Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №1/2008
СУПЕРМАМА


МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

Эльвира МАРТИНКЕВИЧ,
педагог-психолог
УО «ГОСШ № 3»,
г. Поставы,
Витебская область,
Республика Беларусь
E-mail: meva@mail.by

СУПЕРМАМА

Программа занятий с родителями
по изменению проблемного поведения детей

Не бойтесь продвигаться медленно,
бойтесь оставаться в бездействии.
Китайская пословица

Сентябрь, один из первых классов, новый учитель, знакомство с родителями… В первом классе, как в природе весной, — надежды на лучшее и у педагога, и у родителя, и, конечно же, у ребят…

Работая не первый год педагогом-психологом, я убедилась, что в начале школьного обучения родители проявляют достаточно большой интерес к школьной жизни ребенка. По мере взросления и перехода ребенка из класса в класс эта связь, к сожалению, ослабевает, а мотивация родителя к выполнению родительских воспитательных функций постепенно утрачивается. А ведь семья вместе с другим общественным институтом — школой — в силах сделать так, чтобы ребенок мог с успехом учиться, общаться и развиваться. К сожалению, реальность не идеальна.

Итак, предварительное изучение протекания адаптационного процесса в зависимости от личностных особенностей учащихся показало, что

— 41,6 % ребят имеют значительные трудности адаптации к школе;

— 58,1% демонстрируют повышенную тревожность;

16,6% детей демонстрируют повышенный уровень агрессии.

При изучении семейной ситуации выявлены следующие особенности:

— у большинства учащихся класса семейная ситуация не является благоприятной (66,4%);

— нарушен эмоциональный контакт у 66,4%;

— отсутствует ощущение своей семьи как устойчивой единицы у 8,3%;

— агрессивные отношения — у 16,6%.

Анализ социального паспорта:

— cемьи с неблагоприятным воспитательным фоном — 33,3%;

— неполные семьи — 50,0%;

— многодетные семьи — 16,7%;

— малообеспеченные семьи — 25,0%;

— опекунские семьи — 8,3%.

Драчливость, задиристость, непослушание, оскорбления, тревожность, отсутствие друзей, ябедничество, игнорирование просьб родителей, крикливость, истерики — так свою потребность в помощи ребята проявляли внешне, в поведении.

Оставить учащихся и их родителей в данной (или подобной) ситуации без психологической поддержки — значит, усугубить проблемы в будущем и получить потерю интереса к обучению, низкую успеваемость, нарушения поведения, а возможно, и более яркие проявления отклоняющегося поведения. Соответственно, действовать необходимо сейчас. И чем раньше школа окажет помощь семье, тем больше шанс на успех и сохранение психологического здоровья ребенка.

Решение о выборе формы помощи каждый специалист принимает самостоятельно, арсенал форм очень велик. Это и создание информационного поля: стенды, памятки, просветительские акции (например, «Добрые советы от психолога»). И проблемные лекции, круглые столы, семинары, детско-родительские мероприятия, групповые и индивидуальные консультации. Но наиболее результативным, на мой взгляд, в данной ситуации может быть тренинг, позволяющий родителям научиться способам оптимизации взаимодействия с детьми. Кроме того, задача психолога мотивировать родителей к участию в тренинге на данном этапе значительно облегчается ситуацией новизны и принятия правил школы. Сделать это на более позднем этапе значительно сложнее, так как родительское сопротивление зачастую сильнее мотива участия.

Так возникла идея проведения серии занятий для родителей учащихся данного класса. Теоретической основой стал бихевиористический подход и использование поведенческих техник, которые изначально ориентированы на действие — в процессе работы родитель обязательно должен что-то делать.

Можно отметить много плюсов данного подхода в повышении эффективности взаимодействия между родителями и детьми:

1. Эти техники хорошо организованы и последовательно структурированы, что позволяет сократить число неудач в решении задач. Быстрый успех, в свою очередь, уже на начальных стадиях работы создает у родителей позитивный настрой, вселяет в них уверенность в себе. Структурированность обеспечивает условия для создания реально работающей модели.

2. Они подчеркивают положительные стороны человека: здоровье, компетентность, способности.

3. Они понятны, в них нет ничего мистического. Психолог использует понятную лексику, и поэтому техники без труда воспринимаются родителями.

