Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №1/2008
Его величество цвет


ВМЕСТЕ С УЧИТЕЛЕМ

ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО ЦВЕТ

Изобразительное искусство — мир прекрасного, мир творческого вдохновения и источник подъема всех духовных сил человека. В контексте тенденций современного образования, ориентированного на творческое развитие ребенка, художественное творчество занимает особенно важное место, что, в свою очередь, определяет актуальность задачи развития творческого потенциала личности педагога и будущего учителя.

Развитие творческой активности, творческих способностей будущего учителя требует специальных методических средств, в ряду которых можно выделить:

1. Использование элементов обучения творчеству в ходе преподавания различных учебных дисциплин на протяжении всего срока обучения. Рассмотрение на практических занятиях по психологии структуры процесса творчества, его звеньев и этапов. Наличие конкретных рекомендаций при изучении методик преподавания отдельных предметов (выбор нетрадиционных методов, приемов, форм обучения, техник и технологий) по данному предмету.

2. Осуществление специального тренинга педагогического творчества, который может проводиться в рамках той или иной учебной дисциплины, в соответствии со спецификой факультета и другими особенностями конкретного вуза и региона.

3. Использование в рамках профессиональной подготовки различного вида учебно-творческих задач. Известный российский психолог Я.А. Пономарев предлагает обеспечить такую форму организации содержания учебного материала, при помощи которой педагог сможет создать творческую ситуацию, прямо или косвенно задать цель, условия и требования учебно-творческой деятельности. Именно в этом случае обучаемые активно овладевают знаниями, развивают творческий потенциал. Использование учебно-творческих задач, по мнению автора, позволит студентам учиться видеть противоречия, формулировать проблему, выдвигать гипотезы, генерировать идеи, развивать гибкость и критичность мышления, обеспечивая развитие творческого потенциала будущих учителей.

4. Применение в практике профессиональной подготовки эвристических методов генерирования новых идей. Способность к генерированию новых идей — это один из важнейших признаков творческой личности. В практике высшего профессионального образования развитию интуиции, способности к генерированию новых идей уделяется недостаточное внимание. «Педагоги в основном обращают внимание на логические методы решения задач, в том числе в процессе решения творческих задач».

Рассматривая методы развития творческих возможностей будущего педагога, нельзя не остановиться на арт-терапевтических практиках, которые получили в последнее время широкое применение не только в рамках психокоррекции, психотерапии, но и в контексте развития творческой личности. Некоторыми психологами и педагогами ставится вопрос о внедрении арт-терапии как метода, основанного на искусстве и творческой деятельности, в практику профессионального образования (Н.Ф. Вишнякова, Л.Д. Лебедева, К. Уэлсби и др.).

Известно, что арт-терапия, или терапия искусством, — это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительном, которая стимулирует творческую деятельность субъекта. Основная ее цель состоит в гармонизации развития личности через формирование способности к самовыражению и самопознанию.

В зависимости от характера творческой деятельности и ее продукта можно выделить следующие виды арт-терапии:

– рисуночную терапию (изотерапию), основанную на изобразительном искусстве;

– библиотерапию как литературное сочинение и творческое прочтение литературных произведений;

– сказкотерапию;

– музыкотерапию;

– хореотерапию;

– драматерапию;

– смехотерапию и др.

В практике подготовки будущих учителей начальных классов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений КГПУ им.К.Э. Циолковского на занятиях по методике изобразительного искусства и теории и методике художественного творчества мы использовали в основном рисуночную терапию, реализуемую в рамках гуманистического направления арт-терапии. Целью применения изотерапии в данном случае являлось исключительно развитие творческих качеств личности будущих педагогов.

Приведем в качестве примера описание одного из авторских занятий, направленных на развитие творческого потенциала будущих педагогов.

ТВОРЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

Цель занятия: развитие творческого потенциала личности будущих педагогов средствами арт-терапевтических практик.

Задачи: развитие воображения, ассоциативно-образного мышления, творческого мышления (беглости, гибкости, оригинальности), развитие коммуникативных умений будущих педагогов.

Длительность занятия: 1 час 20 минут.

1-й этап. Знакомство с языком цвета

Упражнение «Язык цвета»

Оборудование: краски, кисти, лист бумаги, заготовки для техники «печатания» (использование клише).

Время выполнения: 25–30 минут.

Инструкция

Цветовые оттенки могут отображать настроение человека, эмоции, психологическое состояние. У каждого человека с цветом связано множество жизненных ассоциаций. С помощью цветовых пятен в технике кляксографии (раздувание цветного красочного пятна) или техники «печатания» изобразите на листе бумаги следующие эмоциональные состояния человека (по выбору):

Радость. Грусть.

