ППП В МАСШТАБАХ ОДНОЙ СТРАНЫ
О предстоящем исследовании
представлениий подростков о себе и своем
будущем, его задачах О. Гобова и Е. Игнатова
рассказали в статье «Психологический портрет
поколения. Типология представлений о себе»
(«Школьный психолог, № 6/2007). Сегодня они
представляют его результаты.
ХРОНИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
Апрель 2007 года — СТАРТ всероссийского
исследования «Психологический портрет
поколения» (ППП).
Август 2007 года — завершение I этапа. Приняли
участие 28 психологов из разных уголков нашей
необъятной России: г. Мелеуз (Башкортостан),
Ангарск, г. Вихоревка и поселок Залари Иркутской
области, г. Райчихинск Амурской области,
Норильск, Казань (Татарстан), г. Белый Яр
Ханты-Мансийского округа, Сызрань Самарской
области, Нижний Тагил, г. Орск Оренбургской
области, Москва и Московская область. Получено 2700
протоколов.
Октябрь 2007 года — стартует II этап исследования.
Принимают участие психологи из Владимира,
Ярославля, Костромы, Коломны, Тихвина,
Архангельска, Красноярска, Новосибирска, Сарова
Нижегородской области, Кемерова и других.
Полученные материалы исследования бесценны и
для психологического, и для педагогического
сообщества, и для историка, и для политика. Каждый
специалист сможет найти много ценной информации
для глубоких размышлений о смысле жизни, о целях
и предназначении, о чувствах современников и об
идеях, которые из поколения в поколение
будоражат умы молодежи.
Что такое психологический портрет
современника? Может быть, описание типичного
представителя определенного возраста? Как вы
представляете себе типичного старшеклассника?
Наверное, у каждого из нас есть собственный
образ этого типа — современного ученика 8, 9, 10,
11-го классов. Так и мы хотели построить портрет
типичного российского школьника. Ан нет! Нет
больше типичных! Слава богу, мы уже доросли до
разнообразия. Тотального разнообразия. Причем не
зависящего от места проживания, учебного
заведения, величины города или уровня
интеллекта. Невероятное разнообразие
обнаруживается внутри каждого класса, каждой
школы, каждого населенного пункта России.
ППП — это не среднетипичный (усредненный)
профиль, абрис. Это сложное мозаичное панно,
состоящее из огромного множества кусочков самых
разных конфигураций, тонов и оттенков.
Так что же, все настолько многообразны, что нет
ничего общего? И да, и нет. Ведь цветов в спектре
всего семь. Но это не делает все живописные
картины похожими друг на друга. Вот и мы,
анализируя протоколы ответов, ставили своей
задачей вычленить цвета радуги. И в этом смысле
наша задача как портретистов — выявить и
внимательно изучить все эти цвета, тона, оттенки
и светотени, из которых состоит портрет
поколения.
Установленные нами типы представления о себе
есть не что иное, как основные цвета радуги. Но
задача нашего исследования значительно шире и
глубже, чем просто причислить каждый ответ к
определенному цвету, установить типаж. Это
только первый шаг нашего исследования ППП.
Важнее — создать общую картину, уловить динамику
изменений, заложенную в каждом поколении России.
Ведь те мыслеобразы, те стратегии реализации
своих целей и мечтаний и те представления о своем
будущем тысячи школьников, которые получили
отражение пока только в их словах, через 10 лет
обретут вполне реальные черты и воплотятся в
определенный образ жизни.
УНИКАЛЬНЫЕ ЛИЧНОСТИ — «КТО, ЕСЛИ НЕ Я!»
Конечно, нас, как психологов, в первую очередь
интересуют самые яркие, уникальные и самобытные
представители мира старшеклассников. Их
довольно много в разных городах и разных классах
— как в 7-х, так и в 11-х (намного меньше в 9-х).
Например, в городе Норильске (материалы
предоставлены психологом Светланой Божко)
просто какая-то норильская магнитная аномалия!
Большинство ответов не соотносимы с теми,
которые могли бы дать в школьном возрасте наши
ровесники. Невозможно себе представить наших
одноклассников, мечтающих о чем-нибудь подобном.
Редко, но встречаются такие уникальные
личности, смыслом жизни которых является
изменение мира в лучшую, естественно в их
понимании, сторону. Они готовы отдать все свои
силы, чтобы создать такой мир, открыть такую
школу, написать такую книгу, которые смогут
повлиять на мышление и чувства других людей.