4. В процессе применения родители легко замечают свой прогресс и быстрое продвижение в решении проблем. Успех их ободряет.

5. Родители обучаются методам решения проблем, в рамках которых трудности преодолеваются через общение с ребенком. Такой подход дает модель для решения подобных проблем и конфликтов в будущем.

А название подсказали родители, обсуждая на одной из встреч недавно увиденную и оцененную по достоинству телевизионную программу «Суперняня», которая, на мой взгляд, имеет ту же теоретическую основу.

Цель программы: повышение родительской компетентности в вопросах преодоления проблемного поведения ребенка.

Задачи: актуализация процесса восприятия родителями семейной ситуации; обучение умению определять поведение-мишень, формулировать цель; обучение умению составлять план поэтапного изменения поведения ребенка; продуктивная реорганизация арсенала средств общения с ребенком.

Организационные принципы

Тренинг предназначен для родителей учеников младших классов. В реальной работе, учитывая особенности участников группы, программный курс может быть модифицирован исходя из запросов родительской группы.

Тренинг рассчитан минимум на 12 встреч продолжительностью 2 часа каждая с периодичностью 1 раз в месяц. Первое и второе занятия проводятся с небольшим промежутком. Состав группы 8–12 человек.

Проведение занятий предполагает наличие свободного пространства.

В комнате должно быть несколько столов, стулья по количеству участников, стенд либо доска для закрепления информационного материала. Для проведения некоторых упражнений понадобятся тетрадь («Дневник поэтапного изменения проблемного поведения»), ручки, информационные материалы по количеству участников.

План занятий предусматривает 3 основные части:

I. Вводная часть.

II. Рабочее время.

III. Обсуждение.

Вводная часть служит для включения участников в работу. Повышается комфортность в группе и устанавливается возможность взаимодействия друг с другом, а также связь между всеми занятиями.

Все последующие занятия необходимо начинать с краткого обзора предыдущей встречи. Очень важно спрашивать родителей, не хотят ли они высказаться (любые чувства, мысли или вопросы) по поводу последнего занятия. Другой очень важный момент — обсуждение того, что родители пробовали делать сами между занятиями (реализация плана изменения поведения ребенка на практике), каких результатов они достигли.

Обсуждение является важнейшей частью каждого занятия, поскольку позволяет членам группы сконцентрироваться на том, что они узнали во время занятия. Обсуждение затрагивает внутриличностные процессы, межличностное взаимодействие, новые чувства, мысли, поведение и возможности применения новых знаний.

Обсуждение следует проводить после выполнения каждого упражнения и в конце занятия. Если не уделять должного внимания обсуждению, все предыдущие этапы теряют смысл, обсуждение помогает структурировать весь материал занятия. Это дает возможность понять точно и ясно, что произошло, помогает закрепить новый опыт.

Предлагаем для ознакомления два занятия из данной программы: вводное и одно из занятий основного курса.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п Тема занятия Количество часов
1 Вводное: «Знакомство. Сделаем решительный шаг» 2
2 «Импульсивность» 2
3 «Вспыльчивость» 2
4 «Драчливость» 2
5 «Тревожность» 2
6 «Дефицит внимания» 2
7 «Ябедничество» 2
8 «Игнорирование просьб родителей» 2
9 «Неисполнение домашних обязанностей» 2
10 «Нечестность» 2
11 Заключительное: «Не забывайте повторять ребенку, что вы его любите» 2
  Всего: 22

ЗАНЯТИЕ № 1

Тема: Вводное. «Знакомство. Сделаем решительный шаг».

Цель: Знакомство участников друг с другом, с формой работы. Выяснение ожиданий и опасений родителей. Общая ориентация в проблемах родителей.

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

1. Введение в тренинг

Психолог знакомит родителей с целью, задачами и программой работы. Раскрывает условия, режим работы, вводит правила группового взаимодействия. Рассказывает, в какой форме будут проводиться занятия и каким основным темам они будут посвящены.

2. Знакомство

Для снятия напряжения и разогрева с родителями проводится игра-перекличка. Для ее организации используются сведения о детях, представленные в анкете, заполненной родителями при поступлении детей в школу. Например, ведущий спрашивает у родителей:

— Есть ли мама мальчика, у которого есть собака? Он очень любит рисовать, собирать «Лего».

