести данное занятие. Зачитываю фрагменты рассказа «Незакатная звезда моя», который всегда вызывает у ребят живой интерес. Так как книга эта выпущена малым тиражом, приведу эти фрагменты.

Федор возвращался домой. Без малого десять лет не был он дома, а вот родной запах свежего хлеба, поднимающегося в теплой печи, незатейливую песенку сверчка в укромном уголке, глубокие вздохи коровы, стоящей в стойле, он не забыл. Помнил все до мельчайших подробностей. В последнее время все чувства и ощущения, связанные с родным домом, как-то обострились в его душе: словно бы прорвалась наружу какая-то сокровенная струна памяти, которой он жадно ощупывал сейчас свое прошлое. И видел, что прошлое — это не то, что минуло, это то, что всегда осталось с ним, навечно вросло в его сердце, укоренилось в его трепетной, истомившейся на чужбине душе. Федор возвращался домой. И это вливало в составы его тела новые силы: он верил, что все на Родине благополучно, что его ждут, верят в его возвращение, что Дарьюшка, повинуясь какому-то внутреннему чутью, наверняка поставит тесто, чтоб порадовать своего ненаглядного пирогами с черемухой.

Какой долгий и трудный путь. Для всех родных он — без вести пропавший. И, наверное, одна только Дарьюшка ждет его — не может не ждать, ведь родилась между ними Любовь, а Любовь всегда жива Верой и Надеждой.

Федор, дрожа от волнения, подошел к знакомой калитке, ловко просунул руку в щель, отодвинул щеколду и ступил на дорожку, посыпанную песком. Всего-то несколько шагов отделяло его сейчас от Дарьюшки, и он вдруг захотел запеть во весь голос ту самую песню, которую пели работники после сенокоса, чтобы Дарьюшка услышала его и вылетела на крыльях счастья из избы.

Он уже готовился запеть, как вдруг осекся... из дверей такого знакомого дома выбежал малыш, за ним другой — мальчик и девчушка, годочков этак по три, не больше. Глазенки у них голубые-голубые, как у Дарьюшки, да и сами во всем в мать пошли.

Сам не свой стоял Федор на тропинке, и холод мурашками бежал по его спине. «Вот оно, значит, как, — пронеслась в голове острая мысль. — Значит, не дождались меня здесь!» Он хотел отогнать от себя эту мысль, но она крепко вцепилась в его сознание и все пульсировала жаркой жилкой, причиняя ему нестерпимую боль.

Малыши, увидев незнакомого дяденьку, замерли на полдороге. Насупившись, они смотрели на Федора и молчали. Первым нарушил тишину мальчонка. Он деловито заковылял к Федору и, не дойдя до него шагов десять, спросил баском:

— А ты чейный будешь?

— Я-то? — усмехнулся Федор. — Я-то сам свой! А вот ты чей будешь?

— Я? — малыш вскинул в удивлении огромные, в полнеба глазенки.

— Я? Я — мамкин и батькин! Мы тут живем!

— Ну и как вам тут живется? — глухо спросил мальчонку Федор, чувствуя, что силы оставляют его.

— Да мы-то хорошо, — деловито пробасил малыш. — А вот у Дарьки зуб выпал. Так она стонала полдня — сил никаких с ней не было!

— Дарька? — хмыкнул Федор. — Это кто ж такая?

— Да вон же она стоит, — ручонка мальчугана указала на сестру, как две капли воды похожую на него. — Она боится к тебе подойти. А так она хорошая. Только вот зуб выпал.

Федору подумалось: «А ведь это могли быть мои дети! Могли...» Он сдавил сердце рукой, зажав в зубах стон и, стараясь сохранить спокойствие, спросил мальчугана:

— А тебя-то самого как звать-величать? Никак, Петруха?

— Да не-е! — мотнул тот головой в ответ. — Я — Федюшка.

Земля пошла из-под ног Федора. Он забыл сам себя в эту минуту. Все чувства перемешались в его груди, и он не знал, где он и что с ним сейчас. Какое-то оцепенение нашло на него, ничего не хотелось, не хотелось никого видеть — вот бы убежать из жизни насовсем, навсегда. Он шел домой долгих десять лет, он так верил в свою незакатную звезду, а она предала его! Вот они — Федюшка и Дарьюшка... Хоть бы постыдилась так называть малых, — так нет же, назвала, как в насмешку!

Федор в злости и ярости махнул рукой, сплюнул на дорожку и, круто повернувшись, хотел уйти. Но тут дверь открылась и на пороге показалась Дарьюшка — та и не та. Какая-то новая, с новым светом в глазах, ставшая еще красивее и милее. Федор аж застонал от боли, пронзившей его сердце. Закачался на месте как подрубленный дуб — вот-вот упадет в песок, захлебнется им.