Таким уникальным личностям очень важно, чтобы
другие люди стали более духовными, более
творческими, более «продвинутыми», более живыми
и думающими. Они смотрят на мир, с одной стороны,
весьма критично — их многое не устраивает, с
другой стороны, активно — они готовы не покладая
рук творить лучший мир для всех. И в этом они
находят свое предназначение, в этом видят
ценность своей жизни.
Познакомимся с ними поближе.
Пример первый: 8-й класс
Цели: Я хочу научиться водить машину,
поступить в училище на пилота реактивных
истребителей, стать пилотом, играть на гитаре.
Хочу прожить долгую и счастливую жизнь,
построить дом на юге Уральских гор и аэродром
рядом с ним, открыть автолетную школу для всех
желающих.
Дело: Открыть автолетную школу и стать
ее директором. Эта школа будет доступна всем
людям с ранних лет. Эта школа нужна для освоения
новейшей российской и заграничной техники. Она
должна поднять уровень образования и авторитет
нашей страны.
Мечта: Создать космический корабль
будущего, который смог бы летать на огромные
расстояния в космосе и был бы оснащен
вооружением для защиты при нападении на него.
Пример второй: 11-й класс
Цели: Получить высшее образование, а если
позволят материальные средства, то и второе
высшее образование. Буду поступать в один из
московских вузов. По прошествии нескольких лет
работы выплатить те несчастные полмиллиона
родителям, которые они заплатили за мое обучение.
Пройти повышение квалификации, желательно за
границей. Хочу выучить три иностранных языка.
Продолжить музыкальное образование,
усовершенствовать навыки письма и развить в себе
как можно больше граней творчества.
Как можно меньше зависеть от кого-либо или от
чего-либо. И, в первую очередь, не зависеть от
навязывания Запада. Я желаю жить за границей, так
как я не хочу, чтобы в России жили мои дети. Я
руководствуюсь еще и тем, что уже нет большой
разницы между русскими и, например, американцами,
между негром и азиатом. Большинство различий мне
кажутся весьма условными, они были созданы
государствами для простоты управления.
Я хочу добиться успехов в писательской
деятельности. Однако мы живем не в годы Пушкина,
где рукописи расходились по рукам. Я не имею
денежных средств для реализации своей цели. Но
это лишь временная трудность.
Дело: Развить себя духовно и физически,
насколько это возможно. Насколько возможно,
повлиять на других молодых людей, так как ужасно
надоело общаться с «растительными» людьми.
Создать на уровне города или всего лишь одного
дома такой мир, в котором взрослые и дети не будут
беспокоиться о материальных ценностях, а будут
самосовершенствоваться.
Развить себя как писателя.
Добиться карьерного роста.
Придется работать в поте лица.
Мечта: Открыть частную школу, которая
может хоть частично повлиять положительно на
молодежь. Закрытая школа для развития себя. И я
хочу, чтобы моя школа простояла не один век!
Написать книгу.
Создать свой фильм.
Общаться с нормальными людьми.
Не бояться смотреть в будущее.
Добиться высоких ступеней в карьере, доказать
себе самой, что я могу реализовать свои мечты.
Пример третий: 11-й класс
Цели: Научиться профессиональному
использованию клипмейкерских программ, получить
диплом системного администратора в МГТУ
(СТАНКИН), выйти в категорию PRO в сфере велотриала
(трюки на велосипеде). Кататься с друзьями на
великах, выезжать на них за рубеж.
Бросить курить, заниматься любимым делом —
видеомонтажом.
Лет в 25–30 жениться. Завести пару детей.
Отрастить волосы до плеч и собирать их в
хвостик.
Вообще я хочу создать такой клип, который
произведет неизгладимое впечатление. Мой клип
вызовет прямо-таки физическое изменение
сознания.
Дело: Хочу заниматься видеомонтажом. Я
хочу делать клипы. Но не те, что круглосуточно
крутят по музыкальным каналам. Нет. Я хочу делать
клипы, которые будут воздействовать на людей.
Чтобы клипы вызывали уважение у людей к их
авторам. То есть ко мне. Говорят, лишь 1 человек из
10000 способен придумать действительно
оригинальное. Я определенно из них! Я хочу нести
людям свои чувства и эмоции через клипы. Чтобы
после из просмотра что-то оставалось в душе.
Мечта: Мечта о доме превращается в
четыре стены.
