Первый фестиваль психологов
образования
4–9 октября на базе
Всероссийского детского центра «Орленок» прошли
два больших психологических мероприятия: I
Всероссийский конкурс профессионального
мастерства «Педагог-психолог России — 2007» и
Всероссийский фестиваль инновационных
психолого-педагогических проектов «Психология и
современное российское образование».
Возможно ли сейчас, при
отсутствии централизованной поддержки
психологов системы образования, разработать и
реализовать новые массовые общероссийские
проекты? Оказалось, что очень даже возможно. Для
этого достаточно объединить усилия
государственных структур (Министерство
образования и науки РФ), общественной
организации (Федерация психологов образования
России) и научного потенциала крупнейших вузов
страны (Московского государственного
университета им. М.В.Ломоносова, Московского
городского психолого-педагогического
университета, Санкт-Петербургского
государственного университета, Российского
государственного педагогического университета
им. А.И.Герцена).
Совместными усилиями они провели два
мероприятия, которые, на мой взгляд, должны
позитивно повлиять на качество работы
психологов, стимулировав как самих специалистов,
так и образовательные учреждения к развитию и
поддержанию творческого потенциала психологов и
психологических служб.
Идея проведения всероссийского конкурса
«Педагог-психолог России» обсуждалась давно, но
никто не отважился воплотить ее в жизнь. Но в
любом деле главное — сделать первый шаг.
Итак, для участия во всероссийском смотре было
направлено одиннадцать победителей
региональных конкурсов. Оценивало работу
участников не только жюри под руководством
доктора психологических наук, профессора,
действительного члена Российской академии
образования И.В. Дубровиной, но и сами зрители,
поскольку часть конкурсных заданий была
рассчитана на массовую аудиторию. А всего в
«Орленок» приехали более 200 специалистов из 36
субъектов Российской Федерации.
В ходе трехдневной борьбы за призовые места
участники смогли всесторонне раскрыть свои
профессиональные возможности. И, надо сказать, в
определении победителей все были на редкость
единодушны, хотя критерии, по которым
оценивалась работа участника конкурса, были
непростыми и требовали от членов жюри предельной
внимательности и беспристрастности.
Приятно, что победителем стал человек, не
только органично сочетающий в себе глубокие
научные знания и владение арсеналом методов
практической работы, но и имеющий целостный
взгляд на возможности работы психолога в
образовательном учреждении, а главное —
добившийся реальных успехов в своей
деятельности.
Обладателем почетного диплома I степени
Министерства образования и науки Российской
Федерации за победу во Всероссийском конкурсе
«Педагог-психолог России — 2007» стала Аида
Свеженцева, педагог-психолог средней
общеобразовательной школы из села Кочки
Новосибирской области.
Диплом II степени присужден Елене Подун,
педагогу-психологу краснодарской средней школы
№ 10. Третье место заняла Дарья Кайль,
педагог-психолог Центра диагностики и
консультирования из Ханты-Мансийска.
Диплом за победу в номинации «Общественное
признание» вручен Любови Кочкиной,
педагогу-психологу ярославского областного
«Центра помощи детям».
|
Участники конкурса
«Педагог-психолог России — 2007»
|
По единодушному решению организаторов
конкурс решено сделать ежегодным. Его итоги
отражены в информационном письме Министерства
образования и науки РФ, разосланном
руководителям органов управления образованием
субъектов Российской Федерации. Надеемся, что
этот документ послужит хорошим стимулом для
организации конкурсов профессионального
мастерства психологов образования в тех
регионах, где он не проводился раньше.
На проходящий параллельно Всероссийский
фестиваль инновационных
психолого-педагогических проектов «Психология и
современное российское образование» было подано
80 работ, которые оценивались по одиннадцати
номинациям.
В жюри под руководством доктора
психологических наук, профессора Ю.М. Забродина
работали ведущие ученые и специалисты-практики
психологической службы образования Российской
Федерации.
|
Ю.М. Забродин
награждает победителей
|
Работа эта проходила нелегко.
Сказывался различный уровень участников, среди
которых были представители как крупных
ППМС-центров, так и отдельных образовательных
учреждений. Напомню, что по условиям,
сформулированным организаторами фестиваля,
работы представляли не сами участники, а те
организации и учреждения, на базе которых
осуществлялись проекты. Кроме того, не всегда
можно было найти взаимопонимание между
участниками и членами жюри во взглядах на
инновационность тех или иных работ.
|
Главное — чтобы жюри было довольно!
|
Тем не менее по большинству номинаций
были определены победители, награжденные
дипломами Министерства образования и науки РФ I,
II и III степени. Итоги Всероссийского фестиваля
инновационных психолого-педагогических
проектов «Психология и современное российское
образование» также были отражены в
информационном письме Минобрнауки РФ. С текстом
письма и списком номинантов можно познакомиться
на сайте www.rospsy.ru.
