Профессионал «в нагрузку»?
В
последнее время на страницах печатных изданий
возникает много дискуссий: нужна ли
психологическая служба в школе; почему,
несмотря на введение в штатные нормативы школы
должностей психологов и социальных педагогов,
угрожающими темпами растет детская и
подростковая преступность; почему число
беспризорных детей сегодня равно численности
беспризорных в годы Гражданской войны; как с
таким положением вещей соотносится тезис о
приоритете воспитания над образованием?
Напрашивается вывод о невысокой
результативности работы
социально-психологической службы учебных
заведений. Можно возразить, что нельзя всю
ответственность за происходящие социальные
процессы в детской среде перекладывать на школу.
Во-первых, существует множество государственных
и общественных структур, обязанных заниматься
данными проблемами. Во-вторых, такая ситуация
возникла не на пустом месте, а в связи с
социально-экономическими условиями развития
государства — переход к рыночной системе
экономики, неразвитость законодательной базы в
целом, и в частности — в сфере прав и
обязанностей родителей. В-третьих, психологи и
социальные педагоги школ проводят очень большую
коррекционно-профилактическую работу с
учащимися. Службы школьных психологов и
социальных педагогов — очень молодые, находятся
в поиске, система работы окончательно не
простроена.
Все это так, но факт остается фактом.
По-видимому, отсутствие системы дает сбой и
приводит к низкой эффективности работы. Из ряда
причин, вызывающих сбои в деятельности
специалистов сопровождения, остановлюсь на
одной — несогласованности действий школьного
психолога и социального педагога.
Cогласование действий
Часто только на бумаге служба сопровождения
имеет общее название —
социально-психологическая, а на практике
психолог не знает, чем занимается социальный
педагог, и наоборот.
Ссылки на рассогласованность действий узких
специалистов встречаются и в печатных изданиях.
Например, в журнале «Социальный педагог» №
2/2007 в одной из статей как раз приведен пример
создания программы по согласованию действий
специалистов сопровождения. Результат —
повышение эффективности
коррекционно-профилактической работы на
территории.
Иной выход из обозначенной проблемы вижу в
совмещении функциональных обязанностей
психолога и социального педагога. Подобная
практика трансформирует эту деятельность в
психосоциальную работу. Это обстоятельство было
замечено теоретиками социально-психологической
работы. В частности, как отмечает С.А. Беличева,
понятие «психосоциальная работа» появилось в
России недавно, и до сих пор еще нет единого
мнения по поводу того, каким содержанием
наполнено это понятие, как соотносится это
направление с другими смежными сферами:
социальной работой, практической психологией,
психотерапией — и вообще имеет ли право на
существование само понятие «психосоциальная
работа».
Дело, на мой взгляд, в том, что социальные
педагоги в школьной жизни востребованы в случаях
социальной, социально-психологической и
психологической дезадаптации как самого
школьника, так и членов его семьи. Однако работа
такого свойства, с таким контингентом требует
немалых знаний, и прежде всего
социально-психологических и психологических. В
противном случае возможны конфликты, сбои в
работе социального педагога, взаимное
разочарование и, как следствие, с одной стороны,
профессиональное выгорание, с другой —
раздражение от бесплодности усилий по
разрешению коллизий.
У школьного психолога также растет раздражение
от известной профанации самой идеи
психологической работы в школе. Бесконечные и
беспредметные тестирования, индивидуальные
консультации, «приводы» в кабинет психолога
неуспевающих, совершаемые для острастки
нерадивых учеников, — все это никак не
вписывается в стандартную школьную программу,
отработанную десятилетиями советской системы. А
задумка была не в том, чтобы просто «завести» в
школе психолога, а в том, чтобы с его помощью
ускорить процессы раскрепощения, успешного
взросления школьников, дать еще один импульс к
рационализации сознания и школьников, и
педагогов, и родителей.
Один на один с проблемами
Сближение практики социальной работы с
деятельностью школьного психолога ориентирует
специалиста на взаимодействие с лицами,
находящимися в кризисной ситуации, и с их
ближайшим окружением. Именно так произошло и в
моей работе.
Итак, психосоциальную работу в школе можно
обозначить как психологическую помощь ребенку с
целью преодоления социальной дезадаптации и
социально-психологического неблагополучия,
которое может проявиться в системе как учебных,
так и семейно-бытовых отношений и привести к
различным формам социальной дезинтеграции.
При этом социальная дезадаптация и
социально-психологическое неблагополучие могут
быть вызваны причинами как внешнего, так и
внутреннего характера либо их сложным
сочетанием. В такой ситуации специалист, который
владеет профессиональными навыками психолога и
социального педагога, сможет оказать более
квалифицированную помощь.
Сразу хочется оговориться, что
психоэмоциональная и
организационно-педагогическая нагрузка
специалиста при таком совмещении деятельности
очень высока. Это приводит к мысли, что такое
совмещение допустимо при малой численности
учащихся в образовательном учреждении. Нетрудно
догадаться, что образовательные учреждения с
малой численностью учащихся, от 100 до 200 человек,
находятся в сельской местности.
Сельская школа имеет ряд своих особенностей, в
основе которых лежат: низкий
социально-экономический статус сельского
населения (по данным Госкомстата, самый низкий
уровень заработной платы у работников в сельской
местности); высокий уровень реальной и скрытой
безработицы; особенности сельского уклада и
образа жизни. Территориальная удаленность
сельской школы делает практически невозможным
использование помощи государственных структур,
призванных осуществлять эту помощь учебному
заведению в коррекционно-профилактической
работе с учащимися и их родителями. Приезд в
школу представителей этих структур 2–3 раза в год
малоэффективен. Поэтому сельская школа остается
один на один со своими бедами и проблемами.