— Есть ли мама девочки, которая имеет кошку, хомяка, а также очень любит сказку «Красавица и чудовище»? И так далее.

Затем родители представляются, высказывают свои ожидания и опасения относительно занятий.

3. Групповая дискуссия

Что в поведении моего ребенка беспокоит меня больше всего?

— Как я справляюсь с данными ситуациями?

— Каковы результаты моих усилий?

Психолог дает возможность высказаться каждому участнику, рассказать о ситуациях проблемного поведения детей, о предпринимаемых родителями усилиях и их результативности. По окончании ведущий подчеркивает актуальность данных ситуаций и множественность подходов к их разрешению.

4. Информационный блок

Психолог раскрывает родителям философию, лежащую в основе метода поэтапного изменения проблемного поведения ребенка (приложение 1), знакомит участников с алгоритмом по изменению поведения «5 ключей для «починки» поведения ребенка»:

I. Определить поведение-мишень.

II. Составить целостный план поэтапного изменения.

III. Ввести штрафные санкции.

IV. Дать себе обещание приступить к изменениям.

V. Ограничить свое обязательство тремя неделями.

5. Упражнение «Поведение-мишень»

Первый этап — самый главный: родитель должен выделить ту особенность плохого поведения, которая беспокоит больше всего. У ребенка может быть несколько качеств, которые требуют исправления, поэтому нужно помнить, что работать в одно и то же время можно с одним, максимум с двумя из них. Таким образом можно составить более точный план действий. Нельзя говорить: «Он не слушается», следует сконцентрировать свои усилия на конкретном качестве, которое надо искоренить, например: «Он дерзит».

Далее группа делится на две подгруппы. Каждой выдается карточка «Проблемное поведение ребенка» (приложение 2), на которой перечислены особенности проблемного поведения ребенка. Участники совместно группируют схожие поведенческие проявления и определяют проблему. Затем каждая подгруппа зачитывает своеобразную характеристику ребенка, обсуждает частоту поведенческих проявлений, актуальность проблемы для группы.

6. Упражнение «Планирование»

Как только выделены негативные качества, необходимо составить целостный план по их преодолению, который:

— отталкивается от особенностей поведения вашего ребенка (существующее поведение);

— определяет новые качества взамен старых (желаемое поведение);

— подробно излагает способы изменения (стратегия);

— описывает, как вы будете добиваться своей цели, проводить переобучение (пошаговое планирование).

Психолог просит, опираясь на материал предыдущего упражнения, записать в колонке слева (см. табл.) проблемное поведение, существующее на данный момент, в колонке справа — желаемое поведение, оно должно быть положительно, позитивно сформулировано (отсутствие «не»).

Существующее поведение Желаемое поведение
Конфликтность Доброжелательность
   

После обмена мнениями психолог обращает внимание на то, что остается еще два этапа: знакомство со стратегиями преодоления и пошаговое планирование конкретных проблем.

7. Информационный блок «Штрафные санкции»

В воспитании детей существует непреложный факт: дети непременно делают то, чего вы от них не ждете. Это им свойственно, поэтому у вас должен быть готов план на случай проблемного поведения, которое продолжается несмотря на убедительные наставления, увещевания и строгий вид. Совершенно очевидно, что вы не можете оставить такое поведение без последствий. Ребенок должен научиться отвечать за свои поступки, поэтому применение штрафных санкций является третьим ключом к изменению поведения. Это один из важнейших секретов хорошей дисциплины и действенное средство для сохранения нормальной психики.

Как правило, нет нужды наказывать ребенка для обеспечения хорошей дисциплины; никогда не следует прибегать к шлепкам и другим телесным наказаниям. Но в некоторых случаях применение определенных штрафных санкций становится необходимым. И хотя каждая ситуация особенна и отличается от других, существуют общие рекомендации по их применению (приложение 3).

8. Упражнение «Штрафные санкции»

Работа в подгруппах. Психолог просит, опираясь на предыдущий информационный материал, записать примерный перечень штрафных санкций, которые родители применяют, либо, по их мнению, такие санкции, которые (в зависимости от возраста ребенка и обстоятельств плохого поведения) можно применить. После обмена мнениями психолог может дополнить перечень примерными санкциями (приложение 4).