Волнение. Испуг.

Печаль. Ожидание.

Страх. Тревога.

Презрение. Напряжение.

Лень. Скуку.

Усталость. Спокойствие.

В результате выполнения данного упражнения составляется личностный цветовой ассоциативный ряд.

Работа студента «Страх», выполненная в технике кляксографии

Работа студента «Волнение», выполненная в технике кляксографии

Работа студента «Испуг», выполненная в технике кляксографии

Работа студента «Спокойствие», выполненная в технике «печатания»

 

2-й этап. Творческое самовыражение

Упражнение
«Язык художественного творчества»

Оборудование: карандаши, лист бумаги.

Время выполнения: 25–30 минут.

Инструкция

На языке цветовых пятен, разноцветных линий расскажите о том, как вы провели сегодня утро. (По окончании рисования.) Сравните используемые в работе линии и цвета с ассоциативными рядами, созданными в результате выполнения предыдущего задания.

Работа студента «Веселое утро», выполненная в технике кляксографии

Работа студента «Просыпаюсь», выполненная в технике «цветные ниточки»

Работа студента «Начало дня», выполненная в технике «отпечаток руки»

Упражнение «Музыка картины»

Оборудование: репродукция картины И.К. Айвазовского «Черное море», набор изобразительных материалов и инструментов (акварель, гуашь, пастель, цветные карандаши, графит, бумага, кисти).

Время выполнения: 15–20 минут.

Инструкция

Рассмотрите репродукцию картины известного мариниста. Попытайтесь почувствовать свое присутствие внутри картины… Представьте, где вы находитесь, что делаете, что видите, какие звуки слышите… Попытайтесь словесно описать музыкальный строй картины (какие звуковые ощущения близки по настроению изображенному в структуре картины).

Зарисуйте возникшие ощущения, эмоции. Можно использовать любые изобразительные материалы и инструменты.

(По окончании рисования.) Сравните цветовой строй рисунка с цветовым рядом, который вы создали в ходе выполнения предыдущих упражнений.

Работа студента «Радость предвосхищения», выполненная в технике «отпечаток руки»

Работа студента «Мои необъятные чувства», выполненная в технике «работа по-мокрому»

Работа студента «Что будет дальше?», выполненная в технике «цветные ниточки»

 

3-й этап. Рефлексия самовыражения в творчестве

В ходе этого этапа занятия участникам предоставляется возможность осуществить рефлексию творческой деятельности

Оборудование для прослушивания музыкального произведения ( «Лунной сонаты» Бетховена).

Время выполнения: 7–10 минут.

Ход этапа

Звучит музыка.

– Наше занятие подходит к концу. Давайте проведем коллективный анализ нашей работы:

— Какое задание особенно заинтересовало вас?

— Какие творческие работы, по вашему мнению, оказались особенно удачными?

— Что вы открыли нового в себе, в своем внутреннем мире благодаря выполнению упражнения «Язык художественного творчества»?

— Какие из проведенных сегодня упражнений вы можете использовать в начальной школе, детском саду в рамках уроков и занятий по изобразительному искусству? С какой целью?

— Какой образовательный и развивающий потенциал содержит в себе упражнение «Язык цвета»? Каким образом его можно применить при работе с детьми в рамках обучения изобразительному искусству, в контексте воспитательной работы, во внеурочное время?

— Какие из техник, с которыми вы познакомились сегодня, могут быть использованы в начальной школе, детском саду с целью развития коммуникативных умений детей?

А теперь откиньтесь на спинку стула. Расслабьтесь. Послушайте музыку.

Спасибо за творческую работу!

* * *

Необходимо отметить, что арт-терапевтические техники и упражнения, используемые на занятиях, составляются нами в соответствии с программой начальной школы и дошкольного образовательного учреждения для возможного их использования будущими педагогами в ходе учебно-воспитательного процесса.

Ирина ДАВЫДОВА,
кандидат психологических наук,
старший преподаватель КГПУ
им. К.Э. Циолковского,
методист по изобразительному искусству,
Калуга

Публикация статьи произведена при поддержке cети косметологических клиник «Линлайн», предлагающей широкий спектр косметологических услуг, производимых методами лазерной косметологии, включая удаление пигментации, татуировок, сосудистых «звездочек", лечение угревой сыпи, лазерную наноперфорацию, фотоомоложение и другие процедуры, зачастую уникальные для России и проводящиеся только в клиниках Линлайн. На сайте сети клиник есть информация о производимых процедурах, отзыв и наноперфорации, QOOL-эпиляции и прочих косметологических услугах.

TopList