Мечта о любви превращается в человека, спящего
с тобой.
Мечта о машине превращается в 1,5 тонны металла и
стекла.
Скорее всего, я мечтаю о настоящей мечте.
УНИКАЛЬНЫЕ ЛИЧНОСТИ — «БЕЗЗАВЕТНЫЕ
ГЕРОИ»
Молодости присуще стремление к пределу своих
возможностей, к проверке себя в экстремальных
ситуациях, к беззаветному героизму. Причем не
ради красного словца, а ради людей, ради мира,
ради справедливости. Может показаться, что в наше
время героев, готовых к самопожертвованию, не
осталось. Действительно, их единицы. Но они есть.
И в этом их уникальность.
Пример первый: 11-й класс
Цели: Хотя бы заочно закончить Академию
ФСБ в Москве. Поступить в один из лучших
университетов (УРГУ) на исторический факультет,
чтобы затем работать офицером в ФСБ, хотя бы
аналитиком.
Чтобы у меня была такая работа, за которую я бы
держалась и которой я бы дорожила.
Если получится, то у меня будет семья. Но если
учесть мою будущую работу (а она у меня будет
обязательно), то я сомневаюсь, что какой-либо
мужчина может выдержать сильную девушку (пока
они все боятся).
Дело: Для себя я выбрала работу,
связанную с риском. Но я знаю, что, работая
офицером ФСБ, я буду по-настоящему счастлива,
потому что я сталкивалась с этими людьми и видела
уже работу чиновников. А я по своей натуре очень
экстремальный человек, любящий рисковать и быть
незаметным в толпе. Я просто хочу работать для
того, чтобы хотя бы дети моих друзей жили
спокойно.
Мечта: Сделать все, чтобы мои друзья и их
дети жили как можно лучше. Я хочу им добра, они мне
дороги, и моя мечта — работать так, чтобы им
жилось лучше. Я думаю, что моя мечта сделать мир
лучше, добрее, безопаснее, наказывать и ловить
преступников не такая уж странная.
Пример второй: 11-й класс
Цели: Научиться кататься на скейте до
уровня Тони Хоно. Научиться общаться без
стеснения с девушками. Научиться прыгать на
профессиональном уровне (паркур), красиво
рисовать граффити. Сделать свою группу известной
и прибыльной (музыкальную и вообще всю нашу
команду). Поступить в УРГУ на факультет
психологии.
Я хочу всегда заниматься своими увлечениями.
Иметь свой дом недалеко от Екатеринбурга. Семью
с двумя детьми (два сына). Организовать общество,
занимающееся отловом гопников на улицах.
Дело:
1. Не дать моим друзьям превратиться в гопников
(и вообще всем). Стремиться к развитию своих
личных качеств, к превращению в человека.
2. Прыгать, постоянно усиливая сложности трюков.
3. Играть действительно хорошую качественную
музыку и зарабатывать деньги от продажи
альбомов.
4. Кататься очень хорошо на скейте для съемок
различных кино, впоследствии стать каскадером.
Мечта:
1. Найти себе очень, очень красивую девушку с
отличным характером, полностью понимающую меня.
Среднего достатка.
2. Прыгнуть с высоты где-то 7000 км без парашюта и,
естественно, не разбиться.
3. Оставить свой след в истории мира.
УНИКАЛЬНЫЕ ЛИЧНОСТИ — «СМЕЛОСТЬ
ГОРОДА БЕРЕТ»
Многие мечтают о «красивой» жизни. И только
единицы готовы серьезно и настойчиво достигать
этой привлекательной для многих цели и делать
это смыслом всей своей жизни.
Пример первый: 11-й класс
Цели: Самое главное — это поступить в
УРГУ на культурологию или искусствоведение.
Научиться оформлять художественные выставки,
заниматься оформлением клубов, ресторанов и
закончить школу ведущих. В совершенстве выучить
английский, испанский и итальянский.
Жить за границей — в Англии или в Испании.
Путешествовать по многим странам мира с любимыми
людьми. Иметь семью с 2–3 детьми.
Дело: Я бы хотела стать ведущей
какой-нибудь программы на телевидении. Например,
молодежной — об экстремалах, об искусстве. Я
могла бы работать на радио. Хотелось бы танцевать
в клубах. Я не представляю свою жизнь без сцены,
поэтому мое будущее дело должно быть связано с
чем-то подобным.