После применения штрафных санкций необходимо попросить ребенка рассказать, что он сделал не так и что в следующий раз сделает иначе. Маленьким детям и тем, у кого есть сложности с запоминанием, нужно помогать находить правильные ответы. Можно попросить ребенка отразить это в рисунке. Для исправления поведения ребенка очень важно помочь ему понять, что именно он сделал неправильно, чтобы снизить вероятность повторения такого поведения в будущем.

Психолог обращает внимание на недопустимость физического наказания (от шлепков до порки), приводит результаты психологических исследований (например, Леонарда Эрона) и делает вывод о том, что, чем жестче родители наказывают своих детей, тем агрессивнее те становятся в отношениях с другими детьми. Впоследствии такие дети вырастают в агрессивных родителей собственных агрессивных детей.

9. Информационный блок

Психолог дает информацию о двух последних «ключах» примерно следующего содержания.

Даже самый лучший план изменения поведения ребенка не начнет действовать до тех пор, пока родитель не даст себе обещания приступить к его выполнению и не будет затем настойчиво придерживаться плана, чтобы добиться успеха. Так что дайте себе обещание приступить к изменениям.

Если вы хотите справиться с негативным поведением, то должны выделить себе испытательный срок — 21 день. Не рассчитывайте на мгновенный успех: изменения в поведении так быстро не происходят. Они станут заметны как минимум через три недели постоянных повторений, поэтому не стоит торопиться. Ограничьте свое обязательство тремя неделями и не сдавайтесь, пока не увидите положительных изменений.

10. Резюмирование

Психолог подводит итог разговора об алгоритме изменения проблемного поведения ребенка и об использовании его в последующей работе над конкретными проблемами.

11. Упражнение «Проживание состояния «YES»

Участники делают четыре карточки: «Прошлое», «Настоящее», «Будущее», «Будущее спустя n-е время после изменения». Далее предлагает расположить карточки по линии времени. Участники становятся рядом с карточкой и стараются прочувствовать собственное состояние в заданный момент. Начинать необходимо с настоящего. Линии участников не должны пересекаться или быть продолжением друг друга.

Обмен мнениями

— Что я чувствую в момент достижения цели, преодоления проблемного поведения моего ребенка?

— Что произойдет дальше?

12. Обратная связь

В конце занятия для подведения итогов и формулировки запросов на следующее занятие проводится процедура «Обратная связь». Участники отвечают либо письменно, либо устно в свободной форме на вопросы:

— Чем полезна именно для вас данная встреча?

— Что является самым важным из того, чему вы научились в группе?

— Ваши пожелания на следующее занятие.

ЗАНЯТИЕ № 4

Тема: «Драчливость».

Цель: знакомство родителей со стратегиями преодоления драчливости, составление плана поэтапного преодоления драчливости.

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

1. Приветствие.

2. Краткий обзор предыдущей встречи

Психолог спрашивает родителей, не хотят ли они что-нибудь сказать по поводу последнего занятия. Далее происходит обсуждение того, что родители пробовали делать сами между занятиями (реализация плана изменения поведения ребенка на практике), каких результатов они достигли. Психолог знакомит родителей с задачами на данное занятие.

3. Психогимнастическое упражнение

Участникам предлагается встать и поменяться местами по какому-либо признаку.

4. Информационный блок
«Четыре шага к избавлению от драчливости»

Все дети время от времени дерутся. Возможно, драка — это единственное известное им средство взять ситуацию под свой контроль. Безусловно, злость и огорчение — нормальные чувства, однако выражать их дракой ненормально. Это очень быстро становится привычкой, от которой крайне трудно избавиться. Исследования показывают, что из драчливых детей очень часто вырастают хулиганы, люди, плохо ведущие себя в семье, или жестокие родители. Существует четыре шага к избавлению от драчливости.

Далее психолог раскрывает суть каждого шага (приложение 5), затем предлагает поработать с «Дневником поэтапного изменения проблемного поведения».

5. Упражнение «Самоанализ»

По мнению многих специалистов, агрессивность — приобретенное поведение. Психолог предлагает подумать, какой пример родители сами подают ребенку. Вопросы читаются с большими паузами, чтобы родители могли ответить на них себе (ответ можно записать).

—Насколько хорошо вы демонстрируете ребенку «спокойствие под обстрелом»?

— Как вы реагируете на стрессы и сложные жизненные обстоятельства, не проявляя агрессии?