Дарья, онемев, стояла на крыльце, и по щекам ее стекали слезы. Она молчала — только плакала, тихо и беззвучно. А Федор боролся внутри себя с волнами ярости и гнева. Ему и хотелось обвинить Дарью сейчас при всех, закричать на нее, предавшую их Любовь, перечеркнувшую их святые чувства, и в то же время он не мог сделать этого — он любил ее.

Не устами, но сердцем Дарья прошептала: — Федор! — и земля ушла у Федора из-под ног. Он вдруг разом вспомнил все святое и чистое, что связывало их когда-то с Дарьюшкой, вспомнил ее признания, ее свет, нежность и заботу, и слезы горючей волной подступили к горлу. Вот-вот он закричит что сил: «Дарьюшка! Суженая ты моя! Как же так случилось?» Но волна холодного рассудка накрыла его собой, точно лавина сошла на сердце — и Федор вместо слез сказал грубо и жестко:

— Здравствуйте, Дарья Семеновна! Здравствуйте — и прощевайте!

Потом круто развернулся и, не желая ничего слышать, вышел, чеканя шаг, из калитки.

Далее я кратко излагаю череду событий в жизни Федора: поиск душевной опоры, создание новой семьи, рождение сыновей, приезд к матери. Разговор с матерью зачитываю по книге.

Ночью Федор не выдержал. Крадучись, слез с кровати и на цыпочках перешел в комнату, где спала мама. Подобрался к ней поближе, опустился на колени и заплакал — тихо так, чтобы она не проснулась. А мама не спала. Погладила сына по голове и прошептала с болью:

— Что ж ты тогда убежал, Феденька? Что ж в жизнь-то не вник?

— Мама... Мама... — плакал он беззвучно, чтобы не разбудить домашних. — Вот ты мне, родимая, объясни, что произошло. Я ведь тогда сам себя потерял. Разум оставил. Но что, что было тогда? И что изменилось бы — останься я? Ведь у Дарьи своя семья, муж, дети. А я — без вести пропавший — пришел и жизнь ей поломал. Так, что ли?

— Глупый ты, глупый, Федюшка, — прикрикнула на него вполголоса мама. — Разум, говоришь, оставил. Да не разум ты, а сердце свое забыл. Разум-то при тебе тогда был. Ты разумом все и высчитал. А вот сердце свое забыл. А ведь Даренушка тебя ничем не обидела, не предала — она и до сего дня верна тебе, сыночек

— Да как же верна? — удивленно спросил Федор. — Ведь у нее муж и дети есть... я же сам видел — Федор и Дарья.

— А ты узнал, как эти детушки у нее появились, да кто в доме ее живет? — слезы катились по морщинистому лицу мамы, и она не стирала их. — Слушай, сынок, всю правду о том, как ждала тебя Даренушка и как верна она тебе до последнего дня.

Как ушел ты на войну, так Даренушка и стала ожидать тебя. Мы вместе с ней ждали тебя, Феденька, вместе молились, слезы женские перед Матерью Божией проливали. Когда весточка о тебе пришла, что пропал ты неведомо где, Даренушка не поверила, не приняла ее, сожгла ту бумагу на огне да сказала так твердо: «Жив он, сердцем чую, что жив! И ждать его буду до скончания века!»

И ждала она тебя, Феденька, видит Бог — ждала. Никого к себе близко не подпускала, никаких вольностей не позволяла — замужняя жена, мужа жду. Я смотрела на нее — и только радовалась: добрая какая жена сыночку моему досталась.

Война кончилась, мужики в деревню вернулись, а тебя — нет. Да только Даренушка все ждала, глаз не смыкала, выходила то и дело за околицу, тебя поджидала. А тут как раз проходили через деревню калеки, войной побитые, одному из них шибко худо стало, упал прямо на улице, сердешный. Вот его Дарьюшка в дом и принесла. «Так и так, — говорит, — мама, нужно нам его выходить!» Выходила его, выпестовала, с того света вернула. Ожил мужичок, душой своей малость поправился. А так телом-то был шибко покалечен — места живого не было: без ног, да одна рука — скрученная осталась!

Соседи тогда с жалостью на Даренушку смотрели: «И что это ты этакий груз на себя складываешь? Пусть шляется по миру — где кто корочку хлеба подаст, где кто под крышу свою пустит. Для таких уж жизнь кончена!» Да только Дарья крепкой себя тут показала: «А если, — говорит, — где мой Феденька так же мыкается, без рода, без имени? Нет, бабоньки, я этого бедолагу под крышу нашу приняла — пусть здесь живет. А Феденька вернется — так и он худого слова мне не скажет и калеку несчастного из дома не погонит. Брат у меня на войне погиб — так пусть этот будет заместо брата в доме жить!»

