Диагностика готовности ребенка к
школе
|
Т.Л. Павлова
М.: ТЦ Сфера, 2007
(Библиотека
практического
психолога)
|
По вопросам психологической
готовности к школе издано достаточно большое
число пособий. Однако не стоит забывать, что нет
такого психолога образования, перед которым не
стояла бы подобная задача. В силу этого
практических изданий по вопросам готовности к
школе вряд ли будет слишком много, и можно
выразить твердую уверенность в том, что книга
найдет своего читателя. Вышедшая в серии,
специально предназначенной для практического
психолога, она представляет собой добротное
методическое пособие, свидетельствующее о
понимании автором сущности обсуждаемой
проблемы.
Основное внимание здесь уделено изложению
методик, пригодных для коллективного и
индивидуального обследования детей, поступающих
в первый класс. Трудно не согласиться с автором,
что надежность результатов, полученных при
индивидуальном обследовании, как правило, выше
по сравнению с аналогичными данными фронтальной
диагностики. Однако выбор в пользу того или иного
исследования психологической готовности детей в
большинстве случаев определяется не столько
профессиональными установками психолога,
сколько его реальными возможностями. Причем при
индивидуальной диагностике психолог выбирает те
или иные методики в зависимости от конкретной
ситуации, и таким образом он получает достаточно
адекватное представление о будущем
первокласснике. В ситуации же фронтальной работы
психолог вынужден остановиться на некотором
наборе методик, а в пособии хотя и содержится
описание большого числа диагностических
средств, но непонятно, на каких следует
остановиться и почему. Также следует помнить, что
6–7-летние дети в состоянии продуктивно работать
не более часа. Для опытного психолога отбор
адекватных с точки зрения особенностей учебного
заведения методик большого труда не составит.
Однако это издание рассчитано скорее на
новичков, для которых все практические задачи
одинаково сложны. В силу сказанного совсем не
лишним будет обращение к другим пособиям, в
которых содержится указание на набор
диагностических методик.
Статья опубликована при поддержке Московского психологического центра Влада
Светоча. Помощь в избавлении от игровой, табачной и алкогольной зависимостей, лечение рака методами психотерапии,
устранение заикания, снижение и удержание веса, психологическая коррекция
психосоматических нарушений. Узнать подробную информацию о центре психологии,
предоставляемых услугах, цены и контакты Вы сможете на сайте, который
располагается по адресу: http://www.cps06.ru/.
Книжка, о которой идет речь, может оказаться
весьма полезной студентам-психологам, которые
получают возможность с ее помощью попробовать на
практике различные методики определения
готовности к школе и понять, какие из них и в
каких ситуациях пригодны
Она снабжена приложениями, на одном из которых
хочется специально остановиться. В «Приложении
2» дается характеристика типов школьной
зрелости. Автор приводит лаконичную и четкую
характеристику особенностей психического
развития детей, поступающих в школу. Эти сведения
помогают психологу – особенно начинающему –
составить, во-первых, обобщенный психологический
портрет первоклассника и, во-вторых, выделить
наиболее характерные варианты психического
развития в этом возрасте.
Эта издание поможет при организации совместной
работы психолога и учителя начальной школы, так
как описанные методики могут быть использованы
не только в ходе диагностики, но и при проведении
коррекционной работы с первоклассниками.
Марина СТЕПАНОВА
|