— Как вы обычно реагируете на агрессивное поведение ребенка? Сохраняете ли вы спокойствие или кричите, критикуете, бранитесь, читаете нотации, шлепаете его?

— Может быть, именно ваша реакция порождает агрессию ребенка?

— Если это так, что вы предпримете, чтобы изменить свое поведение и подавать ребенку пример спокойствия?

Затем составить план изменений и записать его в «Дневник…».

6. Упражнение «Беседа»

Психолог предлагает обратиться к шагу 1 (см. приложение 5) и поработать в парах для тренировки беседы с ребенком о том, что родителя беспокоит и какие последствия ждут ребенка. Затем участники меняются ролями. В ходе обсуждения участники делятся своими впечатлениями и отвечают на вопросы:

— Легко ли было сказать о том, что беспокоит?

— Убедительно ли звучали слова родителя?

7. Упражнение «Приемлемая альтернатива»

Психолог предлагает обратиться к шагу 2. Группа делится на подгруппы, каждой из которых выдается список приемлемых альтернатив (приложение 6). Подгруппы выбирают в результате обсуждения те альтернативы, которые считают наиболее приемлемыми. Затем каждая подгруппа зачитывает свой список, а остальные участники дополняют его, перечисляя удачные приемы.

8. Упражнение «Эффективное взаимодействие»

Ребенок зачастую дерется потому, что не знает, как иным способом выйти из конфликтной ситуации. Задача взрослого — научить этому ребенка. С этой целью в группе обсуждаются наиболее часто встречающиеся конфликтные ситуации. Психолог предлагает в парах проиграть конфликтную ситуацию, отработать использование формулы «Я хочу, чтобы…». Участник в роли ребенка должен сказать, чего он хочет от другого человека. Заявление должно быть направлено на возникшую проблему: «Ты взял мою игрушку, и я хочу, чтобы ты мне ее отдал». Обзывать и унижать другого недопустимо. Затем участники меняются ролями.

В ходе обсуждения участники делятся своими впечатлениями и отвечают на вопросы:

— Легко ли было просить предмет?

— Какие действия или слова побудили отдать предмет?

— Используется ли в семье такой способ влияния, как просьба?

— Насколько он эффективен?

9. Упражнение «Поощрение»

Психолог предлагает обратиться к шагу 3. Обсуждение в кругу возможных способов поощрения дружелюбного поведения ребенка. Группа делится на подгруппы, составляет список возможных способов поощрения. Затем каждая подгруппа зачитывает свой список, а остальные участники дополняют его, перечисляя удачные приемы.

10. Упражнение «Штрафные санкции»

Психолог предлагает обратиться к шагу 4. Группа делится на подгруппы. Далее, используя материал первого занятия, необходимо выбрать те штрафные санкции, которые могут быть введены в ситуации повторяющейся драчливости. Затем каждая подгруппа зачитывает свои меры, а остальные участники дополняют.

11. Упражнение «Обязательства по изменению
проблемного поведения ребенка»

Психолог просит обратиться к «Дневнику…» и предлагает прописать по пунктам, как участники будут использовать четыре шага. Психолог обращает внимание на тот факт, что вероятность успеха на 90% зависит от того, начнется ли реализация плана в ближайшие сутки или нет. Он просит родителей записать, что они предпримут в течение ближайших 24 часов, чтобы начать процесс поэтапного изменения проблемного поведения ребенка.

12. Упражнение «Проживание состояния «YES»

Психолог просит использовать четыре карточки: «Прошлое», «Настоящее», «Будущее», «Будущее спустя n-е время после изменения». Предлагается расположить карточки по линии времени. Участники становятся рядом с карточкой и стараются прочувствовать собственное состояние в заданный момент. Начинать необходимо с настоящего. Линии участников не должны пересекаться или быть продолжением друг друга.

Обмен мнениями.

— Что я чувствую в момент достижения цели, преодоления драчливости моего ребенка?

— Что произойдет дальше?

13. Результаты поэтапного изменения
проблемного поведения ребенка

Исправление поведения — это тяжелая, кропотливая работа, которая должна проводиться последовательно и основываться на закреплении поведения через родительское поощрение.

Движение ребенка к изменениям может быть очень медленным, но обязательно необходимо отмечать и поощрять каждый его шажок на этом пути. Потребуется не меньше 21 дня, чтобы появились первые результаты, поэтому не нужно спешить сдаваться. Необходимо помнить, что если не сработает один подход, то сработает другой.