Так и стал жить Тимофей в доме вашем. Чисто жил, ничего худого про него не скажу. По-доброму он к Дарьюшке относился. И ничего такого от него никто никогда не замечал. Боготворил он Даренушку нашу, ровно на икону на нее молился.

— А детки? Детки тогда отчего появились? — не выдержал Федор.

— Да стой ты, нетерпеливый! — оборвала его мама. — Слушай, что дальше было. Время послевоенное больно голодное было: много беженцев по дорогам ходило. Вот как-то раз Даренушка слышит, вроде как кто стучится, вернее, не стучится, а царапается в дверь. Она к двери метнулась: думала — ты! Глядит — а там женщина лежит, в шаль завернулась, тяжело так дышит. Даренушка ее подняла — батюшки! А женщина-то на сносях, вот-вот разродится! Дарья, не долго думая, женщину ту в дом занесла — уж как сил у нее хватило, сердешной, а сама к Федоровне было метнулась, да потом увидела, что самой придется помогать — роды-то идут уже. Так она и приняла мальчика и девочку на руки свои — мать их в родах-то померла, ничем уж не спасли ее, больна была, лихорадило ее шибко. А вот ребятишки выжили. Дарья их на свое имя записала да назвала Феденька да Даренушка. «Так, — говорила, — хоть они соединятся в мире этом, если не будет нам воли с Федором встретиться на земле!»

— Мама! — застонал Федор, обхватив руками голову. — Мама! Что же это я наделал-то?!

Впечатление, произведенное на ребят чтением этого рассказа, — от взволнованности до потрясения. Поэтому какое-то время уходит на обмен впечатлениями. После этого вводится понятие той особенности восприятия, которая в этом рассказе и в жизни зачастую играет коварную роль. Имя этой особенности — домыслы. Домыслы — это невольное добавление человеком в восприятие реальности того, чего на самом деле нет или не было. В качестве наглядной демонстрации используются карикатуры Х. Бидструпа «Ревность» и «Дьявольская нога».

Следующий этап занятия — проба сил в расчленении воспринимаемой информации на фактическую и домысленную. Для этого используются следующие упражнения.

1. «Следователь»

Инструкция: «Представьте, что вы — следователь, ведущий уголовное дело. Вы изучаете протокол допроса одного из свидетелей. В выданных вам карточках содержатся фразы из этого протокола. Ваша задача:

— разобраться, какие из этих фраз отражают реальность без искажения, а где может присутствовать непреднамеренное искажение;

— сказать, что вы предпримете, чтобы выяснить, стоит ли за этой фразой домысел».

Примеры фраз, содержащихся в карточках:

Из трамвая вышли три человека.

Солдат смело ринулся в бой.

Мужчина сидел за столиком и читал газету.

По улице шла самая красивая женщина Перми.

2. «Чудесный мешочек»

В этом упражнении один человек — водящий — получает непрозрачный мешочек, в котором спрятан какой-либо предмет (обычно — детская игрушка). В задачу водящего входит: опустив руку в мешочек, ознакомиться с предметом на ощупь и рассказать окружающим как можно подробнее, что за предмет находится в мешочке. При этом он должен использовать только такие слова, которые отражают внешние свойства предмета. Внимательно слушая водящего, остальные участники упражнения должны нарисовать каждый на своем листе описываемый предмет. Завершает упражнение сверка подлинника и его изображения.

Обычно ребята просят проводить это упражнение по нескольку раз с новыми предметами, так как у многих возникает желание попробовать себя в роли водящего.

При итоговой рефлексии я спрашиваю у воспитанников, какие выводы они сделали для себя на занятии. Обобщая высказывания, подчеркиваю, что домыслы постоянно встречаются в нашей жизни и что обычно их следствием бывают ссоры, конфликты, обиды, неоправданные ожидания и обвинения.

Ребятам предлагается записать в тетрадях правила преодоления домыслов:

1. Будь точным в высказываниях.

2. При слушании проясняй свое понимание, задавай уточняющие вопросы.

3. Обращай внимание на слова «всегда», «никогда», «точно», частицу «бы» и пр.

4. Сформируй привычку задавать себе вопрос, только ли на факты опирается твое мнение.

Последним аккордом в занятии является домашнее задание:

1. Тренироваться в вычленении домыслов в своем общении и в общении окружающих, в фильмах и в книгах.

2. Применять на практике правила преодоления домыслов.

Людмила КУЗНЕЦОВА,
психолог,
г. Пермь

TopList