На первый взгляд именно сельской школе в
сложившейся ситуации нужны и психолог, и
социальный педагог. Но тарифицируют сельскую
школу по стандартным нормативам, и получает она
полставки, а то и четверть ставки на каждого
специалиста сопровождения. Разве при
действующей оплате труда пойдет профессионал
работать в школу? Конечно, нет. Вот и раздают эти
должности в «донагрузку» желающим. А потом все
удивляются низкой эффективности деятельности
специалистов сопровождения.
Конкретная ситуация
Все вышеперечисленные факты говорят о том, что
одним из рациональных выходов из сложившейся
ситуации является совмещение функциональных
обязанностей психолога и социального педагога.
Ведь именно в сельской школе очень высока
потребность в квалифицированных, компетентных
специалистах для решения как
узкопсихологических, так и социальных задач. Об
этом говорит и реальная школьная социальная
среда, в которой живут и учатся ученики моей
школы — структурного подразделения МОУ
«Усть-Качкинская средняя общеобразовательная
школа».
Образовательное учреждение расположено в
поселке Красный Восход Пермского района
Пермского края. Здесь обучается 110 человек, из них
12 детей учатся в классе VIII вида. Социальная
структура учащихся такова: 25% — это дети из
многодетных малообеспеченных семей, 40% — из
малообеспеченных семей, 20% — из неполных семей, 10%
— дети, находящиеся под опекой и попечительством
(только 3% из них полные сироты, остальные сироты
социальные), 20% детей из асоциальных семей, где
родители страдают алкоголизмом (со всеми
вытекающими отсюда последствиями).
Социально-культурный уровень родительских
семей характеризуется как предельно низкий.
Только у двух учащихся родители имеют высшее
образование, еще у двух — среднее специальное, у
остальных родителей — начальное
профессиональное, общее среднее или основное
образование.
Подобная ситуация делает работу педагогов,
узких специалистов, чрезвычайно сложной, и
приоритет воспитания над образованием
реализуется в практической плоскости. Задача
школы — подготовить учащихся к жизни, помочь
социализироваться, найти себя в современном
мире. Однако вышеприведенная социальная
характеристика образовательного учреждения
показывает, что семьи 80% учащихся в большей или
меньшей степени требуют
коррекционно-профилактической работы, а около 20%
семей — серьезной реабилитационной работы.
В школе есть комплексный специалист
сопровождения, который знаком и с учебными, и с
социально-бытовыми проблемами учащихся, видит
суть и основу каждой такой проблемы. Он
выстраивает систему
коррекционно-профилактической работы с
классными руководителями и систему
реабилитационной работы с соответствующими
органами и службами района. К решению вопросов
социально слабых семей, неспособных
самостоятельно адаптироваться к современным
требованиям, привлекаются органы местного
самоуправления, социальной поддержки населения,
охраны семьи и детства и пр. В процессе
реабилитации ребенка и семьи школьный
специалист предоставляет комплексную
психологическую и социальную помощь.
На собственном опыте
Перейти на уровень деятельной
социально-психологической работы и помощи семье
психологу трудно, если вообще возможно. В этом
автор убедился на собственном опыте. Мой опыт
работы с родителями в качестве
педагога-психолога сводился к групповым и
индивидуальным консультациям по итогам
диагностики. Присутствовало чувство
незавершенности начатого дела. Совмещение
функциональных обязанностей социального
педагога и психолога помогает быстрее выявить
проблему, правильней ее сформулировать и
определиться с выбором путей решения проблем
ребенка и его семьи. Как показывает опыт,
практически все проблемы ребенка исходят из
семьи, и только при взаииимодействии с семьей
возможно достижение положительного результата в
развитии ребенка. Специалисты, работающие в этой
сфере, знают, как сложен и труден путь к такому
результату.
Необходимость таких специалистов для сельских
школ осознается. Так, например, на кафедре
реабилитации Пермского краевого института
повышения квалификации работников образования
под руководством кандидата психологических наук
В.И. Кожарской разработана программа по
подготовке специалистов сопровождения. им
присваивается квалификация социального
педагога с углубленным изучением психологии, так
как в перечне профессий для работников
образования нет иных специальностей, кроме
психолога и социального педагога. С.А.
Беличева отмечает, что специалистов по
психосоциальной работе готовят только два вуза
страны, тогда как в них существует реальная
необходимость не только в сфере образования.
Подытоживая сказанное, можно сделать вывод, что
при совмещении функциональных обязанностей
социального педагога и психолога
образовательное учреждение эффективнее
использует финансовые ресурсы и рабочее время.
С точки зрения оптимизации образовательного
процесса выгоднее обучить одного комплексного
специалиста, который будет занят полный рабочий
день, а потому с большей эффективностью выполнит
свои функциональные обязанности. Что касается
субъектов сопровождения, то ребенку и его
родителям легче общаться с одним человеком, чем с
несколькими, возрастает чувство доверия, люди
легче идут на контакт.
Несомненно, существует значительное
разнообразие условий работы. Как ни одна семья не
похожа на другую, так и ни одна школа не похожа на
другую. Разнообразие условий работы определяет,
какой акцент в сопровождении образовательного
процесса необходим. Образовательное учреждение
должно иметь право и возможность выбирать
специализацию и, соответственно, специалиста,
который сможет реализовывать данную специфику
на практике, а участники образовательного
процесса должны иметь право и возможность
получить специализированную помощь и поддержку,
которую смогут осуществить только
квалифицированные специалисты сопровождения.
Елена АЛИКИНА,
педагог-психолог,
социальный педагог,
Пермский край
|