14. Домашнее задание

Еженедельно фиксировать прогресс в поведении ребенка, ежедневно отмечать успехи в «Дневнике…».

15. Обратная связь

Для подведения итогов и формулирования запросов на следующее занятие проводится процедура «Обратная связь». Участники отвечают письменно либо устно в свободной форме на вопросы:

— Чем полезна именно для вас данная встреча?

— Что является самым важным из того, чему вы научились в группе?

— Какие конкретные приемы вы будете использовать?

— Ваши пожелания на следующее занятие.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Информация к занятию № 1

Большинство качеств:

Приобретаются.На некоторые качества могут влиять биологические факторы, но большинство качеств приобретаются. Например, застенчивый ребенок может научиться общаться, чтобы чувствовать себя увереннее в коллективе, агрессивный может научиться управлять своим гневом, а импульсивного можно научить обдумывать поступок, прежде чем действовать.

Поддаются изменениям. Большинство качеств можно изменить с помощью испытанных научно обоснованных методик.

Требуют вмешательства. Не нужно ждать, что ребенок изменится сам по себе. Скорее всего, его поведение ухудшится без вмешательства родителя. Заблуждение думать, что плохое поведение — временное явление и вскоре ребенок его перерастет. Подобным отношением мы позволяем плохому поведению ребенка войти в привычку. Потом изменить его будет еще сложнее.

Требуют времени для изменений. Долгосрочные обязательства необходимы для любого значительного и устойчивого изменения.

Должны иметь замену. Ни одно негативное качество не изменится окончательно до тех пор, пока мы не научим ребенка другой форме поведения. Без замещающего поведения он, скорее всего, будет продолжать вести себя по-прежнему.

Нуждаются в хорошем примере. Хорошие качества приобретаются легче, если перед глазами есть образец поведения. Поэтому родитель должен быть уверен, что родительские качества и родительский пример совпадают с теми, которые он хотел бы видеть в ребенке. Эффект бумеранга: то, что мы бросаем ребенку, возвратится, подобно бумерангу, и ударит нас.

Требуют практики. Для изменения качеств нужна практика. Если ребенок не умеет играть в футбол, мы ведь никогда не скажем ему, чтобы он вышел на игру. Нужно сначала потренировать его в течение нескольких недель. То же самое относится и к приобретению нового качества, поэтому необходимо практиковаться до тех пор, пока ребенок не начнет применять это качество самостоятельно.

«Любят» поощрение. Поощрение требуется на каждом этапе пути: от готовности до попытки, от первых усилий до маленьких успехов, от задержек в изменении до максимального количества улучшений.


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Проблемное поведение ребенка

Поведение Проблема
1. Берет чужие вещи.

2. Бьет, толкает всех, когда расстроен.

3. Царапается и щиплется.

4. Перебивает взрослых.

5. Дерзит.

6. Пререкается.

7. Все время крутится.

8. Не может посидеть спокойно.

9. Ябедничает.

10. Постоянно жалуется на детей.

11. Часто дерется с детьми.

12. Обижает других детей.

13. Обзывается, оскорбляет других.

14. Боится отвечать на уроке.

15. Предпочитает играть один.

16. Трудно сходится с другими детьми.

17. Отказывается выполнять обязанности по дому.

18. Выбегает за мячом на проезжую часть.

19. Ставит подножки приятелям.

20. Не хочет застилать кровать.

21. Отказывается вынести мусор.

22. Отказывается убрать игрушки после игры.

23. Раскидывает одежду по комнате.

24. Визжит, падает на землю в ответ на родительский отказ в чем-либо.

25. Кричит, плачет, стучит руками и ногами, если не получает желаемого.

26. Постоянно ссорится с другими детьми.

27. Ребенка приходится постоянно мирить с другими детьми.

28. Общается только с помощью крика, на повышенных тонах.

29. Кусается.

30. Врет, обманывает.

31. Обвиняет других в своих проступках.

32. Постоянно придумывает, сочиняет.

33. Постоянно ждет вознаграждения.

34. Выполняет просьбу только за угощение, деньги.

35. Спорит.

36. Не слушается.

37. Не имеет друзей.

38. Имеет мало друзей.

39. Сквернословит.

40. Командует своими друзьями.