Мечта: Моя мечта может показаться
глупой, но я бы хотела оказаться на обложке
модного журнала, сняться в кино. Моя глобальная
мечта — добиться того, чтобы в мире Россию не
воспринимали как отсталую державу, где вечно
холодно, по улицам бродят медведи, а люди вечно
пьют водку. Хотелось бы показать, что Россия
красивая, интересная, многогранная и, кроме зимы,
у нас есть все времена года.
Хотелось бы встретить человека, который будет
действительно моим, который будет любить меня, а
я его. В общем, я мечтаю о красивой и чистой любви.
Пример второй: 11-й класс
Цели: Научиться кататься на коньках,
бороться с патологической ревностью и с ленью.
Уехать из родного города (небольшой город на
Урале. — Авт.) на край света, родить мальчика с
голубыми глазами, путешествовать по всему миру.
Дело: Если бы я могла жить так, как я
хочу… Первым делом бы уехала в другой город. Чем
дальше, тем лучше. Выучилась бы и занялась такой
работой, лишь бы не сидеть на месте и не
перебирать пыльные бумажки в кабинете из четырех
стен и заниматься каждый раз новым. Ездить по
ночным барам, клубам. Заниматься аниматорством
профессионально. Постоянно быть свободной, но
чтобы всегда можно было вернуться в свой домик
уютный на берегу пляжа, с бассейном и камином, и
чтобы тебя всегда ждал любимый человек. Хочется
много общаться с людьми и узнавать о них как
можно больше. Еще очень хочется ездить на
гоночных машинах наперегонки с красивыми
турецкими мальчиками…
Мечта: Мы с моей подругой мечтаем
танцевать стриптиз на Кубе или на Ибице, в
дорогих красивых ночных клубах. Хочу огромную
яхту. Хочу свой дом на берегу пляжа и много
дорогих машин. Можно открыть салон по
производству гоночных машин. Хочу собаку шарпея,
плетеную мебель, окно в пол в небоскребе и
бассейн на крыше дома.
Пример третий: 11-й класс
Цели: Успешный и знаменитый фотограф,
который может наслаждаться своим образом жизни и
любить свою работу. Моя цель идет нога в ногу с
моей мечтой. А я мечтаю о шикарном двухэтажном
доме на горе. Недалеко от города и моря с видом на
пляж. Не думать о том, как жить и тратиться завтра.
Я хочу жить каждым днем. В доме на втором этаже
должна быть стеклянная крыша. И я хочу смотреть в
небо на закаты. Хочу уметь делать массаж. Хочу
быть фигуристым и загорелым.
Дело: Хочу быть великим фотографом и
ездить по разным континентам и странам,
знакомиться с другой историей и культурой.
Обучить своих детей (пацанов-близнецов) своему
делу, воспитать их благородными и хорошими
людьми. Ездить по свежему асфальту на новой
резине без шлема на мотоцикле HONDA. Я бы
поучаствовал в ралли на джипах. Путешествия в
молодости, а в старости сидеть дома и отдыхать.
Мечта: Жить хорошо и умереть счастливым.
Безбедная юность и насыщенная эмоциями старость.
Признание своего таланта. Сидеть на диване и
смотреть на свои фотографии. Непередаваемое
чувство эйфории. Думать только о своем моральном
облике и полноценности. Встречаться с пятью
девушками одновременно и жениться на двух. Иметь
мотоцикл и маленький вертолет без ограничений в
топливе.
Мы показали на трех примерах, как молодые люди
сориентированы на очень растиражированный СМИ
популярный образ жизни, который вытекает из
выбора элитной профессии — фотографа,
телеведущей, танцовщицы. Многие молодые люди — и
девушки, и парни — мечтают о роскошной, гламурной
жизни, полной праздного веселья, утонченного
общения в окружении шикарных вещей и людей. Но
существует огромная разница между теми, кто
украдкой, краешком глаза хотел бы заглянуть в
окно этого роскошного, но недоступного им мира, и
теми, кто, как представленные в примерах
уникальные личности, вполне конкретно ставит
перед собой цель ворваться в элитную среду на
правах главного героя, и никак не меньше! Они
готовы сделать все от них зависящее, чтобы
реализовать свои способности и таланты и
завоевать доверие, уважение тех людей, от которых
будет зависеть их судьба.