Сейчас хочется назвать только имена
победителей.
Диплом I степени в номинации «Психологическое
обеспечение реализации государственной
молодежной политики» присужден Городскому
методическому центру г. Зеленогорска
Красноярского края за проект «Краевая
дистанционная олимпиада по профильной
ориентации «Все работы хороши — выбирай на
вкус». Первым в номинации «Организация
психологической службы на региональном уровне»
был признан Московский городской
психолого-педагогический университет за проект
«Институт экстремальной психологии как базовый
ресурсный центр Московского региона по
отработке программ межведомственного
взаимодействия и психологической помощи в
условиях чрезвычайных и экстремальных
ситуаций». А в номинации «Организация
психологической службы на уровне муниципального
образования» диплом I степени получил
департамент образования администрации города
Сургута за проект «Сетевая организация
деятельности психологической службы на
муниципальном уровне».
Диплом I степени присужден также Центру
психолого-педагогической реабилитации и
коррекции г. Хабаровска за проект
«Психолого-педагогическая реабилитация
несовершеннолетних с девиантно-криминальным
поведением в открытом образовательном
пространстве» в номинации «Организация
психологической помощи на базе психологических
центров». А среди психологических служб в
учреждении общего образования лучшей была
признана Развилковская средняя школа с
углубленным изучением отдельных предметов
Ленинского муниципального района Московской
области за проект «Психолого-педагогическое
сопровождение иноязычных первоклассников,
испытывающих трудности в изучении русского
языка в школе с русским (родным) языком обучения».
|
На семинаре Б.М. Величковского
«Перспективы когнитивных исследований»
|
Диплом I степени в номинации
«Психологическая служба в учреждении
дополнительного образования» был вручен Центру
детского творчества «Строгино» (Москва) за
проект «Психологическое сопровождение групп
развития детей в учреждении дополнительного
образования». А среди психологических служб
учреждений профессионального образования
лучшей стала служба Тверского государственного
университета, представившая проект
«Психологическая служба классического
университета». В номинации «Психологическая
служба в учреждении дошкольного образования»
диплом I степени был присужден центру развития
ребенка детского сада «Елочка» г. Новый Уренгой
за проект «Сопровождение аттестуемого как
субъекта управления процессом аттестации».
К сожалению, в номинациях «Подготовка,
переподготовка, повышение квалификации
психологов для системы образования» и
«Реализация здоровьесберегающих проектов в
деятельности психологических служб
образовательных учреждений» дипломы I и II
степени присуждены не были. Зато в номинации
«Реализация психологических программ в
профессиональной подготовке, переподготовке и
повышении квалификации специалистов других
специальностей» победителем стал московский
институт международных социально-гуманитарных
связей с проектом «Формирование имиджа
современного молодежного лидера».
|
Аида Свеженцева —
лучший психолог года
|
Организаторы фестиваля надеются, что с
каждым годом технология проведения подобных
мероприятий будет совершенствоваться, а
мастерство конкурсантов расти. Тем более что
возможность повышения квалификации была
предоставлена всем участникам фестиваля. Во
второй половине дня проходили внеконкурсные
мероприятия: семинары, мастерские и
мастер-классы ведущих специалистов, круглые
столы. И здесь уже члены жюри «отчитывались»
перед конкурсантами!
Участникам фестиваля предоставилась
уникальная возможность посетить семинары и
мастер-классы известных ученых и практиков из
крупнейших вузов и психологических центров
России. Настоящим подарком стали семинары
известных психологов из МГУ им. М.В. Ломоносова:
Б.М. Величковского, А.Б. Леоновой, С.Д. Смирнова,
А.Ш. Тхостова.
|
Церемония закрытия.
Награды ждут своих героев
|
В целом хочется отметить, что, хотя эти
мероприятия и проводились впервые, все прошло,
вопреки известной поговорке, на достойном
уровне. А главное — их решено сделать ежегодными!
В 2008 году планируется проведение
всероссийского смотра-конкурса
психолого-педагогических программ «Психология
развития и адаптация» и конкурса
«Педагог-психолог России — 2008». Следите за
информацией в «Школьном психологе» и на сайте www.rospsy.ru!
Ольга РЕШЕТНИКОВА
|