41. Бессонница.

42. Постоянно переживает.

43. Хнычет.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Общие рекомендации
по применению штрафных санкций

Каждый раз, применяя штрафные санкции, делайте следующее:

Заранее объявляйте ребенку об установлении штрафных санкций. Подготовьте его, сообщив заранее об установлении тех или иных штрафных санкций в случае продолжающегося плохого поведения. Можно даже изложить их в письменном виде, чтобы ребенку стало абсолютно ясно: нарушение повлечет за собой применение дисциплинарных мер. Пусть ребенок подпишет договор, чтобы у него не осталось ни малейших сомнений в серьезности ваших намерений. Подумайте над тем, чтобы предложить ребенку самому придумать санкции за плохое поведение. Это прекрасный способ научить его брать на себя ответственность за свои неверные поступки. Штрафные санкции, придуманные ребенком, как правило, строже тех, что придуманы родителями. Вы можете не соглашаться с предложениями ребенка; это просто способ вовлечь его в процесс.

Соотносите штрафные санкции с проступком ребенка. Подходящим следствием грубости может быть выполнение ежедневных обязанностей вместо, допустим, сестры, по отношению к которой была проявлена грубость; за кражу — возвращение украденной вещи и оплата ущерба.

Соотносите штрафные санкции с уровнем развития ребенка, его возрастом. Например, не требуйте от шестилетнего малыша, чтобы он написал сто раз: «Я не буду врать».

Не обсуждайте свое решение. Определив те или иные штрафные санкции, придерживайтесь своего решения и будьте последовательны.

Не ждите. По возможности применяйте штрафные санкции сразу же после проступка, по горячим следам. Например, если у ребенка случилась вспышка раздражения в магазине, немедленно выведите его и примените заранее оговоренные штрафные санкции.

Привлеките к процессу всех. Расскажите супругу, учителю, няне, дедушкам и бабушкам о том, что вы договорились с ребенком о плане поэтапного изменения проблемного поведения.

ОБЕРЕГАЙТЕ ДОСТОИНСТВО РЕБЕНКА! Всегда применяйте к ребенку штрафные санкции наедине и обращайтесь с ним уважительно. Держитесь спокойно и нейтрально. Покажите пример поведения в сложных условиях.


ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Примерный перечень штрафных санкций

1. Дополнительные обязанности (кроме тех, которые ребенок уже выполняет).

2. Денежный штраф. Если ребенок имеет деньги, заведите дома «штрафную» банку с крышкой, которая должна находиться в определенном месте. Заранее согласовывается сумма денежного штрафа за определенные проступки. Когда банка наполнится, эти деньги можно использовать на благотворительные цели по решению семьи.

3. Извинение. Формы могут быть самыми разными: слова «простите, я виноват», сказанные с таким выражением, которое подтверждает, что ребенок действительно сожалеет; записка; разговор лицом к лицу с пострадавшей стороной; маленький подарок, сделанный своими руками.

4. Запрещение выходить из дому в течение определенного времени. Для младшего школьника длительность такого наказания составляет час или два.

5. Лишение привилегий, домашних развлечений (тех, которые родители могут контролировать).

6. Временная изоляция, «стул для размышлений» — спокойное, безопасное, хорошо освещенное и изолированное место в доме, где не должно быть игр, игрушек, телевизора, телефона и других отвлекающих факторов. Длительность временной изоляции определяется серьезностью нарушения и возрастом ребенка. Самое простое правило определения длительности для детей до семи лет — это минута за каждый год жизни ребенка.


ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Четыре шага к избавлению от драчливости

Шаг 1. Введите правило абсолютной нетерпимости к дракам

Выберите время, чтобы спокойно поговорить о своем беспокойстве по поводу драк. Говорите серьезно и твердо, чтобы ребенок понял, что вам не нравится его поведение, и объясните, почему вы это не одобряете. Обсудите вместе с ним возможные серьезные последствия такого поведения: телесные повреждения у участников драки, плохое мнение окружающих, потеря друзей. Терпеливо выслушайте объяснения ребенка по поводу мотивов такого поведения. Не осуждайте, а просто выслушайте. Возможно, вы услышите о том, каковы причины, о которых не знали. Предложите помощь в решении серьезных проблем. Затем заявите о недопустимости драк и о штрафных санкциях, которые будут применяться, если он не прекратит драться: «Если я еще раз увижу, что бьешь сестру, ты перестанешь играть и отправишься на 15 минут в угол». Просмотрите перечень штрафных санкций и выберите те, которые соответствуют возрасту и характеру вашего ребенка.