УНЫЛОЕ БОЛЬШИНСТВО
«ДЕРЕВО, ДОМ, СЫН И ХОРОШАЯ ЗАРПЛАТА»
Однако не будем впадать в эйфорию. Уникальных
личностей много, но не они составляют
большинство. Большинство все-таки составляют
унылые, ничем не увлекающиеся, не планирующие
добиваться каких-либо целей. Одним словом
–«никакие», сплошной серый цвет. В нашей палитре
— это неопределившиеся. Как это ни
парадоксально, при мощных информационных
перегрузках нашего времени наши дети зачастую
живут в очень бедной информационной среде.
Они не читают книг, не смотрят хороших фильмов, не
общаются с интересными талантливыми людьми.
Клипы, рекламные ролики и низкопробные сериалы —
вот основные источники знаний о жизни у
подавляющего большинства. Им на самом деле
чего-то хочется — интересненького, веселенького,
разнообразного, но они не хотят прикладывать
усилий для того, чтобы достичь хотя бы чего-то. Им
даже думать не хочется на эту тему.
Многие вспомнили расхожую фразу «Человек в
своей жизни должен посадить дерево, построить
дом и воспитать сына», вцепились в нее, вот и вся
их жизненная программа. И нечего
«заморачиваться». Можно даже от себя добавить
«хорошая зарплата». Вот вам и индивидуальный
ответ, не как у всех. Конкретно такие ответы
именно с этими словами, вынесенными в заголовок,
есть в каждом классе, и не по одному.
Эти ответы отнесены нами к типу
неопределившихся. Это и не плохо, и не хорошо.
Просто человек не успел выбрать из множества
дорог дорогу своего будущего. Дети сами понимают,
что то, что они пишут, не может быть их жизненной
программой действий. И у них есть шанс и время
обратиться к себе и найти то самое
индивидуальное, необходимое и подходящее именно
для себя.
Сложнее с теми, кто уверен, что выбрал свое
собственное направление, а на самом деле пошел на
поводу у мнения родителей, друзей, учителей или
попался в сети расхожих стереотипов.
Штампованные образы богатых и успешных людей,
навязанные молодому поколению через глянцевые
журналы и рекламу на телевидении, полностью
захватывают внимание подрастающего поколения.
Действительно трудно в 16 лет критично отнестись
к потоку информации и выбрать то, что подходит
именно тебе, а не то, что привлекательно для всех.
Так появляются толпы юристов,
стилистов-визажистов, фотомоделей и дизайнеров.
Именно эти образы наиболее популярны, именно с
ними связано представление об успехе и
богатстве. По сути, такие представления о себе
тоже нельзя считать определенными, хотя по форме
они могут быть отнесены и к функционерам, и к
«разнобою», и к деловым людям. Перед психологом
остается задача — помочь молодому человеку
освободиться от формальных и бессмысленных
штампов и вывести его на истинное
самоопределение.
КАК СТАТЬ УЧАСТНИКОМ ПРОЕКТА
В целом, полученные в ходе исследования
материалы позволяют психологу учебного
заведения выстраивать конкретную перспективу
своей работы как с классом, так и с каждым
конкретным учеником.
Исследование продолжается, и мы приглашаем
психологов вливаться в наши ряды! А мы, авторы
методики «ЦЕЛЬ. ДЕЛО. МЕЧТА» и руководители
исследовательского проекта «Психологический
портрет поколения», предлагаем такие варианты
сотрудничества:
1. Стать УЧАСТНИКОМ исследовательского проекта.
Для этого нужно прислать заявку на электронный
адрес: portretRF@mail.ru.
2. Пройти интернет-курс дистантного обучения
«Психологический портрет поколения». Для этого
нужно зайти на сайт www.mechta-deti.ru
в раздел «Дистантное обучение» и оставить свою
заявку. Если у вас есть интерес к тому, как
складываются представления подростков и молодых
людей о себе и своей жизни, то данный курс
предоставит вам возможность для глубоких
размышлений на основе достаточно конкретных
результатов.
Как и всякий курс обучения, он будет состоять из
нескольких частей:
1. Теоретическая часть.
2. Контрольные вопросы.
3. Практические задания.
4. Практическое использование результатов по
исследованию ППП.
Мы благодарим всех участников I этапа
исследовательского проекта и объявляем начало II
этапа. Ждем новых участников. Наш адрес: 143408 г.
Красногорск, Московская область, ул. Карбышева,
д. 19а, офис Красногорского общественного фонда
поддержки образования и творчества «Мечта III
тысячелетия».
Елена ГОБОВА,
Ольга ИГНАТОВА
|