Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №1/2008
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЗГЛЯД


ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЗГЛЯД

Тренинг как форма активного обучения сегодня широко применяется в социальной практике, в том числе и в педагогике. Важная черта тренинговой работы состоит в том, что ее методика неотделима от личности тренера. Я бы хотел обратить внимание на один важный аспект, который связан с умением отличать поведение тренера от поведения участника на тренинговой площадке.

В тренинге существуют две основные позиции: участник и тренер. На мой взгляд, для успешного проведения тренинга желательно, чтобы эти позиции были устойчивы. Для этого важно понимать, что в ходе тренинга для тренера и для участника происходят совершенно разные процессы. Если тренер будет смешивать эти позиции, это приведет к невротическому состоянию и участников, и его самого.

Какие же отличия в поведении и общении можно выделить?

1. Позиции участника и тренера отличаются в зависимости от цели. Участник пришел в группу, чтобы получить что-то для себя, а своей цели он будет достигать после окончания тренинга. Тренер же находится в обслуживающей позиции, он ориентирован на потребности участников. Его задача заключается в помощи участникам, то есть цели тренера лежат в пределах группы.

Надо отличать роль тренера от роли руководителя и лидера. Схожесть роли тренера с ролью руководителя в том, что тренер «назначен», а не выдвинут участниками. Схожесть с лидером в том, что он так же помогает участникам достигать своих целей. Тренер должен балансировать между этими двумя ролями — не становиться таким, как участник-лидер (то есть помнить, что его цель лежит в другой плоскости), и не делаться руководителем (в таком случае возникает манипулятивный подход, который гасит развитие субъект-субъектных отношений).

Сам тренинг возник в гуманистической парадигме, поэтому тренера нередко называют фасилитатором (по К. Роджерсу), то есть усилителем потенциальных возможностей участников. Большое значение, таким образом, получает возможность вхождения с участниками в особые, так называемые резонансные отношения.

2. Один и тот же процесс, происходящий на тренинге, по-разному рассматривается и оценивается тренером и участником. Например, возникновение групповой сплоченности у участника вызывает прибавку энергии и энтузиазм, а у тренера может вызвать чувство изолированности. Напряженная групповая дискуссия между участниками может сопровождаться расслабленным покоем у тренера.

3. Тренеру надо всегда находиться в инструментальной, то есть искусственной позиции. Он ни в коем случае не должен быть самим собой. Участник, наоборот, должен находиться в позиции «здесь и сейчас», проявлять свои естественные качества, вести себя «как в жизни».

Чем естественнее участники и чем «искусственнее» тренер, тем выше эффект тренинга. Возможно, для тренера участники — актеры, а он сам чувствует себя режиссером, а для участников тренер — как актер.

Тренер работает «образом тренера» как основным инструментом помощи участникам, а не своей личностью. На тренинге он «никакой», то есть такой, каким надо быть для достижения их цели. Таким образом, то, что участниками воспринимается как естественность, тренером воспринимается как сделанность, искусственность.

4. Участники строят друг с другом «человеческие» отношения (могут возникать симпатия, раздражение, обида, влюбленность и др.). Тренеру не стоит этого делать, ему надо оставаться в рамках рабочих отношений. Если у тренера возникнет «человеческая» связь с участником, то это будет мешать групповой работе. Это будет мешать также и самому участнику, поскольку в этом случае он будет направлен на контакт с тренером, а не на контакт с участниками. А именно в этом заключается суть групповой работы, в отличие от индивидуального консультирования.

5. У тренера и участника существует разная степень ответственности за происходящее на тренинге. Базовый принцип тренерской работы заключается в том, что тренер управляет не людьми, а ситуацией. Он обязан создавать, поддерживать, менять условия, для того чтобы у участников был шанс измениться. Но использует ли участник этот шанс — это уже не его ответственность. Что участник вынесет с тренинга — это ответственность самого участника.

Отсюда важное стратегическое правило для тренера: чтобы управлять ситуацией, надо быть вне ее. Участники находятся внутри ситуации тренинга, а тренер остается снаружи.

На мой взгляд, профессиональный рост психолога как тренера начинается с того момента, когда он начинает дифференцировать свою роль и роли участников, «человеческие» и рабочие отношения, свою ситуацию и ситуации членов группы.

Надеюсь, что мои размышления помогут психологам в овладении тренинговой работой, такой увлекательной и такой эффективной!

Сергей ПЕТРУШИН,
кандидат психологических наук,
г. Казань

TopList