Шаг 2. Научите ребенка приемлемым альтернативам

Слова, что драться нельзя, не подскажут ребенку, что же можно делать вместо этого. Помогите найти подходящие средства, чтобы справиться с негативными переживаниями, не прибегая к драке. Придумайте вместе несколько приемлемых альтернатив: «Давай подумаем, что можно предпринять вместо драки». Затем выберите один какой-либо вариант и обучите ему ребенка. Повторяйте его снова и снова, пока ребенок не научится. Вот несколько вариантов.

Разрядить свои эмоции на нейтральном объекте. Раздробить кусок глины, бить по подушке или наносить удары по подвесной груше.

Использовать формулу «Я хочу, чтобы…». Ребенок должен сказать, что он хочет от другого человека. Заявление должно быть направлено на возникшую проблему: «Ты взял мою игрушку, и я хочу, чтобы ты мне ее отдал». Обзывать и унижать другого человека недопустимо.

Уединиться и успокоиться. Попросите ребенка помочь вам организовать ему место, где он может уединиться и успокоиться. Принесите туда несколько вещей, которые помогут ребенку вернуться в нормальное состояние, например игрушки, карандаши и бумагу, и поощряйте ребенка приходить туда, чтобы успокоиться.

Вовремя уйти. Порекомендуйте ребенку уходить каждый раз, когда он испытывает желание подраться. Это всегда безопаснее.

Шаг 3. Закрепляйте «мирное» поведение

Один из самых простых способов изменить поведение ребенка — это «поймать» его на хорошем поведении. Однако большинство родителей меньше всего пользуются этим. Каждый раз, замечая, что ребенок справляется со сложной ситуацией спокойно, выражает огорчение, не затевая драки, и держит себя в руках, отметьте его поведение и дайте понять, как вы цените его старания: «Я заметила, что ты был очень зол, но отошел в сторону, чтобы успокоиться. Это хороший знак», «Ты словами объяснил другу, что ты не в себе. Очень хорошо!». Помните, что дети будут стремиться повторять поощряемое поведение. Это также одно из лучших средств сделать желаемые поступки привычкой.

Шаг 4. Применяйте штрафные санкции,
если ребенок продолжает драться

Если ребенок продолжает драться, остановитесь, глубоко вдохните и остыньте, прежде чем реагировать, а затем примените ранее оговоренные штрафные санкции. Не читайте нотаций и, самое главное, не бейте своего агрессивного ребенка, поскольку он может понять так: «Ага! Взрослым можно драться, а детям нельзя!» Вместо этого возьмите маленького забияку за руки и скажите: «Мы договорились, что драки непозволительны. Ты не будешь смотреть телевизор сегодня вечером». Ребенок должен послушаться. Если нет — штрафные санкции удваиваются.


ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Способы выражения гнева

1. Разрядить свои эмоции на нейтральном объекте.

2. Громко спеть любимую песню.

3. Пометать дротики в мишень.

4. Попрыгать через скакалку.

5. Пускать мыльные пузыри.

6. Устроить «бой» с боксерской грушей.

7. Быстрыми движениями руки стереть с доски.

8. Полить цветы.

9. Пробежать несколько кругов вокруг дома.

10. Поиграть в «настольный футбол» (баскетбол, хоккей).

11. Скомкать несколько листов бумаги, а затем их выбросить.

12. Быстрыми движениями нарисовать обидчика, а затем зачеркнуть изображение.

13. Слепить из пластилина фигуру обидчика, а затем сломать ее.

Для подготовки данной программы была использована следующая литература:

Борба. М. Нет плохому поведению. 38 моделей проблемного поведения ребенка и как с ними бороться. — М., 2006.

Головнева. О. Родительский практикум. Тренинг гармоничных детско-родительских взаимоотношений // Школьный психолог. — 2006. — № 10.

Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. — СПб.: Речь, 2003.

Малкина-Пых И.Г. Семейная терапия. — М., 2006.

Хухлаева О. Работа психолога с родителями: концепции и технологии. Курс лекций // Школьный психолог. — 2006. — № 17–24.

TopList